Налоговая политика России на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 17:45, реферат

Краткое описание

Целью исследования является раскрытие понятия налоговой политики государства, ее составляющих и типов, рассмотрение среднесрочной перспективы налоговой политики в России.
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
- раскрыть сущность и цели налоговой политики государства;
- рассмотреть типы налоговой политики;
- изучить среднесрочные перспективы налоговой политики государства в России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….…3
Теоретические основы налоговой политики……….………………..…………………..…4
Сущность и цели налоговой политики………………………………………..………..4
Задачи и типы налоговой политики…………………………………………………….6
Нормативно-правовые акты, определяющие основные направления налоговой политики………………………………………………………………………………….8
Налоговая политика России на современном этапе………...………..………………..….11
Проблемы налоговой политики………………………………………………………..11
Современная налоговая политика России………………………………..…….....…..13
Заключение ……………………………………………………………………………………..19
Список литературы………………………………………………………………………..……20

Вложенные файлы: 1 файл

Rachkova_A_P_referat.docx

— 55.28 Кб (Скачать файл)

На практике налоговая  политика осуществляется через налоговый  механизм, который представляет собой  совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением. Государство придает этому механизму  юридическую форму посредством  налогового законодательства. Для поддержания  высокой эффективности государственной  налоговой политики необходимо поддерживать определенные пропорции между прямыми  и косвенными налогами с учетом специфики  конкретной страны. К проблеме ориентирования налоговой системы страны на прямые или косвенные налоги существуют два подхода.

В основе первого подхода  лежит положение о том, что  те физические и юридические лица, которые имеют более высокие  доходы, должны платить и более  высокие налоги по сравнению с  теми, кто не располагает ни высокими доходами, ни дорогостоящей собственностью (принцип платежеспособности).

Второй подход основан  на том, что более высокие налоги должен платить тот, кто получает большую выгоду от представляемых обществом  услуг, что рассматривается как  реализация принципа справедливости, поскольку именно эти категории  населения и должны оплатить услуги, представляемые обществом за счет бюджетных  средств. Основной недостаток обеих  концепций заключается в том, что, во-первых, определить сумму тех  благ, которые отдельные налогоплательщики  получают от существования армии  и органов охраны правопорядка, не представляется возможным, а во-вторых, методики по измерению возможности  уплаты налогов для каждого налогоплательщика  отсутствуют.

 

    1. Нормативно-правовые акты, определяющие основные направления налоговой политики

 

Нормативно-правовыми  актами, определяющими основные направления  налоговой политики, являются официально определенные внешние формы, в которых содержатся нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе налогообложения.

Система источников нормативно-правовых актов  выглядит следующим образом:

1. Конституция РФ, как непосредственно содержащие налогово-правовые нормы, так и имеющие большое значение при установлении общих принципов налогообложения, установлении и введении налогов и сборов, формировании налоговой политики РФ, определяющие магистральные направления совершенствования и развития налогового права и в целом образующие конституционные основы налогообложения.

2. Специальное налоговое законодательство, которое включает:

а) федеральное  законодательство о налогах и  сборах, включающее:

- НК  РФ;

- Иные  федеральные законы о налогах  и сборах, к ним относятся:

Федеральные законы о налогах и сборах, принятые до введения в действие НК РФ, действующие  в настоящее время в части, на противоречащей НК и Федеральные  законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ.

Наиболее  важные положения об организации  и осуществлении налогообложении  в России закреплены в Налоговом  кодексе РФ. НК РФ состоит из двух частей - общей и особенной.

В соответствии с положениями Федерального закона от 31 июля 1998г. №147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса  Российской Федерации» часть первая НК РФ была введена в действие с 1 января 1999г.

Вторая  часть НК РФ введена в действие Федеральным законом от 5 августа 2000г. №118-ФЗ «О введении в действие второй части Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений  в некоторые законодательные  акты Российской Федерации о налогах» с 1 января 2001г.

В первой части НК РФ устанавливается система  налогов и сборов, взимаемых в  федеральный бюджет, а также общие  принципы налогообложения и сборов в РФ. Вторая часть НК РФ посвящена  определению порядка введения и  взимания конкретных налогов и сборов.

