Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 23:07, контрольная работа
Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налоговой системы. Налоги являются необходимым звеном в экономике любой страны, поскольку являются важнейшим элементом распределительно-денежных отношений, организуемых государством.
Бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами мероприятий требует систематического пополнения финансовых ресурсов как на федеральном, так и на местных уровнях.
Введение……………………………………………………………………………………3
Глава 1. Налоги: сущность, виды и функции…………………………………………….3
1.1. Экономическая сущность налогов……………………………………………………3
1.2. Виды и функции налогов……………………………………………………………...5
Глава 2. Анализ современной налоговой системы РФ……………………………….….6
2.1. Анализ состава, структуры и динамики налоговых доходов…………………….....6
2.2. Сравнительный анализ поступления администрируемых
ФНС России доходов в бюджеты за период с 2006 по 2008гг…………………..……....7
Глава 3. Проблемы, пути совершенствования и реформирования
налоговой системы Российской Федерации……………..……………………………..11
3.1. Налоговая политика Российского государства……………………………………..11
3.2. Перспективы развития налоговой системы РФ…………………………………….12
Заключение………………………………………………………………………………...15
Список литературы………………………………………………………………………..16
Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.
Регулирующая функция - регулирование отношений между бюджетами и внутри бюджетной системой.
Стимулирующая функция - при помощи налоговых льгот, санкций решаются вопросы технического прогресса, капитальных вложений, расширение производства первичных товаров и ограничение вторичных.
Правовое регулирование российской налоговой системы регламентировано законодательством Российской Федерации, включающим в себя Налоговый кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах; законы и иные нормативные акты о налогах и сборах субъектов Российской Федерации; нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.
Глава 2. Анализ современной налоговой системы РФ.
2.1. Анализ состава, структуры и динамики налоговых доходов.
К налоговым доходам федерального бюджета относятся федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым кодексом РФ.[4] Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и являются обязательными к уплате на всей территории России.
Основное место в Российской налоговой системе занимают косвенные налоги, к которым относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, также большое значение стал иметь налог на добычу полезных ископаемых. В составе доходов бюджета они занимают определяющее место.
Налог на добавленную стоимость (НДС) - косвенный налог на потребление, который взимается практически со всей видов товаров и таким образом ложится на плечи конечного потребителя. На территории Российской Федерации НДС введен в 1991г. Сумма НДС, предназначенная к уплате в бюджет, рассчитывается как разность между суммами налога, исчисленными со всей суммы реализованных налогоплательщиком за приобретенный товар, сырье, материалы, работы и услуги. Доля НДС в налоговых доходах федерального бюджета в 2011 г. составила около 40%.
Налогообложение по НДС производится по ставкам Налоговый кодекс РФ часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 17.05.2007 г.). 0% - для товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита и др.; 10% - для продовольственных товаров, по перечню установленному кодексом, товаров для детей, периодических печатных изданий, медицинских товаров; 18% - для остальных товаров
Акцизы, как и НДС - федеральный косвенный налог, выступающий в виде надбавки к цене товара. В настоящее время в налоговых доходах федерального бюджета они составляют около 3%.
С 2002 г. введен единый налог на добычу полезных ископаемых взамен действовавших до этого трех налогов: на право пользования недрами, акциз на сырье и налога на воспроизводство материально-сырьевой базы (гл.26 НК РФ). Сейчас этот налог играет очень важную роль. Так, в 2011 г. его сумма в доходах федерального бюджета составила 1 825,5 млрд. рублей. Но в будущем, как прогнозируется, он будет сокращаться.
Еще одним важным источником федерального бюджета РФ является налог на прибыль организаций. Налог на прибыль организаций относится к прямым налогам и является важнейшим элементом налоговой системы РФ. В первые годы экономических реформ именно этот налог был основным в доходах федерального бюджета, его удельный вес в общей сумме доходов превышал 50%. В последующие годы его доля постепенно снижалась, и это было экономически закономерно, так как он отражал происходящие в экономике России процессы. Сейчас он обеспечивает около 6% всех доходов федерального бюджета.
