Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 23:11, реферат
Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса осуществляется путем распределения национального дохода. Материальными носителями финансовых распределительных отношений являются финансовые ресурсы, представляющие собой денежные средства, накапливаемые государством и экономическими (хозяйствующими)субъектами.
Финансы используют для достижения конечной цели
распределения ресурсов – финансового обеспечения воспроизводственного процесса и укрепления обороноспособности государства, повышения жизненного уровня населения.
Введение ………………………………………………………………....…3
1. Место финансов в процессе воспроизводства………………….……6
2. Роль финансов в процессе распределения……………..……………13
3. Использование финансов в системе платежно-расчетных отношений…………………………………………………..……………...15
4.Финансовое регулирование экономики……………………………..17
Заключение …………………………………………………………………21
Литература ……………………………………………………………….…23
Введение ………………………………………………………………....…3
1. Место
финансов в процессе
2. Роль финансов
в процессе распределения…………….
3. Использование
финансов в системе платежно-
4.Финансовое регулирование экономики……………………………..17
Заключение …………………………………………………………………21
Литература ……………………………………………………………….…23
Введение.
Финансы являются
одной из важнейших экономических
категорий, отражающей экономические
отношения в процессе создания и
использования денежных средств. Их
возникновение произошло в
Финансовое обеспечение
воспроизводственного процесса осуществляется
путем распределения
Финансы используют для достижения конечной
цели
распределения ресурсов – финансового
обеспечения воспроизводственного процесса
и укрепления обороноспособности государства,
повышения жизненного уровня населения.
Государство использует финансы как действенное
орудие в распределении финансовых ресурсов,
которые представлены совокупным общественным
продуктом и национальным доходом.
Основными экономическими агентами, доходы
которых перераспределяются с помощью
финансов, являются:
– частный бизнес
– производители материальных и нематериальных
благ и услуг;
– население
– потребители этих ценностей;
– государство как институт, создающий
условия для максимизации полезностей
частного бизнеса и населения.
Основные взаимосвязи между ними могут
быть описаны с помощью таких макроэкономических
показателей, как:
– валовой внутренний продукт (ВВП – текущая
стоимость всех конечных продуктов (товаров
и услуг), произведенных в течение определенного
периода времени (главным образом, года)
на экономической территории страны);
– национальный доход (НД – вновь созданная
за год стоимость, которая рассчитывается
как часть ВВП по доходам за вычетом амортизации
и косвенных налогов);
– инфляция (устойчивый рост среднего
уровня цен на товары и услуги в экономике
в процентах);
– сальдо бюджетов всех уровней государственной
власти (соотношение доходов и расходов
бюджетной системы, которое проявляется
либо в дефиците – при превышении расходов
над доходами, либо в профиците – при превышении
доходов над расходами);
– сальдо текущих операций (соотношение
совокупной кредиторской и дебиторскойзадолженности
в национальной экономике);
– потребительский и отложенный спрос
населения (часть национального дохода,
которая расходуется на потребление, и
часть его, которая сберегается соответственно);
– сальдо торгового и платежного балансов
(результат операций национальных хозяйствующих
субъектов с внешним миром) и т.п.
Максимизация (ВВП, НД) или минимизация
(инфляции, дефицита) тех или иных макроэкономических
показателей выступает той целью развития
экономической системы, которая реализуется
(или должна реализовываться) с помощью
финансов.
При помощи финансов государство обеспечивает
целесообразное распределение совокупного
общественного продукта в денежной форме
и соблюдение нужных пропорций в развитии
отраслей народного хозяйства. Перспективное
регулирование экономики, в то м числе
отраслевые и территориальные пропорции,
формирование фонда резервов, фонда накопления
и фонда потребления обеспечивается главным
образом распределением валового внутреннего
продукта и национального дохода.
Финансы практически используют во всех
аспектах экономического роста страны.
С помощью финансов осуществляется распределение
валового внутреннего продукта на фонды
накопления и потребления
1. Место
финансов в процессе
Процесс воспроизводства состоит
из четырех стадий:
1) производство;
2) обмен;
3) распределение;
4) потребление.
Эти стадии обязательны для воспроизводства,
и хотя бы без одной из них процесс воспроизводства
будет прерван. Каждая стадия воспроизводства
обслуживается одной или несколькими
экономическими категориями. Участие
категорий в воспроизводственном процессе
может быть прямым и опосредствованным.
