Основные налоговые теории и их современные интерпритации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 17:22, контрольная работа

Краткое описание

Налоговые теории подразумевают определенную систему научных знаний о сущности и значении налогов, то есть различные варианты моделей налогообложения в государстве в зависимости от признания за налогами того или иного назначения.
Потребность установить теоретические основы налоговых отношений обусловлена объективными причинами. Это связано с тем, что практика налогообложения опережала финансовую науку, которая не подготовила общественное мнение относительно справедливости взимания налогов, поэтому существовала необходимость теоретического обоснования налогов.

Содержание

Введение………………………………………………………………….………3
1. Эволюция налоговых теорий……………………………...............................5
2. Основные налоговые теории и их современные интерпретации..……...….7
Заключение………………………………………………..…………………….15
Список использованных источников…………………..……………………...17

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа зенченко.docx

— 43.74 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Институт экономики и  управления

Кафедра «Денежное обращение  и кредит»

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Финансовое  законодательство» 

на тему: «Основные налоговые теории и их современные интерпретации». 

 

 

Выполнила:

студентка группы ФК-083

Панкратова Юлия.

Руководитель:

Зенченко

Светлана Вячеславовна.

 

 

 

 

Ставрополь, 2012 
СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………….………3

1. Эволюция налоговых теорий……………………………...............................5 

2. Основные налоговые теории и их современные интерпретации..……...….7

Заключение………………………………………………..…………………….15

Список использованных источников…………………..……………………...17

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Налоговые теории подразумевают  определенную систему научных  знаний  о сущности  и  значении  налогов,   то   есть   различные   варианты   моделей налогообложения  в государстве в зависимости  от признания  за  налогами  того или  иного  назначения. 

Потребность  установить   теоретические   основы налоговых  отношений обусловлена объективными причинами. Это связано  с  тем, что  практика  налогообложения  опережала  финансовую  науку,   которая   не подготовила  общественное  мнение   относительно   справедливости   взимания налогов,  поэтому  существовала  необходимость  теоретического   обоснования налогов.

Можно выделить несколько  этапов формирования представлений  о  природе налогообложения.  На  первых  этапах  налог   выступал   в   основном    как экономическая  категория и только на  последнем  этапе  налог  стал  получать правовое содержание.

Одной из первичных форм налогообложения выступала дань с  побежденного народа. Первый прообраз налогов – налог на побежденных. В Древнем  Египте и других Восточных  деспотиях налоги взималась в  качестве арендной  платы  за пользование  землей, принадлежавшей главе государства.  В  ранних  феодальных государствах налог рассматривался в  качестве  даров  главе  государства.  В  дальнейшем он стал рассматриваться  как помощь населения своему  государству.

Полноценное  теоретическое  обоснование  налогообложения   не   имеет глубоких исторических корней. До  XVII  века  все  представления  о  налогах носили случайный и  бессистемный характер, что не  позволяет  относить  их  к серьезным  теоретическим  работам  в  данной  области.  Замена  временных  и чрезвычайных налогов на регулярные и всеобщие платежи вызвало  их  неприятие  населением.  Данное   обстоятельство   потребовало   от   финансовой   науки теоретического обоснования такого явления как налоги. Основные налоговые  теории  стали  формироваться  в  качестве  научных концепций, начиная с XVII века, и как свод важнейших принципов  и  положений получили в буржуазной науке наименование «общая  теория  налогов».    Вообще под налоговыми теориями следует понимать ту или иную систему научных  знаний о сущности и значении налогов, их месте, роли  значении  в  экономической  и социально-политической  жизни  общества.  Иными  словами,  налоговые  теории представляют собой различные модели построения налоговой систем  государства в зависимости от признания за налогами того или иного назначения.

В более широком  смысле  налоговые  теории  представляют  собой  любые научно-обобщенные разработки (общие  теории  налогов),  в  том  числе  и  по отдельным  вопросам  налогообложения  (частные  теории  налогов).  К  частным  налоговым теориям относятся  учения о соотношении  различных  видов  налогов, числе налогов, их качественном составе, ставке  налогообложения  и так далее.