б) региональное законодательство о налогах и  сборах:

- Законы субъектов РФ;

- Иные  нормативные правовые акты о  налогах и сборах, принятые законодательными  органами субъектов РФ.

Региональное  законодательство о налогах и  сборах представляет собой законодательство субъектов РФ о налогах и сборах. Оно состоит из законов и иных нормативных правовых актов о  налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК РФ.

в) нормативные  правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления, которые принимаются  представительными органами местного самоуправления в соответствии с  НК РФ.

3.Общее  налоговое законодательство, включающее  в себя иные федеральные законы, не входящие в объем понятия  «законодательство о налогах  и сборах» и содержащие нормы  налогового права.

4.Подзоконные  нормативные правовые акты по  вопросам, связанным с налогообложением  и сборам:

*Акты  органов общей компетенции:

а) Указы  Президента РФ, которые не должны противоречить  Конституции РФ и налоговому законодательству и имеют приоритетное значение по отношению к другим подзаконным  актам.

б) Постановления  Правительства РФ - принимаются на основании и во исполнение нормативных  правовых актов, имеющих высшую по сравнению  с ними юридическую силу.

в) подзаконные  нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и  сборам, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ - нормативно-правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, изданные ими, не могут  изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. (п.1 ст.4 НК РФ)

г) подзаконные  нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и  сборам, принятые исполнительными органами местного самоуправления (аналогично пункту В)

*Акты  органов специальной компетенции.  К этой группе относятся ведомственные  подзаконные нормативные правовые  акты по вопросам, связанным с  налогообложением и сборам органов  специальной компетенции, издание  которых прямо предусмотрено  НК РФ. Данные нормативные правовые  акты не могут изменять или  дополнять законодательство о  налогах и сборах. Органами специальной  компетенции являются - Министерство  РФ по налогам и сборам, Министерство  финансов РФ, Государственный таможенный  комитет РФ, органы государственных  внебюджетных фондов и другие  органы государственной власти.

5. Решения Конституционного Суда РФ, содержащие нормы, так или иначе регулирующие налогообложение, являются важными источниками налогового права. Достаточно напомнить, что правовые позиции КС были во многом учтены при принятии Налогового кодекса РФ.

6. Нормы  международного права и международные  договора РФ.

В настоящее  время выделяют две группы международных  актов, являющихся источниками налогового права России:

- Международные  акты, устанавливающие общие принципы  налогового права и налогообложения,  признанные цивилизованными нациями. (Европейская социальная хартия, принятая 18 октября 1961г, вступившая в силу в 1965г.)

- Международные  межправительственные конвенции  по вопросам налогообложения. (соглашения  об устранении двойного налогообложения,  а также соглашения, носящие индивидуальный  характер и направленные на  освобождение от уплаты налогов  представительств и штаб-квартир  конкретных международных организаций  (ООН,ФИФА и т.д.) в странах пребывания и ряд других.

 

  1. Налоговая политика России на современном этапе

 

    1. Проблемы финансовой политики

 

Выступая с Бюджетным  посланием, Дмитрий Медведев обозначил семь главных проблем, которые предстоит «в 2011 году и в среднесрочной перспективе» решить в целях реализации основных направлений налоговой политики и формирования доходов бюджетной системы. По оценке главы государства, «необходимо ввести в действие, начиная с 2012 года, новые правила регулирования трансфертного ценообразования в налоговых целях. Кроме того, следует предоставить возможность крупным холдингам исчислять и уплачивать налог на прибыль организаций в целом по консолидированной налоговой базе холдинга, то есть ввести в законодательство Российской Федерации институт консолидированной налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций».

Во-вторых, указано в Бюджетном послании, необходимо «завершить подготовку к  введению местного налога на недвижимость. По завершении кадастровой оценки объектов капитального строительства необходимо вводить указанный налог по мере готовности тех субъектов Российской Федерации, где такая оценка была проведена, чтобы этот налог можно  было начать взимать уже в 2012 году. При этом необходимо, чтобы введение нового налога, с одной стороны, обеспечило более справедливое распределение налоговой нагрузки между объектами недвижимого имущества с разной рыночной стоимостью, а с другой стороны, было социально приемлемым и осуществлялось с учетом сложившегося уровня доходов населения, не привело к росту налоговой нагрузки на малообеспеченных граждан».

