Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 15:41, курсовая работа
Целью курсовой работы является предложить пути решения проблем муниципального займа.
В работе необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты муниципального заимствования;
изучить современный опыт осуществления муниципальных займов в России;
рассмотреть проблемы системы муниципальных заимствований и пути их решения.
ВВЕДЕНИЕ
С переходом к рыночным отношениям при решении задач социально-экономического развития территорий органы исполнительной власти субъектов РФ все меньше надеются на финансовую помощь Центра, а вынуждены рассчитывать в основном на собственные силы. Решение финансовых проблем регионов Российской Федерации в условиях всеобщей стагнации экономики, когда почти повсеместно бюджеты всех уровней (от федерального до местного) сводятся с дефицитом, - задача не из легких. Но возросшая экономическая самостоятельность регионов не только дает возможность для проявления большей инициативы местным органам власти, но и накладывает на них большую ответственность за проводимую на подведомственной территории экономическую политику, поэтому тема данной курсовой работы актуальна.
Объектом курсовой работы
является муниципальные займы, а
предметом – процесс
Целью курсовой работы является предложить пути решения проблем муниципального займа.
В работе необходимо решить следующие задачи:
Методическую базу составили труды отечественных ученых, таких как: Агапова Т.А., Баринова В. Н. и Быкова Е. М.
Структура работы представлена
введением, двумя главами, заключением
и библиографическим списком.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗАИМСТВОВАНИЯ
Являющиеся актуальным способом покрытия бюджетного дефицита, муниципальные заимствования, представляют собой передачу в распоряжение органов государственной власти и органов местного самоуправления средств, которые заемщики обязуются возвратить в той же сумме с уплатой процента (дохода в иной форме) на сумму заимствования. Заимствования преследуют целью - получение органами власти и органами местного самоуправления распоряжаться дополнительных финансовых средств, которые они направят на финансирование мероприятий, не обеспеченных доходами, или осуществление программ экономического и социального развития.
Кредиторами органов местного самоуправления могут быть различные юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), национальные органы власти другого уровня, международные финансовые организации. Взаимоотношения между заемщиками и кредиторами регулируются нормами национального и международного права, включая двусторонние договоры и соглашения.
Муниципальные заимствования могут быть представлены двумя видами.(рисунок 1.1.1.)
Рис. 1.1.1. Виды государственного и муниципального заимствований
Внутренние заимствования проводятся на национальном рынке и в национальной валюте, внешние - осуществляются на внешних рынках и в иностранных валютах. При этом в России право внешних заимствований закреплено за Российской Федерацией и субъектами РФ, имевшими внешний долг к августу 2010г. Заимствования, проходящие на внутреннем рынке, могут проводить органы государственной власти и муниципалитетами.
Заимствования проводятся в двух формах, представленные на рисунке 1.1.2.
Рис. 1.1.2. Формы заимствований
Муниципальные займы - передача в распоряжение заемщика средств путем приобретения заимодателями муниципальных ценных бумаг. В России займы осуществляются Российской Федерацией, муниципальными образованиями.
Самым популярным видом муниципальных ценных бумаг является облигация. Облигация государственного или муниципального займа - это эмиссионная ценная бумага, дающая право ее держателя на получение от эмитента облигации в определенный срок ее курсовой стоимости и закрепленного в ней процента или иного имущественного эквивалента. 1
Орган государственной власти или орган местного самоуправления устанавливает курсовую стоимость (нарицательную цену) облигации. Она написана на ценной бумаге и свидетельствует о денежной сумме, которая выплачивается владельцу облигации в момент ее погашения и на которую начисляются проценты. Доход с процентом, закрепленный за номиналом облигации, является номинальной доходностью займа. Однако, реальная доходность облигации для ее держателя может быть больше или меньше закрепленного номинального процента. Это зависит от того, что облигации продаются по курсовым ценам, а они отклоняются от нарицательной стоимости облигаций в зависимости от большего числа факторов, складывающихся на рынке.
Займы классифицируются по нескольким признакам. В зависимости от субъекта, реализующего право эмиссии долговых обязательств, они делятся на государственные займы РФ, государственные займы субъекта Федерации (региональные) и муниципальные (местные).
По признаку держателей государственных и муниципальных ценных бумаг займы подразделяются на два вида, представленные на рисунке 1.1.3.
Рис. 1.1.3. Виды займов держателей
государственных и
Универсальные - реализуются среди физических и юридических лиц, специальные распространяются либо только среди населения, либо только среди организаций. Выпуск специальных займов защищает интересы соответствующей группы, предполагаемых держателей облигаций займа. Например, если заем эмитируется специально для реализации среди физических лиц, то соответствующие меры препятствуют получению его организациями. Выпуск же универсальных займов позволяет успешнее провести заемные операции, т.к вероятные непопадания в конструировании займов нивелируются за счет широкого круга потенциальных покупателей ценных бумаг.
В зависимости от источника заимствований, места реализации займов, валюты займа государственные долговые обязательства делятся на внутренние и внешние.
