Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 09:25, контрольная работа
Краткое описание
Экономические системы основаны на разделении труда, т. е. на относительном разграничении видов деятельности. В той или иной форме разделение труда существует на всех уровнях: от рабочего места до мирового хозяйства. Разграничение видов деятельности в экономике страны осуществляется по группам отраслей: сельское и лесное хозяйство, добывающая промышленность, строительство, обрабатывающая промышленность, транспорт, связь, торговля и т. д. Дальнейшая дифференциация происходит по отдельным отраслям и подотраслям.
Содержание
Разделение и кооперация труда. Нормообразующие факторы и особенности методики нормирования труда при выполнении транспортных работ. Тарифная система, ее назначение и основные элементы.
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное
государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования
«УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «нормирование и оплата труда»
Специальность:
Экономика
Выполнил: Федерягина И.С
Группа: ЭПиО 3
курс
(ГСП заочное)
Проверил: Малькова Ю.В
Екатеринбург
2013
Содержание:
Разделение
и кооперация труда.
Нормообразующие факторы и особенности методики нормирования труда при выполнении транспортных работ.
Тарифная
система, ее назначение и основные элементы.
1. Понятие, виды и границы
разделения труда.
Экономические системы основаны
на разделении труда, т. е. на относительном
разграничении видов деятельности. В той
или иной форме разделение труда существует
на всех уровнях: от рабочего места до
мирового хозяйства.
Разграничение видов деятельности
в экономике страны осуществляется по
группам отраслей: сельское и лесное хозяйство,
добывающая промышленность, строительство,
обрабатывающая промышленность, транспорт,
связь, торговля и т. д. Дальнейшая дифференциация
происходит по отдельным отраслям и подотраслям.
Так, в обрабатывающей промышленности
выделяется машиностроение, которое в
свою очередь структурируется по видам
изготовляемых машин, приборов и аппаратов.
Современные предприятия могут
быть как диверсифицированными, т. е. выпускающими
широкий спектр продукции, так и специализированными
на отдельных изделиях или услугах. Крупные
предприятия имеют сложную структуру,
характеризующуюся разделением труда
между производственными подразделениями
и группами персонала.
Основными видами разделения
труда на предприятии являются: функциональное,
технологическое, предметное, профессиональное
и квалификационное.
По выполняемым функциям обычно
выделяют четыре основные группы персонала:
руководители, специалисты (инженеры,
экономисты, юристы и т. д.), рабочие и ученики.
Технологическое разделение
труда обусловлено выделением стадий
производственного процесса и видов работ.
В соответствии с особенностями технологии
могут создаваться цеха и участки предприятия
(литейные, штамповочные, сварочные и др.).
Рис. 1. Схема разделения труда
и формирования профессионально-квалификационных
групп на предприятии.
Предметное разделение
труда предполагает специализацию производственных
подразделений и сотрудников на изготовлении
определенных видов продукции (изделия,
узлы, детали).
Профессиональное разделение
труда характеризуется знаниями и навыками,
необходимыми для выполнения определенного
вида работ. Состав профессий обусловлен
в основном технологией и оборудованием.
Квалификационное разделение
труда определяется различием работ по
сложности. Это в свою очередь обусловливает
и разные сроки подготовки персонала к
выполнению соответствующих функций.
Сложность выполняемых работ является
важнейшим фактором дифференциации оплаты
труда. Для количественной оценки квалификации
персонала обычно используются разряды
тарифной сетки, включающей в различных
странах 17—25 разрядов.
Исходя из функционального,
технологического и предметного разделения
труда формируются профессии и уровни
квалификации. Таким образом, на предприятии
профессиональное и квалификационное
разделение труда можно рассматривать
как вторичное по отношению к функциональному,
технологическому и предметному (рис.
1).
Выбор форм разделения труда
определяется прежде всего типом производства.
Чем ближе производство к массовому, тем
больше возможностей для специализации
оборудования и персонала на выполнение
отдельных видов работ. При выборе наиболее
эффективного уровня дифференциации производственного
процесса должны учитываться технические,
психологические, социальные и экономические
границы разделения труда.
Технические границы обусловлены
возможностями оборудования, инструмента,
приспособлений, требованиями к потребительским
качествам продукции.
