Особенности рынка ценных бумаг в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 17:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследование понятия рынка ценных бумаг и характеристика его особенностей в России.
Исходя из цели формулируем задачи данной работы:
определить сущность ценных бумаг, их основные виды и характеристики;
определить сущность и структуру рынка ценных бумаг;
рассмотреть функции и задачи рынка ценных бумаг;
выделить участников или субъекты фондового рынка;
рассмотреть государственное регулирование рынка ценных бумаг;
проанализировать современное состояние рынка ценных бумаг в РФ;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Ценные бумаги как экономическая категория ………………………………5
1.1. Экономическая сущность ценных бумаг………………………………..5
1.2. Виды ценных бумаг……………………………………………………...10
2. Понятие рынка ценных бумаг………………………………………………..16
2.1. Определение сущности и структура рынка ценных бумаг…………...16
2.2. Функции и задачи рынка ценных бумаг……………………………….19
2.3. Субъекты рынка ценных бумаг…………………………………………22
3. Особенности рынка ценных бумаг в России………………………………..26
3.1. Государственное регулирование рынка ценных бумаг………………..26
3.2. Состояние и проблемы рынка ценных бумаг в РФ…………………….30
3.3. Перспективы развития российского рынка ценных бумаг…………….35
Заключение……………………………………………………………………….40
Список литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Рынок ценных бумаг.doc

— 225.50 Кб (Скачать файл)

По данным 2007 г., при рыночной капитализации российского рынка акций около $1,2 трлн. совокупные активы всех коллективных инвесторов в России составляет около 5% от этой величины.  Из этих 5% лишь 1/10 часть приходится на все российские ПИФы акций, включая закрытые. А доля иностранных паевых фондов на российском рынке акций в 3 раза выше.  В России все ПИФы (включая закрытые) управляют менее $30 млрд.,  это около 2% от ВВП. При этом, все российские ПИФы акций - индексные, смешанные и облигаций (включая закрытые) -  управляют менее $12 млрд. или около  1% от рыночной капитализации. [23]

Таким образом, фондовый рынок России,  находится еще только в начале большого пути. Кризисные процессы, проходящие в мировой экономике, не обошли стороной и наши торговые площадки. Несмотря на устойчивое положение России, обладающей большими запасами и значительным стабилизационным фондом всеобщая паника охватила и фондовый рынок России, который потерял значительную часть своей капитализации: в конце сентября 2008 г. капитализация всего фондового рынка России составила почти 853 млрд. долл., т.е. снижение капитализации только в сентябре составило чуть более 22%. Нужно отметить, что значительная часть капитализации российского рынка приходится на несколько десятков крупных компаний, первые 100 из которых оценивались в конце сентября более 760 млрд. долларов. На них же пришлась и основная доля снижения капитализации. [24]

Инвестиционный статус позволяет рассчитывать на заметное увеличение притока инвестиций в страну, так как крупные западные институциональные инвесторы не имеют права вкладывать свои средства в страны с низким спекулятивным рейтингом.

В настоящее время  Россия вплотную приблизилась к инвестиционному  рейтингу. Начиная с 2003 года международные агентства постоянно присваивают России инвестиционные рейтинги. [25] Поэтому я считаю, что у российских ценных бумаг имеется существенный потенциал для дальнейшего развития.

 

 

 

 

3.3. Перспективы  развития российского рынка ценных бумаг

 

В настоящее время  в мире наметились тенденции создания на базе национальных финансовых рынков мировых финансовых центров, наличие которых в той или иной стране будет одним из важнейших признаков конкурентоспособности экономики такой страны, роста ее влияния в мире, обязательным условием экономического, а значит, и политического суверенитета страны.

ФСФР считает, что уровень развития российского рынка ценных бумаг, сложившаяся нормативно-правовая база регулирования этого рынка, а также достигнутый уровень развития рынка позволяют сделать вывод о возможности формирования одного из мировых финансовых центров на базе существующего российского рынка ценных бумаг.

