Налоговая политика России на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 17:45, реферат

Краткое описание

Целью исследования является раскрытие понятия налоговой политики государства, ее составляющих и типов, рассмотрение среднесрочной перспективы налоговой политики в России.
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
- раскрыть сущность и цели налоговой политики государства;
- рассмотреть типы налоговой политики;
- изучить среднесрочные перспективы налоговой политики государства в России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….…3
Теоретические основы налоговой политики……….………………..…………………..…4
Сущность и цели налоговой политики………………………………………..………..4
Задачи и типы налоговой политики…………………………………………………….6
Нормативно-правовые акты, определяющие основные направления налоговой политики………………………………………………………………………………….8
Налоговая политика России на современном этапе………...………..………………..….11
Проблемы налоговой политики………………………………………………………..11
Современная налоговая политика России………………………………..…….....…..13
Заключение ……………………………………………………………………………………..19
Список литературы………………………………………………………………………..……20

Вложенные файлы: 1 файл

Rachkova_A_P_referat.docx

— 55.28 Кб (Скачать файл)

Правильно выбранная налоговая политика позволит справиться с поставленными целями и задачами государства. Для страны в целом эффективность системы  налогообложения сводится первостепенно  к увеличению доходов за счет налоговых  поступлений, а также к развитию базы налогообложения. Для хозяйствующих  субъектов эффективность заключается  в следующем — получить максимально  возможную прибыль и минимизировать налоговые платежи. Для граждан  страны эффективность налогообложения  сводится к получению социальных льгот и услуг при уплате обязательных налоговых платежей.

Характерными  чертами налоговой системы РФ являются:

1.  Несоответствие уровня налогообложения финансовым возможностям налогоплательщиков. Высокий уровень налогового бремени является ярким тому примером, хотя это весьма относительно. Для таких отраслей, как нефте- и газодобыча, финансовая деятельность, металлургия — ставка единого социального налога 26 % весьма приемлема. Но для производственных предприятий, а также для предприятий легкой промышленности ставка является завышенной и обеспечить эффективное функционирование предприятия достаточно сложно.

2.  Неопределенность системы налогообложения, так как законодательная и нормативная база очень запутана и сложна. Сложность составляет методика расчета взимания налогов. Нередко возникают споры по поводу формулировок статей Налогового кодекса РФ, которые доходят до арбитражного суда. И чаще всего суд принимает сторону налогоплательщиков, что говорит о том, что не все работники налоговых органов в состоянии правильно применять нормы налогового законодательства. Ключевой проблемой экономики страны считается то, что хозяйствующие субъекты отказываются в полном объеме платить налоги. Это связано с тем, что у предприятий после уплаты всех налоговых платежей не остается достаточно средств для осуществления эффективной финансово-хозяйственной деятельности, поэтому многие предприятия стремятся всячески уклониться от уплаты всех налогов. Существующую проблему «теневой экономики» возможно решить в том случае, если добиться снижения налоговых ставок, преобразований в налоговой базе и перераспределения налогового бремени. С помощью этих мер можно вывести часть оборота из «тени». Чтобы уменьшить оборот «теневой экономики» необходимо ужесточить дисциплинарные меры по отношению к нарушителям, совершенствовать налоговый контроль, а также использовать налоговое администрирование.

3.  Отсутствие принципа экономичности налоговой системы. Это сводится к сокращению расходов на налоговое администрирование, при этом сохраняя максимально возможный сбор налогов.

Правительством РФ было сформулированы ключевые направления налоговой политики РФ на 2013 год и плановый 2014 и 2015 годов.

Налоговая политика государства в ближайшие  годы будет по-прежнему проводиться  в условиях дефицита федерального бюджета. В этой связи важнейшей задачей  Правительства РФ является создание эффективной и стабильной налоговой  системы, обеспечивающей бюджетную  устойчивость в среднесрочной и  долгосрочной перспективе.

Планируется, в частности, предпринимать усилия, направленные на увеличение доходного потенциала налоговой системы. Это, в первую очередь, повышение доходов бюджетной системы от налогообложения потребления, ренты, возникающей при добыче природных ресурсов, а также от перехода к новой системе налогообложения недвижимого имущества. Отдельным направлением политики в области повышения доходного потенциала налоговой системы будет являться оптимизация существующей системы налоговых льгот и освобождений, а также ликвидация имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения.

Среди конкретных мер выделены следующие.

1. Налоговое  стимулирование инновационной деятельности  и развития человеческого капитала.