Психологические границы определяются
возможностями человеческого организма,
требованиями сохранения здоровья и работоспособности.
Необходимость учета психофизиологических
границ связана с тем, что высокая степень
специализации вызывает монотонность
труда, которая приводит к неблагоприятным
последствиям для работающих. В результате
исследований установлено, что длительность
многократно повторяющихся элементов
работ не должна быть меньше 45 с; работу
необходимо спроектировать так, чтобы
обеспечивалось участие не менее пяти-шести
групп мышц человека.
Социальные границы обусловлены
требованиями к содержанию труда, его
необходимому разнообразию, возможностям
развития профессиональных знаний и навыков.
Экономические границы характеризуют
влияние разделения труда на экономические
результаты производства, в частности,
на суммарные затраты трудовых и материальных
ресурсов.
Поиск и внедрение новых форм
разделения труда предполагают их обязательную
экспериментальную проверку. Только на
практике можно окончательно установить
эффективность той или иной формы разделения
труда, выявить как положительные, так
и негативные ее стороны.
Основное направление совершенствования
разделения труда - выбор наилучшего его
варианта для каждого конкретного производственного
участка с учетом экономических, технико-технологических,
психофизиологических и социальных требований.[2]
Главным экономическим требованием
к оптимальному разделению труда является
обеспечение выпуска продукции в заданных
объемах и высокого качества при наименьших
трудовых, материальных и финансовых затратах.
Технико-технологические требования
предусматривают выполнение каждого элемента
работы соответствующим исполнителем
на данном оборудовании в установленное
рабочее время. Эти требования в решающей
степени определяют технологическое,
функциональное, профессиональное и квалификационное
разделение труда.
Психофизиологические требования
направлены на недопущение переутомления
работников из-за больших физических нагрузок,
нервного напряжения, обеднения содержания
работы, монотонности или гиподинамии
(недостаточной физической нагрузки),
что нередко ведет к преждевременному
утомлению и снижению производительности
труда.
Социальные требования предполагают
наличие в составе работ творческих элементов,
повышение содержательности и привлекательности
труда.
Этим требованиям, как правило,
отвечает не единственное организационное
решение, поэтому возникает необходимость
выбора одного варианта разделения труда.
Сложность данной задачи состоит в ее
многоплановости, в выборе критериев определения
границ, многовариантности способов разделения
и кооперации труда в различных типах
производства. Причем выбор варианта осуществляется
в условиях противодействия различных
факторов, характерных для производственного
процесса. Например, повышение загрузки
исполнителей увеличивает производительность
труда, однако до известного предела, после
которого наступает уменьшение производительности
из-за преждевременного переутомления.
Известно, что в результате
разделения труда происходит специализация
рабочих, которая, с одной стороны, обеспечивает
снижение затрат труда, а с другой — может
обеднить его содержание, привести к повышению
монотонности (после известного предела)
и снижению производительности. Повышение
загрузки исполнителей не всегда означает
увеличение времени производительной
работы оборудования, возможна и обратная
зависимость.
С установлением более напряженных
норм времени необходимая численность
исполнителей уменьшается, но увеличивается
вероятность снижения качества изделий.
Обеспечение в составе выполняемых операций
творческих элементов (расчетов, настройки
станков и т. д.) нередко связано с дополнительными
затратами времени на единицу продукции,
однако повышает содержательность и привлекательность
работ, снижает текучесть кадров и т. д.
Выбор наиболее оптимального
решения должен уравновесить действие
различных факторов и обеспечить наиболее
эффективное достижение производственной
цели. Для этого иногда необходимо проведение
специальных экспериментов и исследований
с применением математических методов
и вычислительной техники (для выбора
наилучшего варианта). Однако экономический
и социальный эффект этих работ должен
значительно перекрывает затраты на их проведение.
Проектирование разделения
труда на промышленных предприятиях путем
принятия оптимальных организационных
решений весьма эффективно и является
одним из наиболее перспективных направлений
совершенствования организации труда.
Кооперация
труда: понятие и общая характеристика
Формы кооперации труда на предприятии
зависят от характера и специализации
производства в целом и его частей, от
технического уровня предприятия, от принципов
образования его структурных подразделений,
от методов организации производственных
процессов. Различают межцеховую, внутрицеховую,
внутриучастковую и внутрибригадную кооперацию
труда. Кооперация труда на производственном
участке может осуществляться как между
отдельными рабочими, так и между коллективами,
объединенными в производственные бригады,
звенья.
