Направления повышения доходной базы местного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 07:55, дипломная работа

Краткое описание

Местный бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Местный бюджет относится к категории
Местное самоуправление — обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

Содержание

Введение
Раздел 1. Теоретические основы формирования Местного бюджета
Сущность и функции формирования местных бюджетов
Состав и структура доходов местного бюджета
Раздел 2. Анализ исполнения бюджета г. Улан-Удэ по доходам
Анализ исполнения бюджета налоговых доходов
Анализ исполнения бюджета неналоговых доходов
Раздел 3. Проблемы и перспективы развития доходной базы бюджета г. Улан-Удэ
Проблемы развития муниципальных финансов, укрепление доходной базы бюджета г. Улан-Удэ
Пути решения проблем при исполнении бюджета г.Улан-Удэ
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Направления повышения доходной базы местного бюджета.docx

— 60.17 Кб (Скачать файл)

В число главных регулирующих доходов местных бюджетов входят отчисления от налога на добавленную  стоимость, акцизов, налога на прибыль (доход) предприятий, а так же от налога на доходы физических лиц.

Нормативы отчислений регулирующих доходов утверждаются вышестоящими территориальными органами власти в  зависимости от общей суммы расходов местного бюджета и объема его  собственных доходов.

К средствам бюджетного регулирования  местных бюджетов относятся:

  1. нормативные отчисления от регулирующих доходов;
  2. дотации и субвенции местным бюджетам;
  3. средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки муниципальных образований;
  4. средства, поступающие по взаимным расчетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации устанавливает нормативы отчислений (в процентах) в местный бюджеты от регулирующих доходов на планируемый финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года).

Регулирующие доходы –  это доходы, которые в целях  сбалансирования доходов и расходов поступают в соответствующий  бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по нормативам, утвержденным в установленном  порядке на следующий финансовый год. Нормативные отчисления от регулирующих налогов, как правило, дифференцируются в разрезе территориальных бюджетов в целях их сбалансированности до минимально необходимого уровня. В  случаях, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно, балансирование производится при помощи дотаций, выделяемых из вышестоящего бюджета.

Дотации – средства, предоставляемые  на безвозмездной и безвозвратной основах на выравнивания бюджетной обеспеченности.

Субвенция – это бюджетные  средства, предоставляемые бюджету  другого уровня бюджетной системы  Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной  основах на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидия – это бюджетные  средства, предоставляемые бюджету  другого уровня бюджетной системы  Российской Федерации, физическому  или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Возврату в соответствующий  бюджет подлежат субсидии и субвенции  в случаях их нецелевого использования  в сроки, устанавливаемые уполномоченными  органами исполнительной власти, а  также в случаях их неиспользования  в установленные сроки.

Виды местных  налогов и сборов                     

В соответствии с принятой в РФ трехуровневой системой налогообложения в состав местных налогов и сборов входят:

  • местные налоги,
  • местные регистрационные и лицензионные сборы;
  • прочие сборы.

К местным налогам относятся:

  • налог на землю;
  • налог на имущество физических лиц;
  • налог на рекламу;
  • налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;
  • налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;

     Местные регистрационные и лицензионные сборы включают:

  • лицензионный сбор за право торговли спиртными напитками;
  • целевые сборы на содержание милиции, благоустройство, образование и другие цели (сбор с владельцев собак, сбор за выдачу ордера на квартиру, сбор за парковку автотранспорта, сбор за право использования местной символики, сбор за участие в бегах на ипподромах, сбор ча выигрыш на бегах, сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме, сбор со сделок, произведенных на биржах, сбор за право проведения кино- и телесъемок, сбор за уборку территории населенных пунктов, сбор за открытие игорного бизнеса и др.).

На местном уровне приоритетными  являются налоги на имущество и налог на землю, поскольку имущество и земля имеют определенную территориальную принадлежность.

Из числа местных налогов  и сборов общеобязательными являются:

  • налог на имущество физических лиц;
  • земельный налог;

 

 

 

Раздел 2. Анализ исполнения бюджета г. Улан-Удэ по доходам

    1. Анализ исполнения бюджета налоговых доходов

Таблица 2

Налоговые доходы бюджета  города Улан - Удэ

 

Наименование дохода

2009г.

2010г.

2011г.

2011г. к 2010г., %

План,

тыс.руб.

Факт,

тыс.руб.

%

Уд.вес.,

%

План,

тыс.руб.

Факт,

тыс.руб.