Так, цена является, наряду с такой категорией,
как товар, центральной в обслуживании
стадии обмена. Но воздействие цены непосредственно
проявляется на стадии потребления, хотя
эту стадию воспроизводства обслуживают
другие экономические категории.
Необходимо понимать, что сам воспроизводственный
процесс — саморегулирующаяся система.
Вносит коррективы в эту систему не только
государство путем перераспределения
доходов, но и международное разделение
труда, классовые, национальные и религиозные
противоречия, межгосударственные интересы
и множество других факторов. В современном
мире трудно предугадать (тем более предусмотреть)
тенденции, могущие повлиять на воспроизводственный
процесс. Но если исключить мировые катаклизмы,
то на эти процессы оказывает влияние
только экономическая политика государства.
Изменение производственных отношений
в современной России, когда сложнейший
хозяйственный механизм планово-регулируемой
экономики в одночасье был переведен на
рыночные основы, не могло не привести
к нарушениям хозяйственных связей, потере
рынков сбыта практически во всех отраслях
хозяйственной деятельности.
При отказе от хозяйственно-организующей
функции государство не уменьшило свои
собственные расходы, а во многих случаях
еще и увеличило свои потребности. В этих
условиях механизм распределения и перераспределения
доходов общества вошел в прямое противоречие
с механизмом воспроизводственного процесса,
что послужило еще одной причиной общего
экономического спада в стране. Это и понятно
— при снижении доли реальных доходов
субъектов воспроизводственного процесса
сужается сфера обмена и потребления.
Тогда и процесс производства не может
возобновляться в прежних объемах.
Реальное движение денежных средств происходит
на второй и третьей стадиях воспроизводственного
процесса в распределении и обмене. На
второй стадии движение стоимости в денежной
форме происходит обособленно от движения
товаров и характеризуется ее отчуждением
(переходом из рук одних владельцев в руки
других) или целевым обособлением (в рамках
одного владельца) каждой части стоимости.
На третьей стадии распределенная стоимость
(в денежной форме) обменивается на товарную
форму. Отчуждения самой стоимости здесь
не происходит. Таким образом, на второй
стадии воспроизводства имеет место одностороннее
движение денежной формы стоимости, а
на третьей двустороннее движение стоимостей,
одна из которых находится в денежной
форме, а другая в товарной. Так как на
третьей стадии воспроизводственного
процесса происходят постоянно совершаемые
обменные операции, не требующие какого-либо
общественного инструмента, то финансам
здесь нет места. Областью возникновения
и функционирования финансов является
вторая стадия воспроизводственного процесса,
на которой происходит распределение
стоимости общественного продукта по
целевому назначению и субъектам хозяйствования,
каждый из которых должен получить свою
долю в произведенном продукте. Поэтому,
важным признаком финансов как экономической
категории является распределительный
характер финансовых отношений.
Финансы существенно отличаются от других
экономических категорий, функционирующих
на стадии стоимостного распределения:
кредита, заработной платы и цены. Первоначальной
сферой возникновения финансовых отношений
являются процессы первичного распределения
стоимости общественного продукта, когда
эта стоимость распадается на составляющие
ее элементы и происходит образование
различных форм денежных доходов и накоплений.
Дальнейшее перераспределение стоимости
между субъектами хозяйствования и конкретизация
целевого ее использования тоже происходит
на основе финансов. Распределение и перераспределение
стоимости с помощью финансов обязательно
сопровождается движением денежных средств,
принимающих специфическую форму финансовых
ресурсов. Они формируются у субъектов
хозяйствования и государства за счет
различных видов денежных доходов, отчислений
и поступлений, а используются на расширенное
воспроизводство, материальное стимулирование
работающих, удовлетворение социальных
и других потребностей общества. Финансовые
ресурсы выступают материальными носителями
финансовых отношений, что позволяет выделить
финансы из общей совокупности категорий,
участвующих в стоимостном распределении.
Это происходит вне зависимости от общественно-экономической
формации, хотя формы и методы, с помощью
которых образуются и используются финансовые
ресурсы, менялись в зависимости от изменения
социальной природы общества.
Использование финансовых ресурсов осуществляется
в основном через денежные фонды специального
целевого назначения, хотя возможна и
нефондовая форма их использования. К
преимуществам фондовой формы относятся:
возможность теснее увязать удовлетворение
любой потребности с экономическими возможностями,
обеспечение концентрации ресурсов на
основных направлениях развития общественного
производства, возможность полнее увязать
общественные, коллективные и личные интересы.
