Налоговая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 12:28, курсовая работа

Краткое описание

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Содержание

Введение………………………………………………………………3
Понятие налогов и их сущность…………………………………......4
Налоговая система и ее характеристика…………………………...10
Управление налогообложением……………………………………16
Роль и функции налоговой системы. Налоги и налоговая
ставка как инструменты государственного регулирования………24
Заключение……………………………………………………...............33
Список литературы…………………………………………………….38

Вложенные файлы: 1 файл

НАЛОГИ.РЕФ.ГОТОВЫЙ.docx

— 67.66 Кб (Скачать файл)

   Следующая функция налогов  -  распределительная, или, вернее, перераспределительная. Посредством  налогов  в  государственном  бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение

народнохозяйственных проблем, как  производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.

   С помощью налогов государство  перераспределяет часть прибыли  предприятий и предпринимателей,  доходов граждан,  направляя ее  на развитие  производственной  и социальной инфрастрyктyры,  на

инвестиции и капиталоемкие  и фондоемкие отрасли  с  длительными  сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли,  электростанции и др.  В  современных  условиях

значительные средства из бюджета  должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного  производства,  отставание  которого наиболее болезненно  отражается  на  всем состоянии экономики  и

жизни населения.

   Перераспределительная функция   налоговой  системы носит ярко  выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная  налоговая  система  позволяет   придать рыночной экономике социальную  направленность,  как это сделано  в Германии, Швеции многих других  странах. Это достигается путем  установления прогрессивных ставок  налогообложения,   направления   значительной

части бюджета  средств  на социальные нужды населения,  полного или  частичного освобождения от налогов  граждан,  нуждающихся  в социальной защите.

   Наконец, последняя функция   налогов  -   фискальная,  изъятие  части доходов   предприятий   и  граждан  для  содержания  государственного аппарата,  обороны   станы  и  той  части   непроизводственной сферы,  которая  не имеет собственных источников  доходов (многие учреждения кyльтyры - библиотеки,  архивы и  др.),

либо они  недостаточны для обеспечения  должного уровня развития фундаментальная  наука, театры, музеи и многие учебные  заведения и т.п.

   Указанное разграничение   функций  налоговой  системы   носит условный характер,  так  как все они переплетаются  и осуществляются одновременно.  Налогам присуща одновременно  стабильность и подвижность. Чем   стабильнее система налогообложения,  тем увереннее чyвствyет  себя  предприниматель:  он  может   заранее  и достаточно точно   рассчитать,  каков будет эффект  осуществления

того или иного хозяйственного решения,  проведенной сделки, финансовой операции  и т.п. 

   Не зная твердо,  каковы  бyдyт условия и ставки налогообложения   в  предстоящем  периоде,  невозможно рассчитать,  какая  же часть ожидаемой прибыли  уйдет  в  бюджет,  а   какая  достанется

предпринимателю.

   Стабильность налоговой  системы не означает, что состав  налогов,  ставки,  льготы,  санкции   могут  быть  установлены раз  и  навсегда.  "Застывших"  систем налогообложения нет и  быть не может. Любая система  налогообложения отражает характер  общественного строя,  состояние  экономики страны,  устойчивость  социально-политической  ситуации, 

   Систему налогообложения  можно считать  стабильной  и,  соответственно, благоприятной  для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными   основные  принципы  налогообложения,

состав налоговой  системы,  наиболее  значимые льготы и санкции (если, естественно,  при этом ставки налогов не выходят  за пределы экономической целесообразности).

   Частные изменения могут  вноситься ежегодно,  но при  этом желательно, чтобы они были  установлены и были известны  предпринимателям хотя бы за  месяц до начала нового хозяйственного  года.

Стабильность налогов означает относительную  неизменность  в  течение ряда лет основных принципов  системы налогообложения,  а также  наиболее значимых налогов и ставок,  определяющих взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственным  бюджетом.