Планируется, в частности, дальнейшее снижение тарифов  страховых взносов, совершенствование  амортизационной политики, предоставление налоговых преференций при осуществлении  социально значимых расходов.

2. Мониторинг  эффективности налоговых льгот.

Представляется  необходимым регулярное проведение анализа востребованности установленных механизмов налогового стимулирования и налоговых льгот.

Планируется уточнение перечня доходов, освобождаемых  от обложения НДФЛ, также устранение имеющихся неточностей и противоречий, приводящих к неоднозначному толкованию норм.

3. Акцизное  налогообложение.

В плановом периоде будет проводиться периодическая  индексация ставок акциза с учетом реально складывающейся экономической  ситуации, при этом повышение акцизов  на алкогольную, спиртосодержащую и  табачную продукцию будет производиться  опережающими темпами по сравнению с уровнем инфляции (приведены конкретные цифры ставок акцизов, планируемые к введению в период до 2015 года).

4. Совершенствование  налогообложения при операциях  с ценными бумагами и финансовыми  инструментами срочных сделок, финансовыми  операциями.

Планируется принять ряд решений, направленных на совершенствование налогообложения  при совершении операций с еврооблигациями  российских эмитентов, депозитарными  расписками, а также при получении  и выплате дивидендов.

5. Налог  на прибыль организаций.

Предлагается, в частности, уточнить порядок признания  дохода от реализации имущества, права  на которые подлежат госрегистрации.

6. Налогообложение  природных ресурсов.

В целях  выравнивания уровня налоговой нагрузки на газовую и нефтяную отрасли  в плановом периоде продолжится  работа по установлению дополнительной фискальной нагрузки на газовую отрасль  путем дифференциации ставки НДПИ. Предполагается также корректировка  ставки по полезным ископаемым, доля экспорта которых превышает 50 процентов, в  зависимости от мировых цен на соответствующие полезные ископаемые.

7. Совершенствование  налогообложения в рамках специальных  налоговых режимов.

С 2012 года будет введена в действие новая глава 26.5 "Патентная система  налогообложения" для применения индивидуальными предпринимателями. Помимо этого предусматривается  постепенное сокращение сферы применения системы налогообложения в виде ЕНВД, а с 2014 года ее отмена.

8. Введение  налога на недвижимость.

Указывается на необходимость ускорить подготовку введения налога на недвижимость. Предусматривается  разработать систему, позволяющую  взимать данный налог исходя из рыночной стоимости облагаемого имущества  с необлагаемым минимумом для  семей с низкими доходами.

9. Налоговое  администрирование.

Предлагается  внедрение инструментов, противодействующих уклонению от уплаты налогов. Помимо этого, в частности, в плановом периоде  предусматривается проработать  вопросы взыскания налогов за счет электронных денег, урегулировать  порядок обращения взыскания  налогов с валютных счетов и счетов в драгоценных металлах в банках.  

Приоритеты  в сфере налогообложения останутся  неизменными на ближайший период. Первостепенно обеспечить устойчивость бюджетной политики. Цели налоговой  политики заключаются в поддержке  инвестиций, кроме того необходимо стимулировать инновационную деятельность.

Совершенствование налоговой базы будет осуществляться следующим образом: необходимо уравновесить налоговую нагрузку на нефтяную и  газовую отрасль, а также изъять 80 % доходов Газпрома, полученных в результате роста оптовых цен на газ на внутреннем рынке свыше ожидаемого уровня инфляции; разработать вопрос о возможном введении налога на добавленный доход на новых месторождениях; подготовить предложения о введении в отношении ряда полезных ископаемых, доля экспорта которых превышает 50 %, ставки налога на добычу полезных ископаемых, которая корректируется с учетом мировой цены на такие полезные ископаемые.

Пенсионная  сфера осталась незатронутой, преобразований в этой области не наблюдается: обязательные страховые взносы сохранятся на уровне 30 % и в размере 10 % для зарплат, которые превышают предельно установленную величину (512 тысяч рублей в 2012 году). Для льготных категорий плательщиков взносы составят 20 %, однако, согласно планам Министерства финансов, правительство намерено постепенно уходить от предоставления таких льгот.

Намечается  ранее не спрогнозированный рост акцизов на алкоголь и табак. Согласно документу, акциз на крепкий алкоголь составит 400 рублей в 2013 году, в 2014-м  цена за акциз составит 500 рублей за литр, в 2015 году 600 рублей. Акцизы на сигареты и папиросы вырастут до 960 рублей за тысячу штук плюс 9 % расчетной стоимости, которая исчисляется исходя из максимальной розничной цены, минимум составит — 1250 рублей за тысячу штук.