На основании всего вышеизложенного можно
дать следующее определение:
Финансы - денежные
отношения, возникающие в процессе распределения
и перераспределения стоимости валового
общественного продукта и части национального
богатства в связи с формированием денежных
доходов и накоплений у субъектов хозяйствования
и государства, а также использованием
их на расширенное воспроизводство, материальное
стимулирование работающих, удовлетворение
социальных и других потребностей общества.
Условием функционирования финансов является
наличие денег, а причиной появления финансов
служит потребность субъектов хозяйствования
и государства в ресурсах, обеспечивающих
их деятельность. Финансы незаменимы потому,
что позволяют приспособить пропорции
производства к нуждам потребления, обеспечивая
в сфере хозяйствования удовлетворение
постоянно меняющихся воспроизводственных
потребностей. Это происходит с помощью
формирования денежных фондов целевого
назначения. Развитие общественных потребностей
приводит к изменению состава и структуры
денежных (финансовых) фондов, создаваемых
в распоряжении субъектов хозяйствования.
С помощью государственных финансов происходит
регулирование масштабов общественного
производства в отраслевом и территориальном
аспектах, защита окружающей среды и удовлетворение
других общественных потребностей. Финансы
объективно необходимы, так как обусловлены
потребностями общественного развития.
Государство же может, учитывая объективную
необходимость финансовых отношений,
разрабатывать различные формы их использования:
вводить или отменять различные виды платежей,
изменять формы использования финансовых
ресурсов и т. д. Государство не может создавать
то, что объективно не подготовлено ходом
общественного развития. Оно устанавливает
только формы проявления объективно назревших
экономических отношений.
Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный
и общественный кругооборот производственных
фондов на расширенной основе, регулировать
отраслевую и территориальную структуру
экономики, стимулировать быстрейшее
внедрение научно-технических достижений,
удовлетворять другие общественные потребности.
ФОНД НАКОПЛЕНИЯ состоит из двух частей
— части, идущей на расширенное воспроизводство,
и части, идущей на образование резервных
фондов. На этой стадии участие финансов
проявляется через государственные вложения
в экономику и создание государственных
резервов и страховых фондов. Этой стадии
предшествует, естественно, стадия формирования
фондов. Но очередностью можно пренебречь.
Тем более что все доходы и расходы производятся
в пределах бюджета, утверждаемого до
начала года.
Бюджет во всех цивилизованных странах
имеет силу закона, что и позволяет при
изучении закономерностей распределительного
процесса не обращать внимания на последовательность
доходов и расходов. В реальной действительности
часто происходит опережение расходов,
т.е. необходимость произвести расход
наступает раньше, чем сформированы доходы.
Для решения проблем несовпадения расходов
и доходов по срокам используется механизм
государственного кредита.
Соотношение между фондами накопления
и потребления очень индивидуально как
во времени, так и для отдельных субъектов
воспроизводственного процесса, включая
государство. На уровень потребления оказывают
влияние такие факторы, как уровень технологии,
коммуникации, государственное устройство,
авторитет партий и движений и многие
другие. Так, в Советском Союзе нельзя
было даже представить себе влияние профсоюзов
на повышение оплаты труда, не говоря о
забастовках и других формах воздействия
рабочего движения на защиту классовых
интересов.
Точно так же нельзя определить и тенденции
в соотношении между фондами накопления
и потребления. При достаточно высоком
уровне фондов потребления возрастает
доля накопления во внепроизводственном
секторе, т.е. растут личные накопления.
Если относительная доля потребления
в национальном доходе более низкая, растут
корпоративные накопления.
Это понятно, ибо весь созданный национальный
доход есть не что иное, как вновь созданная
стоимость. В основе всего воспроизводственного
процесса лежит уникальная особенность
товара „рабочая сила". Рабочая сила
как товар обладает свойством создавать
стоимость, превышающую затраты на ее
воспроизводство. Этим свойством не обладают
остальные компоненты производства —
орудия труда и предметы труда.
В свою очередь и ФОНД ПОТРЕБЛЕНИЯ состоит
из двух частей — фонда общественного
потребления и фонда личного потребления.
