Налогообложение предприятия: современные проблемы, направления совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 23:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование современных проблем и путей совершенствования налогообложения предприятий.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
- рассмотреть налоговую систему России и налог как экономическую категорию;
- выявить особенности налогообложения предприятий в России,
- изучить проблемы и основные направления совершенствования налогообложения.

Содержание

Введение
3
1 Характеристика системы налогообложения России
5
1.1 Налог как экономическая категория
5
1.2 Налоговая система России
9
2 Особенности налогообложения предприятий в России
14
2.1 Налогообложение малого и среднего бизнеса
14
2.2 Налогообложение предприятий с иностранными инвестициями

21
3 Проблемы и основные направления совершенствования налогообложения

24
Заключение
30
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

ФИНАНСЫ.docx

— 57.71 Кб (Скачать файл)

В 2009 году власти приняли  решение, что максимальный годовой  доход, при котором налогообложение  малого бизнеса по упрощённой схеме  становится невозможным, должен быть увеличен до 60 млн. рублей. Предельный доход, при  котором можно будет переходить на упрощенную систему налогообложения, также увеличили до 45 млн. руб. [24].

В июле 2009 года в Налоговый  Кодекс РФ было внесено большое количество изменений, часть из них вступила в силу с 22 июля, часть – с 1 августа, но большинство начало действовать  с 1 января 2010 года.

С января 2010 года налогообложение  малого и среднего бизнеса, представители которого используют общий налоговый режим, будет в значительной мере отличаться от существовавшего. Теперь организации и индивидуальные предприниматели не будут уплачивать ЕСН, который заменят обязательными страховыми взносами: пенсионным страхованием, страхованием на случай нетрудоспособности и материнства, медицинским страхованием.

Изменения также коснулись  расходов на оплату труда, расходов на добровольное имущественное страхование  и прочих расходов, связанных с  производством и реализацией  продукции, порядка создания резервов расходов на оплату отпусков и выплату  вознаграждений за выслугу лет, что, естественно, отразится на расчете  налога на прибыль.

Что касается упрощенной системы  налогообложения малого бизнеса, то по этому поводу велись серьёзные  дебаты. Минэкономразвития и "Опора  России" предлагали увеличить порог  до 100 тыс. руб., а Минфин считал, что  увеличение вообще нецелесообразно. В  результате, сумма была увеличена  до 60 млн. руб., но данные изменения будут  действовать только три года, а  потом власти намерены вернуться  к вопросу налогообложения малого бизнеса. Первый вице-премьер Игорь  Шувалов отметил, что в будущем  налоговые спецрежимы могут быть отменены.

Однако, те предприятия, что  инвестировали средства в расчете  на сохранение действующего режима, могут  понести серьезные убытки вплоть до разорения, если внезапно режим будет  изменен. Поэтому следует спланировать последовательность перехода.

Прежде всего, следует  изменить упрощенную систему налогообложения  с объектом налогообложения «доходы  за вычетом расходов», построив ее как  классический налог на реальные денежные потоки. Это даст возможность использовать упрощенный режим производственным предприятиям, относительно капиталоемким.

Одновременно с этим необходимо отменить вмененный налог, возможно, сохранив его как минимальный, если в некоторых местностях не могут  администрировать иные правила для  отдельных видов деятельности. Важно, что сумма минимального налога, превышающая  обязательства по применяемому предприятием основному режиму, должна приниматься  в будущие периоды к зачету в счет налоговых обязательств (а  не к вычету из налоговой базы, как  в настоящее время в рамках упрощенной системы).

В те же сроки следует  ввести правила идентификации, учитывающие  аффилированность предприятий.

Следует объявить заблаговременно  о введении с определенной даты порядка  налогообложения малого предпринимательства.

После окончания переходного  периода возможно рассмотрение разрешения регистрации налогоплательщиков, применяющих  упрощенный режим, в качестве плательщиков НДС.

