Налогообложение предприятия: современные проблемы, направления совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 23:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование современных проблем и путей совершенствования налогообложения предприятий.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
- рассмотреть налоговую систему России и налог как экономическую категорию;
- выявить особенности налогообложения предприятий в России,
- изучить проблемы и основные направления совершенствования налогообложения.

Содержание

Введение
3
1 Характеристика системы налогообложения России
5
1.1 Налог как экономическая категория
5
1.2 Налоговая система России
9
2 Особенности налогообложения предприятий в России
14
2.1 Налогообложение малого и среднего бизнеса
14
2.2 Налогообложение предприятий с иностранными инвестициями

21
3 Проблемы и основные направления совершенствования налогообложения

24
Заключение
30
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

ФИНАНСЫ.docx

— 57.71 Кб (Скачать файл)

В соответствии с другой позицией, напротив, считается, что  номинальный уровень налоговых  ставок не имеет принципиального  значения. Налоги же должны содержать  разветвленную сеть льгот и дифференциацию налоговых ставок в зависимости  от уровня дохода. В данном случае провозглашаются  принципы горизонтальной и вертикальной справедливости, соблюдение которых  достигается путем выравнивания доходов налогоплательщиков.

Наряду с общими принципами построения налоговых систем в налоговой  теории разработан ряд специальных  принципов. В их числе [10]:

- стабильность налогового законодательства; 

- однократность взимания налогов;  предъявление равных финансовых требований к налогоплательщикам независимо от организационно-правовых форм хозяйствования и видов собственности;

- оптимальный уровень налоговых ставок;  обоснованность системы налоговых льгот;  оптимальное сочетание налоговых функций  и др.

Каждый из этих принципов  относится к тому или иному  элементу налоговой системы, поэтому  их перечень можно многократно расширить. В совокупности же они составляют принцип эффективности и оптимальности  налоговой системы.

Для российской налоговой  системы, как и для других налоговых  систем, функционирующих в странах  федеративного типа государственного устройства, в особом ряду находится  принцип единства налоговой системы, в соответствии с которым налоговая  система должна быть в своих главных  характеристиках единой на территории всего государства. Налоговые полномочия, предоставляемые региональным органам государственной власти и органам местного самоуправления, не должны приводить к формированию индивидуальных региональных налоговых систем, разрушению тем самым единого налогового пространства.

Таким образом, налоговая  система - это совокупность налогов, установленных законом; принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены; системы мер, обеспечивающих выполнение налогового законодательства. Принципы  построения налоговой системы в своей  совокупности должны создавать условия  для эффективного выполнения налогами своих функций.

Базовым и основополагающим законом в области налогообложения  является Налоговый кодекс Российской Федерации. Кроме кодекса отдельные  вопросы налогообложения регулируются иными законодательными актами, как  федеральными, так и региональными, но лишь в части, не противоречащей ему.

Налоговый кодекс Российской Федерации определяет общие принципы построения системы налогообложения, устанавливает систему налогов  и сборов, уплачиваемых в бюджеты  всех уровней (федеральные налоги, региональные и местные налоги и сборы). Общие  принципы построения налоговой системы  определены в первой части Налогового кодекса РФ. Кодекс установил: виды налогов и сборов, взимаемых на территории РФ; порядок исполнения обязательств по их уплате; основные начала установления налогов и сборов; права  и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений; формы и  методы налогового контроля ;ответственность  за совершение налоговых правонарушений, порядок обжалования действий налоговых  органов. 

В соответствии с Налоговым  кодексом (часть вторая) в Российской Федерации устанавливаются федеральные  налоги и сборы, налоги и сборы  субъектов РФ (региональные налоги и сборы) и местные налоги и  сборы.  Законодательство РФ о налогах  и сборах — совокупность норм, содержащихся в законах РФ, устанавливающих систему налогов и сборов, общие принципы налогообложения и сборов, основания возникновения, изменения и прекращения отношений собственников и государства по уплате налогов и сборов, формы и методы налогового контроля, ответственность за нарушения налоговых обязательств.

В настоящее время Налоговый  кодекс РФ, предусматривает достаточно широкий комплекс обязанностей налогоплательщиков, главной из которых была и остается обязанность по полной и своевременной  уплате налогов, которая закреплена на самом «высшем уровне» - в главном нормативном документе страны, в Конституции РФ.

Налог является комплексным  экономико-правовым и общественным явлением и включает в себя совокупность определенных взаимодействующих составляющих, которые именуются в теории права  как элементы (структура) налога, элементы налогового обязательства.