Создание в России мирового финансового центра рассматривается  ФСФР РФ как важнейший приоритет долгосрочной экономической политики России, обеспечивающий в долгосрочном периоде конкурентоспособность российского финансового рынка.

В докладе все изложенные направления развития фондового  рынка напрямую связываются с созданием российского международного финансового центра.

В целом же новые меры, которые необходимы для создания финансового центра, можно разделить на организационные и экономические.

Для массового привлечения  частных инвесторов предполагается дальнейшее совершенствование биржевых технологий, позволяющих инвесторам самостоятельно выходить на фондовый рынок.

В 2012 г. необходимо провести мероприятия, позволяющие повысить конкурентоспособность российского финансового рынка. Для этого нужно будет увеличить емкость финансового рынка за счет привлечения инвестиций от физических и юридических лиц. Увеличение емкости рынка предполагается проводить за счет обязательного публичного размещения ценных бумаг каждого АО, проработавшего три года.

Предполагается выпустить  методические материалы по осуществлению размещений как на российском рынке, так и на зарубежном, предоставлять информацию о стоимости таких размещений.

Также для массового  привлечения частных инвесторов предполагается дальнейшее совершенствование  биржевых технологий, позволяющих инвесторам самостоятельно выходить на фондовый рынок.

Следующее важное условие  создания финансового центра - это  повышение прозрачности рыночных сделок и поведения участников рынка, что должно способствовать минимизации инвестиционных рисков инвесторов.

Для этого ФСФР предполагает разработать требования для эмитентов, согласно которым ими будет более детально раскрываться структура собственности российских АО, прежде всего информации о конечных бенефициарах акций. Повышение прозрачности сделок будет способствовать защите прав миноритарных акционеров. Такая мера сможет повысить привлекательность российских бумаг, а эмитентам позволит привлечь большее количество инвесторов,в том числе иностранных.

Впрочем, по мнению экспертов, не все крупные акционеры захотят раскрывать структуру своих активов и будут искать способы сокрытия информации.

Необходима также прозрачность финансовых институтов, заемщиков и регуляторов.На такую объективную оценку оказались неспособными в последние годы те, кто считался профессионалами в соответствующих сферах.

Предполагается создание единого информационно-биржевого  пространства путем объединения фондовых бирж через телекоммуникационные системы.

Низкий уровень информированности  населения, а также отсутствие доверия к инструментам финансовых рынков при водит к тому, что до сих пор значительная часть наличных денег остается на руках у населения или же вкладывается в банковские депозиты.

К этой проблеме относится  также ликвидация финансовой неграмотности населения. В докладе этот важнейший пункт отсутствует.

Для России можно использовать опыт создания учебных центров в  США, где через обучение в таких центрах привлекают на фондовый рынок разные слои населения, в том числе людей, владеющих небольшими сбережениями. Необходимо массовое привлечение населения к рынку ценных бумаг путем выпуска недорогих книг, журналов и брошюр, раскрывающих особенности операций на рынке ценных бумаг и возможные риски, поджидающие инвесторов.

По мнению ФСФР, функционирование международного финансового центра должно быть обеспечено эффективным государственным регулированием, созданием соответствующих правил и норм для участников рынка. Государство отвечает за предотвращение системных рисков, которые подвергают опасности экономическое развитие и уровень жизни граждан. Поэтому необходимо продолжать совершенствование методов и моделей управления фондовым рынком. Эффективность управления рынком может оказывать влияние на государственную экономическую политику, так как финансовый рынок становится одним из приоритетных секторов экономики. В этих условиях вопрос о едином центре регулирования финансового рынка приобретает особую актуальность. Предполагается, например, что деятельность ОФБУ как института коллективного инвестирования должна управляться из единого центра. Пока же положение складывается так, что часть правил по деятельности ОФБУ определяет Банк России, а часть (по доверительному управлению)- ФСФР. Все это несет в себе риск для инвесторов и порождает межведомственные конфликты.