Специалисты полагают, что  такие меры будут способствовать не только снижению уклонения от налогообложения, но и снижению барьеров вхождения  в рынок для новых малых и средних предприятий [24].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ  С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ

 

Под предприятием с иностранными инвестициями понимают коммерческую организацию, за исключением страховых организаций, банков и иных кредитных организаций. Ранее организации с иностранными инвестициями назывались также предприятиями с иностранными инвестициями, совместными предприятиями.

Коммерческая организация  с иностранными инвестициями - это  российская организация, статус которой  определяется законодательством РФ и, в первую очередь, Гражданским  кодексом РФ. Деятельность такой организации  направлена на извлечение прибыли, которая  распределяется между ее участниками. На основании ст. 1202 ГК РФ - Личным законом  юридического лица считается право  страны, где учреждено юридическое  лицо. На основе личного закона юридического лица определяются, в частности [13]:

1. статус организации  в качестве юридического лица;

2. организационно - правовая  форма юридического лица;

3. требования к наименованию  юридического лица;

4. вопросы создания, реорганизации  и ликвидации юридического лица, в том числе вопросы правопреемства;

5. содержание правоспособности  юридического лица;

6. порядок приобретения  юридическим лицом гражданских  прав и принятия на себя  гражданских обязанностей;

7. внутренние отношения,  в том числе отношения юридического  лица с его участниками;

8. способность юридического  лица отвечать по своим обязательствам.

Юридическое лицо не может  ссылаться на ограничение полномочий его органа или представителя  на совершение сделки, неизвестное  праву страны, в которой орган  или представитель юридического лица совершил сделку, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об указанном ограничении.

Организационно-правовые формы  компаний с иностранными инвестициями (как с долевым участием иностранного капитала, так и со 100% иностранными инвестициями) могут быть различны. В России никаких ограничений  для иностранных инвесторов с  точки зрения организационно-правовых форм не существует, компании могут  быть зарегистрированы в любых формах, предусмотренных законодательством. При этом следует отметить, что  наиболее распространенными организационно-правовыми  формами предприятий с иностранными инвестициями являются хозяйственные  товарищества и общества. Выбор организационно-правовой формы осуществляется в зависимости  от того, какие цели преследуются при  создании компании, какой вид бизнеса  интересен для инвестора, от числа  учредителей, размера уставного  капитала и так далее.

Совместные предприятия (СП) - форма хозяйственной организации, учрежденной двумя или большим числом юридических лиц. СП создаются национальными предприятиями или с зарубежными партнерами. Одним из учредителей СП может выступать физическое лицо. Особенностью СП является наличие совместной собственности, которая функционирует на территории одной из стран (областей, регионов) учредителей СП. СП может иметь форму полного товарищества, общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества. Наиболее типична форма общества с ограниченной ответственностью. Целью СП является наиболее полное использование потенциала каждой из сторон, а также максимум полезного эффекта от их деятельности.

Налогообложение предприятий с иностранными инвестициями  регулируется «Методическими рекомендациями налоговых органов по применению отдельных положений главы 25 НК РФ, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций» от 28.03.2003г. №БГ-3-23/150 в соответствии с п. 2 ст. 4 НК РФ (I часть), а также в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [13].

Вышеуказанные методические рекомендации не являются нормативным  правовым актом и изданы в целях  обеспечения единообразного применения налоговыми органами положений главы 25 Кодекса и международных договоров  об избежании двойного налогообложения, а также осуществления контроля за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах. В связи  с введением в действие с 1 января 2002 г. главы 25 Кодекса инструкция Госналогслужбы России от 16 июня 1995 г. N 34 «О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц».

Налог на прибыль иностранных  организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через  постоянное представительство. В соответствии со статьей 246 Кодекса иностранные  организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через  постоянные представительства, являются плательщиками налога на прибыль  организаций (далее - налог на прибыль) в той ее части, которая относится  к постоянному представительству. Прибыль иностранной организации  определяется как доходы, полученные через постоянное представительство, уменьшенные на величину произведенных  этим постоянным представительством расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса.

