Негосударственный финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2015 в 22:20, курсовая работа

Краткое описание

Наша страна сейчас находится в состоянии, которое принято называть переходным. Мы постепенно движемся от тоталитарного типа к демократическому. При этом происходит смена взглядов, идеологии, системы ценностей. Но, пожалуй, основные изменения происходят в экономике. Слишком уж рознятся наше прошлое и то, к чему мы стремимся.
Финансы являются неотъемлемой частью экономических отношений, а финансовый контроль – неотъемлемой частью финансов. Поэтому сейчас происходят значительные изменения, как в задачах финансового контроля, так и в оценке его значении.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Финансовый контроль как экономическая категория…………….3-13
1.1.Сущность финансового контроля…………………………………………3-5
1.1.1 Понятие и значение финансового контроля…………………………….5-9
1.1.2 Функции и сущность финансового контроля………………….........9-10
1.2. Сферы финансового контроля…………………………………………….11
1.3. Классификация финансового контроля……………………………...12-14
Глава 2. Государственный финансовой контроль………………………….15-33
2.1. Осуществление государственного финансового контроля…………...15-22
2.2. Пути внедрения государственного аудита…………………………..23-26
2.3. Валютный контроль и административная реформа…………………...27-29
2.4. Ведомственный контроль: состояние и перспективы………………30-33
Глава 3. Негосударственный финансовый контроль…………………….34-36
3.1. Осуществление негосударственного финансового контроля………...34-36
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованной литературы…………………………………………...38по

Вложенные файлы: 1 файл

курсач финансы.docx

— 69.30 Кб (Скачать файл)

Определяя полномочие органов и агентов, действующее законодательство выделяет 2 вида проводимых проверок: проверки соблюдения актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования; проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям. Определяются вопросы, по которым органы и агенты валютного контроля вправе запрашивать и получать документы и информацию с указанием минимального срока, в течении которого должны быть предоставлены резидентам и нерезидентам документы по запросам органов и агентов валютного контроля. Что касается выявленных органами валютного контроля нарушений, то они вправе выдавать предписания, а также применять установленные законодательством РФ меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.

Важным нововведением представляется разграничение компетенции Правительства РФ и Банка России в отношении установления порядка представления резидентами нерезидентами агентам валютного контроля подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций: 1) для представления агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков, - Правительством Российской Федерации; 2) для предоставления уполномоченным банкам – Центральным банком России.

С вступлением в силу Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» основные и наиболее существенные изменения коснулись системы определения круга органов валютного контроля, был установлен новый перечень агентов валютного контроля, а также отчасти пересмотрена компетенция органов и агентов валютного контроля. Система осуществления валютного контроля в целом подверглась в новом законодательстве о валютном контроле радикальным и не всегда оправданным с точки зрения целесообразности изменения, что отчасти явилось следствием проводимой сейчас административной реформы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Ведомственный  контроль: состояние и перспективы

Проводимая в настоящее время политика централизации и укрепления исполнительной власти, требует совершенствования и усиления государственного и, прежде всего, финансового контроля. Если за последние годы в этом направление государственный финансовый контроль в целом получил определенная развитие, то его важная составляющая – ведомственный контроль – остался в запущенном состояние.

Причиной тому послужили субъективные и объективные обстоятельства. С одной стороны, ведомственный контроль многими воспринимается как зависимый и поэтому эффективный. С другой стороны, он не получил необходимой правовой поддержки из-за отсутствия единой концепции развития государственного финансового контроля.

Значение ведомственного контроля определяется тем, что в современной российской структуре государственного управления практически все бюджетные средства распределяются и расходуются через органы исполнительной власти и подведомственные им организации. Поэтому без участия органов ведомственного контроля задача осуществления полного, систематического и результативного контроля использования бюджетных и иных государственных средств практически не разрешима.

В теории и на практике принято подразделять финансовый контроль на внешний и внутренний.

К внешнему относят тот контроль, который осуществляют специальные, вышестоящие по отношению к проверяемому объекту или независимые от него органы, а к внутреннему – контроль, проводимый в пределах одной организации или отрасли, силами ведомств и их структурных подразделений. При этом доминирующей является точка зрения, согласно которой главным средством обеспечения порядка в финансово-бюджетной сфере является внешний финансовый контроль.