Хорошо налаженная кооперация во всех
подразделениях предприятия обеспечивается
рациональной системой производственных
связей, текущего планирования производства,
организации обслуживания рабочих мест,
участков и цехов, материально-технического
снабжения, а также соблюдением технологической
и трудовой дисциплины.
Бригады представляют собой первичное
звено в системе управления производством.
С социальной точки зрения, характеризущей
производственные отношения, бригады
являются первичной ячейкой трудового
коллектива. Их роль как первичных ячеек
производства огромна. Так, в производственных
бригадах решаются многие конкретны вопросы
разделения и кооперации труда, взаимозаменяемости,
создания благоприятные условия для повышения
квалификации работников, растет ответственность за выполнение производственных заданий.
Бригады могут быть специализированными
или комплексными.
Специализированные бригады объединяют,
как правило, рабочих, имеющих одинаковые
профессии и выполняющих технологически
однородные работы.
Комплексные бригады создаются из рабочих
различных профессий для выполнения комплекса
технологически разнородных, по взаимосвязанных
работ. Комплексные бригады могут выполнять
как часть основного процесса, так и все
его операции, только вспомогательные
работы или основные и вспомогательные
работы.
Комплексные бригады различаются также
по масштабам разделения труда. Они могут
быть с частичным или полным, разделением
труда или полной взаимозаменяемостью
рабочих. Степень разделения труда в комплексных
бригадах устанавливается с учетом наиболее
полного и эффективного использования
рабочего времени каждого члена бригады.
Внедрение научной организации труда
в бригаде требует достижения оптимального
сочетания принципа разделения труда
с взаимозаменяемостью рабочих. Для обеспечения
взаимозаменяемости и возможности совмещения
профессии каждый рабочий комплексных
бригад, как правило, должен уметь выполнять
работы по одной или нескольким смежным
профессиям.
Выбор того или иного типа бригады
предопределяется предметом труда, средствами
и технологией производства. По мере развития
технического прогресса и оснащения предприятий
сложным оборудованием, обслуживание
которого требует весьма разнородных
функций, а также в связи с ростом культурно-технического
уровня трудящихся наблюдается тенденция
к расширению создания комплексных бригад.
Создание комплексных бригад
имеет следующие социально-экономические
преимущества:
- комплексные бригады располагают
большими возможностями для охвата полного
цикла производства продукции или обеспечения
выпуска определенной части конечного
продукта, что усиливает удовлетворенность
рабочих результатами своего труда и повышает
их ответственность за качество работы;
- широкое применение комплексных
норм выработки (нормированных заданий)
позволяет более полно осуществить принцип
оплаты по труду с учетом качества выполняемых
работ;
- в комплексных бригадах, выполняющих
технологически разнородные работы, создаются
объективные условия для овладения смежными
профессиями, что делает труд рабочих
более содержательным и привлекательным;
- в связи с широким развитием
совмещения профессий и взаимозаменяемости
значительно сокращаются внутрисменные
потери рабочего времени (при прочих равных
условиях—на 8—12%), что существенно влияет
на повышение эффективности производства.
Специализированные и комплексные
бригады могут быть сменными, объединяющими
рабочих одной смены, и сквозными (суточными),
включающими рабочих, занятых в нескольких
сменах.
Сменные бригады целесообразны
при условии, если производственный цикл
равен сменному рабочему времени или меньше
его и если нет необходимости создавать
определенный задел для следующей смены.
Однако такие условия производства бывают не везде, поэтому целесообразно
создавать сквозные (суточные) бригады,
члены которых работают в разных сменах,
но по общему наряду.
В сквозных (суточных) бригадах
повышается ответственность каждого рабочего
за коллективные результаты работы, а
также материальная заинтересованность
в достижении высоких показателей труда
всеми сменами (звеньями) на данном участке
производства. Опыт показывает, что в сквозных
бригадах лучше используются рабочее
время и оборудование, создается заинтересованность
в передаче рабочего места сменщику «на
ходу», сокращаются затраты времени на
подготовку рабочего места.