Соотношение между ними по отдельным государствам
зависит от государственного устройства,
традиций и т.п. Так, в социалистических
государствах всегда фонд общественного
потребления превалирует в общей величине
фондов потребления. Это и понятно, ибо
через фонды общественного потребления
государство организует финансирование
просвещения, здравоохранения, социальную
помощь. Однако и во всех других государствах
доля общественных фондов потребления
достаточно велика, поскольку через эти
фонды осуществляется финансирование
расходов на управление, оборону, поддержку
промышленности и сельского хозяйства
и т.п.
Здесь важно заметить, что формирование
и использование фондов общественного
потребления обслуживают финансы. Никакая
другая экономическая категория не принимает
непосредственного участия в этом процессе.
Это нельзя понимать дословно — система
бухгалтерского учета, например, создает
предпосылку для определения величины
налогов и отчислений, система цен и амортизационных
отчислений влияет на сумму прибыли. Однако
непосредственный процесс формирования
и использования общественных фондов
потребления обслуживается только финансами.
Основная часть фондов общественного
потребления реализуется через бюджет
государства. Часть этих фондов идет на
формирование фондов социального страхования
и социального обеспечения. В большинстве
стран с рыночной экономикой в формировании
фондов социального страхования и социального
обеспечения принимают участие своими
платежами и работодатели, и работники
наемного труда. В последнем случае на
формирование фонда общественного потребления
направляется часть фонда личного потребления.
Оставшаяся часть фонда личного потребления
делится на две части — фонды личных накоплений
и фонды потребления. И именно эти две
части фонда личного потребления и создают
условия для функционирования товарного
механизма. Индивидуальный спрос создает
предпосылки для развития товарного производства.
2. Роль финансов в процессе распределения.
Выбирая для анализа распределения
воспроизводственный процесс, мы не
должны забывать, что в реальном
движении капитала нельзя ограничиваться
только сферой материального производства.
Более того, мы должны понимать, то капитал
не признает национальных границ, чему
способствует не только специфика биржевой
и банковской сфер, но и широкое
развитие транснациональных компаний.
Вместо совокупного общественного продукта
можно было бы выбрать для анализа валовой
национальный продукт. Оба показателя
обладают своими достоинствами и недостатками.
Так, в валовой национальный продукт не
включаются материальные затраты на производство
продукции. В то же время, в совокупный
общественный продукт не включаются непроизводственные
услуги, на долю которых в высокоразвитом
обществе приходится более трети затрат
общества.
Однако если исходить из позиции многоступенчатости
распределения, то предпочтительным выглядит
показатель „совокупный общественный
продукт", поскольку он более полно
отражает важнейшую сферу воспроизводственного
процесса — сферу материального производства.
Совокупный общественный продукт состоит
из двух основных частей:
1) стоимость израсходованных на производство
продукции средств производства (орудий
труда и предметов труда), обозначаемая
в политэкономии символом С;
2) национальный доход (стоимость рабочей
силы и прибавочный продукт), соответственно
обозначаемый символами V и m.
Надо сразу
оговорить условность всяких схем и
формул, ибо в реальной жизни нет
места теоретической
Сфера материального производства характеризуется
единством всех стадий воспроизводственного
процесса. Причем определяющей среди них
является стадия производства, на которой
создается общественный продукт. Стадия
распределения тесно связана с производством
и непосредственно зависит от него.
Функционируя в сфере материального производства,
финансы обслуживают кругооборот производственных
фондов.
Нормальное функционирование экономики
возможно при условии органической связи
каждой отрасли и ее структурных подразделений
с другими. На такой основе достигается
необходимая пропорциональность структуры
общественного производства, которая
обслуживает его сбалансированное развитие
как единого целого.
3. Использование
финансов в системе платежно-
Особое место занимают финансовые
отношения между государством и
экономическими (хозяйствующими) субъектами,т.е.
предприятиями (организациями). Они охватывают
систему платежей предприятий (организаций)
в государственный бюджет, внебюджетные
социальные фонды и иные денежные фонды
общегосударственного и территориального
уровней. Через финансовые отношения с
помощью различных способов (налогов,
сборов, пошлин и т.д.) осуществляется изъятие
части доходов предприятий (организаций),
формируется государственный бюджет и
региональные бюджеты. При этом предприятия
(организации) при определенных условиях
получают финансовую поддержку в виде
различных налоговых льгот или прямых
ассигнований из государственного бюджета.
Существенное значение в системе платежно-расчетных
отношений имеют финансовые отношения
между предприятиями (организациями).
