Мировые финансы особенности взаимодействия с национальными финансовыми системами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2013 в 19:03, курсовая работа

Краткое описание

Под влиянием резкого расширения внешнеторговых, научно-технических и многих других факторов и связей функционирование международных валютно-финансовых и кредитных отношений усложнилось и характеризуется частыми изменениями. Поэтому изучение мирового опыта представляет большой интерес для складывающейся в России и других странах СНГ рыночной экономики, ведь Россия все более включается в мировое хозяйство. Постепенная интеграция России в мировое сообщество, вступление в Международный валютный фонд (МВФ), группу Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Всемирную торговую организацию (ВТО) требуют знания общепринятого цивилизованного кодекса поведения на мировых рынках валют, кредитов, ценных бумаг, золота.

Содержание

Введение
Глава 1. Мировые интеграционные процессы в сфере мировых финансов
Тема 1.1. Финансовые ресурсы мирового хозяйства
Тема 1.2. Интеграция и глобализация мировых финансовых процессов
Тема 1.3. Международные валютно-кредитные организации
Глава 2. Финансовые способы регулирования экспортно-импортных операций капитального характера
Тема 2.1. Влияние иностранных инвестиций на экономический рост
Глава 3. Финансовые аспекты сотрудничества РФ со странами СНГ
Глава 3.1. Союзный бюджет РФ и Белоруссии
Глава .3.2. Единое Европейское пространство и Россия
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

фин ресурсы.doc

— 480.00 Кб (Скачать файл)

Президент В. Путин поставил перед Россией задачу удвоить ВВП за 10 лет (или даже к 2010 г.) и, что еще важнее, диверсифицировать структуру экономики, избавившись от чрезмерной зависимости от нефти, газа и другого сырья. На первый взгляд все идет в соответствии с задуманным. Темпы прироста ВВП вот уже пять лет подряд весьма внушительны (в 2003 г. - 7.3%), валютные резервы растут, уровень инфляции упал до терпимых 12%, "беглый" капитал начал возвращаться из-за рубежа. Готовность иностранных кредиторов и инвесторов укреплять деловые отношения с Россией становится все более очевидной. И благоприятные симптомы вовсе не исчерпываются перечисленными. По всей видимости, это сулит на ближайшие годы неплохие перспективы роста.

Но как обстоят дела с диверсификацией экономики? Если подведут внешние факторы, например упадут мировые цены на энергоносители и сырье, то, по прогнозу Министерства экономики России, темпы роста ВВП могут снизиться вдвое - примерно до 3—4% в год. Вполне резонно поэтому задать вопрос: в какой мере экономическая политика России соответствует необходимости диверсифицировать национальное хозяйство, чтобы обеспечить устойчивые темпы роста, не зависящие от колебаний цен на рынках энергоносителей и сырья?

В период с 1991 по 1998 г. - назовем его экспериментальным - принципы экономической политики России соответствовали концепциям известных американских экономистов (например, Джефри Сакса). Краеугольными камнями политики были либерализация рынков, приватизация промышленности, дерегулирование финансовой сферы. Все это предлагалось провести методами "шоковой терапии" (структурная трансформация, институциональные реформы, поддержание законности и порядка оставались вне поля зрения торопливых реформаторов). Но результаты ее реализации не могут не огорчать, по крайней мере многих из нас1. С 1989 по 1997 г. ВВП России сократился с 700 млрд. до 350 млрд. долл. в ценах.и по ППС рубля 1997г. За тот же период ВВП Китая удвоился с 350 млд. До 700 млд. Долл. Огромные основные фонды России, ее природные ресурсы - энергоносители и другое сырье оказались в руках группки олигархов, а число россиян, живущих на доходы, равные прожиточному минимуму 4 долл. в день (или еще ниже), увеличилось с 2 млн. в 1989 г. до 60 млн. в 1997 г.2 Зная об этих печальных итогах, можно было бы ожидать, что после 1999 г., с приходом в Кремль президента В. Путина, российская экономика постепенно откажется от имитации американского опыта и обратится к опыту Европы. Последняя после Второй мировой войны, построив "социально ориентированную рыночную экономику", добилась огромного социально-экономического прогресса. Однако, как ни странно, в то же время (конец 80-начало 90-х годов) в европейских странах - членах ЕС произошло коренное изменение курса. В моду вошли неолиберальные идеи, нашедшие воплощение в Пакте о стабильности и росте, построенном на парадигме жесткой бюджетной дисциплины (годовой дефицит не более 3% ВВП), нулевой инфляции, дерегулирования и приватизации экономики. Предполагалось, что при обеспечении этих условий экономика будет автоматически расти.

Почему произошла эта  неожиданная смена курса?

