Негосударственный финансовый контроль. Виды негосударственного контроля в ПМР и РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 12:06, контрольная работа

Краткое описание

Негосударственный финансовый контроль (НФК) - осуществляемая негосударственными контрольными органами деятельность, направленная на реализацию контрольной функции управления, а также на выявление и предупреждение противоправных и недобросовестных действий администрации и сотрудников хозяйствующих субъектов при ведении финансово-хозяйственной деятельности.
К негосударственным видам финансового контроля относятся внутрихозяйственный, контроль со стороны коммерческих банков и страховых компаний, аудиторский контроль.

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы.docx

— 24.65 Кб (Скачать файл)
  1. Негосударственный финансовый  контроль. Виды негосударственного    контроля в ПМР и РФ.

 

Негосударственный финансовый контроль (НФК) - осуществляемая негосударственными контрольными органами деятельность, направленная на реализацию контрольной функции управления, а также на выявление и предупреждение противоправных и недобросовестных действий администрации и сотрудников хозяйствующих субъектов при ведении финансово-хозяйственной деятельности.

К негосударственным видам финансового контроля относятся внутрихозяйственный, контроль со стороны коммерческих банков и страховых компаний, аудиторский контроль.

Внутрихозяйственный финансовый контроль производится экономическими службами самого предприятия – бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента и прочими – за финансами своего предприятия, его филиалов и дочерних структур.

За соблюдение государственной финансовой дисциплины и финансового законодательства в первую очередь отвечает главный бухгалтер.

Коммерческие банки по поручению Центрального банка России обязаны контролировать соблюдение их клиентами – физическими и юридическими лицами – установленного государством порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства. По своей инициативе коммерческие банки анализируют финансовую деятельность хозяйствующих субъектов для оценки их кредитоспособности при предоставлении ссуды и осуществляют контроль в форме наблюдения (мониторинга) за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием для определения вероятности возврата ссуды с начисленными процентами в установленные сроки.

Аудиторский контроль – независимый вневедомственный финансовый контроль, который проводится с целью проверки правильности ведения учета и достоверности бухгалтерской отчетности. Это – независимая экспертиза финансового состояния коммерческих структур, осуществляемая за их счет.

В качестве аудитора могут выступать физические лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе иностранные).

Аудиторская проверка – обязательное или добровольное (инициативное) мероприятие, осуществляемое на основе договора, заключающееся в сборе и оценке информации о финансовом положении лица, подлежащего аудиту.

Обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежат все кредитные организации, биржи, страховые компании, внебюджетные и благотворительные фонды, ОАО, предприятия с иностранным участием и др. Обязательная аудиторская проверка может быть проведена по поручению прокуратуры, суда, казначейства, налоговой инспекции.

Результат аудиторской проверки оформляется в виде отчета и заключения аудитора (аудиторской фирмы). Аудиторский отчет – это конфиденциальный документ, адресованный руководителям и/или собственникам предприятия, подлежащего аудиту. Содержит информацию о ходе проверки, нарушениях бухгалтерской отчетности, другие сведения, предусмотренные договором.

Аудиторское заключение – документ открытого характера, имеющий юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов. Содержит мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательным и иным правовым актам. Различают четыре варианта заключения:

– заключение без замечаний – аудитор подтверждает достоверность показателей финансовой отчетности и бухгалтерского баланса;

– заключение с замечаниями (оговорками), свидетельствующее об общем положительном мнении аудитора о достоверности показателей финансово-бухгалтерской отчетности, но им установлены отдельные упущения, которые излагаются в аналитическом разделе заключения;

– отрицательное заключение составляется в тех случаях, когда, по мнению аудитора, бухгалтерский учет не соответствует требованиям нормативного законодательства, а финансовая отчетность не дает достоверного представления о финансовом положении проверяемого предприятия;

– заключение не составляется в том случае, если аудитору не была предоставлена возможность получить необходимую информацию о проверяемом объекте.

Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности и деклараций о доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование по вопросам законодательства; проработку и реализацию рекомендаций различных контролирующих органов.