Элементами (структурой) налогообложения  является - объект налогообложения  объектами налогообложения могут  являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика  законодательство о налогах и  сборах связывает возникновение  обязанности по уплате налога.

Таким образом, объект налогообложения - это юридический факт или совокупность юридических фактов (юридический состав), с которым связано возникновение обязанности налогоплательщика уплатить налог. - налоговая база [10].

Налоговая база (налогооблагаемая база) как элемент налога ранее, как  уже отмечалось выше, не рассматривался законодательством в качестве такового, однако с введением в действие Налогового кодекса РФ определение  данного элемента налогового обязательства  в законодательном акте стало  обязательным для установления налога.  - налоговый период. Для того чтобы обеспечить временную определенность существования налога, необходимо установить налоговый период, т.е. срок, в течение которого завершается процесс формирования налогооблагаемой базы и определяется размер налогового обязательства.  - налоговая ставка. Исчисление суммы налога невозможно без применения ставки налога - размера налога, приходящегося на единицу налогообложения.  - порядок исчисления налога.

Порядок исчисления налога - совокупность определенных действий налогоплательщика по определению  суммы налога, подлежащего уплате в бюджет за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. - порядок уплаты налога.

Для упорядочения процедуры  внесения налога в бюджет устанавливается  порядок уплаты налога, представляющий собой нормативно установленные  способы и процедуры внесения налога в бюджет. - сроки уплаты налога.

Сроки уплаты налога - это  дата или период, в течение которого налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет. Сроки уплаты налогов  и сборов определяются календарной  датой или истечением периода  времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также  указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

Налог считается установленным  лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ  ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИИ

 

2.1 НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ МАЛОГО  И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

 

За годы реформ создан целый  ряд законов, указов Президента и  постановлений правительства, а  также законодательных актов  субъектов Федерации, которые так  или иначе формировали и уточняли правовое поле российского малого и среднего бизнеса. Важнейшим среди них является закон «О государственной поддержке малых предприятий в Российской Федерации», принятый в мае 1995г. Он стал основным рамочным законом для этого сектора. Главным критерием малых предприятий, как отмечалось ранее, по-прежнему остается численность занятых [3]:

- в промышленности, строительстве  и на транспорте — до 100 чел.;

- в сельском хозяйстве  и науке — до 60 чел.;

- в оптовой торговле  и легкой промышленности —  до 50 чел.;

- в розничной торговле  и услугах для населения —  до 30 чел.

Кроме того, в уставном капитале малых предприятий доля государства  или третьих лиц, не являющихся в  свою очередь малыми фирмами, не должна превышать 25 %. (Эти критерии в принципе близки тем, которые применяются  в законодательстве стран Евросоюза.) Далее, в этом законе определены допустимые формы государственной поддержки  малого бизнеса, пределы бюджетных  средств на эти цели, перечень и  соподчиненность участвующих в  осуществлении государственной  политики поддержки малого бизнеса  структур и институтов, процедура  принятия соответствующих государственных  программ и т. п.

Другим документом, который  задевает предпринимательскую общественность, стал закон от 31.07.98 № 148 «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности». Он предусматривает  обязательное введение фиксированных  авансовых ставок налога для малых предприятий с числом занятых до 15 человек в некоторых сферах деятельности (торговля, строительство, услуги и др.); при этом конкретный механизм расчета вмененного дохода, исходя из местоположения и занимаемой предприятием площади, численности занятых и т. д. оставлен на усмотрение субъектов Федерации.

В целом законодательная  база для развития малого и среднего предпринимательства на сегодня весьма слаба, неполна и противоречива. Так, по сей день не принят ряд важных законов, — например, закон о кредитных союзах малого бизнеса, о гарантийных фондах в малом предпринимательстве, о социальной защите малого предпринимателя (мы не говорим здесь о тех брешах в законодательстве, которые препятствуют развитию любого бизнеса — как крупного, так и малого, — иначе этот перечень продлился бы весьма значительно). Неурегулированными остаются вопросы, связанные с частной собственностью на землю, что не позволяет развивать залоговые операции; не внесен в Думу закон о ремесленничестве; не приняты поправки в указанный выше рамочный закон, которые конституировали бы понятия «микропредприятие», «среднее предприятие».

Далее, многие законы являются лишь рамочными, включая и базовый  закон «О государственной поддержке  малого предпринимательства», что означает, что их действие либо зависит от других законодательных актов, которые  иногда не появляются годами, либо от подзаконных  актов исполнительной власти, которые  подчас искажают идею законодателя до неузнаваемости [15, С.68].