Работа производственных бригад
может быть успешной при соблюдении установленных
принципов их комплектования, четкой системе
планирования производственных заданий,
учета результатов труда бригад и организации
оплаты работников.
Основой для определения состава
и численности рабочих бригады по профессиям
и квалификации являются тарифно-квалификационный
справочник и плановый объем работ, который
подложит выполнению данным коллективом
рабочих за смену, сутки, месяц с учетом
сложности и количества обслуживаемого
оборудования, характера и содержания
выполняемой работы, уровня механизации
вспомогательных операций и т. д.
Нормативная численность бригады
определяется исходя из общей трудоемкости
выполняемых работ, т. е. суммы рассчитанных
по межотраслевым и отраслевым нормативам
норм времени на все операции, входящие
в общебригадный комплекс. Необходимое
число рабочих каждой профессии и квалификации
в этом случае находится как частное от
деления нормативного времени, установленного
для выполнения отдельных видов работ
определенной сложности, на фонд рабочего
времени одного рабочего (за день, месяц)
данной профессии и квалификации.
Оптимальная численность рабочих
в бригаде устанавливается с учетом корректировки
общей трудоемкости бригадного комплекса
работ на установленный по плану процент
выполнения норм по каждой профессии,
разряду рабочих или в среднем по бригаде
(участку, цеху). Для этого общая трудоемкость
работ, выполняемых рабочими определенной
профессии и квалификации (в нормо-часах),
делится на фонд рабочего времени одного
рабочего с учетом установленного уровня
выполнения норм по данной профессии.
Для определения числа рабочих
каждой профессии и разряда можно использовать
следующую формулу:
Ч = Т х 100 / К х Ф,
где Ч — численность рабочих
данной профессии и разряда;
Т — общая трудоемкость работ,
выполняемых рабочими данной профессии
и квалификации, в нормо-часах;
К — принятый процент выполнения
норм по данному виду работ;
Ф — фонд рабочего времени одного
рабочего (на день, месяц, год) в часах.
Общая численность бригады,
необходимая для выполнения запланированного
годового объема работ, определяется суммированием
необходимой численности рабочих по каждой
профессии и разряду.
Известно, что труд рабочих-повременщиков,
занятых обслуживанием основных рабочих,
также нормируется на основе межотраслевых или отраслевых
нормативов времени или норм обслуживания.
Поэтому численность бригады рабочих-повременщиков
рассчитывается по этим нормативам или
путем деления всего объема работ по обслуживанию
оборудования (агрегата, участка производства,
смены, потока) на норму обслуживания,
приходящуюся на одного рабочего.
При неполной загрузке рабочих
отдельных профессий и разрядов в течение
смены, месяца должна быть предусмотрена
возможность совмещения ими других работ
и проведена соответствующая корректировка
необходимой общей численности рабочих
в бригаде по каждой профессии и разряду.
Надо стремиться к тому, чтобы
фактическая численность рабочих каждого
разряда и средний разряд в бригаде соответствовали
расчетным (средний разряд членов бригады
может быть примерно на 0,3—0,5 ниже среднего
разряда выполняемых работ). Нарушение
этого положения может привести к нежелательным
последствиям. Если в бригаде число рабочих,
имеющих высокий разряд, больше расчетного,
то их труд используется нерационально и часть общебригадного
заработка будет распределяться необоснованно.
Если же в бригадах квалификационный состав
рабочих ниже, чем требуется для выполнения
определенных работ, это может привести
к снижению качества выпускаемой продукции.
Соблюдение установленных принципов
определения состава бригад необходимо
для правильной организации работы и оплаты
труда по ее результатам. Следует избегать
чрезмерно большой численности бригад,
не обусловленной объемом производства
и технологическим процессом, так как
при этом затрудняется учет личного вклада
каждого рабочего в общие результаты и
неизбежно ослабляется материальная заинтересованность
п ответственность рабочих за общие результаты
труда.
Каждую производственную бригаду
возглавляет бригадир, назначенный из
числа передовых, наиболее квалифицированных
рабочих, обладающих организаторскими
способностями, имеющих знания в технике
и технологии производства, организации,
нормировании и оплате труда.