%

Уд.вес.,

%

План,

тыс.руб.

Факт,

тыс.руб.

%

Уд.вес.,

%

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ,ВСЕГО

2198911

2218032,60

101

100

2403438,90

2471878,90

102,8

100

3425898,3

2688427,50

78,5

100

108,7

Налог на доходы физических лиц

1591940

1603294,8

101

72,3

1659963,9

1712941,2

103,2

69,3

1814532,3

1854920,3

102,2

68,9

108,3

ЕНВД

238727

239262,7

100

10,8

248306,3

251806,7

101,4

10,2

273666,0

277290,4

101,0

10,3

110,1

Единый сельскохо-

зяйственный налог

508

508,9

100

0,02

1015

1016,1

100,1

0,04

790

792,9

100,4

0,03

78,0

Налог на имущество физических лиц

8100

8269,5

101

0,37

9560

10334,8

108,1

0,41

11900,0

12192,6

102,5

0,45

117,9

Земельный налог

310436

319345,5

103

14,3

429500

437500,9

101,9

17,7

408550,0

415326,1

101,7

15,4

94,9

Государственная пошлина

49200

49544,9

101

2,2

55093,7

57489,4

104,3

2,3

127250,0

128636,6

101,1

4,8

223,7

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам

 

-2193,7

 

-

 

789,9

 

0,03

 

61,5

 

0,0

7,8


 

Наибольший удельный вес в структуре налоговых доходов бюджета занимают налог на доходы физических лиц около 70%, земельный налог.

В период 2010 – 2012 гг. наблюдается увеличение налоговых доходов в бюджет города в основном за счет роста поступления по налогу на доходы физических лиц что обусловлено, главным образом, повышением МРОТ с 1 января 2010 года до 4330 руб. В 2011г. по отношению к 2010 году выросли на 8,3%, поступило 1854 920,3 тыс.руб. против 1712 941,2 тыс.руб. В 2010г. по сравнению с прошлым годом объем налоговых поступлений увеличился на 253846,3 тыс.руб. или на 11,4%. Рост поступлений налогов к 2010 году в 2011г. составляет 8,8% (2688 427,4 тыс.руб. против 2471 878,9тыс.руб.), или в абсолютном выражении 216 548,5 тыс.руб.

Также в 2010г. вырос объем поступлений по земельному налогу на 118155 тыс.руб. Рост обусловлен актуализацией  кадастровой стоимости с 1 января 2009 года, погашением задолженности прошлых лет, а также авансовыми платежами за 2011г. Поступления земельного налога в 2011г. составили 415 326 тыс.руб., что меньше поступлений 2010 года (437 500,9 тыс.руб.) на 22 174,9 тыс.руб. Снижение поступлений объясняется сокращением налоговой базы за счет предоставления льгот предприятиям обрабатывающих производств на 2011 год и перерегистрации земельных участков под республиканскими учреждениями в республиканскую собственность (казну).

Налога на имущество физических лиц зачислено в 2011г. в объеме 12 192,6 тыс.руб., на 1857,8 тыс.руб. больше поступлений 2010 года (10 334,8 тыс.руб.). Рост обусловлен погашением задолженности и расширением налоговой базы.

Государственной пошлины  поступило в 2011г. 128 636,6 тыс.руб., что в 2,2 раза больше чем в прошлом году (57 489,4 тыс.руб.), это объясняется увеличением размеров пошлины с начала 2011 года. Поступления государственной пошлины, уплачиваемой за регистрацию и иные действия с транспортными средствами, выросли с 20 783,5 тыс.руб. до 86 730,2 тыс.руб. или в 4,2 раза.

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ структуры неналоговых доходов

Таблица 3

Неналоговые доходы бюджета  города Улан – Удэ

Наименование

 доходов

2009г.

2010г.

2011г.

2011г. к 2010г.,%

План,

тыс.руб.

Факт,

тыс.руб.

%

Уд.вес.,

%

План,

тыс.руб.

Факт,

тыс.руб.

%

Уд.вес,

%

План,

тыс.руб.

Факт,

тыс.руб.

%

Уд.вес,

%

НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ в т.ч.