Сейчас в  России  действует  почти четыре десятка налогов  и сборов, не считая различных пошлин. Не все из них выдержат испытание  временем,  но в целом нынешняя система налогообложения наиболее близка к принятой на Западе,  учитывая, что и там имеются существенные различия  по  странам,  и налоговая  система Швеции  отличается от действующей  в Германии, а налоги в Англии заметно отличаются от принятых в  Дании и т.п. Правда, в странах  ЕЭС налоговая система yнифицирyется и с 1 января 1993 года  имеются несущественные различия.

   Но стабильность системы  налогообложения - не догма и  не  самоцель. Ради  нее  нельзя  жертвовать ни одной из присущих  этой системе и выполняемых  ею функций - регyлирyющей,  стимyлирyющей

и др.  Опыт  США  и других развитых стран совершенно однозначно свидетельствует  о том,  что налоговая система  в основном  является функцией  двух  аргументов  - экономической  политики государства и состояния  народного хозяйства в данный  период.  Если экономическое положение  страны, решаемые в данном периоде  задачи требуют внесения определенных изменений в налоговую систему, то они, естественно, должны быть внесены, но по возможности - с нового хозяйственного года.

 Налоги как инструмент государственной политики. Налоговая ставка и налоговые льготы.

Динамизм налоговой системы  обусловлен не только изменением видов  налогов, но еще  большей степени - подвижностью налоговых ставок. Да и само налоговое бремя зависит  от величины налоговых ставок, Поэтому  в процессе налогового регулирования  государство чаще всего прибегает  к  манипулированию ставками налога, процентом, определяющим долю изымаемого  дохода. А чтобы как-то смягчить налоговый  процесс  для отдельных налогоплательщиков, применяют налоговые льготы, опять-таки в форме снижения налоговых ставок или освобождения от уплаты налогов. Иногда налоговые льготы используются как средство стимулирования.

Вопрос о размерах критического налогообложения давно волнует  политиков, ученых, практиков. Исследуя связь между величиной ставки налогов и поступлением в  государственный  бюджет, американский экономист Артур  Лаффер показал, что не всегда повышение  ставки налога ведет к росту налоговых  доходов государства. Он попытался  теоретически доказать, что при ставке подоходного налога выше 50% резко  снижается деловая активность фирм и населения в целом. Основные точки для анализа:

  • ставка налога равна 0: поступлений в бюджет нет;
  • ставка налога равна 100%: поступлений в бюджет также нет (в легальной экономике никто не работает, все уходит в "теневую экономику");
  • точка А: при этом значении достигается максимум поступлений в бюджет.

Если налоговая ставка превышает  объективную границу (точка А), то налоговые поступления начнут уменьшаться. А.Лаффер доказал, что один и тот  же по величине доход в государственный  бюджет может быть обеспечен и  при высокой, и при низкой налоговых  ставках. Однако на практике идеи Лаффера  использовать трудно, так как сложно определить, на левой или на правой стороне кривой находится экономика  страны в данный момент. Так, из-за ошибки в этом определении "эффект Лаффера" не сработал в период президентства  Рейгана: хотя снижение налогов и  привело к росту деловой активности в стране, но оно затруднило реализацию социальных программ.

Это положение можно проиллюстрировать  графически.

Конечно, трудно рассчитывать, что  на основе только теории можно построить  идеальную шкалу налогообложения. Теория должна быть основательно откорректирована на практике. Немаловажное значение в  оценке ее справедливости имеют национальные, культурные и психологический фактор. Американцы, например, считают, что  при такой ставке налога, как в  Швеции (75%), в США никто не стал бы работать в легальной экономике. Вообще же считается, что высшая ставка подоходного налогообложения должна находиться в пределах 50-70%.

Налоги - это те же экономические  нормативы,  но только  подлинно единые  и стабильные,  независящие от воли отдельных лиц.

Индивидуализация налоговых ставок,  льгот и санкций  запрещена, их можно дифференцировать по отраслям, производствам, регионам, но никак не по отдельным предприятиям.

   Налоги относятся к классу  экономических нормативов, они формируются  по принципам,  присущим нормативам.  Например,  ставку налога на  прибыль  можно рассматривать  как норматив отчислений от  прибыли в бюджет,  но установленный   на  общегосударственном уровне.