 

 

  1. Формирование финансовых ресурсов предприятий и организаций социальной сферы.

 

Государство для выполнения возложенных на него функций должно располагать определенным объемом финансовых ресурсов. В процессе распределения и перераспределения национального дохода часть его, используемая в стоимостной форме, образует фонд денежных ресурсов государства, предназначенный для обеспечения расширенного воспроизводства, удовлетворения разнообразных потребностей населения и других целей.

Государство сосредоточивает в своих руках этот фонд, который, в свою очередь, распределяется на несколько целевых фондов, в том числе на фонд финансового обеспечения социально-бытовой инфраструктуры. Из этого фонда финансируются предприятия, организации и учреждения, оказывающие социально-культурные и коммунально-бытовые услуги.

Экономической основой создания такого фонда является национальный доход, созданный в сфере материального производства, прошедший распределение через фонды накопления и потребления. В фонд финансового обеспечения социально-бытовой инфраструктуры направляется выраженная в денежной форме часть фонда накопления национального дохода, которая предназначена для прироста непроизводственных фондов. Из фонда же потребления поступают весь объем общественных фондов потребления и часть фонда оплаты труда работников материального производства, направляемая семьями этих работников на оплату социально- культурных и коммунально-бытовых услуг.

Таким образом, в основе формирования фонда финансового обеспечения социально-бытовой инфраструктуры лежит как прибавочный, так и часть необходимого продукта.

Финансовое обеспечение социально-бытовой инфраструктуры - это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе образования, распределения, перераспределения и использования фонда финансовых ресурсов, направляемых на содержание и развитие социально-бытовой инфраструктуры.

Рассмотрение финансового обеспечения социально-бытовой инфраструктуры следует начать с анализа распределения общего фонда финансовых ресурсов государства по двум основным направлениям: на финансирование расширенного воспроизводства и финансирование мероприятий, связанных с удовлетворением социально-культурных и коммунально-бытовых потребностей населения. Распределение финансовых ресурсов государства по двум направлениям использования фонда финансового обеспечения социально-бытовой инфраструктуры необходимо рассматривать в рамках распределительных отношений, имея в виду объем фонда финансовых ресурсов, предназначенных для развития и содержания социально- бытовой инфраструктуры, и принципы и каналы распределения этого фонда.

При этом надо иметь в виду, что наличие тесной связи между распределением и материальным производством предопределяет связь между развитием производительных сил и распределительным процессом.

На распределение ресурсов между производственной и непроизводственной сферами в значительной мере оказывают влияние экстенсивный и интенсивный пути экономического развития.

В условиях экстенсивного пути развития наибольшая часть ресурсов направляется в сферу производства.

Практика последних десятилетий показала, что новое промышленное строительство, не подкрепленное социально-культурным и жилищно-коммунальным строительством, не только не дало ожидаемого экономического эффекта, но и привело к потерям из-за текучести кадров, неосвоения мощностей, низкой фондоотдачи и т.д. Негативные последствия недостаточного развития социально-бытовой инфраструктуры, особенно в районах освоения земель, общеизвестны.

И наоборот, в регионах, на предприятиях с развитой социально-бытовой инфраструктурой этих недостатков нет, достигнут экономический и социальный эффект. Это свидетельствует о необходимости увеличения темпов роста средств, выделяемых на социально-бытовую инфраструктуру, за счет снижения темпов роста ресурсов, направляемых на развитие материального производства. Но такое изменение в распределении ресурсов связано с интенсификацией.

Одной из важных черт современного этапа экономического развития страны является необходимость интенсификации народного хозяйства. Интенсификация экономики вносит существенные коррективы в распределительные отношения. Повышение производительности труда в сфере материального производства стимулирует высвобождение работников и их переход в непроизводственную сферу.

Таким образом, по мере интенсификации труда в сфере материального производства снижается потребность в наращивании мощностей предприятий путем их экстенсивного развития. Одновременно с этим растет масса прибавочного продукта как в целом, так и в расчете на одного работающего в данной сфере. Это, в свою очередь, позволяет увеличивать долю прибавочного продукта, используемого для развития непроизводственной сферы.