593686,3

611099,3

102,9

100,0

495 974,0

514 596,4

103,7

100,0

424 836,5

441 670,9

103,9

100,0

89,50

Доходы от сдачи в аренду имущества, в том числе:

224817,8

232496,1

103,4

38,0

193 425,8

201 289,05

104,1

39,1

170 262,2

174 375,4

102,4

39,5

86,63

Арендная плата за земли города

156417,8

161671

103,4

26,5

107 040,4

113 528,7

106,0

22,0

105 700,0

107 791,2

101,9

24,4

94,95

Арендная плата за имущество

68400,0

70825,1

103,5

11,6

63 565,3

64 476,3

101,4

12,5

44 320,0

45 151,6

101,9

10,2

70,03

Платежи от муниц-х организаций

89500,0

89530,3

100

14,6

108,4

108,4

100,0

0,02

54,4

54,4

100,0

0,01

50,1

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

12000,0

12594,4

105

2,06

14 530,5

14 735,2

101,4

2,86

11600,0

11 970,1

103,2

2,7

81,24

Доходы от продажи имущества

116000,0

116117,9

100,1

19,0

138 000,0

138 466,7

100,3

26,9

90 000,0

95 824,6

106,4

21,7

69,2

Доходы от продажи земельных  участков

76142,0

77575,9

101,9

12,7

77 400,0

82 736,6

106,9

16,1

80 000,0

80 325,0

100,4

18,2

97,08

Штрафные санкции

54760,0

55610,4

101,6

9,1

46 524,6

50 382,2

108,3

9,7

61 182,8

63 614,1

104,0

14,4

126,26

Прочие неналоговые доходы

23606,7

30284,1

128,3

5,0

26 093,1

26 986,6

103,4

5,2

23 800,0

27 570,2

115,8

6,2

102,16

Возврат остатков субсидий и субвенций  прошлых лет

0

-3740,3

0

-

-21 086,80

-21 086,83

100,0

-

-18 429,5

-18 429,5

100,0

-

87,40


 

Наибольший удельный вес  в структуре неналоговых доходов  занимают доходы от сдачи в аренду.

В 2010г. наблюдается снижение доходов, получаемых в виде арендной платы за земельные участки на 48,1 млн.руб. Основными причинами снижения поступлений являются:

- расторжение договоров  аренды крупными строительными  организациями (Икат-Плюс, Бест-Плюс и т.д.), в связи с кризисом в строительной сфере (общее количество договоров уменьшилось на 173 (1 594 – 2010г., 1 767 – 2009г.);

- поступление в 2009 году 22,8 млн.руб. от продажи права аренды земельных участков (Дюпон-Инвест, Дондитов Э.В.);

В сравнении с 2010г. годом  в 2011г. отмечено снижение поступлений от аренды земли на 5 744,9 тыс.руб., что связано с уменьшением количества действующих договоров аренды на 45 (1549 – 2012г., 1594 – 2011г.) и соответственно, сумм начислений на 10,4 млн.руб. (в 2010г. начисления составили 110,4 млн.руб., в 2011г. – 100,0 млн.руб.). Расторгли договоры аренды следующие крупные арендаторы: ООО «МВС Стройзаказчик» - 2,7 млн.руб., ЗАО «Байкалжилстрой» - 2 млн.руб., ООО «Век» - 1,1 млн.руб.

Поступления по аренде нежилых  помещений сократились на 10 599,3 тыс.руб. Это связано с уменьшением количества действующих договоров аренды на 62 договора (с 354 шт. до 292 шт.) и снижением годовых начислений на 13,8 млн. руб., что объясняется реализацией муниципальной нежилого фонда, согласно утвержденного плана приватизации на 2011г., а также расторжением договоров аренды с ОАО «Улан-Удэнская управляющая компания» на 0,8 млн.руб., РГУ «Центр социальной поддержки населения» на 0,5 млн.руб., Бурятское отделение ОСБ №8601 на 0,4 млн.руб., ООО «ЖКСК Загорск» на 0,4 млн.руб. и т.д. Собираемость арендной платы за нежилые помещения в отчетном периоде составила 95,8% от суммы начислений.

Средств от продажи земельных  участков по оформленным договорам  купли-продажи поступило в объеме 80 325 тыс.руб., 97% к уровню поступления по прошлому году (82 736,6 тыс.руб.). Снижение поступлений объясняется тем, что в 2010 году выкупная стоимость рассчитывалась в пятикратном размере ставки земельного налога. С мая 2010 года кратность была уменьшена до 3 раз. С начала 2011 года ожидалось применение десятикратной ставки земельного налога. В феврале 2011г. Народным Хуралом кратность была уменьшена с 10 до 3 на период до 01.01.2012г.

 


Информация о работе Направления повышения доходной базы местного бюджета