По отношению к вторичному рынку займы подразделяются на два вида, представленные на рисунке 1.1.4.
Рис.1.1.4. Виды займов на вторичном рынке
Рыночные займы свободно продаются и покупаются на вторичном рынке, таких займов – получили большее распространение. Они играют важную роль в обеспечении государства дополнительными финансовыми средствами. Нерыночные займы после первичного размещения не обращаются на вторичном рынке. Они выпускаются для привлечения в бюджет ресурсов определенных инвесторов - негосударственных пенсионных фондов, страховых обществ и т. д.
В зависимости от формы выплаты доходов займы делятся на несколько видов, представленных в таблице 1.1.1.
Таблица 1.1.1.
Займы по форме выплат доходов
Вид займа |
Характеристика вида займа |
1 |
2 |
Процентные |
Владельцы облигаций процентного займа получают доход (ежегодно, раз в полугодие или квартал) путем оплаты купонов или при погашении займа путем начисления процентов к номиналу без промежуточных выплат. |
Выигрышные |
По выигрышным займам весь
доход держатели облигаций |
Продолжение таблицы 1.1.1.
1 |
2 |
Процентно-выигрышные |
Условиями выпуска процентно-выигрышных
займов предусматривается выплата
части дохода по купонам, а другой
части - в форме выигрышей. Беспроцентные
выпуски займов гарантируют получение
соответствующего товара, строительство
в определенной местности моста,
дороги, социально-культурного объекта,
но не предусматривают выплаты |
Беспроцентные (целевые) |
Беспроигрышные займы предполагают выплату выигрыша по каждой облигации в течение срока их обращения. |
Дисконтные |
По дисконтному займу доход составляет разницу между ценой погашения (продажи) и ценой покупки облигаций. |
Процентно-дисконтные |
Процентно-дисконтный заем предполагает получение и. дисконта, и процентного дохода. |
Твердодоходные |
По твердодоходному займу доход устанавливается в абсолютной сумме на каждую облигацию. |
По методу определения купонного дохода займы могут быть с постоянным, фиксированным и переменным купонным доходом. По займам с постоянным купонным доходом получаемый доход определяется заблаговременно условиям выпуска займа. Займы с фиксированным купоном являются подвидом предыдущих, но есть разница - купонный доход дифференцируется по годам.2 Процентный доход по займам с переменным купонным доходом закрепляются за заранее установленной базой, ею может быть уровень доходности другого займа, средняя доходность всех государственных ценных бумаг и т.п. Государство для избежания потерь практикует оба метода определения купонного дохода: фиксирование его величины в условиях выпуска займов и отказ от предварительной его фиксации. Второй метод более распространенный в условиях неустойчивого рынка, когда установление твердого или фиксированного купонного дохода может привести к росту выплат процентов из бюджета (при тенденции к снижению доходности заимствований) или отпугнуть инвесторов, ожидающих роста доходности облигаций.
По срокам погашения займы подразделяются на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).
Второй формой муниципальных заимствований являются кредиты, привлекаемые органами государственной власти и муниципалитетами для роста своих ресурсов. Кредиты представляются государственными и коммерческими банками, другими кредитными организациями, иностранными государствами, их банками и фирмами, международными финансовыми организациями. При этом Центральный банк РФ может прокредитовать только федеральное правительство, а органы местного самоуправления не имеют доступа к внешним источникам кредитования.
Коммерческие банки и другие кредитные организации дают кредиты органам государственной власти и органам местного самоуправления как обычным заемщикам при условии, образующихся под влиянием закона спроса и предложения. За счет кредитов складываются 2/3 региональных и муниципальных заимствований.
По методам проведения
государственные и
Рис. 1.1.5. Виды муниципальных заимствований по методам проведения
В условиях политической и экономической стабильности органы власти и муниципалитеты привлекают займы и кредиты на началах добровольного и взаимовыгодного сотрудничества со своими кредиторами. Муниципальные заимствования реализуется согласно ежегодной, утвержденной программы. При этом, для несвязанных займов и кредитов фиксируются источники привлечения, суммы заимствования и сроки погашения, а для целевых иностранных заимствований - конечный получатель, цели заимствования и направления использования, источники и суммы заимствования, сроки погашения, гарантии третьих лиц по возврату средств в федеральный бюджет (если такой возврат предусмотрен), оценка объема использованных средств до начала финансового года и прогноз объема использования средств в очередном финансовом году.
Программа государственных
внутренних заимствований Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации,
муниципальных образований
Привлекаемые муниципальные заимствования образуют муниципальный долг. К увеличению долговых обязательств, относят также предоставление муниципалитетами гарантий по обязательствам других заемщиков. Поэтому муниципальный долг - это долговые обязательства, складывающийся из заимствований и гарантий, предоставленных органами власти и органами местного самоуправления по обязательствам других лиц.
Муниципальный долг можно определить как долговые обязательства органов местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами (резидентами и нерезидентами), международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по предоставленным муниципальным гарантиям.4