На бригадира возлагаются большие
обязанности. Вместе с тем ему предоставляются
определенные права в области организации
работ в бригаде, укрепления трудовой
дисциплины, применения мер материального
и морального стимулирования.
В состав производственной
бригады может включаться мастер, если
численность ее работников равна или превышает
нормы управляемости для мастера. Включаются
также инженерно-технические работники
при объемах работ, превышающих нормы
для соответствующих категорий работников.
Проектирование бригадной формы
организации труда целесообразно заканчивать
разработкой сводного документа-паспорта
бригады, в котором закрепляются все организационно
- технические и социальные характеристики,
необходимые для ее функционирования.
Совмещение профессий и функций
получает все большее распространение.
Оно вызывается необходимостью рационального
использования рабочего времени, полной
загрузки оборудования, повышения маневренности в использовании
кадров, обеспечения их взаимозаменяемости.
Кроме того совмещение профессий имеет
социальное значение, поскольку оно расширяет
производственный профиль работника,
способствует росту квалификации, повышению
содержательности труда, устранению монотонности
в работе.
Сущность совмещения профессий
состоит в том, что рабочий, постоянно
выполняя в течение дня работы, предусмотренные
тарифно-квалификационным справочником
по основной профессии, дополнительно
за счет более рационального использования
времени выполняет работы, отнесенные
к другой, смежной профессии.
Основными условиями, при которых
возможно и экономически оправдано совмещение
профессий, являются: наличие у рабочих
неиспользованного рабочего времени,
обусловленного технологией производства
или применяемым оборудованием; общность
содержания труда работников, которые
должны совмещать профессии, их технологическая
и функциональная взаимосвязь; разновременность
выполнения совмещаемых функций; отсутствие
отрицательного влияния совмещения работ
на точность, качество и производительность
труда; достаточный культурно-технический
уровень рабочего.
При выявлении возможностей
совмещения профессий на участке, в цехе
необходимо исследовать все виды выполняемых
работ и установить фактический баланс
рабочего времени исполнителей, используя
фотографию рабочего времени и другие
формы изучения его затрат.
На основе анализа этих данных
составляется проектируемый баланс рабочего
времени, определяются регламентация
работ по способам и времени их выполнения,
а также производственный профиль и квалификация
рабочих.
Для определения возможности
совмещения профессий данным рабочим
часто пользуются коэффициентом, который
рассчитывается по следующей формуле:
Ксовм = Тсв/Тсм
где К совм — коэффициент возможного совмещения;
Тсв — свободное от основной профессии
время, мин;
Tcм — сменный фонд рабочего времени,
мин.
Чем выше этот коэффициент,
тем больше возможность возложения на
работника дополнительных функций.
Эффективность совмещения профессий
оценивается через показатели характеризующие
снижение трудоемкости затрат на выполнение работ,
связанных с обслуживанием оборудования
и ведением технологического процесса.
Экономическая эффективность обеспечивается
за счет высвобождения численности рабочих.
Проектирование совмещения
профессий заключается в подборе наилучшего
сочетания и установлении оптимального
объема работ по основной и совмещаемой
профессии. При этом существенное значение
и имеет уровень организации и нормирования
труда. На работах с обоснованными нормами,
высоким уровнем организации труда, как
правило, выше уровень развития и эффективность
совмещения профессий.
Если совмещение профессии
требует значительного повышения уровня
квалификации и овладения навыками смежных
профессии, связанного с большими затратами
средств и времени, то целесообразность
совмещения профессии необходимо оценивать
с точки зрения в возможного снижения трудоемкости
и материальных затрат на производство
единицы продукции.
Многостаночное (многоагрегатное)
обслуживание представляет собой одну
из прогрессивных форм организации труда,
при которой рабочий (или бригада рабочих)
обслуживает одновременно несколько станков
(агрегатов), выполняя ручные приемы на
каждом из них во время машинно-автоматической
работы других станков, а также все или
часть функций обслуживания рабочего
места и подготовительно-заключительные
операции.
Организация работы на нескольких
станках, как и обслуживание агрегатов
сверх установленного норматива обслуживания,
— важный фактор повышения эффективности
использования рабочих кадров, роста эффективности
труда и производства. Эта прогрессивная
форма организаций труда способствует
повышению коэффициента сменности работы
оборудования, росту выпуска продукции
без дополнительной численности и увеличению
фондоотдачи.
