Муниципалные займы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 15:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является предложить пути решения проблем муниципального займа.
В работе необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты муниципального заимствования;
изучить современный опыт осуществления муниципальных займов в России;
рассмотреть проблемы системы муниципальных заимствований и пути их решения.

Вложенные файлы: 1 файл

МАРИНЕ.docx

— 84.73 Кб (Скачать файл)

На сегодняшний момент единственным документом, устанавливающим условия реализации ценных бумаг, является указ Президента РФ № 304 от 8 апреля 2000 года «О выпуске внешних облигационных займов органов исполнительной власти Москвы, Санкт-Петербурга и Нижегородской области».

В рамках данного указа:

  • общий объем займов любого из муниципалитетов в пределах бюджетного года не должен превышать 30% объема собственных доходов бюджета;
  • расходы на погашение и обслуживание всех видов долговых обязательств не могут составлять более 15% собственных бюджетных доходов;
  • субъекты РФ должны получить кредитные рейтинги от не менее чем двух ведущих рейтинговых агентств.

На сегодняшний момент крупные города, такие как Москва и Санкт-Петербург успешно выпустили на международный финансовый рынк свои еврооблигации на сумму 500 и 300 млн. долл. соответственно. Администрация Нижегородской области в сентябре 2010г. также приняла решение о выпуске еврооблигаций на сумму до 100 млн. долл. кроме того, о своих планах выпустить еврооблигации заявили также администрации Свердловской, Пермской, Иркутской, Московской, Самарской и Челябинской областей, правительства республик Татарстан, Коми, Саха (Якутия), Марий Эл и ряд других субъектов РФ.

Займы этого типа по условиям и способу размещения, а также по организации повторного обращения и уменьшения во многом подобны ГКО/ОФЗ Минфина России.

Как правило, такие займы носят нецелевой характер; облигации выпускаются в обращение в бездокументарной форме и являются именными ценными бумагами, бескупонными дисконтными (типа ГКО) или купонными (типа ОФЗ); размещение проводится отдельными сериями (траншами) в форме аукциона через биржевые торговые системы.

На рынке субфедеральных и муниципальных ценных бумаг займы типа ГКО/ОФЗ по размерам выпуска являются крупнейшими: в январе – августе 2011 года они составили примерно 35% от общего объема зарегистрированных займов (в 2010 г. - свыше 85%). На сегодняшний момент времени обязательства аналогичного типа выпускаются Санкт-Петербургом, Москвой, Республикой Татарстан,  Свердловской, Челябинской, Новосибирской, Иркутской, Волгоградской, Пермской и Московской областями.

Известность этих займов у инвесторов объясняется приемлемой ликвидностью и сравнительно высоким доходом бумаг.

До недавнего времени  жилищные займы входили саму многочисленную группу: в 2009-2011 гг. они образовывали большую часть общего числа выпусков. У эмитентов из числа органов местного самоуправления (в небольших городах) они пользовались особым доверием и открытостью. Однако, часто эти займы не приносили желаемых итогов. Эмитенты сталкивались с проблемой недоразмещения облигаций, что связано с высокой стоимостью строительства жилья и соответственно жилищных облигаций при низком платежеспособном спросе основной массы

населения. Видимо, по этой причине  количество новых жилищных займов в  2010 г. заметно уменьшилось (6% от общего числа выпусков).

 

2.2. Выпуск и обращение обязательств Мурманской области

 

Первый выпуск мурманских областных долговых обязательств (ВОДО) состоялся 3 апреля 1995 года. Дополнительный выпуск ценных бумаг проводилась по решению руководства.

 

Областные ценные бумаги разделены  на 2 вида:

  • мурманские областные ценные бумаги – краткосрочные ценные бумаги уменьшены на сумму дисконта с цикломобращения до 1 года включительно;
  • мурманские областные облигации (ВОД) – средне- и долгосрочные процентные ценные бумаги с циклом обращения от 1 года до 5 лет и свыше 5 лет.

Работа эмитента в области фондового рынка направлена на:

  • уменьшение оттока из области денежных ресурсов и привлечение в область дополнительных средств;
  • преобразование и усовершенствование структуры муниципального фондового рынка;
  • организация регионального финансового инструмента как надежной формы позиционирования свободных денежных ресурсов населения;
  • выработка мотивация обращения населения к эмитенту как первоклассному заемщику.