В-третьих, «требуется приступить к инвентаризации установленных федеральным законодательством  льгот по региональным и местным  налогам и оценке их эффективности. Речь идет в первую очередь о льготах  по налогу на имущество организаций  и по земельному налогу. Возможная  отмена таких льгот – это не только переход к более справедливому  способу распределения собственных  налоговых доходов между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, но и способ повышения  налоговой автономии региональных и местных властей, а значит –  и ответственности за принимаемые  ими решения».

В-четвертых, считает президент РФ, «следует подчеркнуть  настоятельную необходимость, с  одной стороны, в систематизации действующих льгот и их оценке на предмет согласованности и  проблем администрирования, а с  другой – в выявлении тех налоговых  льгот, которые наиболее актуальны  в целях модернизации производства и внедрения инноваций».

Далее «должно быть обеспечено совершенствование  механизмов налогообложения нефтяной и газовой отрасли, табачной и  алкогольной продукции. Необходимо завершить разработку схемы налогообложения  нефтедобычи и нефтепереработки, предусматривающей стимулы к  разработке новых месторождений  и к повышению глубины переработки  нефти на территории Российской Федерации. Требуется рассмотреть возможность  дифференциации акцизов на моторное топливо в зависимости от его  экологического класса».

Президент РФ также сообщил, что «для повышения  доходов бюджетной системы с  учетом благоприятной ценовой конъюнктуры  на внешних рынках необходимо продолжить повышение налоговой нагрузки на газовую отрасль, имея в виду изъятие  природной ренты у налогоплательщиков, получающих ее за счет участия на мировых  рынках природного газа».

Ну  и, наконец, «необходимо последовательно  устранять те элементы налоговой  системы, которые препятствуют инновационному развитию. Для этого надо завершить  уже начатую работу по мерам поддержки  инновационного предпринимательства, реализация которых невозможна ввиду  отсутствия соответствующих законодательно закрепленных механизмов».

Для решения указанных задач глава  государства предлагает «внести  изменения в порядок применения амортизационной премии, с тем чтобы при реконструкции, модернизации, техническом перевооружении основных средств не восстанавливать примененную в отношении их 30-процентную амортизационную премию, предусмотрев при этом механизмы, предотвращающие злоупотребления данной льготой со стороны недобросовестных налогоплательщиков, многократно применяющих указанную премию к одним и тем же основным средствам при их перепродаже; дополнительно предусмотреть возможность распространения повышающего коэффициента для учета в расходах затрат на НИОКР с повышающим коэффициентом 1,5 на правоотношения, возникшие с 2009 года, с момента, когда была введена эта льгота».

В Бюджетном  послании также отмечено, что «требуется в ближайшее время определиться с параметрами перехода от системы  налогообложения в виде единого  налога на вмененный доход для  определенных видов деятельности к  патентной системе налогообложения. Критерием должно стать создание максимально благоприятных условий  для развития малого и среднего предпринимательства».

 

2.2 Современная налоговая политика России

 

На  сегодняшнем этапе налоговая  политика выступает одним из наиболее важных звеньев экономической политики в целом, регулирующим экономические процессы в обществе.

Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, задача которых установить оптимальный  уровень налогового бремени и  зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач.

Успешное  функционирование налоговой политики может достигаться за счет соотношения  ее функций и интересов государства  и налогоплательщиков. Налоговая  политика не может оставаться неизменной на протяжении длительного периода. Это обусловлено тем, что происходят изменения на уровне экономики страны и это приводит к соответствующим  изменениям в налоговой политике. Для того, чтобы добиться эффективного функционирования налоговой политики, необходимо адаптировать ее к действующим условиям экономики.

Одной из первостепенных задач государства  является решение проблемы стимулирования системы налогообложения на экономическую  деятельность организаций, развития производства и экономического развития страны.

Информация о работе Налоговая политика России на современном этапе