Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2014 в 18:16, монография
В настоящее время наблюдается усиление корпоративной формы управления бизнесом. Данная форма определяет требования к предоставлению учетной информации о состоянии бизнеса для принятия управленческих решений, контрольных функций и формирования стратегических целей организации, которые необходимы в стремительно меняющейся реалии экономики.
Особенности правового регулирования оптимизации управленческого учета в строительной организации.
В настоящее время наблюдается усиление корпоративной формы управления бизнесом. Данная форма определяет требования к предоставлению учетной информации о состоянии бизнеса для принятия управленческих решений, контрольных функций и формирования стратегических целей организации, которые необходимы в стремительно меняющейся реалии экономики.
Менеджменту организации требуется точная информация о хозяйственной деятельности организации и обоснованные финансовые расчеты, позволяющие наиболее эффективно использовать активы организации и денежными ресурсами (как наиболее ликвидный актив) для получения необходимой величины прибыли.
Для формирования показателей позволяющих обеспечить необходимой управленческой информацией используется система управленческого учета.
Целью управленческого учета является подготовка управленческих решений в организации. В рыночной экономике управленческий учет - это единство, как учета, так и анализа хозяйственной деятельности организации.
Управленческий учет играет важную роль в управление организацией, но при этом само управление становится объектом управленческого учета.
Особое внимание привлекает развитие корпоративной формы управления в отечественной строительной индустрии. Строительное производство характеризуется длительными производственными циклами, разнообразием строительно- монтажных работ, одновременным выполнением нескольких строительных проектов. Сложные технологические процессы требуют особого подхода к классификации затрат и методам их учета.
При наличии сформированной учетной системы, которая покрывает информативную потребность позволяющую менеджерам строительной организации принимать эффективные управленческие решения, производить анализ строительного производства и задавать стратегию дальнейшего развития организации.
Так же необходимо отметить, что для развития строительной организации во многом влияет состояние внутренней политики и экономики государства, а так же нормативное регулирование строительной отрасли.
С 2006г. на территории Москвы и Московской области началась активная застройка территорий расположенных за территорией МКАД. Основной причиной объемов жилищного строительства из Москвы в Подмосковье является наличие резерва земельных ресурсов и свободных инфраструктурных мощностей.
В связи с расширением площади активной застройки в отечественной строительной индустрии начался активный подъем. Для инвесторов открылись новые возможности вложения денежных средств с целью получения прибыли со строительных проектов.
Строительные организации, которые вышли на новый этап конкуренции отводят центральное место издержкам производства, т.к. встала необходимость выдерживать конкуренцию рыночной цены на объект строительства и получать прибыль.
В соответствие с этим именно контроль издержек производства позволит строительной организации воздействовать на размер прибыли и на возможности расширения строительного производства, и на то, останется ли организации на данном рынке или покинет его.
Для учета издержек строительного производства и их планирования в организации используется система управленческого учета.
Для сбора и фиксирования информации в настоящее время имеется достаточно большой перечень используемых и обсуждаемых инструментов управленческого учета, как в отечественной, так и в зарубежной практике учета.
Инструменты управленческого учета применяются для сбора определенного вида информации:
1.финансовой информацией (плановой);
2.информации о затратах организации (счетоводческой);
3.дополнительной
Все три вида информации могут предоставляться и систематизироваться обособленно, но чаще всего они взаимосвязаны между собой.
Первый вид информации генерируется через процедуры формирования планов и бюджетов организации.
Бюджет представляет собой финансовый документ, созданный для того, как предполагаемые действия выполняются.
Бюджет в отличие от бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках не формализован и не имеет стандартизированной формы, которая должна строго соблюдаться.
Структура бюджета зависит от предмета бюджета и размера организации, составляется бюджет на один год и может быть подготовлен как в денежном выражении, так и в иных измерителях (часы труда, единица продукции, ит.д.).
Информация в бюджете должна излагаться доступным и ясным образом и не быть избыточной для пользователя.
Структура общего бюджета строительной организации может состоять из 2-х главных бюджетов операционного и финансового.
Операционный или оперативный бюджет показывает планируемые операции на ближайший год для сегмента или отдельной функции организации. В процессе подготовки данного вида бюджета прогнозируются объемы строительного производства, которые трансформируются в количественные оценки доходов и расходов для каждого из действующих подразделений.
В свою очередь операционный бюджет состоит из ряда более детальных бюджетов, как бюджет прогнозируемого отчета о прибылях и убытках сформированного на основе бюджета продаж и на основе производственного бюджета, бюджетов коммерческих и общих административных расходов.
Финансовый бюджет отражает предполагаемые источники финансовых средств и направление их на использование в будущих периодах. Финансовый бюджет включает в себя бюджет капитальных затрат, бюджет движения денежных средств организации и подготовленный на их основе бюджетный отчет о прибылях и убытках и бюджетный баланс.
Бюджет как один из используемых инструментов управленческого учета играет важнейшую функцию в управление организацией.
Бюджеты используются для координации и подготовки планов, доведения этих планов до ответственных лиц и подразделений организации в качестве контроля операционной деятельности организации, а также в качестве базы для сравнения фактических показателей в целях контроля издержек производства и управления ими, оценки эффективности строительного производства.