Материальные предпосылки развития
многостаночного обслуживания определяются
применяемым технологическим оборудованием,
степенью оснащения средствами автоматизации
и механизации, использованием станков
с программным управлением, что обусловливает
уменьшение как абсолютной величины ручного
(машинно-ручного) времени, так и его доли
в балансе рабочего времени. Как показывают
исследования, время пассивного наблюдения
в период машинно-автоматической работы
станков нередко достигает 45—50% времени
оперативной работы, что и позволяет обслуживать
другие станки (агрегаты).
Условием организации многостаночного
обслуживания является такое соотношение
затрат времени, при котором время машинно-автоматической
работы одного станка больше или по крайней
мере равно суммарному времени ручной
и машинно-ручной работы на всех других
обслуживаемых станках и переходов между
ними.
Организационными предпосылками
развития многостаночного обслуживания
являются: рациональная планировка рабочих
мест, участков, обеспечивающая обозримость
станков, обслуживаемых многостаночником,
и кратчайшие маршруты перехода от одного
станка к другому; изменение форм разделения
и кооперации труда (передача функций
наладки и подналадки станков от рабочих-станочников
рабочим-наладчикам, переход к коллективным
формам труда и т. д.); организация централизованной
заточки инструментов; введение статистического
контроля качества продукции.
Системы многостаночного обслуживания,
формы организации и методы нормирования
труда рабочих-многостаночников зависят
от применяемого оборудования и организации
производства. Рабочие места многостаночников
можно расклассифицировать по ряду признаков.
С точки зрения технологии производства
и применяемого оборудования многостаночные
рабочие места могут быть технологически
однородными, если в их состав включены
однотипные станки (например, в машиностроении
зуборезные, токарные автоматы, фрезерные,
резьбонарезные и т. д.), или технологически
разнородными, если в их состав входят
разнотипные станки. В последнем случае
рабочие-многостаночники совмещают несколько
профессий соответственно типам станков,
включенных в их рабочее место.
При организации многостаночного
и многоагрегатного обслуживания необходимо
решить следующие задачи:
· определение участков производства,
на которых возможно и целесообразно многостаночное
обслуживание;
· выбор наиболее эффективных
систем обслуживания;
· определение оптимальной зоны
обслуживания;
· рациональное размещение оборудования
и транспортных средств на рабочем месте;
· установление обоснованных
норм.
Последовательность проведения
работ не всегда будет такой. Систему обслуживания
нельзя выбрать, не зная, для каких станков
решается эта задача. В свою очередь, чтобы
определить зону обслуживания, надо знать
нормативное время на элементы работы.
Поэтому на практике все эти вопросы должны
решаться одновременно и комплексно.
Для того чтобы проанализировать,
в какой мере задачи развития многостаночного
обслуживания решены на предприятии или
в цехе и какие возможности в этом направлении
еще не использованы, необходимо определить
общие коэффициенты:
Кос = N ос / Nр
Ком = N мо / Nрм
где Nос — общее число эксплуатируемых
станков (агрегатов) на данном предприятии,
в цехе, на участке;
Nр — общее число рабочих-станочников
на данном предприятии, в цехе, на участке,
работающих в наибольшую смену;
Nмо — число станков (arpeгатов), включенных
в многостаночные рабочие места;
Nрм – число рабочих многостаночников.
По величине Кос можно судить о степени развития
многостаночного обслуживания, а по величине
Ком о величине зон обслуживания.
Для успешной организации многостаночного
/многоагрегатного/ обслуживания важным
вопросом является выбор системы и маршрута
обслуживания.
Совершенствование разделения
и кооперации труда
Процесс совершенствования
разделения и кооперации труда должен
быть непрерывным, учитывающим постоянно
изменяющиеся условия производства, способствующим
достижению наилучших показателей производственной
деятельности.
Разработке мероприятий по
улучшению разделения и кооперации труда
обычно предшествует количественная оценка
разделения труда. Для этого рассчитывается
коэффициент разделения труда (Кр.т), рекомендуемый
НИИ труда. Он характеризует степень специализации
рабочих и рассчитывается с учетом затраченного
ими времени на выполнение функций, соответствующих
их квалификации и предусмотренных производственными
заданиями, по формуле
где t н.р. – суммарное время выполнения рабочими не предусмотренной заданием работы в течение смены,
мин;
Тсм – продолжительность рабочей
смены, мин;
n – число рабочих.