На  сегодняшний день в российской налоговой  системе функционирует около 200 различных  льгот и преференций по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость, налог на добычу полезных ископаемых, налогу на имущество организаций, земельному и транспортному налогам. Несмотря на то, что предоставление льгот  не предполагает прямого расходования бюджетных средств, следует считать  их «налоговыми расходами» бюджетной  системы Российской Федерации, отмечает Минфин.

Порядок предоставления стандартных социальных и имущественных вычетов гражданам  будет уточнен. Документом предусмотрено  увеличить стандартные вычеты на детей. Родители, которые приобретают  недвижимость вместе с детьми или  в их собственность имеют право  получить имущественный вычет. Кроме  того, супруги получат имущественный вычет в полном объеме при покупке жилья, на сегодняшний день супруги получают один такой вычет на двоих. Досудебное рассмотрение налоговых споров позволит совершенствовать налоговое администрирование.

Совершенствовать  налоговую систему необходимо путем  сближения бухгалтерского и налогового учета, определения особенностей налогообложения  еврооблигаций российских эмитентов, введения патентной системы налогообложения.

Должен  быть введен институт налогообложения нераспределенной прибыли, который боролся бы с уклонением от уплаты налогов. Этот институт позволит облагать налогом на прибыль нераспределенную часть прибыли иностранной контролируемой компании у ее участников российских предприятий.

Благодаря предстоящим преобразованиям, налоговой  системе удастся трансформироваться в механизм экономического роста  и развития предприятия, создавать  предпосылки к расширению производства, финансировать инновационную деятельность, а также повышать качество жизни  людей в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной работе была рассмотрена современная налоговая политика России, с её проблемами и перспективами.

На основании проделанной  работы можно сделать следующие  выводы.

Налоговая система - один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов  социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая  система России была адаптирована к  новым общественным отношениям, соответствовала  мировому опыту.

В новой налоговой системе, исходя из Федерального устройства России в отличие от предыдущих лет, более  четко разграничены права и ответственность  соответствующих уровней управления в вопросах налогообложения. Введение местных налогов и сборов, как  дополнение перечня действующих  Федеральных налогов, предусмотренное  законодательством, позволило более  полно учесть разнообразные местные  потребности и виды доходов для  местных бюджетов.

Нестабильность  наших налогов, постоянный пересмотр  ставок, количества налогов, льгот и  т.д. несомненно, играет отрицательную  роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям  как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы  на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.

Несомненно, вся эта неразбериха  с налогами приводит к нестабильному  положению в нашей экономике  и еще больше усугубляет экономический  кризис. Несомненно, для выхода из кризисного состояния необходимо одним из первых шагов наладить налоговую систему  страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Конституция РФ
  2. Налоговый кодекс РФ
  3. Болонин А.Н. Бюджетная и налоговая политика Российской Федерации на современном этапе // Микроэкономика. - 2009. - N 6. - С.9-12.
  4. Кудрин А. Налоговая реформа: Стандарт 2003 // Экономика России. - 2003. - N 11. - С.16-19.
  5. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство / Под ред. Е.Д. Евстигнеева. - СПб, 2009
  6. Харисов И.Ф. Налоговая политика России в кризисный период // Финанс. право. - 2009. - N 9. - С.26-29.
  7. Шалыгин Б.И. Понятие налоговой политики и основные направления ее развития на современном этапе / Шалыгин Б.И., Цапков В.Е. // Финанс. право. - 2007. - N 6. - С.6-9.
  8. Шаталов С.Д. Налоговая политика РФ в ближайшей перспективе // Финансы. - 2009. - N 7. - С.3-7.
  9. Шестоперов А. Налоговая политика как инструмент диверсификации экономики России / А.Шестоперов, А.Фокина // Общество и экономика. - 2010. - N 7-8. - С.219-231.
  10. О налоговой политике в России до 2013 года // Финансы. - 2010. - N 3 - С.31-32.
  11. Основные направления налоговой политики РФ на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов // Налог. вестник. - 2010. - N 7. - С.14-24.
  12. Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение. - М.: Инфра-М.,2008.  – С. 128.
  13. http://www.consultant.ru Законодательство РФ
  14. http://www.minfin.ru/

Информация о работе Налоговая политика России на современном этапе