Муниципалные займы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 15:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является предложить пути решения проблем муниципального займа.
В работе необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты муниципального заимствования;
изучить современный опыт осуществления муниципальных займов в России;
рассмотреть проблемы системы муниципальных заимствований и пути их решения.

Вложенные файлы: 1 файл

МАРИНЕ.docx

— 84.73 Кб (Скачать файл)

Система муниципальных заимствований может играть как конструктивную, так и разрушительную роль в развитии экономики страны в связи с этим необходим механизм управления муниципальным долгом, представляющий собой программу действий по улучшению состояния финансовой системы. Контроль муниципальным долгом - это программа взаимоувязанных действий государства, направленных на уменьшение долга; механизм организации и развития одного из направлений финансовой политики государства, связанного с его деятельностью на внешних и внутренних финансовых рынках в качестве заемщика, кредитора или гаранта. Отрицательной чертой муниципальных заимствований является то, что выплаты процентов по внутреннему долгу растет неравномерно по доходам и требуют роста налогов, что нарушает экономические стимулы развития производства, а также могут вызвать рост общего уровня процентных ставок и изгнать частное инвестиционное финансирование.

К действиям, стимулирующих уменьшение муниципального долга, относятся:

  • выплаты кредиторам;
  • погашение внутренних займов;
  • предоставление гарантий;
  • изменение условий выпущенных займов;
  • определение условий выпуска и размещения новых государственных долговых обязательств и др.

Исполнение мероприятий зависит от принятия обоснованных решений в процессе контроля муниципальным долгом, что основывается на оценке объема и структуры долга, объективном анализе его текущего состояния. Контроль за муниципальным долгом - это непрерывный процесс, состоящий из нескольких этапов: аккумулирование финансовых ресурсов путем размещения ценных бумаг, уменьшение и реализация долговых обязательств. Муниципальные долговые обязательства уменьшают за счет бюджетных доходов, денежных средств, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований. Способы контроля за муниципальным долгом можно разделить на:

  • административные;
  • финансовые.

Административные способы составлены на быстром и четком осуществлении отдельных распоряжений органов муниципальной власти и управления; они не предполагают анализ экономической эффективности и результатов действий по управлению муниципальным долгом. Финансовые методы представляют собой выбор методов и форм обеспечения погашения муниципального долга с помощью анализа финансовых показателей и направлен на повешение эффекта от привлекаемых займов при минимальных издержках, связанных с их погашением и обслуживанием. Наиболее идеальное сочетание административных и финансовых методов обусловлено внутренними, внешними, экономическими и политическими факторами. В условиях долгового кризиса, когда государство затрудняется с реализацией ранее взятых обязательств по уменьшению и обслуживанию муниципальной задолженности, используются: рефинансирование, реструктуризация, конверсия займов, консолидация займов, аннулирование и списание муниципальных долгов. Контроль за муниципальным долгом непосредственно действует на экономический рост, уровень инфляции, ссудного процента, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и в реальный сектор экономики. Россия может сократить в 2010 году заимствования денежных средств на 50 с лишним процентов, покрыв значительную часть своего бюджетного дефицита за счет нефтяного Фонда национального благосостояния.

Для осуществления муниципального займа необходимы три основных условия:

  • наличие и качество среднесрочного финансового плана;
  • наличие и качество адресной инвестиционной программы;
  • соблюдение ограничений, установленных БК РФ для привлечения муниципального займа.

Для разработки графика погашения средне- и долгосрочных заимствований, нужно оценить будущие доходы и расходы местного бюджета на среднесрочный период. Точно выполнить эту оценку можно, имея перспективный финансовый план. Исходя из практики, такой план, отражающий возможность муниципалитета составить обоснованный график погашения принятых долговых обязательств, в муниципальных образованиях либо отсутствует, либо составляется по упрощенной схеме (с использованием только одного показателя прогноза социально-экономического развития - индекса потребительских цен). Отсутствие перспективного финансового плана можно считать отрицательной тенденцией для выпуска муниципального займа.

Наличие и качество адресной инвестиционной программы (адресной программы капитальных вложений), отсутствие списка проектов для финансирования означает, что либо цели использования заемных средств не достигнуты, либо за счет заемных средств будут финансироваться текущие расходы, а это является нежелательным.

 Следование ограничениям, установленным БК РФ для реализации муниципального займа, данные ограничения по степени актуальности делятся в следующем порядке:

  • расходы муниципального бюджета на обслуживание долга не должны превышать 15% суммы доходов без учета финансовой помощи;
  • дефицит муниципального бюджета должен составлять не более 10% суммы доходов без учета финансовой помощи;
  • объем муниципального долга не должен превышать объема доходов муниципального бюджета;
  • текущие расходы муниципального бюджета не могут быть больше объема доходов бюджета.

Из ограничений вытекает, что сегодня не рекомендуется следовать большинству муниципальных образований, привлекая займы (за исключением краткосрочных заимствований на покрытие кассовых разрывов).

В то же время для развития института заимствований муниципалитетам  следует применять или улучшать качество среднесрочного финансового планирования, а также разработать муниципальные инвестиционные программы. Выбирая форму заимствований, необходимо учитывать, что ведущие генеральные агенты не захотят работать с облигационными выпусками объемом менее 50 млн. руб. Из этого следует, многим муниципальным образованиям целесообразнее направлять на привлечение банковских кредитов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Муниципальный займ представляет собой привлекаемые финансовых ресурсов региональными и местными органами государственной власти, в случае дефицита регионального (местного) бюджета или на небюджетные цели путем реализации долговых ценных бумаг.

Существуют две главные  формы муниципальных займов:

  • выпуск муниципальных ценных бумаг;
  • кредиты.