Из приведенной формулы видно,
что чем меньше затраты времени на выполнение
операции (работ), не предусмотренной тарифно-квалификационным
справочником, нормировочной или технологической
документацией, тем больше числовое значение
коэффициента и, следовательно, тем рациональнее
разделение труда при принятой его кооперации.
В условиях любого предприятия
имеются возможности для выбора наиболее
рациональных форм разделения и кооперации
труда. В каждом случае выбор должен осуществляться
на основе всестороннего анализа специфики
производства, характера выполняемых
работ, требований к их качеству, степени
загруженности работников и ряда других
факторов.
Задача состоит в том, чтобы
правильно расчленить всю совокупность
операций производственного процесса,
определить оптимальный их набор для каждого
рабочего места, соответственно расставить
исполнителей и установить наилучшую
взаимосвязь между рабочими путем рациональной
кооперации их труда. Рациональное решение
указанных вопросов позволяет более эффективно
использовать живой и овеществленный
труд, существенно сократить потери рабочего
времени и простои оборудования, повысить
эффективность производства.
В современных условиях повышение
эффективности труда за счет совершенствования
его разделения и кооперации должно осуществляться
на основе более широкого совмещения профессий,
расширения сферы применения многостаночного
(многоагрегатного) обслуживания, дальнейшего
развития коллективной (бригадной) формы
организации труда рабочих.
Основные пути совершенствования
разделения и кооперации труда общие,
однако, специфика их зависит от типа производства.
Так, для единичного и мелкосерийного
производства важнейшее значение имеет
правильное комплектование бригад (их
число, количественный состав, профессионально-квалификационная
структура). Причем вариант разделения
труда обычно должен разрабатываться
с учетом объема производства, установленного
для предприятия. Для поточного производства
наиболее существенны вопросы пооперационного
разделения труда и совмещения профессий.
В массовом производстве в первую очередь
необходимо шире развивать многостаночное
обслуживание и совмещение профессий.
Для аппаратурного производства (химическая
промышленность, черная и цветная металлургия,
промышленность строительных материалов)
наибольшее значение имеют организация
производственных бригад и масштабы их
распространения на все стадии производственного
процесса.
Нормообразующие факторы и особенности методики нормирования труда при выполнении транспортных работ.
Транспортные операции необходимы
для технологических связей между отдельными
этапами работ. Они являются завершающими
в производстве и реализации продукции
растениеводства и животноводства.
К сельскохозяйственному транспорту
относят агрегаты, машины и механизмы,
предназначенные для погрузки, транспортировки,
разгрузки и укладки грузов.
В зависимости от характера
участия в сельскохозяйственном производственном
процессе транспортные средства подразделяют
на технологические и самостоятельные.
Технологический транспорт непосредственно
связан с работой других сельскохозяйственных
агрегатов. С его помощью осуществляют
перевозки, принимают урожаи от уборочного
агрегата, распределяют по полям семена,
удобрения и ядохимикаты, и заправляют
ими агрегаты.
Самостоятельный транспорт
непосредственно не участвует в производственном
процессе и технологически не связан с
работой других агрегатов. Его применяют
для перемещения грузов с одного места
на другое.
Используемые в сельском хозяйстве
грузы классифицируются:
2.По степени использования
грузоподъемности транспортных
средств:
В зависимости
от объемного веса грузы подразделяются
на 4 класса:
1 класс (коэффициент использования грузоподъемности равен 1) (глина,
гравий, дерн,
пшеница, рожь, ячмень, лесоматериалы
и т.д.)
2 класс (коэффициент использования грузоподъемности равен 0,99-0,71)
(овощи свежие
(навалом, в ящиках, в мешках), торф сырой,
трава
свежескошенная
и т.д.)
3 класс (коэффициент использования грузоподъемности равен 0,70-0,50)
(молоко свежее
(в бидонах, флягах), сенаж, ядохимикаты
в упаковке и т.д.)
