Направления повышения доходной базы местного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 07:55, дипломная работа

Краткое описание

Местный бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Местный бюджет относится к категории
Местное самоуправление — обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

Содержание

Введение
Раздел 1. Теоретические основы формирования Местного бюджета
Сущность и функции формирования местных бюджетов
Состав и структура доходов местного бюджета
Раздел 2. Анализ исполнения бюджета г. Улан-Удэ по доходам
Анализ исполнения бюджета налоговых доходов
Анализ исполнения бюджета неналоговых доходов
Раздел 3. Проблемы и перспективы развития доходной базы бюджета г. Улан-Удэ
Проблемы развития муниципальных финансов, укрепление доходной базы бюджета г. Улан-Удэ
Пути решения проблем при исполнении бюджета г.Улан-Удэ
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Направления повышения доходной базы местного бюджета.docx

— 60.17 Кб (Скачать файл)

Введение 

Раздел 1. Теоретические основы формирования Местного бюджета

    1. Сущность и функции формирования местных бюджетов
    2. Состав и структура доходов местного бюджета

Раздел 2. Анализ исполнения бюджета г. Улан-Удэ по доходам

    1. Анализ исполнения бюджета налоговых доходов
    2. Анализ исполнения бюджета неналоговых доходов

Раздел 3. Проблемы и перспективы развития доходной базы бюджета г. Улан-Удэ

    1. Проблемы развития муниципальных финансов, укрепление доходной базы бюджета г. Улан-Удэ
    2. Пути решения проблем при исполнении бюджета г.Улан-Удэ

Заключение 

Список используемой литературы

Приложения 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Теоретические основы формирования Местного бюджета

    1. Сущность и функции формирования местных бюджетов

 

  Местный бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Местный бюджет относится к категории

Местное самоуправление — обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

Финансовой базой местных  органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.

     Местные бюджеты  — один из главных каналов  доведения до населения

конечных результатов  производства. Через них общественные фонды потребления  распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.

     Местный бюджет  — это централизованный фонд  финансовых ресурсов отдельного  муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также  контроль за исполнением которой осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно.

Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства  на федеральном, региональном и местном  уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного  фонда денежных ресурсов.

Бюджет является формой образования  и расходования денежных средств для обеспечения функций органов местного самоуправления. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства. Совокупность всех видов бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством.

Федеральные, региональные и местные органы государственной  власти и управления посредством  бюджетных отношений получают в  свое распоряжение определенную часть  перераспределяемого национального  дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости  от разграничения функций между  уровнями управления.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:

первый уровень - федеральный  бюджет Российской Федерации и бюджеты  государственных внебюджетных фондов;

второй уровень - бюджеты  субъектов Российской Федерации и бюджета государственных внебюджетных фондов;

третий уровень – местные  бюджеты.

Региональными называются бюджеты  субъектов Российской Федерации: областей, краев, республик и пр. По своему статусу они занимают как бы двойственное положение. С одной стороны, у  них свои самостоятельные источники  формирования доходов и направления  расходования средств. С другой стороны, как было отмечено выше, они занимают определенное промежуточное место в финансово-бюджетной системе: получая помощь из федерального бюджета, они сами оказывают аналогичное финансовое содействие нижестоящим муниципальным образованиям (местным бюджетам). Причина такого положения заключается в том, что регионы и находящиеся в их пределах муниципальные образования существенно отличаются друг от друга по своему социально-экономическому и бюджетному потенциалу, а также по потребностям в ресурсах бюджетного финансирования.

Доходы региональных бюджетов в  Российской Федерации формируются  в настоящее время за счет собственных  и регулирующих налоговых поступлений. Налоговый кодекс РФ (ст. 14) к собственным региональным налогам и сборам относит: налог на имущество организаций, налог на недвижимость, дорожный налог, транспортный налог, налог с продаж, налог на игорный бизнес, а также региональные лицензионные сборы. При введении в действие налога на недвижимость на данной территории прекращают свое действие налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц и земельный налог.

Одновременно Федеральным бюджетом на 2002 г. установлено, что в региональные бюджеты зачисляется  часть поступлений от таких федеральных налогов, как налог на прибыль (доход) предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, налог на добавленную стоимость на товары (работы и услуги), производимые на территории Российской Федерации; от акцизов на этиловый спирт из пищевого сырья, водку и ликероводочные изделия, от налога на покупку иностранных денежных знаков, от лицензионных и регистрационных сборов, а также платежей за пользование недрами, лесным фондом, водными объектами и от некоторых других налогов. Эти налоговые поступления считаются регулирующими; доля в них бюджетов соответствующего уровня подвергается периодическим пересмотрам.

Кроме того, в состав доходной части  бюджетов включаются так называемые неналоговые поступления, к которым  относятся доходы:

- от использования имущества,  находящегося в государственной  собственности, или от хозяйственной  деятельности (например, сдача имущества  в аренду; дивиденды по акциям, принадлежащим органам власти  и управления региона; проценты, получаемые от размещенных в  банках временно свободных денежных  средств соответствующих бюджетов);

- от продажи имущества, находящегося  в государственной собственности  (поступления от приватизации, продажи  акций, квартир; производственных  и непроизводственных фондов; реализации  конфискованного имущества и  т.д.);

- штрафные санкции и суммы  в возмещение ущерба;

- доходы от внешнеэкономической  деятельности.

