Налоговая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 12:28, курсовая работа

Краткое описание

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Содержание

Введение………………………………………………………………3
Понятие налогов и их сущность…………………………………......4
Налоговая система и ее характеристика…………………………...10
Управление налогообложением……………………………………16
Роль и функции налоговой системы. Налоги и налоговая
ставка как инструменты государственного регулирования………24
Заключение……………………………………………………...............33
Список литературы…………………………………………………….38

Вложенные файлы: 1 файл

НАЛОГИ.РЕФ.ГОТОВЫЙ.docx

— 67.66 Кб (Скачать файл)

Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности  воспроизводства и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и

проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая

политика - это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование.

Налоговая политика, проводимая с расчетом на перспективу, - это налоговая стратегия, а на текущий момент - налоговая тактика. Тактика и стратегия незаменимы, если государство стремится к согласованию общественных, корпоративных и личных экономических интересов. Нередко тактические шаги, предпринимаемые руководством государства по координации налогообложения на текущий момент, экономически не обоснованы. Это не только препятствует реализации налоговой стратегии, но и деформирует весь экономический курс государства. Исходя из этого, с учетом прогнозов ученых, касающихся тенденций экономического развития, объективной действительности, состояния социального положения в обществе, разрабатываемая государством налоговая стратегия преследует следующие задачи:

• экономические - обеспечение экономического роста, ослабление цикличности производства, ликвидация диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов;

• социальные - перераспределение НД в интересах определенных социальных групп путем стимулирования роста прибыли и недопущения  падения доходов населения;

• фискальные - повышение доходов государства;

• международные - укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса.

Налоговая политика осуществляется через налоговый  механизм, который представляет собой  совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых  ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.). Государство придает своему налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства и

регулирует его. Именно это создает видимость изолированности налогов от производственных отношений.

Налоговый механизм, рассматриваемый через призму реальной практики, различен в конкретном пространстве и времени. Так, неоднозначны налоговые  действия на разных уровнях управления и власти, а также существенны  различия и во временном отношении. Налоговый механизм как свод практических налоговых действий есть совокупность условий и правил реализации на практике положений налоговых законов. Любое налоговое действие, не базирующееся на объективной основе, выступает как субъективистское вмешательство в воспроизводственные процессы, что неминуемо ведет к их деформации. Налоговый механизм позволяет упорядочить налоговые отношения, опираясь на налоговое право, основы управления налогообложением.

Налоговый механизм - это область налоговой теории, трактующей это понятие в качестве организационно-экономической категории, а, следовательно, как объективно необходимый процесс управления перераспределительными отношениями, складывающимися при обобществлении части созданного в производстве национального дохода. Всю сферу отношений, складывающихся в этом процессе, можно разграничить на три подсистемы: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль6.

Налоговый механизм, так же как и хозяйственный, соединяет  два противоположные начала:

• планирование, т.е. волевое регулирование экономики центральной властью с учетом объективно действующих экономических законов путем сбалансирования развития всех отраслей и регионов народного хозяйства, координации экономических процессов в соответствии с целевой направленностью развития общественного производства;

• стихийно-рыночная конкуренция, где свободно на основе прямых и обратных связей взаимодействуют производители и потребители. Вследствие обособленности производителей и противоречивости их интересов неизбежно возникают разрушительные явления. Таким образом, рыночные отношения приводят, с одной стороны, к развитию производства отдельных субъектов в условиях жесткой конкуренции, а с другой, - к разрыву хозяйственных связей между обособившимися предприятиями в результате несовпадения производственной массы товара с его сбытом. Отсюда вытекает необходимость государственного регулирования рыночных отношений для предотвращения сбоев в производстве и кризисных тенденций рынка. Таким регулятором в настоящее время стал налоговый механизм, который признан во всех странах.

Эффективность использования налогового механизма  зависит от того, насколько государство учитывает внутреннюю сущность налогов и их противоречивость.

Налоговая политика и налоговый механизм определяют роль налогов в обществе. Эта роль постоянно меняется в зависимости  от изменения деятельности государства. В отличие от функций роль налогов более подвижна и многогранна, она отражает в концентрированном виды интересы и цели определенных социальных групп и партий, стоящих у власти.

В основе налоговой  политики и налогового механизма  обычно заложена господствующая концепция. Правильность концепции проверяется  практикой. Если налоговая теория не пользуется популярностью и приносит отрицательные результаты при ее реализации, то ее заменяют новой.   

 Важным  моментом управления налогообложением  является налоговое планирование.

Налоговое планирование в нашей стране как отрасль  знания до сих пор не имело своей  классификации.

А ведь даже самые общие повседневные разговоры  о налогах и налоговом планировании предлагают нам вполне логичный подход. О чем, прежде всего, говорят люди, упоминая налоги и налоговое планирование. Платить налогов поменьше и, по возможности, без проблем с законом. Исходя из этого, можно предложить достаточно простую и удобную классификацию видов или направлений налогового планирования.

Для простоты примем две жесткие альтернативы налогоплательщик либо не нарушает закон, либо нарушает, степень налоговой  нагрузки, платит ли он налоги, либо нет, не предпринимает действий по уменьшению налогообложения, либо каким-то образом минимизирует налоги

При совместном использовании данных критериев  получаем следующие виды налогового планирования:

• действия налогоплательщика соответствуют закону, налоговые платежи производятся в обычном порядке. Назовем это классическим налоговым планированием,

• действия налогоплательщика соответствуют закону, налоговые платежи при этом производятся по возможности минимально. Назовем это оптимизационным (минимизационным) налоговым планированием,

• действия налогоплательщика не соответствуют закону, налоговые платежи не производятся. Назовем это «вульгарным» (противозаконным) налоговым планированием,

Классическое - смысл заключается в планировании правильной и своевременной уплаты налогов Содержание классического налогового планирования состоит из организации правильного учета и отчетности, планирования экономической деятельности в рамках определенных законом, и своевременной уплаты налогов7.