Классическим примером внешнего контроля в наших условиях считается контроль, осуществляемый Счетной палатой Российской Федерации. Деятельность контрольно-ревизионных подразделений министерств и других органов исполнительной власти в отношении подчиненных этим органам организаций, предприятий, учреждений рассматривается как типичный пример внутреннего финансового контроля. В качестве внутреннего квалифицируется контроль, осуществляемый комиссиями акционерных обществ, создание которых в соответствии с законом об акционерных обществах обязательно.

Чтобы реально квалифицировать проводимый контроль в качестве внутреннего или внешнего, нужно учесть весь набор влияющих на его факторов, начиная от общих принципов осуществления контроля и заканчивая заданными параметрами конкретной ревизии или проверки. Поэтому пользование названными понятиями для практических целей предполагает определенность и детализацию обстоятельств, что проявляется не всегда.

Некорректное употребление рассматриваемых понятий встречается в самых ответственных документах. Так, в ст. 268 Бюджетного кодекса РФ читаем: «Министерство финансов Российской Федерации осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств главными распределителями, распорядителями и получателями бюджетных средств». Однако Минфин может осуществлять внутренний контроль за использованием бюджетных средств только подразделениями самого министерства. Его работники не могут быть внутренними контролерами для главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, каковыми согласно тому же Кодексу являются не только Минфин, но и все другие органы государственной власти, бюджетные учреждения, иные организации, имеющие право распределять, получать и использовать бюджетные средства.

В данном случае очевидно, что под внутреннем контролем следует понимать финансовый контроль, осуществляемый согласно ст. 158 и 159 Бюджетного кодекса главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств. А нынешний контроль Федеральной службы финансово-бюджетного надзора для главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств, тем более для получателей денег из бюджета, является внешним контролем.

Ведомственный контроль как подразделение государственного финансового контроля можно рассматривать в экономическом, правовом и организационном аспектах.

В экономическом плане определяющим фактором выступает то, что ведомственный финансовый контроль имеет дело, главным образом, с государственными средствами, их поступлением и расходованием. Это, прежде всего, бюджетные средства, но также и деньги, полученные за счет предпринимательской деятельности. Нормально работающий ведомственный контроль должен охватывать все средства, используемые в пределах ведомства.

Именно с помощью ведомственного контроля и с его участием можно обеспечить полный охват ревизиями и проверками всего массива государственных средств, всех организаций, учреждений данного ведомства в предусмотренный срок и установленной периодичностью.

Как известно, государственный финансовый контроль осуществляется на основе принципов законности, независимости, разграничения функций и полномочий органов государственного финансового контроля, подотчетности органов государственного финансового контроля, гласности. Все эти принципы применимы в деятельности органов ведомственного контроля.

Настоящее реформирование системы органов исполнительной власти в стране требует серьезного переосмысления роли, задач, системы и организации всего государственного финансового контроля, в том числе и ведомственного. Создан специальный орган в системе исполнительной власти – для организации контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере – Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Ведомственный контроль в условиях административной реформы приобретает двойную направленность. С одной стороны, это – контроль ведомства в пределах сферы деятельности, в нашем случае, финансовой. Объектами контроля становятся все, кто, так или иначе, имеет дело с бюджетом и финансами вообще. С другой стороны, это – контроль за финансово-хозяйственной деятельностью в административных рамках ведомства. Объектами являются подразделения ведомства, его территориальные органы, подведомственные организации.

Все федеральные органы исполнительной власти получают для финансирования своей деятельности, какой бы характер она не носила, бюджетные средства. Их использование и служит объектом, предметом ведомственного финансового контроля. Это обязанность главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств, предусмотренную Бюджетным кодексом РФ, никто не отменил.

Итак, ведомственный финансовый контроль – обязательная и неотъемлемая составная часть общей системы государственного финансового контроля.