В качестве основных задачей дополнительного выпуска основных долговых обязательств названы:

  • финансирование текущих расходов бюджета;
  • контроль налоговых поступлений в бюджет путем уменьшения кассовых разрывов.

Эмиссия выпуска обязательств осуществляется для финансирования:

  • инвестиционных проектов;
  • жилищного строительства;
  • развития транспортной и социальной инфраструктуры;
  • приоритетных отраслей местной промышленности.

Гарантом займа является бюджет области.  Но закон предусматривает  и дополнительные гарантии. Для этой цели разработан  специальный резервный фонд недвижимости и ценных бумаг, принадлежащий субъекту Федерации, вероятность досрочного погашения (путем зачета) сумм налоговых поступлений юридических лиц в областной бюджет.

Эмиссия областных облигаций  приобрела несколько лимитов:

  • общий объем ВОДО но номиналу в обращении не должен быть больше 8% (а ВОО – 7%) доходной части областного бюджета за текущий год;
  • общий объем зафиксированного дополнительного выпуска имеет предел 20% доходной части областного бюджета на текущий год;
  • минимальный размер заявки на участие в первичном размещении равен 100 млн. руб. (в новых ценах 100 тыс. руб.) по номиналу размещаемых ценных бумаг.

Оплата ценных бумаг займов администрацией Мурманской области производится по нарицательной (номинальной) стоимости.

Сумма дохода от продажи ценных бумаг находится вычитанием номинальной стоимости облигации и ее ценой продажи с дисконтом.

Доходность облигаций  к погашению определяется по формуле:

; (2.1.1.)

где  Р – дисконт (разница между номинальной стоимостью и ценой продажи);

Н – номинальная стоимость  облигаций;

С – период обращения  облигаций (количество дней, оставшихся до погашения соответствующего выпуска облигаций).

Начальное размещение ценных бумаг осуществляется в закрытой форме. Отличительная черта мурманских ценных бумаг состоим в том, что рынок ВОДО и ВОО внебиржевой. Эмитент официально заявляет предполагаемый дисконт или процент по купону, принимает от уполномоченных банков или профессиональных участников фондового рынка, реализующих деятельность на основании соответствующих лицензий, заявки на участие в процедуре размещения областных ценных бумаг (в заявке должно быть указано количество облигаций и предполагаемая цена пакета).

За время реализации займа уполномоченными дилерами выступали мурманские банки: ТРАСТ, Тинькофф, ОФК банк, банк ВТБ, Российский капитал. Размер окончательного пониженной цены или процента по купону определяется после сбора и рассмотрения полученных заявок. Организация первичного рынка вне биржи приводила к созданию центра, который стал бы обобщающим звеном между дилерами займа, создал бы климат доверия во взаимоотношениях, благоприятствовал бы осуществлению процесса размещения. Такой организацией является департамент ценных бумаг и финансового рынка областного финансового управления.

Операции с выкупленными у эмитента ценными бумагами проводит депозитарий и платежный агент займа. Банки и уполномоченные организуют размещение ценных бумаг на вторичном рынке путем публичного объявления котировок, без ограничений по составу потенциальных покупателей. Инвестором может быть любое физическое и юридическое лицо – резиденты и нерезиденты РФ.

Доходность при первичном  размещении первых выпусков облигаций  составляла 0,4- 0,6 от ставки рефинансирования.

Вторичный рынок ценных бумаг действует как внебиржевой. Уполномоченные дилеры самостоятельно объявляют котировки ценных бумаг, регистрируют и оформляют у специализированного регистратора (реестродержателя ВОДО и ВОО) переход прав собственности.

На вторичном рынке  областных ВОДО и ВОО по каждому траншу оперируют от 6 до 9 уполномоченных дилеров. Инвесторами выступают страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, юридические и физические лица (всего дилеры работают в среднем с 60 – 250 инвесторами по каждому траншу).

В сентябре 2010 года произошло существенный рост операций на вторичном рынке, вызванное тем, что эмитент, увеличивая среднюю срочность выпусков, проводил размещение трех траншей с доходностью, сравнимой с доходностью на рынке ГКО/ОФЗ. Дальнейшей рост объемов рынка обусловлено изменением величины ВОДО в портфеле кредитных организаций области и филиалов банков, головные учреждения которых находятся за ее пределами, а также участием на рынке ценных бумаг инвесторов из других регионов.