Они складываются при заключении хозяйственных
договоров, которые регламентируют взаимные
финансовые обязательства поставщиков
и покупателей по платежам. Финансовые
отношения такого рода охватывают взаимосвязи
не только между экономическими субъектами,
но и государственными организациями
по поставкам продукции и товаров для
государственных нужд.
Финансы используются в отношениях между
предприятиями и организациями в процессе
их производственной и коммерческой деятельности
при расчетах за поставленные (отгруженные)
товарно-материальные ценности (сырье,
материалы, топливо, электроэнергию), при
реализации готовой продукции и оказании
услуг. Предприятие реализует свою продукцию,
оказывает услуги и получает соответствующую
выручку. В этом случае происходит смена
форм стоимости (Т – Д) и возникают платежно-расчетные
отношения, в результате которых предприятие
получает соответствующую сумму валового
дохода, являющегося основным источником
образования прибыли и денежных фондов.
4.Финансовое регулирование экономики.
В условиях формирования рыночной экономики согласованное функционирование разных частей экономики достигается различными формами регулирования.
Одной из форм регулирования
экономики является саморегулирование.
Саморегулирование
Переход на принципы рыночного хозяйства
положительно сказывается на объеме, структуре
и направлениях использования финансовых
ресурсов. В условиях финансовой самостоятельности
каждый субъект хозяйствования может
осуществлять формирование источников
расширенного воспроизводства за счет
собственных финансовых ресурсов.
Основным государственным регулятором
для негосударственных предпринимательских
структур является система налогообложения
и управление процентными ставками звеньев
кредитной системы, страхования.
Однако рыночный механизм регулирования
экономики не всегда эффективен, поскольку
не всегда способен обеспечить перераспределение
доходов в соответствии с целями государства.
Вместе с саморегулированием большое
влияние на структурную перестройку экономики
оказывает государственное вмешательство
в экономику. Оно необходимо для финансовой
поддержки приоритетных направлений экономики,
развития объектов производственной и
социальной инфраструктуры и т.п. Вмешательство
государства в экономику происходит с
помощью механизма налогообложения, предоставления
налоговых льгот и выделения бюджетных
ассигнований.
Существуют различные рычаги регулирования
экономики. На макро-уровне такими рычагами
являются звенья финансовой системы: госбюджет,
система страхования, кредитная система
и др.
Главный инструмент регулирования воспроизводственных
пропорций на микро-уровне – финансы предприятий.
С их помощью происходит регулирование
воспроизводства структуры производимого
продукта, обеспечивается финансирование
потребностей расширенного воспроизводства.
Регулирование воспроизводственного
процесса осуществляется также с помощью
банковского кредита, процесса страхования,
амортизационной политики, бюджета при
использовании механизма налогообложения,
предоставления налоговых льгот, выделения
бюджетных субсидий.
В условиях финансовой самостоятельности
субъектов хозяйствования важным является
вопрос о формировании источников финансирования
расширенного воспроизводства. К таким
источникам относятся:
– собственные средства;
– привлеченные на акционерной основе
или паевых началах денежные средства
других субъектов хозяйствования;
– банковский кредит и другие заемные
средства;
– доходы от ценных бумаг и др.
Формируемые из различных источников
финансовые ресурсы позволяют инвестировать
средства в новое производство, расширять
действующие предприятия, финансировать
прикладную науку и внедрять ее результаты
в производство и т.д.
Финансовое регулирование экономики происходит
в трех формах: самофинансирование, кредитование
и государственное финансирование.
Самофинансирование базируется на использовании
собственных финансовых ресурсов субъектов
хозяйствования, а при их недостатке используются
кредитные ресурсы или заемные в форме
выпуска ценных бумаг.
Кредитование – способ финансового обеспечения
воспроизводственного процесса за счет
ссуд банка, предоставляемых на условиях
соблюдения принципов кредитования: обеспеченности,
срочности, платности, целевого характера
и возвратности.
Государственное финансирование производится
на безвозвратной основе за счет средств
бюджетных и внебюджетных фондов.
Одним из важных институтов регулирования
экономики являются финансовые стимулы.
В составе финансовых стимулов развития
экономики и роста ее эффективности можно
выделить: приоритетные и наиболее эффективное
направление инвестирования финансовых
ресурсов, стимулирующие поощрительные
фонды, бюджетные стимулы, налоговые льготы
и санкции.
Информация о работе Основные напрвления использования финансов в воспроизводственном процессе