Налоговая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 12:28, курсовая работа

Краткое описание

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Содержание

Введение………………………………………………………………3
Понятие налогов и их сущность…………………………………......4
Налоговая система и ее характеристика…………………………...10
Управление налогообложением……………………………………16
Роль и функции налоговой системы. Налоги и налоговая
ставка как инструменты государственного регулирования………24
Заключение……………………………………………………...............33
Список литературы…………………………………………………….38

Вложенные файлы: 1 файл

НАЛОГИ.РЕФ.ГОТОВЫЙ.docx

— 67.66 Кб (Скачать файл)

 

 

Налоговая система и ее характеристика

 

Налоговая система - это государственная система  мер политического, экономического, административного, правового характера, направленная на исполнение доходной части бюджета, а также стимулирования роста внутреннего валового продукта (ВВП).

Налоговая система включает:

1. Налоговые органы

2. Налоговое законодательство

3. Налоговую полицию

4. Налоги

5. Пошлины

6. Сборы

7. Другие платежи

8. Распределение налогов по уровню бюджета

9. Налоговые суды (проект)

 

Есть и  другое определение налоговой системы.

По Закону Российской Федерации “Об основах  налоговой системы в Российской Федерации” под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

Совокупность  налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему.

Плательщиками налогов являются юридические и  физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги.

 

Элементами  системы налогообложения являются:

1. Объект (предмет)

2. Субъект (налогоплательщик)

3. Налогооблагаемая база

4. Ставка (твердая, процентная)

5. Порядок исчисления

6. Срок уплаты

7. Штрафы, пеня

8. Контроль

Россия, переходя к рыночным отношениям, внедрила у  себя налоговую систему, схожую по построению с применяемыми в других крупных  федеративных государствах.

 

По ряду параметров можно наблюдать сходство с США  и Германией при сохранении некоторых  специфических российских особенностей.

Налоговая система  России включает в себя три категории  налогов: федеральные, республиканские (краев, областей) и местные3.

 

1.Федеральные налоги.

Особенностью  федеральных налогов является то, что они устанавливаются только федеральными законами и обязательны  к взиманию на территории всей страны. К числу федеральных налогов  относятся:

- налог на добавленную стоимость

- налог на прибыль предприятий

- акцизы

- госпошлина

- таможенные доходы

- подоходный налог с физических лиц и т.д.

 

2. Региональные налоги.

Они включают платежи трех групп:

- установленные федеральными законами, взимание их обязательно на территории всех субъектов РФ (налог на имущество предприятий, плата за воду). Порядок уплаты этих налогов на территории субъектов может отличаться, т.к. органы представительной власти самостоятельно определяют ставку налога, порядок его уплаты, налоговые льготы.

- Факультативные налоги, которые тоже устанавливаются федеральными законами, но вводятся органом представительской власти субъекта РФ по его усмотрению и только тогда приобретают обязательную силу (сбор на нужды образовательных учреждений)

 

- налоги, устанавливаемые органами представительной власти субъектов РФ по собственному усмотрению.

 

3. Местные налоги – они поступают в местные бюджеты.

 Три из  них – налог на имущество  физических лиц, земельный налог  и регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью – установлены законами РФ и взимаются в обязательном порядке на территории всей страны. Остальные (сбор за право торговли, налог на содержание жилищного фонда, сбор со сделок, совершаемых на биржах и др.)- факультативны. Закон об основах налоговой системы устанавливает максимальные ставки по большинству из них, объекты обложения и круг плательщиков. Но обязательную силу они получают только после принятия решения представительными органами власти местного самоуправления.

Третью группу местных налогов составляют налоги и сборы, устанавливаемые местными органами власти по собственному усмотрению.

Как и в  других странах, наиболее доходные источники  сосредоточиваются в федеральном  бюджете. К числу федеральных  относятся: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций, акцизы, подоходный налог с физических лиц, таможенные пошлины. Перечисленные пять налогов создают основу финансовой базы государства.