С апреля 2010 по январь 2011 года можно назвать первой ступенью в развитии рынка мурманских областных облигаций. Финансовая обстановка влияла на развитие рынка областных ценных бумаг. Ставка рефинансирования составляла 200% годовых, средняя ставка на рынке ГКО по всем выпускам – 133-140% годовых, ставка по централизованным кредитам составила 200% годовых. Эмитент, организуя отлаженную схему мобилизации и регистрации заемных средств и взяв на себя обязательства на рынке долговых ценных бумаг, организовал инвесторам конкурентную доходность 100% годовых на срок вложения 127% дней (эффективная доходность для инвестора составляла 137% годовых, Сбербанк предлагал тогда 100% годовых на срок вложения 1 год.

Результативность займа, начальник департамента ценных бумаг и финансового рынка сказала, что уже первый займ отладил систему первичной мобилизации на вторичном рынке облигаций и показал жизнеспособность областных ценных бумаг.

На 1 марта 2010 года общий размер зарегистрированных эмиссий ценных бумаг составил 470 млн. руб. Средняя стоимость обязательств, обращавшихся на тот момент времени на рынке (дюрация) составила 220 дней.Всего было зарегистрировано семь займов, полностью погашено два.

Средства, полученные от размещения займов, направлены на финансирования ряда социальных программ и развитие транспортной инфраструктуры. Средства, привлеченные при размещении других зарегистрированных займов, будут использованы для пополнения доходной части бюджета области.

В проспектах эмиссий выпусков предусмотрена возможность досрочного погашения путем зачета сумм налоговых платежей.

Все зарегистрированные займы  администрации Мурманской области гарантированы доходной частью бюджета области.

В 2010 г: эмитент – администрация Мурманской области – выпустил 31 транш долговых обязательств. Число профессиональных участников рынка ценных бумаг, принимавших участие в процедуре первичного размещения варьировало от 4 до 11, но, как правило, уполномоченными дилерами ВДО становились 6-8 организаций.

При пик активности проявлялся с середины лета и до конца сентября: именно в этот период наибольшее число организаций выкупали ВДО (5-8-й выпуски седьмого займа, 1-4 восьмого и 1-3 транши девятого) в больших объемах.

Уполномоченными дилерами в  основном выступали участники, активно  использующие областные долговые обязательства на вторичном внебиржевом региональном фондовом рынке. Существовали прецеденты присоединения инвестиционных и кредитных учреждений из других регионов, прежде всего, к столичным компаниям. Это происходило во время пиковой активности, указанной выше.

Финансовый кризис осени  2010 года уничтожил все достижения, и объемы выпуска, и количество участников первичных размещений радикально поменялось даже в течение недели. Быстрыми темпами произошел рост, лишь предлагаемая эмитентом, доходность для  уполномоченных дилеров. В течении года был погашено 19 траншей и выплачен  доход по 8 купонами пятого займа ВДО.

Таким образом, в обращении  на начало 2011 года находилось долговых

обязательств на сумму 228082,6 тыс. руб. Важным достижением стало то, что в 2011г. эмитенту удалось добиться роста срока заимствования средств. В 2011 г. в обращении были преимущественно короткие бумаги первых трех «пилотных» займов, предназначенных скорее для обкатки механизма выпуска, обращения и погашения ВДО, чем для пополнения бюджета. В прошлом же году их место заняли длинные бумаги с периодом обращения год и более. Рост и разнообразие форм и видов предлагаемых потенциальному инвестору обязательств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМАТИКА СИСТЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

 

3.1 Проблемы и решение системы муниципального займа

 

На сегодняшний момент города и регионы вынуждены расходовать колоссальные средства на обнавление объектов муниципальной инженерной и социальной инфраструктуры. Большая часть их построено в 1970-1980-х гг., постепенно приходит в упадок, что влияет на качество предоставления услуг. Только в сфере ЖКХ инвестиционные потребности российских муниципалитетов составляют сотни миллиардов рублей. Так как доля участия частных операторов в этой отрасли пока незначительна, муниципальные образования вынуждены самостоятельно заниматься строительством и обновлением инфраструктурных объектов. Подобная ситуация прослеживается в дорожном хозяйстве, сфере образования, культуры, здравоохранения. Темпы упадка основных фондов все еще опережают темп их обновления.

Информация о работе Муниципалные займы