Налоговые ставки на доходы иностранных организаций не связанные с деятельностью в РФ через постоянное представительство, устанавливаются в следующих размерах: 1) 10% - от использования, содержания и сдачи в аренду судов, самолетов и др. транспортных средств и контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок; 2) 20% - со всех остальных доходов, за исключением доходов по ценным бумагам.
В плане реализации задачи снижения налогового бремени также отметим введение единой ставки налога на доходы физических лиц в размере 13%.
С 2005г. введена в действие гл. 25.2 «Водный налог». В Налоговом кодексе РФ установлены все элементы налога: налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговая база, налоговые ставки, порядок исчисления налога, порядок и сроки его уплаты.
После трех лет тяжелых дискуссий и обсуждений принята и с 1 января 2005 года введена в действие гл. 25.3 «Государственная пошлина». Это показательный и очень важный факт, даже с общеправовой точки зрения, потому что с помощью этой главы удалось решить задачу разграничения платежей налогового и неналогового характера.
2.2. Сравнительный анализ поступления администрируемых ФНС России доходов в бюджеты за период с 2009 по 2011гг.
Всего в 2009 году в федеральный бюджет поступило 3 012 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 26% меньше, чем в 2008 году.
Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в 2009 году составили 195 млрд. рублей, что составило 33,4 % к объему, утвержденному Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2009 год». По сравнению с 2008 годом поступления снизились в 3,9 раза.
Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2009 году составили 1 177 млрд. рублей, что составило 66,2 % к объему, утвержденному Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2009 год». Поступления налога на добавленную стоимость по сравнению с 2008 годом выросли на 18%.
Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в 2009 году 31 млрд. рублей, что на 24% меньше, чем в 2008 году.
Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в 2009 году 82 млрд. рублей, что составило 59,5 % к объему, утвержденному Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2009 год», и снизились относительно 2008 года на 35%.
Налога на добычу полезных ископаемых в 2009 году поступило в федеральный бюджет 982 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 888 млрд. рублей. По сравнению с 2008 годом поступления НДПИ снизились в 1,6 раза, что обусловлено снижением цены на нефть (с 98,2$ в декабре 2007 года – ноябре 2008 года до 57,8$ в декабре 2008 года – ноябре 2009 года, или в 1,7 раза).
Страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, в 2009 году поступило 1 263 млрд. рублей, что на 1% больше, чем в 2008 году. В Фонд социального страхования в 2009 году поступило 52 млрд. рублей, что на 19% меньше, чем в 2008 году. В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в 2009 году поступило 89 млрд. рублей, что на 1% больше, чем в 2008 году. В территориальные фонды обязательного медицинского страхования в 2009 году поступило 153 млрд. рублей, что соответствует уровню 2008 года.
Всего в 2010 году в федеральный бюджет Российской Федерации поступило 3 207,2 млрд. рублей, что на 28% больше, чем в 2009 году, а относительно уровня 2008 года поступления ниже на 10%.
Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета была обеспечена поступлениями налога на добычу полезных ископаемых (36,5%) и НДС (30,8%).
Поступления налога на прибыль организаций в 2010 году составили 255 млрд. рублей, что на 31% больше, чем в 2009 года, а относительно уровня 2008 года – меньше в 3 раза.
Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2010 году поступило 1 328,7 млрд. рублей, что на 13% больше, чем в 2009 году, а относительно уровня 2008 года поступления выросли в 1,3 раза.
Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в 2010 году поступило 55,2 млрд. рублей, что в 1,8 раза больше, чем в 2009 году, а относительно уровня 2008 года поступления выросли в 1,4 раза.
Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет в 2010 году составили 113,9 млрд. рублей и выросли относительно 2009 года на 39%, а относительно уровня 2008 года – снизились на 9 процентов.
Налога на добычу полезных ископаемых в 2010 года поступило 1 376,6 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 1 266,8 млрд. рублей, газа горючего природного – 85,1 млрд. рублей, газового конденсата – 9 млрд. рублей.
По сравнению с 2009 годом поступления НДПИ выросли на 40%, что обусловлено повышением цены на нефть (при росте цены на нефть с 57,8$ в декабре 2008 года — ноябре 2009 года до 76,7$ в декабре 2009 года — ноябре 2010 года, или в 1,3 раза), а относительно уровня 2008 года – ниже на 14%.