Муниципальные ценные бумаги обычно выпускаются в виде муниципальных  облигаций. В мировой практике выпуск муниципальных ценных бумаг является базовой формой муниципального займа, что меньше по стоимости, чем брать кредит в коммерческом банке, за счет предоставляемых по этим ценным бумагам налоговых льгот.

Успешная реализация муниципального займа и, как результат – достижение поставленных задач, зависит от четкой организации всех стадий его осуществления. Необходимо четко определить цели и стратегию заимствования, определить методы размещения и уменьшение обязательств, проанализировать реальность проекта, и, конечно, учесть опыт регионов и городов уже применивших на практике данный инструмент.

Особое значение имеет присвоение кредитного рейтинга региону (городу) заемщику. Кредитный рейтинг региона – это текущая оценка неуплаты по конкретным долгам администрации данного региона (города). Кредитный рейтинг выполняет специальную и определенную функцию: он анализирует только кредитный риск. Эта оценка – одна из составляющих процесса решения об инвестировании в данный долговой инструмент, но недостача необходимой информации о кредитном риске приводит к отсутствию конкуренции за ценные бумаги эмитента среди инвесторов.

Страхование  кредитного риска по муниципальным облигациям способствует росту их кредитный рейтинг, обеспечивает понижение стоимости обслуживания долга для эмитентов.

Необходима и поучительна практика муниципальных заимствований в зарубежных странах. Муниципальные займы за рубежом – традиционный и популярный метод осуществления органами власти регионов и городов своих финансовых потребностей как краткосрочного так и долгосрочного характера. Координально отличаются банковские кредиты и выпуск муниципальных облигаций. В развитых странах предпочтения разные. В Германии оно отдается банковским кредитам; в Италии, несмотря на недавнюю серию банкротств муниципалитетов, активно развивается выпуск ценных бумаг.

Российский рынок муниципальных  облигаций пока делает только первые шаги в своем развитии. Его размеры сравнительно с сектором федеральных государственных ценных бумаг незначительны. Необходимо организовать прочную инфраструктуру рынка муниципальных займов, решить проблемы с государственным регулированием этого сегмента рынка облигаций.  Актуален вопрос роста инвестиционной направленности муниципальных займов и развития системы страхования кредитных рисков по муниципальным долговым обязательствам.

В июне 2010 года на российском фондовом рынке появился новый сегмент – рынок «агрооблигаций», выпускаемых российскими регионами в погашение товарного кредита предприятиям агропромышленного комплекса 2009 года.

На данный момент «еврозаймы» осуществили Москва, Санкт-Петербург, Нижегородская область и имеют результаты.

Рынок муниципальных облигаций  России остается рынком облигаций субъектов  Федерации, на долю которых приходится 98% объема всех зарегистрированных выпусков.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Бюджетный Кодекс РФ от 08.05.2013 №145-ФЗ
  2. Агапов Т.А. , Серегина С.Ф. Микроэкономика: Учебник, 2-е изд., под общей редакцией профессора, д.э.н. А.В. Сидоровича. - М.: Дело и Сервис', 2010. - 416 с.
  3. Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике: Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 296 с.
  4. Баринов В. Н. Особенности рынка региональных займов. - М.:высшая школа, 2012. - 264с.
  5. Браверман А., Майоров И., Люкманов В. Параметры муниципальных облигаций: предпочтения инвесторов.- СПб.: Дело, 2013.-567с.
  6. Быкова Е. М. Муниципальные займы: как снизить риски инвестора и риски эмитента. - М.:Дело, 2011.-521с.
  7. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика (Основы экономической политики): Учебник. - М.: ДИС, 2011. - 320 с.
  8. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юристъ, 2010. – 568 с.
  9. Градов А.П. Национальная экономика. Курс лекций. - СПб.: Специальная литература, 2010. - 316 с.
  10. Доллан Э.Дж. и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. - М.: Высшая школа, 2010. - 254 с.
  11. Долгих А. Ком региональных долгов 2003 6. Кравченко В., Кременчуцкая Т. Как регионам добыть деньги 2001
  12. Новиков Е., Каратаева Е., Быкова Е. Муниципальные займы: цели, гарантии, источники погашения. – М.: Высшая школа, 2009.-341с.
  13. Окунева Л.П. Финансы. Денежное обращение. Кредит. - М.: Юнити, 2011.-280 с.
  14. Тарачев В. Рынок субфедеральных и муниципальных ценных бумаг. Рынок ценных бумаг. М.: Высшая школа, 2010.-273с.
  15. Тышкевич Е., Висков М. Субфедеральные и муниципальные облигации: взгляд практика. - М.: Дело, 2010. – 128с.
  16. Шадрин А. Перспективы развития рынка муниципальных облигаций. -М.: Вопросы экономики, 2009.-382с.
  17. Шадрин А. Перспективы трансформации российского финансового рынка. // Рынок ценных бумаг. - 2003
  18. Шадрин А. Страхование кредитного риска муниципальных облигаций. // Рынок ценных бумаг. - 2003.

1 Баринов В. Н. Особенности рынка региональных займов. - М.:высшая школа, 2012. - 264с.

2 Окунева Л.П.  Финансы. Денежное обращение. Кредит. - М.: Юнити, 2011.-280 с.

3 Бюджетный Кодекс РФ от 08.05.2013 №145-ФЗ

4 Браверман А., Майоров И., Люкманов В. Параметры муниципальных облигаций: предпочтения инвесторов.- СПб.:Дело, 2013.-567с.

5 Быкова Е. М. Муниципальные займы: как снизить риски инвестора и риски эмитента. - М.:Дело, 2011.-521с.


Информация о работе Муниципалные займы