Таким  образом,  если  направления  общей  теории  налогов  определяют назначение налогообложения  в целом,  то  частные обосновывают,  какие  виды налогов необходимо установить, каким должен быть их качественный  состав  и так далее. Мы рассмотрим общие теории налогов.

 

1. Эволюция налоговых теорий

Налогообложение как элемент  экономической культуры свойственен  всем государственным системам как  рыночного, так и нерыночного  типа хозяйствования.

История налогов насчитывает тысячелетия. Они выступили необходимым звеном экономических отношений с момента  возникновения государства и  разделения общества на классы, когда  нарождающиеся социально-государственные  механизмы первобытного общества потребовали  соответствующего финансирования. В  связи с этим о налогообложении  можно говорить как о феномене человеческой цивилизации, как о  её неотъемлемой части.

Представление о сущности налогов и их месте в экономической  системе общества менялось по мере развития общественных отношений.

Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости  валового внутреннего продукта в  виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:

  • работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
  • хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

Полноценное теоретическое  обоснование налогообложения не имеет глубоких исторических корней. До XVII века все представления о  налогах носили случайный и бессистемный характер, что не позволяет относить их к серьезным теоретическим  работам в данной области. Замена временных и чрезвычайных налогов  на регулярные и всеобщие платежи  вызвало их неприятие населением. Данное обстоятельство потребовало от финансовой науки теоретического обоснования такого явления, как налоги.

Основные налоговые теории стали формироваться в качестве законченных учений начиная с XVII в. и как свод важнейших принципов  и положений полмили в буржуазной науке наименование «Общая теория налогов». Основные ее направления складывались под непосредственным воздействием экономического развития общества.

Эволюция различных налоговых  теорий происходила одновременно с  развитием различных направлений  экономической мысли. Концептуальные модели налоговых систем менялись в  зависимости от экономической политики государства.

С усложнением экономических отношений  в обществе, действий объективных  циклических процессов возникла потребность в корректировке  классического учения, выделении  роли государства, влияния его на экономические процессы, а также  регулировании социально-экономических  границ налогообложения. Появились  новые налоговые теории.

Под налоговыми теориями следует понимать ту или иную систему научных знаний о сути и природе налогов, их месте, роли и значении в экономической и социально-политической жизни общества. Иными словами налоговые теории представляют собой различные модели построения налоговых систем государства в зависимости от признания за налогами того или иного назначения.

Налоговые теории подразумевают  определенную систему научных знаний о сущности и значении налогов, то есть различные варианты моделей  налогообложения в государстве  в зависимости от признания за налогами того или иного назначения. Потребность установить теоретические  основы налоговых отношений обусловлена  объективными причинами. Это связано  с тем, что практика налогообложения  опережала финансовую науку, которая  не подготовила общественное мнение относительно справедливости взимания налогов, поэтому существовала необходимость теоретического обоснования налогов.

 

2. Основные налоговые теории и их современные интерпретации

 

Одной из самых первых среди общих налоговых теорий является теория обмена, которая основывается на возмездном характере налогообложения. Суть теории заключалась в том, что через налог граждане покупают у государства услуги по охране от нападения извне, поддержанию порядка и т.д. Однако данная теория была применима только в условиях средних веков, когда за пошлины и сборы покупалась военная и юридическая защита, так, как будто бы между королем и подданными действительно заключался договор. В таких условиях теория обмена являлась формальным отражением существующих отношений.

Разновидностью теории обмена является атомистическая теория, которая появилась в эпоху просвещения. Её представителями в свое время выступали французские просветители Себастьен де Вобан (1633-1707 гг.) - теория «общественного договора» и Шарль Монтескье (1689-1755 гг.) - теория «публичного договора». Данная теория признает, что налог есть результат договора между гражданами и государством, согласно которому подданный вносит государству плату за охрану, защиту и иные услуги. Никто не может отказаться от налогов, также как и от пользования услугами, предоставляемыми государством. Вместе с тем, в конечном счете, этот обмен выгодный, поскольку самое неспособное правительство дешевле и лучше охраняет подданных, чем если бы каждый из них защищал себя самостоятельно.