Наибольшие  доходы региональным бюджетам приносит налог на имущество юридических лиц. В основном это соответствует мировой практике, с той разницей, что в большинстве стран не делается различия между налогом на имущество юридических лиц и налогом на имущество физических лиц. Чаще всего это один налог, хотя в некоторых странах имеется и такая практика, как в России. Очень сильно поддерживает финансовую базу региональных бюджетов целевой налог на нужды

 

учреждений народного образования. Именно он дает необходимые средства для развития на региональном уровне этой отрасли.

Среди местных  налогов крупные поступления  обеспечивают: налог на имущество  физических лиц, земельный налог, налог  на рекламу, налог на содержание жилищного  фонда и социально-культурной сферы  и далее — большая группа прочих местных налогов.

Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании — это отчислением от федеральных налогов.

Закрепленные  и регулирующие налоги полностью  или в твердо фиксированном проценте на долговременной основе поступают в нижестоящие бюджеты. Такие налоги, как гербовый сбор, государственная пошлина, налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, имея федеральный статус, обычно полностью зачисляются в местные бюджеты.

Налог на прибыль  предприятий и организаций в  твердой доле: 13% + 22% делится соответственно между федеральным и региональными  бюджетами, а из последних перечисляется  в местные бюджеты.

Акцизы, налог  на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц распределяются между бюджетами, причем в зависимости от обстоятельств, включая финансовое положение отдельных территорий, проценты отчислений могут меняться. Нормативы утверждаются ежегодно при формировании федерального бюджета.

Налоговая система  Российской Федерации сегодня дополняется  системой государственных целевых  внебюджетных фондов. Самый крупный  и значимый из них — Государственный  пенсионный фонд. Обязательные платежи  в эти фонды по своей социально-экономической  сущности имеют 

характер налогов. В отличие  от Государственной налоговой службы эти фонды не имеют серьезных методов контроля над плательщиками и воздействия на них. Думается, что в перспективе трехуровневая система налогов должна вобрать в себя все без исключения обязательные платежи, распределив их по различным бюджетам.

Каждому органу управления трехуровневая система  налогообложения дает возможность  самостоятельно формировать доходную часть бюджета исходя из собственных  налогов, отчислений от налогов, поступающих  в вышестоящий бюджет (регулирующих налогов), неналоговых поступлений  от различных видов хозяйственной деятельности (арендная плата, продажа недвижимости, внешнеэкономическая деятельность и пр.) и займов. Естественно, что эти полномочия сочетаются с полной ответственностью за исполнение бюджета, как доходной, так и расходной его частей4.

Налоговая система  Российской Федерации сегодня дополняется  системой государственных целевых  внебюджетных фондов. Самый крупный  и значимый из них — Государственный  пенсионный фонд. Обязательные платежи  в эти фонды по своей социально-экономической  сущности имеют характер налогов. В  отличие от Государственной налоговой  службы эти фонды не имеют серьезных методов контроля над плательщиками и воздействия на них.

Думается, что  в перспективе трехуровневая  система налогов должна вобрать в себя все без исключения обязательные платежи, распределив их по различным бюджетам.

 

Управление налогообложением

 

Успешность развития страны, в том  числе зависит от способности  привлечь в экономику капитал. В этих целях необходимо обеспечить достаточный уровень доходности на вложенные инвестиции, сопоставимый с уровнем доходности в других странах. Отдача на капитал формируется с учетом разных составляющих, в том числе и с учетом совокупного уровня налоговой нагрузки.

Важным фактором управления налогообложением является сочетание следующих факторов:

- Достижение минимально возможной  справедливой налоговой нагрузки, т.е. налоговое бремя не должно  стать препятствием экономическому  росту. 

С целью избежания дефицита государственных  финансовых ресурсов снижение налоговой  нагрузки должно осуществляться только при условии относительного сокращения бюджетных расходов.

- Реформирование системы распределения  налоговых доходов между всеми  уровнями бюджетной системы.