Миф о "вечном росте  новой экономики США", созданный  американскими экономистами из мэйнстрима, завладел умами творцов европейской политики. Но как раз тогда, когда многие бюрократы в Брюсселе решили, что они наконец-то постигли, как функционирует "страна чудес" американского бизнеса, экономика США после глубокого спада на фондовом рынке сползла в депрессию (рост ВВП в 2001 г. составил жалкие 0.1 %). Но американская администрация отреагировала на эту ситуацию быстро, изменив свой курс на 180°. Дефицит бюджета больше не воспринимается как серьезная экономическая проблема. Федеральные расходы резко возросли, налоги снижены, зато дефицит федерального бюджета  и внешнеторгового  баланса  увеличился. Самое главное - не позволять другим странам влиять на разработку российской экономической политики. Даже в эпоху глобализации каждая страна блюдет прежде всего свои интересы. Почему бы России не следовать их примеру? При этом для западных бизнесменов и инвесторов неважно, следует ли Россия "более или менее" либеральной политике (о чем свидетельствует опыт Китая). Важно лишь, чтобы ее политика успешно воплощалась в жизнь.

Россия стремится вступить в ВТО. С одной стороны, ее можно  понять: страна не желает оставаться вне клуба мировых держав с наиболее сильной экономикой. Однако Россия должна это сделать не раньше, чем ее экономика обретет силу, достаточную для того, чтобы конкурировать на равных с другими членами ВТО. Поэтому творцы российской экономической политики должны тщательно проанализировать отрасль за отраслью те преимущества, которые Россия сможет получить от быстрого присоединения к ВТО, и ту цену, которую ей придется за это уплатить.

Очень поучителен пример Китая. Для этой страны вхождение  в ВТО было жизненно важным. Только членство в ВТО могло дать Китаю возможность завалить Запад дешевыми потребительскими товарами, без которых тот вполне мог бы обойтись, ибо они уже имелись в избытке на его рынках. Но это было очень важно для поддержания экономического роста Китая. Позиции же России значительно сильнее. Ее нефть, газ и другие природные ресурсы пользуются большим спросом и, более того, стратегически важны для индустриальных стран Запада. При этом гражданский сектор обрабатывающей промышленности России никогда не был особенно силен. Доклад о мировой конкурентоспособности отводит России 64-е место из 80 стран, фигурирующих на мировом рынке. Как же Россия в этих условиях сможет противостоять иностранной конкуренции?

Ни одной стране мира не удавалось создать эффективную (в смысле конкурентных позиций на мировом рынке) промышленность без определенной поддержки и защиты со стороны государства на начальном этапе. Соединенным Штатам первоначально пришлось защищать свою промышленность от английского импорта в XVIII и XIX столетиях (впрочем, они делают это и сейчас, но более изощренно и скрытно). По такому пути пошли после Второй мировой войны Япония, Германия и Австрия, чтобы на новой основе восстановить свою промышленность. Представление, будто сама по себе конкуренция является ключом к построению эффективной экономики -просто сказка.

Между прочим, более 150 лет  назад знаменитый и, кстати, либеральный немецкий экономист Фридрих Лист разработал стратегию "воспитательных тарифов для зарождающейся промышленности". Эта стратегия - протекционистская по своей природе, но лишь в краткосрочном плане. Скользящий график тарифов побуждает отечественных производителей принимать действенные меры, чтобы, скажем, за три с половиной года или даже семь лет, в зависимости от технологических и рыночных условий, достичь международной конкурентоспособности. В период действия защитных тарифов производители сосредоточиваются на импортзамещении (это - предварительное условие достижения конкурентоспособности). По истечении периода защиты тарифы отменяют, и к тому времени рыночный сектор промышленности должен либо обрести способность конкурировать с импортом, либо исчезнуть.

Сегодня может показаться, что трудно уповать на проведение некоторых описанных выше реформ. Однако без их осуществления нельзя превратить Россию в экономически мощную и политически стабильную страну. Ведь кто мог представить себе в 1998 г., что после кризиса российская экономика добьется таких успехов? Так что надежды иногда сбываются. Что может дать последовательно реформируемой России Европейский союз в будущем? Прежде всего скажем, что России не следует прислушиваться к поучениям насчет "свободы слова" и "демократии западного образца". Вот что писал недавно лондонский Economist, ведущий деловой журнал Запада: "Вопрос сегодня не в том, станет ли (и когда) Россия идеальной демократией, а в том, может ли ее нынешняя политическая система сделать страну и ее народы богатыми. Многие страны, в частности в Азии, задумались о демократии лишь после того, как добились процветания. Экономически успешные авторитарные режимы, опирающиеся на эффективную правовую систему и бюрократию, а также на четкое законодательство, обеспечили гарантии процветания

и свободы своим народам".

Сотрудничество с Европой не может строиться на принципах благотворительности. При должном развитии экономический потенциал России с ее природными и человеческими ресурсами, с ненасытным спросом более 140 млн. потребителей может стать катализатором промышленного роста в Европе. Однако, чтобы реализовать этот потенциал, требуется не поспешное воплощение принципа ничем не ограниченной конкуренции (а именно этот принцип защищает ВТО), а долгосрочное сотрудничество. Либеральную же модель экономической политики в ее интерпретации экономистами мэйнстрима лучше всего оставить предметом обсуждения на университетских конференциях.