В случае, если иностранная  организация является лицом с  постоянным местопребыванием в государстве, в отношениях с которым у РФ (СССР) существует действующее соглашение об избежании двойного налогообложения, при определении наличия постоянного  представительства приоритет имеют  положения соответствующего международного договора.

 

 

3 ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

 

В России сложилась практика выработки налоговой политики в  очередном финансовом году и в  последующие 2 года. При составлении  бюджета на очередной финансовый год основные направления налоговой  политики дают возможность с большей  достоверностью запланировать доходную часть федерального и региональных бюджетов. Для субъектов экономической  деятельности 3-летняя перспектива  изменений в налоговой политике позволяет повысить уровень информационной осведомленности при составлении  стратегических и среднесрочных  планов.

Методология устранения последствий  глобального экономического кризиса 2008-2009 гг. до сих пор не находит однозначного решения. На 2009-2011 гг. были разработаны основные направления налоговой политики, которые были откорректированы на 2010-2012 гг., а затем на 2011-2013 гг. Ежегодно анализируются фактические результаты воздействия налоговой политики на посткризисную стабилизацию и переход к устойчивому развитию во всех сферах экономики и корректируются те направления налоговой политики, которые не привели к прогнозировавшимся результатам [15].

В условиях бюджетного дефицита сохраняется приоритетное направление  налоговой политики по обеспечению  финансовой устойчивости в средне- и долгосрочном периоде, сочетанию  преодоления последствий кризиса  с созданием оптимальных условий  для ускорения темпов экономического развития. Развитие современной экономики  возможно только при активизации  инновационной деятельности. Поэтому  налоговая политика должна обеспечить баланс доходов и расходов бюджета  и стимулировать инновационную  деятельность.

Развитие инновационной  активности связано с государственными и частными инвестициями в человеческий капитал. Значительную часть налоговой нагрузки составляли взносы на пенсионное, социальное и медицинское страхование, которые практически лишали возможности предпринимателей нести значительную долю расходов по инвестициям в человеческий капитал. Решение этой проблемы было отражено в налоговой политике 2010 г.

Анализ предоставляемых  законодательством налоговых льгот  показал, что их следует устанавливать  на определенный период. При изменении  условий экономической деятельности предоставление налоговых льгот  следует корректировать с учетом достигнутой результативности их применения. Учитывая последствия кризиса, налоговая  политика, разработанная в 2009-2011 гг. и откорректированная на 2010-2012 гг., была направлена на совершенствование следующих видов налогов [19]:

- на прибыль предприятий;

- на добавленную стоимость;

- акцизов;

- на доходы физических  лиц;

- замену налогов на  землю и на имущество физических  лиц налогом на недвижимость;

- на добычу природного  сырья;

- отмена единого социального  налога;

- на транспорт;

- на имущество организаций;

- государственной пошлины.

Кроме того, предусматривалось  совершенствование администрирования  в налоговой сфере и урегулирование ряда вопросов налогообложения предприятий, занятых в строительстве объектов инфраструктуры.

Совершенствование налога на прибыль предприятий предусматривало:

- приведение в соответствие  с мировыми стандартами норм  налогообложения, связанных с  участием предприятия на рынке  ценных бумаг;

- определение порядка  оценки сверхнормативных запасов  материальных ценностей;

- освобождение от налогообложения  дивидендов российских стратегических  акционеров независимо от полученной  суммы дивидендов.

Совершенствование НДС заключалось  в сокращении срока и заявительном порядке возмещения НДС, устранении несущественных оснований для отказа вычета сумм НДС, освобождении ТСЖ от уплаты НДС.

Предусмотрена ежегодная  индексация ставок акцизов в соответствии с уровнем инфляции. Повышены ставки акцизов на табачную и слабоалкогольную продукцию, в т.ч. пиво. Устранены  схемы уклонения от уплаты акцизов  при изготовлении алкогольных напитков с применением спиртсодержащей  продукции вместо спирта.

Информация о работе Налогообложение предприятия: современные проблемы, направления совершенствования