Формы бюджетов, периодичность их составления регламентируются исключительно руководством организации в зависимости от задач и целей организации.
Ко второй группе относятся инструменты, учитывающие затраты организации. С использованием данных инструментов в организации производится сбор и фиксировании информации о произведенных затратах.
Все затраты организации можно разделить на постоянные и переменные. Данное разделение условно, т.к. затраты одного и того же вида могут вести себя по-разному и меняют свое значение в зависимости от экономической ситуации проводимых хозяйственных операций.
Одной из составляющих и важнейших частей управленческого учета является управление затратами и их планирование.
При планировании затрат могут применяться несколько подходов:
Под системой «стандарт- кост» подразумевают планируемые затраты на затрату труда, материалов, накладных расходов, составление стандартной калькуляции и учет фактических затрат с выделением отклонений от установленных стандартов с целью контроля за формированием фактической стоимости. Необходимо отметить, что разработкой нормативных стандартов в первую очередь должны быть заняты специалисты - сметчики, хорошо представляющие особенности строительного процесса.
Метод «стандарт- кост» это инструмент, который не является системой учета затрат и может использоваться в позаказном методах учета затрат и калькулирование себестоимости.
Для решения данной задачи необходимо выстроить процесс сбора учетно- аналитической информации таким образом, чтобы информация была оперативной и своевременной, а так же использовала подтвержденные данные учета, необходимые для принятия управленческого решения в интересах будущего развития предприятия.
Основной функцией управленческого учета является формирование и сохранение информации о хозяйственных процессах, протекающих в организации для группы пользователей принимающих хозяйственные решения и осуществляющих контроль.
Целью управленческого учета является учет доходов и расходов организации, нормирование, планирование, анализ и контроль, которые собирают, систематизируют и обобщают информацию для группы пользователей принимающих управленческие решения и осуществляющих контроль.
В процессе формирования управленческой отчетности в организации необходимо учитывать особенности правового регулирования учета организации. Для ведения управленческой отчетности не предусмотрено специальной нормативной базы, но эффективность процесса формирования отчетности неразрывно связана с развитием бухгалтерского учета и внутренней системы контроля, которые дают возможность контролировать и анализировать достижения поставленных целей, получать достоверную и объективную информацию, необходимую для принятии решений на разных уровнях управления.
Целью развития бухгалтерского учета в концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, является функция формирования информации о деятельности хозяйствующих субъектов, полезной для принятия экономических решений заинтересованными внешними и внутренними пользователями1. Данная функция реализовывается через формирование, как финансовой отчетности, так и управленческой отчетности организации.
Формирование бухгалтерской информации регламентировано федеральным законом о Бухгалтерском учете «ФЗ- 402» от 06.12.2011г., и федеральными стандартами бухгалтерского учета. Использование данной нормативной базы позволяет организации построить эффективную систему учета хозяйственной деятельности организации, данные которой будут использоваться для формирования управленческой отчетности.
Для реализации цели управленческой отчетности необходимо правильное формирование состава доходов и расходов и их учета в хозяйственной деятельности организации. Учет доходов и расходов организации регламентируются «ПБУ 9/99 «Доходы организации»» и «ПБУ 10/99 «Расходы организации»», соответственно.
Аналитический учет затрат, отражаемых в системе бухгалтерского учета, напрямую связан с учетом производственных затрат при выполнении договоров на строительство в строительной организации.
В системе нормативного регулирования вопросов бухгалтерского учета связанных с выполнением договоров на строительство в Российской Федерации применяется Федеральный стандарт 2/2008 «Учет договоров строительного подряда».
В рамках данного стандарта определён объект бухгалтерского учёта. Бухгалтерский учёт доходов, расходов и финансовых результатов ведётся отдельно по каждому исполняемому договору.2 Также следует отметить, что данный нормативный акт действует для подрядных строительных организаций.
Для определения аналитических единиц необходимых для отражения фактических расходов в организации инвесторов и застройщиков используется «Положение по бухгалтерскому учёту долгосрочных инвестиций»3, в котором также определены объекты бухгалтерского учета и необходимые для предоставления учетной информации в разделе 3 данного ПБУ.
В соответствии вышеизложенным необходимо устанавливать оптимальность состава аналитических статей затрат на счетах бухгалтерского учёта, который бы соответствовал требованиям современного управления.
которая может быт реализована с использованием метода «калькулирования». Под методом «калькулирования», с точки зрения бухгалтерского учета, необходимо понимать формирование аналитической информации о произведенных затратах по необходимым аналитическим данным на счетах бухгалтерского учета, рассчитанных на единицу продукции.
Целью калькуляционной работы в строительной организации является отражение информации о произведенных затратах на соответствующих аналитических счетах бухгалтерского учета по видам строительных работ для формирования управленческой информации в бюджетах, планах, прогнозах и принятия соответствующих решений в направлении снижения себестоимости, выявления внутрипроизводственных резервов и определения уровня рентабельности проекта строительства.
Следующим важным процессом в системе управления, является процесс формирования системы бюджетов (бюджетирование). Через использование бюджетирования производится реализация стратегических и оперативных планов.
При вызванных изменениях организации необходимо пересмотреть как инструментарий управленческого учета, так и его функции, к которым можно отнести формирование информации, планирования, анализа и контроля.
Бенчмаркинг