   Как мировой, так и  отечественный опыт свидетельствуют  о преимуществах налоговой системы  перед любой другой формой  изъятия части доходов  граждан   и предприятий в государственный  бюджет.

Одно из  этих  преимуществ  -  правовой  характер  налогов.  Их состав, ставки  и  санкции определяются не министерствами и ведомствами, даже не правительствами,  а  принятыми  парламентами

Законами.

 Ставка налога может зависеть  от категории,  к которой относится  плательщик,  от того, к какой  социальной группе относится  гражданин или к какой по  размерам  группе  относится предприятие,  но  она  не зависит и в  принципе не может зависеть  от того, кто именно непосредственно  платит.

   А фиксированный  размер  ставок  и их относительная  стабильность способствует развитию  предпринимательской  деятельности, так как облегчают прогнозирование  ее результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

         Подводя итоги,  определим   основные  цели  современной налоговой  политики  государств с рыночной  экономикой.  Они ориентированы  на следующие основные требования: - налоги,  а  также затраты на их взимание должны быть по возможности минимальными.  Это условие  наиболее  тяжело дается законодателям  и правительствам в их стремлении сбалансировать бюджеты.  Но так очень легко  свести  налоговую систему лишь к чисто фискальным функциям, забыв о необходимости расширения налоговой базы,  о функциях стимулирования производственной и  предпринимательской деятельности,  поддержки свободной конкуренции;

- налоговая система должна  соответствовать структурной   экономической политике,  иметь  четко  очерченные  экономические цели;

- налоги должны служить  более справедливому  распределению  доходов,  не допускается двойное обложение налогоплательщиков;

- порядок  взимания  налогов должен предусматривать  минимальное вмешательство в  частную жизнь налогоплательщика;

- обсуждение проектов  законов о налогообложении должно  носить открытый и гласный характер.

         Этими основными   принципами  необходимо  руководствоваться и  нам при  создании  новой   налоговой  системы.  При   этом,  разумеется, речь идет не  о механическом копировании,  а о творческом осмыслении, опирающемся  на глубокое изучение истории  развития и современного состояния  российской экономики.

          Таким образом существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена,  поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных  и  политических условий сегодняшней России,  ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

         Но выше  сказанное  не говорит  о том,  что надо вообще игнорировать  теоретическое наследие многих  поколений  ученых-экономистов.  Уже сформированы важнейшие требования, которым должны отвечать налоговые  системы вне зависимости  от  развитости в стране рыночных отношений,  уровня зрелости ее  производительных сил и производственных отношений. Эти требования всесторонне  подтверждены  практикой  и  безусловно должны учитываться и нами.  Они,  кстати,  не исключают,  а  напротив, предполагают  отличия  между  разными странами по структуре, набору налогов,  способам их взимания,  ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговым льготам и другим важным элементам.

         Но при  этом  любая  налоговая  система,  где бы она ни  применялась  и какими конкретными чертами  ни  характеризовалась, должна  отвечать определенным кардинальным  требованиям. Первое и важнейшее  из них - это соблюдение принципа равенства  и справедливости.  Это прежде всего означает:  тяжесть налогового бремени должна распределяться между  всеми в равной  (не  одинаковой) мере,  и каждый налогоплательщик обязан вносить свою справедливо определенную долю  в  казну государства.

         Вторым непременным требованием,  которому должна отвечать налоговая система,  является эффективность налогообложения. Реализация этого требования предполагает, во-первых, что налоги не должны оказывать влияние на принятие экономических решений,  либо оно должно быть минимальным;  во-вторых, что налоговая система обязана содействовать проведению  политики стабильности  и успешного развития экономики страны. Понятно, что по отношению к нашей стране, экономика которой находится в глубоком кризисе, это обстоятельство имеет исключительно важное значение. Обязательным условием эффективности налоговой  системы является и то,  чтобы она не  допускала произвольного толкования, была понятна налогоплательщикам и принята большей частью общества. К сожалению ни одно из выше перечисленного не имеет  место  быть  в  нашей стране. И последнее условие реализации требования эффективности налогообложения:  административные  расходы,  которые нужны для управления налогами и соблюдения налогового законодательства, надлежит минимизировать8.

Информация о работе Налоговая система