По данным ООН, в индустриально развитых странах, где существует высокий уровень интенсификации производства, удельный вес капитальных вложений в непроизводственную сферу превышает 50%.

Развитие производительных сил осуществляется как в отраслевом, так и в территориальном разрезе. Поэтому и распределение конечных результатов производства, прибавочного и необходимого продуктов, а именно они являются источниками финансового обеспечения социально-бытовой инфраструктуры, должно осуществляться в отраслевом и территориальном разрезах. Тем самым предопределяется использование в распределении фонда финансового обеспечения социально-бытовой инфраструктуры двух принципов - ведомственно-корпоративного и территориального.

Ведомственно-корпоративный принцип распределения финансовых ресурсов используется предприятиями в рамках решаемых ими производственных задач и для обеспечения их работников необходимым объемом социально-бытовых услуг.

В соответствии с территориальным принципом средства на социально-бытовую инфраструктуру выделяются территориальным органам власти для развития административно-территориальных единиц, обеспечения их жителей услугами предприятий и учреждений социально-бытовой инфраструктуры.

Использование ведомственно-корпоративного принципа распределения ресурсов и ведомственного канала финансового обеспечения социально-бытовой инфраструктуры обеспечивается экстенсивным развитием экономики.

Экстенсивный путь связан с новым строительством, освоением новых территорий и их обустройством. В этих условиях наиболее реальная возможность освоения ресурсов, выделенных на социально-бытовую инфраструктуру, - это использование ведомственного канала, когда ресурсы предоставляются ведомствам, наделенным необходимыми строительными мощностями для создания одновременно с производственными объектами предприятий и учреждений социально-бытовой инфраструктуры. По такому принципу создавались новые предприятия с обслуживающим социально-бытовым комплексом в сложившихся городах и все новые населенные пункты, возникшие в послереволюционный период. Социально-бытовая инфраструктура в них была в ведомственном подчинении и финансировалась по ведомственным каналам. В результате до 1993 г. примерно 60% жилой площади, 30% мощностей водопроводно-канализационного хозяйства, 20% мощностей прачечных, 28% общего количества гостиничных мест находились в ведомственном подчинении.

В определенной мере ведомственный канал финансирования социально-бытовой инфраструктуры будет использоваться и при интенсивном развитии экономики, что объясняется специфическими особенностями развития некоторых отраслей народного хозяйства.

С экономической и социальной точки зрения более приемлемы территориальный принцип распределения ресурсов на развитие социально-бытовой инфраструктуры, финансовое обеспечение ее по линии территориальных органов власти. Население всех регионов должно обеспечиваться необходимой социально-бытовой инфраструктурой независимо от наличия в них развитого экономического потенциала.

Территориальный путь развития социально-бытовой инфраструктуры больше соответствует интенсивным методам развития народного хозяйства. Интенсификация связана с сокращением объемов нового строительства, требованием лучшего использования имеющегося экономического потенциала.

Действительно, по мере освоения новых территорий, насыщения городов промышленными объектами снижается необходимость в создании новых рабочих мест и в расширении ведомственных каналов финансового обеспечения социально-бытовой инфраструктуры. Кроме того, в городах, как правило, развиваются предприятия не одного ведомства. Каждое предприятие, создавая свои социально-бытовые объекты, усиливает параллелизм в развитии инфраструктуры. Все это вызывает необходимость ее концентрации. К этому времени укрепляется материальная база местных органов власти, и они все в большей мере берут на себя руководство развитием сферы услуг на подведомственной им территории. Предприятия постепенно начинают передавать объекты социально-бытовой инфраструктуры в ведение местных органов власти, что способствует улучшению руководства и развитию самой инфраструктуры. Таким образом, развитие инфраструктуры подчиняется общим экономическим законам, в соответствии с которыми в развитии производительных сил наблюдается процесс концентрации и специализации производства, т.е. и в сфере услуг также протекает процесс концентрации и специализации.

Информация о работе Негосударственный финансовый контроль. Виды негосударственного контроля в ПМР и РФ