Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 23:14, реферат
Важная роль в реформировании бюджетных отношений отводится местным бюджетам. Местные бюджеты принято считать низовым звеном бюджетной системы РФ. Вместе с тем, они являются фундаментом бюджетной системы, не укрепив которой, нельзя кардинально улучшить бюджетные взаимоотношения в соответствии с функциями, возлагаемыми на каждый уровень государственной власти.
К компетенции местных органов власти, наиболее тесно связанных с населением, относится решение многих вопросов: социальной защиты населения, жилья, здравоохранения, образования, транспорта, коммунального хозяйства, экологии. Для финансирования данных расходов местным органам самоуправления необходим достаточный уровень доходных источников местных бюджетов.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти в соответствии с законом обеспечивают муниципальным образованиям минимальные муниципальные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов муниципальных бюджетов.
Минимально необходимые расходы муниципальных бюджетов устанавливаются законами на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.
Доходная часть минимальных муниципальных бюджетов обеспечивается путем закрепления на долговременной основе федеральным законом, законом доходных источников. В случаях, если доходная часть минимального муниципального бюджета не может быть обеспечена за счет указанных доходных источников, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти передают органам местного самоуправления иные доходные источники федерального бюджета и бюджета субьекта, при этом свободные переходящие остатки муниципальных бюджетов предыдущего года в расчет не принимаются.
В доходы муниципального бюджета зачисляются муниципальные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов субьекта в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами субьекта и закрепленными на долговременной основе, финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с законодательством и решениями органов местного самоуправления, а также другие средства, образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления.
Средства от указанных источников зачисляются непосредственно в муниципальный бюджет. Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами муниципального бюджета.
Основой доходной части любого местного бюджета всегда являются собственные доходы:
а) местные налоги и сборы; другие местные доходы;
б) часть федеральных и региональных налогов, закрепленных за местными бюджетами в фиксированных долях на постоянной основе.
Сумма превышения доходов над расходами муниципального бюджета по результатам отчетного года не подлежит изъятию органами государственной власти Российской Федерации и субьекта. Органы государственной власти не вмешиваются в формирование, утверждение и исполнение муниципального бюджета, за исключением случаев целевого финансирования через муниципальный бюджет планов и программ, реализуемых на территории муниципального образования.
Расходование дотируемых средств подконтрольно органам государственной власти.
Как правило, доходная часть местных бюджетов недостаточна для финансирования деятельности, связана не только с выполнением местных задач, но и участием в выполнении общегосударственных программ, правительство из государственного бюджета выделяет им финансовую помощь виде субсидий или субвенций. И субсидия, и субвенция – это государственная дотация местному бюджету.
Глава 3. Проблемы местного самоуправления
3.1 Финансовые проблемы развития регионов
Вопрос состояния территориальных финансов затрагивает, прежде всего, интересы населения страны. Острота этого вопроса обуславливается тем, что отрасли, обслуживающие население, находятся в тяжелом положении.
Финансовой базой, обеспечивающей региональным и местным органам власти выполнение возложенных на них функций, являются территориальные бюджеты. Именно по каналам этих бюджетов сегодня финансируется подавляющая часть средств, выделяемых государством на жизнеобеспечение человека.
В последние годы, когда почти все объекты социальной сферы были переданы в ведение региональных и местных органов власти, нагрузка на территориальные бюджеты резко возросла. Темпы роста бюджетных расходов существенно опережают темпы роста доходов.
Это обострило проблемы территориальных бюджетов. Уровень их собственных доходов снизился. Уменьшается бюджетная обеспеченность социальной сферы и населения. Сумма бюджетных расходов стала меньше размера удовлетворения минимальных бюджетных потребностей. В числе причина этого – передача финансирования социальной инфраструктуры на территориальные бюджеты при неадекватном росте их доходов, а так же возложение на территориальные бюджеты различных социальных выплат населению, предусмотренных федеральными актами, которые не в полном объеме возмещаются из федерального бюджета.
Все это вызывает необходимость привлечения средств из других источников. Раньше ими были внебюджетные фонды (главным образом средства предприятий), шефская помощь. По этим каналам местные органы власти дополнительно к бюджетным источникам получали примерно 40 % финансовых ресурсов. Теперь таких возможностей нет. Остаются только займы и выпуск облигаций. Но их погашение для большинства территориальных бюджетов проблематично.
В условиях, когда темпы роста расходов опережают темпы роста доходов, и в территориальных бюджетах не хватает средств для обеспечения минимальных расходов, еще более актуальным становится вопрос о распределении общегосударственных финансовых ресурсов между бюджетами, о методах формирования территориальных бюджетов и эффективном использовании бюджетных средств. То есть речь идет о необходимости совершенствования межбюджетных отношений в нашем государстве.
В настоящее время финансовые ресурсы консолидированного бюджета Российской Федерации примерно поровну распределяются между федеральным и территориальными бюджетами.