Фонд финансовой поддержки субъектов  Федерации (ФФПР) действует с 1994 г. Изначально он создавался как инструмент выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов по текущим расходам. Таким по содержанию он останется и до 2005 г. Хотя одновременно продолжается работа по созданию механизмов, обеспечивающих стабильность в распределении этих средств, по повышению объективности и прозрачности расчетов. При распределении средств ФФПР должны учитываться факторы, ведущие к удорожанию бюджетных расходов в субъектах Федерации, имеющих на своей территории районы с ограниченными сроками завоза продукции. В то же время в составе этого фонда не планируется выделение целевых средств на поставку продукции в такие районы и для компенсации тарифов на электроэнергию.

При долговременном финансировании как  внутренних, так и внешних источников покрытия бюджетного дефицита возникает государственный долг субъекта Федерации. Это может быть долг перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, банками и международными финансовыми организациями и т.д. Долговые обязательства погашаются в сроки, указанные в каждом конкретном случае заимствования, но в пределах 30 лет, что установлено ст. 98 БК РФ.

Для упорядочения долговых обязательств по покрытию бюджетных дефицитов  Бюджетный кодекс РФ обязывает органы власти и управления всех уровней  составлять программу внутренних заимствований на очередной бюджетный (финансовый) год по их формам и видам, а также по общей величине, объемам и источникам ранее возникших обязательств. В этой связи в программу в обязательном порядке включаются соглашения о займах, кредитах и пр., заключенных в предыдущие годы, если они не утратили свою силу в установленном законом порядке. Указанная программа одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год исполнительным органом субъекта Федерации представляется законодательному органу для утверждения.

Взаимодействие бюджетов – это  не только отношения, но и процессы возникновения денежных потоков, финансовых ресурсов, их регулирования и использования  по конечному адресному назначению в соответствии с бюджетной классификацией и росписью бюджетных расходов, определенных ежегодно принимаемыми законами о федеральном, региональных и местных бюджетах. В процессе взаимодействия бюджетов сначала разделяются финансовые ресурсы (налоговые потоки) и они направляются по соответствующим каналам на формирование федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, а потом регулируется их поток юридическим и физическим лицам. В ходе взаимодействия бюджетов осуществляется вертикальное и горизонтальное выравнивание бюджетов и обеспечивается реализация целей социально-экономической, в том числе бюджетно-налоговой, политики.

В системе взаимодействия бюджетов сохраняется определенная детерминированная  связь, иерархия, которая исходит  из направленности бюджетных потоков  в системе бюджетного федерализма  преимущественно «сверху вниз», поскольку финансовые трансферты идут в основном из федерального бюджета.

Содержательная сторона взаимодействия бюджетов как финансовой категории  выражается системой следующих принципов: самостоятельность бюджетов в образовании  и распределении доходов в  соответствии с действующим законодательством; необходимая согласованность между  бюджетами в процессе их формирования, распределения и использования; солидарная ответственность бюджетов в выполнении бюджетных функций  и обеспечении целей бюджетного финансирования, прежде всего в отношении  гарантированных социальных норм и  нормативов; приоритетность федерального бюджета в формировании бюджетной базы и бюджетно-налоговой политики; достижение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы как результат взаимодействия бюджетов; подконтрольность и ответственность бюджетов нижестоящего уровня перед бюджетом вышестоящего уровня в части целевого и адресного использования финансовой помощи; прозрачность бюджетных потоков между уровнями бюджетной системы.

Самостоятельность и обособленность бюджетов разных уровней означает:

- право законодательных (представительных) органов государственной власти  и органов местного самоуправления  на каждом уровне бюджетной  системы самостоятельно осуществлять  бюджетный процесс;

- наличие собственных источников  доходов бюджетов каждого уровня, определяемых законодательством  Российской Федерации;

- законодательное закрепление  регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов  соответствующих бюджетов в соответствии  с Бюджетным кодексом РФ и  налоговым законодательством России;

- право самостоятельно определять  направления расходования средств  соответствующих бюджетов, источники  финансирования их дефицитов,  недопустимость изъятия доходов,  дополнительно полученных в ходе  исполнения законов о бюджете,  или сумм экономии;

- недопустимость компенсации потерь  в доходах и дополнительных  расходов за счет бюджетов  других уровней, за исключением  случаев, связанных с изменением  законодательства.

Нарушение принципов взаимодействия бюджетов ослабляет всю систему  бюджетного федерализма и может  служить причиной нежелательных  тенденций к унитаризации или излишней децентрализации (конфедерализации) межбюджетных связей. На практике нарушение принципов взаимодействия бюджетов ведет к росту противоречий в межбюджетных отношениях, столкновению интересов Федерации, субъектов Федерации и местного самоуправления.

Принципы и цели взаимодействия бюджетов могут быть реализованы  только посредством эффективно действующих  бюджетно-налоговых механизмов и  соответствующих финансовых технологий. В системе бюджетного федерализма должны функционировать три финансовых механизма: механизм распределения расходных полномочий; механизм распределения налоговых полномочий и налоговой базы; механизм бюджетных трансфертов, обеспечивающий итоговую сбалансированность всех уровней бюджетной системы.

Согласно Законодательству Российской Федерации «каждое муниципальное  образование имеет собственный  бюджет и право на получение в  процессе осуществления бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и средств из бюджета  субъекта Российской Федерации в  соответствии с настоящим Федеральным  законом и законами субъекта Российской Федерации».

Бюджетный кодекс дает следующее  определение: «Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления».

Информация о работе Направления повышения доходной базы местного бюджета