Оптимизационное - (минимизационное) налоговое планирование (ОНП), при котором налогоплательщик путем использования и манипулирования  существующим законодательством планирует и организует свою экономическую деятельность так, чтобы платить меньше налогов.

 

«Вульгарное» - (противозаконное) налоговое планирование, при котором налогоплательщик применяет  противозаконные методы в целях  уменьшения налоговых платежей. С точки зрения голой экономики это выгоднее всего, однако, порождает весьма неблагоприятные последствия для налогоплательщика (или, по крайней мере, их вероятность).

При существующем порядке вещей большинство руководителей  современных российских предприятий формально являются нарушителями налогового и даже уголовного законодательства. Фактически нарушение формальных правил налогообложения является общеупотребимой в российском бизнесе практикой, то есть обычаем делового оборота.

 

Роль и функции налоговой  системы. Налоги и налоговая ставка как инструменты государственного регулирования

 

 В рыночной экономике налоги  выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью  сказать:  без  хорошо  налаженной,  четко  действующей налоговой системы,  отвечающей условиям развития  общественного производства, эффективная  рыночная экономика невозможна.

   В чем же конкретно  состоит роль налогов в рыночной  экономике, какие функции они  выполняют в хозяйственном механизме? 

 Отвечая на эти вопросы,  обычно начинают с того, что  налогам принадлежит решающая  роль  в  формировании  доходной  части государственного бюджета.  Это,  конечно, так. Но не  это главное для характеристики  роли налогов: государственный  бюджет можно сформировать и  без них.  Хотя бы с помощью  экономических нормативов

отчислений от  прибыли  в  бюджет,  применявшихся в нашей  стране ряд лет. На первое место следует  поставить функцию, без которой  в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Эта функция  налогов -  регулирующая.

   Рыночная экономика  в   развитых  странах  - это регулируемая  экономика. Споры по этому поводу,  которым отдала дань наша печать, беспредметны. Представить себе  эффективно фyнкционирyющyю рыночную  экономику в современном мире,  не  регyлирyемyю  государством, невозможно.  Иное дело - как она регyлирyется, какими способами, в каких формах и т.д.  Здесь,  как говорят, возможны варианты. Но каковы бы ни были эти формы и методы,  центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам.

   Государственное регулирование  осуществляется в двух основных  направлениях:

   - регулирование  рыночных,  товарно-денежных отношений.  Оно  состоит главным образом в  определении "правил  игры",  то  есть разработка законов,  нормативных актов, определяющих  взаимоотношения действующих на  рынке лиц,  прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих.  К ним относятся законы, постановления,  инструкции государственных органов,  регyлирyющие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность  банков,  товарных и фондовых  бирж, а также бирж труда, торговых  домов,  устанавливающие порядок  проведения аукционов, ярмарок,  правила обращения ценных бумаг  и т.п. Это направление государственного  регулирования  рынка  непосредственно  с

налогами не связано;

   - регулирование развития  народного хозяйства,  общественного  производства в условиях,  когда  основным  объективным  экономическим  законом,  действующим  в обществе,  является закон стоимости. Здесь  речь идет  главным  образом   о  финансово-экономических методах   воздействия  государства   на  интересы  людей,

предпринимателей с целью направления  их деятельности в  нужном, выгодном обществу направлении.

   В условиях рынка отмирают  или,  по крайней мере,  сводятся  к минимyмy методы  административного  подчинения предпринимателей.

   Таким образом,  развитие  рыночной экономики регyлирyется  финансово-экономическими методами  -  путем применения отлаженной  системы налогообложения,  маневрирования  ссудным  капиталом  и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций,  государственных закупок и осуществления  народнохозяйственных программ и т.п.  Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

   Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя  условия налогообложения,  вводя  одни и отменяя  другие  налоги, государство создает условия  для ускоренного развития определенных  отраслей и производств, способствует  решению актуальных для общества  проблем. Удачным примером является  способствование  развитию малого  бизнеса, всемерно поддерживать  его.  Формы такой поддержки  разнообразны: создание специальных   фондов  финансирования малых  предприятий, льготное кредитование  их  деятельности  и  т.п.   Но   главное средство оказания  содействия  малому бизнесу - особые  льготные условия налогообложения.

   В России  к  малым   относятся предприятия всех организационно-правовых  форм,  имеющих среднесписочную  численность работающих в промышленности  и строительстве до 200 чел., в науке  и научном обслуживании - до 100  чел.,  в  других  отраслях  производственной сферы  - до 50 чел.,  в отраслях непроизводственной  сферы - до 15 чел.  Для таких  предприятий установлены две  очень существенные налоговые  льготы. Первая из них состоит  в том, что прибыль, направляемая  малыми  предприятиями  на строительство,  реконструкцию и  обновление  основных  производственных фондов,

освоение новой техники,  полностью  освобождается  от  налогов.

Не менее  существенна другая льгота,  предусматривающая учет одновременно двух параметров - не только размеров  предприятия, но и  рода  деятельности

   Другая функция  налогов  -  стимулирующая.  С помощью  налогов, льгот и санкций государство  стимyлирyет  технический  прогресс, увеличение числа рабочих мест,  капитальные вложения в расширение производства и др.  Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том,  что сумма прибыли, направленная на техническое  перевооружение,  реконструкцию, расширение производства  товаров  народного  потребления, оборудование для производства продуктов питания и  ряда других освобождается от налогообложения. Эта льгота,  кончено, очень существенная.

Информация о работе Налоговая система