- 4 класс (коэффициент
использования грузоподъемности
менее 0,50) (сено и солома непрессованные,
рассада овощная без упаковки,
опил и т.д.).
3. По способу погрузки,
перевозки и выгрузки: насыпные
и навалочные, штучные и тарные,
наливные. Наливные делятся по
сложности наполнения и слива
цистерн на обычные жидкие
(вода, молоко и т.д.), вязкие
(смазочные масла, жом и т.д.) и
ассенизационные (навозная жижа
и т.д.).
4.По срочности и периодичности
перевозок: требующие срочной перевозки
(молоко, спелые фрукты и овощи
и т.д.) и не требующие срочной
перевозки.
5.По количеству единовременно
перевозимых грузов: массовые и
мелкие партии.
Норма выработки на транспортных
работах зависит от факторов, влияющих
на время погрузки, разгрузки, транспортировки
грузов и холостого пробега агрегата.
Факторы, влияющие
на время погрузки и разгрузки:
Вид груза
Состояние груза
Способы погрузки и разгрузки
тип и марка погрузчика
Грузоподъемность транспортных
средств
Технология погрузки, разгрузки
(навалом, в таре, с подносом, с укладкой
…)
Организация труда (высота погрузки
и разгрузки, расстояние переноса груза)
Метеорологические условия.
Факторы, влияющие
на время транспортировки груза:
Марка трактора и прицепа
Состав агрегата
Грузоподъемность транспортных
средств
Вид и состояние груза
Дорожные условия (тип дороги,
ее состояние и рельеф)
Расстояние перевозки.
На время холостого пробега
влияют те же факторы, что и при пробеге
с грузом, кроме грузоподъемности транспортных
средств, вида и состояния груза.
Методика определения норм выработки
на тракторно-транспортные работы.
Норму выработки на тракторно-транспортные
работы можно определить 3 способами.
1 способ. Через расчет времени одного
рейса.
Нсм = Тсм – (Тпз +Тотл)
* Qф (т)
t рейса
или
Нсм = Тсм –(Тпз +Тотл)
* Qф * L (ткм)
t рейса
где:
Нсм – норма выработки, т или ткм
Тсм – продолжительность смены, мин
Тпз – время подготовительно-заключительной работы, мин (из справочника)
Тотл – время на отдых и личные надобности, мин (из справочника)
t рейса – время одного рейса, мин.
- L – среднее расстояние
перевозки, км
Qф – фактическая грузоподъемность транспортного средства, т
Qф = Qн * j, где:
Qн – номинальная грузоподъемность транспортного средства, т
j – коэффициент использования грузоподъемности, зависит от класса груза
Класс груза
Коэффициент использования грузоподъемности
1
2
3
4
1
0,85
0,6
0,5
Время рейса (t рейса) включает
время погрузочно-разгрузочных работ,
время движения с грузом и без груза, время
обслуживания транспортного средства
и время случайных ожиданий (обусловленных
технологией процесса) в расчете на один
рейс.
t рейса = tп-р + tсг + tбг + tобс +
tпто,
где:
tп-р – время погрузочно-разгрузочных работ на 1 рейс, включает затраты времени на погрузку и разгрузку, подноску и относку до 15 м, маневрирование транспорта на площадке, открывание и закрывание бортов, упаковка груза, покрытие груза брезентом и снятие его, увязывание и развязывание, взвешивание груза, прицепление и отцепление прицепа, оформление документов. Эти затраты времени определяются по материалам наблюдений.
tсг – время движения с грузом на 1 рейс, мин
tсг = 60 * Lбг : Vбг, где
Lбг – расстояние движения без груза, км
Vбг – скорость движения без груза, км/ч
tобс – время организационно-технического обслуживания за один рейс, мин., включает время на очистку кузова, устранение мелких неполадок, подтяжку креплений. Определяется по материалам наблюдений, как отношение среднего фактического времени обслуживания за смену к количеству рейсов за смену.
tпто – время случайных ожиданий обусловленных технологией процесса, мин. Определяется по материалам наблюдений, как отношение времени случайных ожиданий за смену к количеству рейсов за смену.
2 способ. Сменные нормы выработки
на тракторно-транспортные работы можно
определить, используя нормативы времени
на 1 ткм и на погрузку-разгрузку 1 т
груза.