Есть, конечно, и позитивные изменения в законодательной  базе. Особенно важным шагом стало  в свое время принятие Гражданского кодекса (первая часть его вступила в силу 1.01.95) — в нем были определены правовые формы предприятий, описаны  процедуры учреждения, реорганизации  и ликвидации предприятий, принципы и границы ответственности за результаты хозяйственной деятельности, допустимые формы сделок и т. п. Гражданский  кодекс устранил многие лакуны и противоречия в действующем законодательстве и заложил основы свободы договоров, ответственности за хозяйственную деятельность и конкуренции в российской экономике. Еще одним важным шагом стал Налоговый кодекс (первая часть принята Думой и вступила в действие с 1 января 1999г.).

В целом правовое поле российского  малого и среднего бизнеса за последние годы существенно изменилось, но не всегда — в лучшую сторону. Большинство новаций было связано с налогообложением. В частности, введение Налогового кодекса РФ (часть I) с 01.01.99 г. продолжило тенденцию «вымывания» из федерального законодательства льгот и преференций для малых предприятий. Принцип «социальной налоговой справедливости» унифицирует налогоплательщиков всех категорий, не подразделяя их на «малые» и «большие» предпринимательские структуры. Статья 56 налогового кодекса РФ прямо указывает, что «нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуальный характер». При этом понятие «малое предприятие» как особая категория налогоплательщика в налоговом кодексе РФ не применяется, что фактически снимает саму возможность постановки вопроса о налоговых преференциях и льготах со стороны федеральной власти для малого бизнеса. Согласно новым налоговым правилам предпринимателю придется отдавать с рубля дохода 60 коп. в качестве налогов. Тогда как в странах, где малый бизнес гораздо прочнее стоит на ногах (в тех же США или Турции), совокупная доля налоговых изъятий с 1 долл. дохода составляет 20—30 центов.

Государство во имя абстрактной  налоговой справедливости уравняло всех налогоплательщиков. Но ведь —  во имя той же социальной справедливости — субъектам малого бизнеса необходимо помочь уравнять стартовые позиции  на рынке инвестиций и заказов  со средними и крупными предпринимательскими структурами. Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) также не сулит радужных перспектив, фактически закрывая возможности для  использования бюджетных средств на прямую имущественную поддержку малого бизнеса. И в этом он противоречит положениям действующего Федерального Закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Например, ст. 2 предусматривает финансирование не менее 50 % разработки и реализации программ развития и поддержки малых предприятий за счет средств федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов РФ, а субъектам малых предприятий необходимо установление льгот по федеральным налогам и иным платежам в федеральный бюджет и специализированные внебюджетные фонды РФ.

Указанные выше тенденции  ужесточения законодательства со стороны  федеральных властей. Но угнетающую роль играют также многочисленные нестыковки в законах, принятых в разное время, а также рассогласование между  законами и ведомственными нормативными документами, во множестве «производимыми»  российскими министерствами, комитетами, службами и агентствами.

Одним из ключевых моментов поддержки малого и среднего предпринимательства является налогообложение малого бизнеса, которое должно быть установлено таким образом, чтобы стимулировать развитие малых предприятий, и в полной мере учитывать специфику малого и среднего бизнеса, направление и объём их деятельности.

Согласно Налоговому Кодексу  РФ налогообложение малого бизнеса  возможно двух видов: общий налоговый  режим и специальные налоговые  режимы. В первом случае субъект  малого бизнеса уплачивает все федеральные, региональные и местные налоги, установленные  для его вида деятельности законодательством. Специальные налоговые режимы предусматривают  замену нескольких налогов (НДС, налог  на прибыль или НДФЛ, налог на имущество, ЕСН) уплатой единого  налога. Применение специального режима налогообложения малого бизнеса  зависит от вида деятельности предприятия, его доходов и организационно-правовой формы предприятия.

Для использования упрощённой системы налогообложения (далее  УСНО) малый бизнес должен соответствовать  ряду требований, указанных в статье 346.12 НК РФ. Например, численность сотрудников  не должна превышать 100 человек, доля участия  сторонних организаций может  быть более 25% и другим требованиям. Кроме того, ст. 346.13 НК РФ оговаривает  условия, при которых предприятие  утрачивает возможность использовать УСНО. И одним из таких условий  до недавнего времени являлся  годовой доход предприятия, который  не должен был превышать 20 млн. руб. 

Информация о работе Налогообложение предприятия: современные проблемы, направления совершенствования