 

 

Заключение

 

Развитие мировых финансов назвать эволюцией очень логично. Смена политических и социально-экономических  приоритетов, дважды на протяжении последнего столетия вызывавшая коренные изменения во всех сферах общественной жизни, лишила отечественную финансово-кредитную систему возможности поступательного роста. В результате, когда с конца восьмидесятых в стране начался процесс возврата к общемировым экономическим принципам, мы вынуждены были нагонять весь мир, создавая новые финансы и увязывая их со строящейся системой рыночных отношений.

Одним из ключевых аспектов этого строительства является создание цельной и непротиворечивой системы  правового регулирования экономических  отношений в целом, и финансово-кредитных отношений в частности. Государственное управление экономикой, в советские годы основанное на централизованном планировании ресурсов и тотальном контроле за расходами, не требовало развернутого гражданского и финансового законодательства, регулирующего движение средств. Такая необходимость возникла в связи с переходом к рынку. Ведь существование эффективной финансово-кредитной системы, выполняющей задачу обслуживания хозяйственной деятельности, немыслимо без четких механизмов управления, в т. ч. и прежде всего – законодательного.

Таким образом, отказ  от тоталитарной модели управления финансами  не снизил роль государственного управления. Напротив, высокая степень самостоятельности  каждого субъекта экономики потребовала создания развитого гражданского законодательства, особой тщательности при выработке механизмов управления хозяйственным оборотом и предпринимательской деятельностью. Меняя стратегические приоритеты в пользу безусловного примата общечеловеческих ценностей, государство обязано становиться главным гарантом незыблемости этих ценностей, определяя в качестве основного государственного интереса права и свободы человека и гражданина. Роль государства при этом должна не ослабевать, а приобретать новое качество. Государство должно продолжать отстаивать интересы всей страны, всего народа, - однако отстаивать их, опираясь на четкие нормы закона.

Это особенно важно в  отношении регулирования экономической  деятельности граждан своей страны. Исторически сложилось так, что наша власть чаще всего использовала по отношению к гражданам механизмы принуждения. Она руководствовалась нормами закона в гораздо меньшей степени, чем это принято в странах с развитой рыночной экономикой.

Нынешнее строительство нового общества дает России шанс встать в один ряд с этими странами – и потому столь важным является достижение российскими гражданами высокого уровня экономического и финансового образования.

 

 

 

Список литературы

 

  1. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под ред. Л.Н. Красавиной. - М.: Финансы и статистика, 1994.
  2. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л.А.Дробозина, Л.П.Окунева, Л.Д.Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: ЮНИТИ, 2000.
  3. «Региональные финансы и кредит/ под редакцией профессора Л. И. Сергеева, Калининград 1998г.
  4. Финансы, денежное обращение, кредит/ под редакцией профессора
  5. Л. А. Дробозиной, Москва 2000г.
  6. Теория финансов, учебное пособие, С. И. Берлин, Москва 2003г.
  7. Основы управления финансами, Дж. К. Ван Хорн, Москва 1999г.
  8. Финансы на макроуровне, Н. Ф. Самсонов, Н. П. Баранникова, И. И. Строкова, Москва 1998г.
  9. Финансы / под редакцией профессора А. М. Ковалевой, Москва 2000г.
  10. Финансы/ под редакцией профессора В. М. Родионовой, Москва 1995г.
  11. Налоги и налогообложение в России, Окунев Л. П., Москва 2004г.
  12. «Международные валютно-кредитные и финансовые отношения» под редакцией Красавиной Л.Н. г. Москва, «Финансы и статистика», 2001 г.
  13. «Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений» под редакцией Круглова В.В.  г. Москва, «Инфра-М», 2000 г.
  14. «Налоговый кодекс РФ» часть 1, учебно-информационный центр при Государственной налоговой инспекции, Москва 2004г
  15. Журнал «Вопросы статистика» 2003, 2004, 2005.
  16. Журнал «Финансы», 2003, 2004, 2005.
  17. Журнал «Экономист» 2003, 2004, 2005.
  18. Журнал «Международные отношения» 2003, 2004, 2005.
  19. Журнал «Российский экономический журнал» 2003, 2004, 2005.
  20. Статистический сборник Госкомстат

1 Вестник Финансовой  Академии. М., 1997, с. 60.

2 The Wall Street Journal Europe/ May 17, p. 22.

3 Напр. профессором Чешского центра Менеджмента Дугласом Прессманом. См. Материалы VII Международного банковского конгресса. «Глобализация финансовых рынков: движущие силы и последствия» С-П., 1998, с. 65.

4 Напр. профессором Чешского центра Менеджмента Дугласом Прессманом. См. Материалы VII Международного банковского конгресса. «Глобализация финансовых рынков: движущие силы и последствия» С-П., 1998, с. 87.

Информация о работе Мировые финансы особенности взаимодействия с национальными финансовыми системами