Иными словами налог выступал ценой общества за выгоды и мир гражданам. Именно таким позициям придерживались также английский ученый Томас Гоббс (1558-1679 гг.), французские мыслители Вольтер (1694-1778 гг.), Оноре Мирабо (1749-1791 гг.).

В первой половине XIX в. швейцарский экономист Ж. Симонд де Сисмонди (1773-1842 гг.) в своей работе «Новые начала политэкономии» (1819 год) сформулировал теорию налога как теорию наслаждения, согласно которой налоги есть цена, уплачиваемая гражданином за получаемые им от общества наслаждения. При помощи налогов гражданин покупает ничто иное, как наслаждение от общественного порядка, правосудия, обеспечения личности и собственности и т.д. Таким образом, Ж. Сисмонди в обосновании своей теории положил теорию обмена в современном ему варианте.

В этот же период складывается теория налога как страховой премии, представителями которой выступили французский государственный деятель Адольф Тьер (1797-1877 гг.) и английский экономист Джон Мак-Куллох (1789-1864 гг.). По их мнению, налоги - это страховой платеж, который уплачивается подданными государству на случай наступления какого-либо риска. Налогоплательщики, являясь коммерсантами, в зависимости от величины своих доходов страхуют свою собственность от войны, пожара, кражи и т.д. Однако в отличие от истинного страхования, налоги уплачиваются не для того чтобы при наступлении страхового случая получить сумму возмещению, а для того чтобы профинансировать затраты правительства по обеспечению обороны и правопорядка.

Таким образом, идея страхования, которая лежала в основе теории рассматриваемой теории, может быть признана только в том случае, когда государство возьмет на себя обязанность по осуществлению страховых выплат гражданам в случае наступления риска.

Классическая теория налогов (теория налогового нейтралитета) имеет более высокий теоретический уровень и связывается с научной деятельностью английских экономистов Адама Смита (1723-1790 гг.), Давида Рикардо (1772-1823 гг.) и их последователей.

Более 200 лет назад А.Смитом впервые было создано учение об эволюции государственных финансов и налоговой системе. Он определил ее как более или менее упорядоченное и систематическое изъятие части доходов самостоятельно хозяйствующих субъектов и выдвинул четыре принципа налогообложения: равномерность, определенность, удобство уплаты и дешевизна.

Сторонники этой теории рассматривали налоги как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства. При этом какая-либо иная роль (регулирование экономики, страховой платеж, плата за услуги и др.) налогам не отводилась. Данная позиция основывалась на теории рыночной экономики, которую разрабатывал А.Смит. В рыночных условиях удовлетворение индивидуальных потребностей достигается путем предоставления экономической свободы, свободы деятельности субъектам. А.Смит выступал против централизованного управления экономикой, которое провозглашали социалисты. Не уделяя внимания доказательствам, он считал априори, что децентрализация позволяет обеспечить максимальное удовлетворение потребностей. Несмотря на то, что рыночная экономика не подлежит управлению какой-либо коллективной волей, она подчиняется строгим правилам поведения.

В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» А.Смит подробно анализирует эти правила, к примеру, стремление свободной конкуренции приравнять цену к издержкам производства, что оптимизирует распределение ресурсов внутри отраслей.

А.Смит также считал, что правительство должно обеспечивать развитие рыночной экономики, охраняя право собственности. Для выполнения данной функции государству необходимы соответствующие средства. Поскольку в условиях рынка доля прямых доходов государства (от государственной собственности) существенно уменьшается, то основным источником покрытия указанных выше расходов должны стать поступления от налогов. Что касается затрат по финансированию иных расходов (строительство и содержание дорог, содержание судебных учреждений и т.д.), то они должны покрываться за счет пошлин и сборов, уплачиваемых заинтересованными в этом лицами. При этом считалось, что, поскольку налоги носят безвозмездный характер, то пошлины и сборы не должны рассматриваться в качестве налогов.

Информация о работе Основные налоговые теории и их современные интерпритации