Поступления администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет в 2011 году составили 4 028,5 млрд. рублей, что на 39,6% больше, чем в 2010 году.
Поступления налога на прибыль организаций в январе-ноябре 2011 года составили 311,8 млрд. рублей и по сравнению с январем-ноябрем 2010 года выросли на 43,1%.
Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, 2011 года поступило 1 547,4 млрд. рублей, что на 29,4% больше, чем в 2010 году.
Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в 2011 году поступило 83,1 млрд. рублей, что в 1,7 раза больше, чем в 2010 году.
Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет в 2011 году составили 211,6 млрд. рублей, или в 2 раза больше, чем в 2010 году.
Налога на добычу полезных ископаемых в 2011 году поступило 1 825,5 млрд. рублей, что на 46,5% больше, чем в январе-ноябре 2010 года.
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-феврале 2012г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, (без учета единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет) на сумму 1316,3 млрд. рублей.
Глава 3. Проблемы, пути совершенствования и реформирования налоговой системы Российской Федерации.
3.1. Налоговая политика Российского государства.
Важнейшим инструментом государства в реализации поставленных целей является налоговая политика. Налоговая политика влияет практически на все социально-экономические сферы страны и неразрывно связана со многими элементами государственного управления, такими как: кредитно-денежная политика, ценообразование, структурная реформа экономики, торгово-промышленная политика и др. Манипулируя налоговой политикой, государство стимулирует экономическое развитие, или сдерживает его. Однако главным направлением налоговой политики в конечном итоге является обеспечение экономического роста. Именно с экономическим ростом связываются показатели развития производства и его эффективности, возможности повышения материального уровня и качества жизни.
Налоговая политика реализуется через:
предоставление и изменение налоговых льгот, ставок по конкретным налогам и сборам, стимулирующих развитие одних видов деятельности и свертывание других;
введение одних налогов и сборов и упразднение других.
Задачи налоговой политики:
фискальная – мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней для обеспечения государства необходимыми для выполнения его функций финансовыми ресурсами;
экономическая (регулирующая)- направлена на повышение уровня экономического развития государства, оживление деловой и предпринимательской активности в стране и международных экономических связей.
В целях снятия всех налоговых преград на пути экономического роста и превращения налоговой системы в эффективную систему налогообложения Правительством РФ определены приоритетные направления налоговой политики:
- создание стабильной и ясной налоговой системы;
- формирование стимулов к повышению собираемости налогов;
- создание благоприятных условий для повышения эффективности производства (оптимизация налоговой нагрузки на экономику);
- укрепление доходной части бюджета.
- обеспечение эффективного налогового администрирования.
Оптимизация системы налогообложения – одна из основных задач государства. Средства для решения общеизвестны: налоговое регулирование и совершенствование администрирования.
Разные ставки налогов должны быть установлены для сырьевого и несырьевого, а также производственного и непроизводственного секторов Российской экономики. При выборе первоочередных отраслей, для которых целесообразно снижение ставок налогов, могут быть предложены следующие критерии:
- существующая налоговая нагрузка сдерживает развитие отрасли;
- добавленная стоимость в отрасли обеспечивается в основном за счет труда;
- отрасль в перспективе может стать конкурентоспособной;
- получение эффекта не требует больших затрат;
- развитие отрасли способствует решению проблемы занятости населения в регионе.[5]
Решение задачи обеспечения эффективного налогового администрирования требует совершенствования методического обеспечения, повышения качества и упрощения налоговых процедур, включая исполнение налоговых обязательств налогоплательщиками, упрощение процедуры государственной регистрации организаций и индивидуальных предпринимателей, развитие системы электронного взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками, создание эффективной системы выполнения налоговыми органами функций по представлению и защите интересов РФ при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве). Это может быть реализовано как путем внесения изменений в законодательство, и прежде всего в первую часть НК РФ, так и посредством мер по улучшению организации работы налоговых органов.
Информация о работе Налоги и их роль в формировании бюджетов