- Совершенствование существующей  системы взимания отдельных налогов.  От того, насколько совершенной  будет система, позволяющая определить  объект налогообложения, налоговую  базу, налоговую ставку, порядок  исчисления и уплаты налога во многом зависит степень учета интересов налогоплательщика в налоговых отношениях.

- Улучшение системы налогового  контроля и изменение системы  налоговой ответственности - улучшение контрольных функций, сведение к минимуму мер текущего контроля, сосредоточение контроля на ключевых сферах, исключение дублирования контрольных полномочий.

Влияние изменений и  дополнений законодательства о налогах  и сборах на доходы в 2004-2006 годах (млрд. руб.)

П р е д л а г  а е м ы е   м е р  ы

В с е г о

2004 год (по сравнению  с 2003 годом)

 

Отмена налога с продаж

-60,6

Изменения в режим применения НДС (всего)

-141,4

В том числе:

 

- снижение основной  ставки НДС с 20% до 18%

-96,4

- принятие к вычету  НДС, уплаченного поставщиками  в течение срока строительства

-45,0

Увеличение ставок НДПИ (всего)

105,3

В том числе:

 

- в целях сохранения  сложившейся налоговой нагрузки  на сырьевой сектор

13,1

- в связи с отменой  акциза на газ

92,2

Увеличение экспортных пошлин на природный  газ

78,0

Изменения по налогу на прибыль организаций

-17,6

Изменения, вносимые в режим применения акцизов (всего)

-125,9

Из них:

 

- отмена акциза на  природный газ

-149,5

- повышенная индексация  ставок акциза на табачные  изделия

1,3

Изменение размеров государственной  пошлины

5,2

Отмена налога на операции с ценными  бумагами и за название «Россия»

-3,0

Отмена местных налогов и  сборов

-7,0

Изменение режима применения налога на имущество организаций

18,3

Изменения, вносимые в режим применения водного налога

-0,2

Индексация земельного налога

6,0

Изменения платежей за животный мир  и биоресурсы

-3,9

Итого:

-146,8

То же в % к ВВП

0,96

   

2005 год (по сравнению  с 2004 годом)

 

Снижение эффективной ставки ЕСН

-194,0

Увеличение суммы принятия к  вычету НДС, уплаченного поставщиками

-5,0

Изменения по налогу на прибыль организаций

-17,6

Увеличение имущественного вычета по налогу на доходы физических лиц

-2,0

Введение главы кодекса о  земельном налоге

19,0

Итого:

-199,6

То же в % к ВВП

-1,13

   

2006 год (по сравнению  с 2005 годом)

 

Снижение и унификация ставки НДС  на уровне 15%

70,0

То же в % к ВВП

0,4

   

Всего снижение доходов  в связи с мерами по изменению  законодательства за 2004-2006 году

436,4

   

Справочно: уменьшение доходов в 2004 году по сравнению с 2003 годом без  внесения дополнительных изменений  в законодательство

-137,0

То же в % к ВВП

-0,9





Например, в России процесс управления налогообложением включает

следующие основные показатели (таблица 1)

 

Из приведенных данных видно, что  предположительно ежегодно будет снижаться ставка НДС - одного из самых знакомых населению налогов.

Управление налогообложение подразумевает  выработку грамотной налоговой политики.

Положение налогового права служат отправным моментом в осуществлении налоговой политики. Таким образом, налоговая политика - комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.

В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика

 используется  государством для перераспределения  НД в целях изменения 

структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходности населения.

Задачи налоговой политики сводятся к: обеспечению государства финансовыми ресурсами; созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом; сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.

Можно выделить три типа налоговой  политики.

Первый тип - политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом  “взять все, что можно”. При этом государству уготовлена “налоговая ловушка”, когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%.

Второй тип - политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный  налоговый климат. Предприниматель  максимально выводится из-под  налогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются.

Третий тип - налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая политика введет к раскручиванию инфляционной спирали.

При сильной экономике все указанные  типы налоговой политики успешно сочетаются. Для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим5.

Информация о работе Налоговая система