Органы ведомственного финансового контроля должны:

-Обеспечивать постоянный полный контроль за исполнением поступивших в распоряжение соответствующего органа исполнительной власти, подведомственных ему органов власти и организаций государственных (муниципальных) средств и материальных ценностей;

-Контролировать на федеральном уровне финансово-хозяйственную деятельность подведомственных федеральных служб и федеральных агентств, формирование и использование средств государственных внебюджетных фондов, а на уровне федеральных служб и агентств – их структурные подразделения.

По мнению В.А. Мстиславского (зав. сектором НИФИ Минфина России) и И.Р. Соколова (старший научный сотрудник), на основе федерального законодательства о государственном финансовом контроле и каждый орган государственной власти и местного самоуправления должен утвердить положение о собственном контрольно-ревизионном подразделении – органе ведомственного финансового контроля, с определением функций и полномочий этих органов, исходя из требований административной и бюджетной реформ и прежнего опыта ведомственного финансового контроля.

Глава 3. Негосударственный финансовый контроль

3.1. Осуществление  негосударственного финансового  контроля

Формирование основ рыночной экономики повышает роль тех видов финансового контроля, которые проводятся без непосредственного участия государственных контролирующих органов. К негосударственным видам финансового контроля относятся внутрифирменный (корпоративный), контроль со стороны коммерческих банков за организациями-клиентами, аудиторский контроль.

Внутрифирменный финансовый контроль осуществляется экономическими службами самого предприятия, бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента и др. — за финансовой деятельностью его предприятия, его филиалов и дочерних структур. Службы внутреннего контроля постоянно следят за эффективностью и целесообразностью расходования денежных средств (собственных, заемных, привлеченных), проводят анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми, финансовую оценку результатов инвестиционных проектов, контролируют финансовое состояние предприятия.

Контроль со стороны коммерческих банков.

Появление коммерческих банков в результате перестройки банковской системы в значительной мере изменило функции банков в области финансового контроля. Необходимость поддержания ликвидности требует от банка оценки финансового состояния и кредитоспособности предприятий — потенциальных заемщиков. В случае предоставления ссуды банк контролирует использование выданной ссуды, платежеспособность и ликвидность клиента для оценки вероятности возврата ссуды с причитающимися процентами в установленный срок. Такой контроль со стороны банка — важный элемент управления кредитным риском.

Аудиторский контроль.

Основные задачи аудиторского контроля — установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в

Российской Федерации; проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств проверяемых экономических субъектов.

Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги:

-постановку и ведение бухгалтерского учета;

-составление бухгалтерской отчетности и деклараций о доходах;

-анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности;

-обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах законодательства;

-проработку рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок.

Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Если инициативная проверка осуществляется по предложению самого экономического субъекта, то обязательная проводится в установленном порядке во всех случаях. Обязательной аудиторской проверке подлежат все кредитный организации (включая Банк России); страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных отчислений, благотворительные фонды, все предприятия, созданные в форме открытого акционерного общества, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую иностранным инвесторам.

Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия (за исключением государственных и муниципальных), отдельные показатели которых превышают критерии, установленные Правительством РФ. Обязательная аудиторская проверка может быть проведена и по поручению государственных органов — прокуратуры, казначейства, налоговой службы и налоговой полиции.

Уклонение юридического лица от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению влечет за собой взыскание штрафа по решению суда.

Аудиторские проверки могут проводить как отдельные граждане, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе иностранные). Они могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством, кроме открытого акционерного общества. После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторские фирмы и аудиторы не могут одновременно заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью.

Все аудиторские услуги платные. Отношения аудиторской фирмы с клиентами, как правило, оформляются договором с оплатой услуг по договорным ценам. Если аудиторская проверка производится на основе поручения судебных органов при наличии уголовного дела, принятого к производству, или дела, подведомственного арбитражному суду, то оплата аудиторской услуги производится за счет проверяемой организации по тарифам, утверждаемым Правительством РФ, а в случае финансовой несостоятельности — за счет средств государственного бюджета с последующим возмещением из имущества проверяемой организации, признанной судом банкротом.

Информация о работе Негосударственный финансовый контроль