Во всех экономически развитых государствах существует финансовая помощь территориям со стороны государства. Здесь доля средств, получаемых в виде финансовой помощи из вышестоящих бюджетов, в доходах местных бюджетов достигает 60%.
Проблемы территориальных бюджетов могут решаться следующими путями.
1. За счет существенного
увеличения собственных
2. Путем распределения между всеми звеньями бюджетной системы общегосударственных доходов на постоянной нормативной основе, чтобы не менять налоговую систему.
3. За счет ежегодного
регулирования доходов и
В настоящее время Правительство РФ предлагает использовать первый вариант.
Этот вариант имеет две стороны. На одной стороне желания, на другой – последствия реализации этих желаний. Разделив полномочия между федеральными, региональными и местными органами власти, предполагается получение под эти полномочия финансовых ресурсов. Дав каждому бюджету свой налог, сделать формирование этого бюджета независимым от вышестоящего органа власти. Эти желания понятны, оправданы.
Но с другой стороны, реализация этих мер будет иметь ряд следующих отрицательных последствий:
1. Полномочия можно разделить. Де-факто они уже разделены. Почти все, что можно было передать в ведение территориальных органов власти, уже передано. Следовательно, экономическая, а тем более социальная нагрузка с федерального уровня снята. Кроме того, следует отметить, что разделение полномочий не решает проблемы. Практика показывает, что с передачей полномочий, как правило, не передаются в полном объеме доходы. Но при этом будет действовать принцип «твои полномочия – твои проблемы».
2. При резкой в настоящее время и в ближайшем будущем дифференциации уровней экономического и социального развития территорий формирование их бюджетов на основе формулы «один налог – один бюджет» будет иметь негативные последствия. На ряде территорий нет достаточной налогооблагаемой базы. При отсутствии механизма перераспределения средств между бюджетами, отсталые в экономическом и социальном плане территории будут обречены на деградацию. Поэтому все же целесообразно в ближайшие годы делить между органами власти не полномочия, а деньги.
Главный путь решения данной проблемы – изменение государственных приоритетов в распределении ресурсов консолидированного бюджета в пользу жизнеобеспечения человека. Для практического решения этого вопроса необходим механизм объективного перераспределения средств между федеральным и территориальными бюджетами, т.е. государственное регулирование межбюджетных потоков и нормирование финансовых ресурсов.
В условиях огромного дефицита финансовых средств во всех отраслях экономики и социальной сферы необходимо жесткое нормированное распределение имеющихся у государства средств, т.е. введение своеобразной лимитной системы на финансовые ресурсы. В XX веке этот метод применялся многими государствами в экстремальные периоды их истории (в военные и первые послевоенные годы, в годы экономических кризисов). Наша страна сейчас находится в экстремальной ситуации.
В основу нормированного распределения ресурсов должна быть заложена объективная система показателей. Такой системой должны быть показатели минимальных государственных социальных стандартов и социальных норм.
Размеры минимальных социальных норм должны исходить из реальных минимальных социальных потребностей и возможностей общества в конкретном историческом периоде нашего государства. Эти нормы должны, во-первых, зафиксировать сложившийся сейчас уровень социальных потребностей, во-вторых, дать гарантии получения минимального размера финансовых ресурсов для социальной сферы, в-третьих, защитить минимальные социальные потребности от лоббирования финансирования не жизненно важных расходов.
Второе направление укрепления территориальных бюджетов – закрепление в законодательном порядке за этими бюджетами большей, чем сейчас, доли основных налогов (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и др.). Это повысило бы размер их собственных доходов территориальных бюджетов, заинтересованность всех уровней власти в общих налогах, укрепило бы единство бюджетной системы.
Третье направление развития территориальных финансов – привлечение внебюджетных источников в муниципальные внебюджетные фонды. Во всех странах есть спонсоры, долевое участие предпринимателей в финансировании общегородских объектов и мероприятий. Территориальные внебюджетные фонды должны быть сохранены, но необходимо усиление контроля представительных органов власти за их использованием.
Четвертое направление – усиление контроля за приоритетным, целевым и эффективным использованием бюджетных ассигнований.
Пятое направление – расширение коммерческих принципов в использовании экономического потенциала территорий муниципальных образований, предусматривающих эффективное использование земли, создание муниципальных коммерческих структур, конкурсность при предоставлении муниципального заказа и т.д.
Глава 4. Формирование местного бюджета на примере консолидированного бюджета г. Чайковского
Бюджетные правоотношения в Чайковском городском поселении осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, законодательством Пермского края, Уставом муниципального образования «Чайковское городское поселение», Положением о бюджетном процессе в Чайковском городском поселении, иными нормативными правовыми актами Чайковского городского поселения.
Составление проекта бюджета Чайковского городского поселения осуществляется на основе налогового и бюджетного законодательства, действующего на момент составления проекта бюджета. Бюджет составляется и утверждается сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период).
Составление проекта бюджета Чайковского городского поселения основывается на: