Налоговая система РФ и проблемы её совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 16:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении основных проблем развития и совершенствования налогов и налоговой системы РФ.
Для достижения поставленной цели решается ряд задач, а именно:
рассматриваются теоретические аспекты функционирования налоговой системы РФ;
характеризуется налоговый механизма пути его совершенствования;
проводится анализ налоговой системы РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….……………..……..……3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ…….…...…….5
1.1.История налоговой системы в России…………………………………...……5
1.2. Принципы построения налоговой системы…………………………...……...8
1.3. Правовое регулирование налоговой системы в РФ………………….……...11
2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РФ…….20
2.1. Регулирование налоговой системы ее структура и функции………………20
2.2. Анализ структуры и динамики налоговых доходов, поступивших в
бюджетную систему РФ………………………………………………………...…23
2.3. Анализ поступления налоговых платежей на региональном уровне на примере Курской облати………………………………………………...………...24
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РФ…………………………………………….……29
3.1. Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы…….29
3.2. Пути совершенствования налоговой системы…………………….…………32
3.3. Основные направления налоговой политики на 2012 год и на плановый
период 2013 и 2014 годов………………………………………………….………34
Заключение…………………………………………………….……………………41
Список использованных источников...………………………………..……

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Финансы.doc

— 398.50 Кб (Скачать файл)

Налогоплательщики обязаны:

  • уплачивать законно установленные налоги;
  • встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ;
  • вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
  • представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете»;
  • представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
  • нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

В России общую линию  налогового законодательства определяет Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ и Правительство РФ. Государственная Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые с одобрения Совета Федерации после подписи Президента РФ вступают в силу.

Налоговые органы действуют  в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговые органы вправе: 1) требовать от налогоплательщика  или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления. 2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ; 3) производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, 4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений, 5) осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, 6) определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды) [17, с.147].

Налоговые органы обязаны: 1) соблюдать законодательство о налогах и сборах; 2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; 3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц; 4) бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, правах и обязанностях, полномочиях налоговых органов и предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения; 5) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ [4, c.25].

На основании изучения теоретических основ налоговой  системы можно сделать следующий  вывод - налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным рычагом государственного регулирования. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность  принимаемых экономических решений, принимаемых на уровне федерации и регионов.

2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РФ

2.1. Регулирование  налоговой системы ее структура и функции

 

Налоговая система любого государства представляет собой:

во-первых, взаимосогласованную  совокупность налогов, сборов и иных обязательных платежей, используемых в той или иной стране для финансирования государственного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов;

во-вторых, систему законов  и подзаконных нормативных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты в бюджет различных налогов, сборов и иных налоговых платежей;

в-третьих, систему государственных  институтов, обеспечивающих принятие законов и иных нормативных актов, администрирование налогов в соответствии с нормативными актами и контроль за своевременностью и правильностью уплаты налогов.

С известной долей  условности первый из названных аспектов может быть назван системой налогов, второй - системой налогового законодательства, а третий - институциональной системой налогообложения. Все указанные аспекты не существуют и не могут существовать сами по себе независимо друг от друга.

Структура налоговой  системы может рассматриваться  в следующих основных аспектах:

с точки зрения соотношения  прямых и косвенных налогов;

с точки зрения распределения  налоговой нагрузки на физических и  юридических лиц;

с точки зрения роли отдельных  налогов в формировании общей  величины доходов бюджетной системы;

с точки зрения распределения  налоговых доходов между уровнями бюджетной системы (налоговые доходы федерального бюджета, налоговые доходы бюджетов субъектов Федерации, налоговые доходы местных бюджетов).

С точки зрения проблем  макроэкономического регулирования роль прямых и косвенных налогов различается весьма существенно. Так, прямые налоги могут использоваться в качестве встроенных стабилизаторов, они достаточно чутко реагируют на смену фаз экономической конъюнктуры и с этой точки зрения представляют собой циклически нестабильный источник налоговых доходов. В отличие от них, косвенные налоги, в целом также следуя за фазами экономического цикла, тем не менее, более устойчивы к колебаниям конъюнктуры. В фазах экономического спада объем прибыли снижается весьма существенно (вплоть до нуля), в то время как товарооборот, который также может снижаться, никогда не достигает нулевой отметки.

Косвенные налоги обладают свойством прямого индексирования по темпам инфляции. Темпы инфляции почти автоматически переносятся на объемы поступлений косвенных налогов в доходы бюджетной системы. Динамика же поступлений прямых налогов прямо не связана с темпами инфляции.

В рамках российской налоговой  системы в целом косвенные  налоги играют весьма значительную роль особенно при формировании доходов федерального бюджета.

По итогам 2011г. структура российской налоговой системы с точки зрения соотношения в ней прямых и косвенных налогов представлена в таблице 1 [25].

 

Таблица 1

 

Структура налоговой  системы РФ в 2011г.

Налоги

Консолидированный бюджет

Федеральный бюджет

в % к итогу

в % от ВВП

в % к итогу

в % от ВВП

Прямые

34,36

8,67

9,09

1,39

Косвенные

51,70

13,05

78,27

11,94

Прочие

13,94

3,52

12,64

1,93


 

 

 

Таблица 2

 

Структура налоговой  системы России по видам налогов  и уровням бюджетной системы по итогам 2011 г.

Налоги

Консолидированный бюджет

Федеральный бюджет

Бюджеты субъектов Федерации

в % к итогу

в % от ВВП

в % к итогу

в % от ВВП

в % к итогу

в % от ВВП

Налог на прибыль

15,68

3,96

8,42

1,28

26,77

2,67

Налог на доход физических лиц

13,57

3,42

0,00

0,00

34,3

3.42

Налог на добавленную стоимость

26,27

6,63

43,46

6,63

0,00

0,00

Акцизы

10, 19

2,57

12,44

1,90

6,76

0,67

Таможенные пошлины

13,49

3,40

22,31

3,40

0,00

0,00

Налоги на совокупный доход

0,90

0,23

0,50

0,08

1,51

0,15

Налог на добычу полезных ископаемых

9,87

2,49

12,17

1,86

6,36

0,64

Платежи за пользование природными ресурсами

0,74

0, 19

0,13

0,02

1,66

0,17

Государственная пошлина

0, 20

0,05

0,14

0,02

0,29

0,03

Налоги на имущество

4,10

1,03

0,08

0,01

10,25

1,02

Налог с продаж

1,68

0,42

0,00

0,00

4,25

0,42

Налог на игорный бизнес

0,11%

0,03%

0,09%

0,01%

0,14%

0,01%

Земельный налог

1,10%

0,28%

0,00%

0,00%

2,77%

0,28%

Итого налоговые доходы

100,00

25,24

100,00

15,25

100,00

9,98


 

Таким образом, можно  говорить о том, что в рамках российской налоговой системы в целом доминируют косвенные налоги, объем которых составляет 13,05% ВВП. Доля прямых налогов ощутимо ниже - всего 8,67% ВВП. При этом федеральный бюджет в значительно большей степени, чем бюджеты субъектов Федерации, базируется на косвенных налогах (последние формируют 78% его налоговых доходов). Бюджеты же субъектов Федерации в целом в значительно большей степени ориентированы на прямые налоги. Доля последних в их налоговых доходах составляет почти 73% [24, c.320].

Основными налогами российской налоговой системы, как было показано выше, являются налог на добавленную стоимость и налог на прибыль предприятий и организаций.

2.2. Анализ  структуры и динамики налоговых  доходов, поступивших в 

бюджетную систему РФ

 

Доходы бюджета - часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти.

 Налоги являются  главным методом перераспределения  национального дохода; обеспечивают  преобладающую долю доходов бюджета.  Доля налогов в доходах членов федерации и местных бюджетов значительно меньше. Эти бюджеты формируются за счет закрепленных (собственных) и регулирующих доходов.

В период 2004-2011год показатели доходов бюджетной системы колебались в диапазоне от 36,4 до 40,2% ВВП. Доходы федерального бюджета с 2004 года постепенно увеличивались год от года и  в 2011 году составили 23,6% ВВП, что выше уровня 2004 года на 8,1 п.п. ВВП. Особенно сильный рост доходов бюджетной системы  наблюдался  в последние годы - в период с 2009 по 2011 год. (Приложение А)

Интересно отметить, что  в течение последних восьми лет  существенно вырос удельный вес  доходов федерального бюджета в общих доходах бюджетной системы. Если в 2004 году доля федерального бюджета составляла чуть более 40%, то в 2011 она выросла до 57%.

Основной причиной роста  доходов, ровно, как и усиления роли федерального бюджета  являлось повышение мировых цен на энергоносители. Также, в 2009 и 2011 годах в бюджетную систему поступили дополнительные средства, связанные с погашением налоговой задолженности. [26].

Как видно из таблицы, уровень расходов бюджетной системы снижался по отношению к ВВП в период с 2006 по 2010 год, однако в 2011 году уровень расходов практически вернулся на уровень начала 2004 в результате перечисления значительной части средств федерального бюджета в созданные институты развития. По этой причине и уровень расходов федерального бюджета был значительно выше в 2011 году по сравнению с предшествующими годами – он достиг 18,1% ВВП.

Также нужно отметить постепенный переход к профициту  региональных бюджетов в рассматриваемый период, несмотря на некоторый рост уровня расходов в последние несколько лет.

Несмотря на высокий  уровень доходов в 2011 году по сравнению  с предыдущим периодом, профицит бюджетной системы в целом, а также консолидированного и федерального бюджета оказался на более низком уровне в связи с упомянутыми выше одноразовыми расходами федерального бюджета на капитализацию институтов развития. [13, с. 22]

 

 

2.3. Анализ поступления  налоговых платежей на региональном  уровне на примере Курской  области

 

Динамика собираемости налоговых  платежей и сборов на территории Курской  области демонстрирует устойчивые темпы роста, что свидетельствует о повышении эффективности работы налоговых органов региона. Так, в 2009 году от налогоплательщиков Курской области поступило налогов и сборов в консолидированный бюджет в сумме 17416,7 млн. руб., что на 1602,5 млн. руб., или на 10,1% больше, чем за 2008 год. С учетом взносов в государственные внебюджетные фонды поступления составили 23900,3 млн. руб., что на 2721,2 млн. руб., или на 12,8% больше поступлений прошлого года [27].

В областной бюджет было мобилизовано 8907,7 млн. руб. доходов, администрируемых налоговыми органами, что составило 102,9% к бюджетным назначениям, утвержденным Законом Курской области от 29.12.2008 года №115-ЗКО «Об областном бюджете на 2009 год». Значительно возросли поступления в государственные социальные внебюджетные фонды (без учета расходов на социальное страхование) - 4828,5 млн. рублей. Рост к уровню прошлого года составил 119%, или 775 млн. рублей.

По данным УФНС Курской  области, в 2010 году был обеспечен  рост поступлений в консолидированный бюджет на 21,5 процента: с 18,9 миллиарда рублей в 2009 году до 23 миллиардов в 2010 г.  Однако этот показатель ниже среднего по России (28 процентов). При этом налоговое бремя для предприятий в среднем по области снизилось с 19,6 процента до 18.

 

Таблица 3

Показатели поступлений  в федеральный бюджет

Российской Федерации  от налогоплательщиков Курской области в

2010-2011 г., тыс. руб.

Период

Всего поступило налогов и сборов

в том числе:

Налог на прибыль организаций

НДС

Акцизы

Платежи за пользование  природными ресурсами

Прочие налоги и сборы

Социальные отчисления

2011г.

9 297 477

2 402 591

4004 935

49 418

160 995

281 622

2 397 916

2010г.

7 787 469

1 626 419

3692 334

77 301

140 707

310 145

1 940 563

Изм. к соотв. периоду прошлого года (%)

119,4

147,7

108,5

63,9

114,4

90,8

123,6

Информация о работе Налоговая система РФ и проблемы её совершенствования