К организационным мерам  относятся также упрощение процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг, дальнейшее совершенствование регулирования рынка и внедрение механизмов, обеспечивающих привлечение на фондовый рынок частных инвесторов, защиту их инвестиций и др.

В 2012 г. необходимо провести мероприятия, позволяющие повысить конкурентоспособность российского финансового рынка. Для этого нужно будет увеличить емкость финансового рынка за счет привлечения инвестиций от физических и юридических лиц.

ФСФР планирует увеличение количества ценных бумаг в свободном обращении (free floated). Сейчас в РФ этот показатель находится в пределах 20-30%.«Необходимо стремиться к тому, чтобы в ближайшие два три года свободное обращение ценных бумаг в России достигло не менее 40-50%»,отмечается в документе. Предполагается, что в законодательство будет введено понятие free floated и установлены его количественные и качественные значения, что поможет частично решить проблему манипулирования ценами. В случае установления количественного диапазона free floated российские эмитенты, чьи ценные бумаги низколиквидны, не смогут легко манипулировать ценами на эти бумаги. Эта мера позволит увеличить емкость рынка и снизить риски у инвесторов. Если будет определено понятие free floated, то бумаги, не удовлетворяющие этому понятию, будут исключаться из расчетов фондовых индексов.

Такая либерализация  рынка должна привести к инвестиционному  всплеску внутри страны.

Также необходимо выработать меры по регулированию конфликта  интересов управляющего и инвестора. Менеджеры общества, работая в до и не являясь акционерами данного ДО, отвечают только за эффективную работу организации. Они заинтересованы в получении высокого вознаграждения и могут в связи с этим чрезмерно рисковать имуществом до (акциями, денежными средствами и др.).

Если государство хочет, чтобы частный инвестор активно пошел на фондовый рынок, надо или снизить возможные риски, выпустив нужные законы, ограждающие от мошенничества, или же предоставить налоговые послабления, позволяющие при повышенных рисках получать повышенный доход.

Дополнения и изменения  налогового законодательства предполагается ввести при операциях с производными финансовыми инструментами на срочном  рынке.

К экономическим мерам  относятся также использование  методов секьюритизации, расширение спектра производных финансовых инструментов, развитие коллективных инвестиций, привлечение частных инвесторов через «народные»IPO.

Все вышеперечисленные  направления по дальнейшему развитию фондового рынка в России являются, по моему мнению, первоочередными мероприятиями, реализация которых создаст возможности для работы международного финансового центра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В результате проведенного исследования, можно сделать следующие  выводы.

Рынок ценных бумаг является необходимым условием нормального  функционирования рыночной экономики и выполняет ряд функций, среди которых важнейшими являются перераспределительная функция и функция страхования ценовых и финансовых рисков. Эффективно работающий рынок ценных бумаг выполняет важную макроэкономическую функцию, способствуя перераспределению инвестиционных ресурсов, обеспечивая их концентрацию в наиболее доходных и перспективных отраслях и одновременно отвлекая финансовые ресурсы из отраслей, которые не имеют четко определенных перспектив развития. Таким образом, рынок ценных бумаг является одним из немногих возможных финансовых каналов, по которым сбережения перетекают в инвестиции. В то же время рынок ценных бумаг предоставляет инвесторам возможность хранить и преумножать их сбережения.

Давая общую оценку значения ценных бумаг в экономике, можно выделить следующие важнейшие моменты. Во-первых, ценные бумаги выступают гибким инструментом инвестирования свободных денежных средств юридических и физических лиц. Во-вторых, размещение ценных бумаг – эффективный способ мобилизации ресурсов для развития производства и удовлетворения других общественных потребностей. В-третьих, ценные бумаги активно участвуют в обслуживании товарного и денежного обращения. В-четвертых, на рынке ценных бумаг, прежде всего фондовых биржах, складываются курсы ценных бумаг. Сегодня можно выделить множество видов и разновидностей ценных бумаг, таких как акции, облигации, векселя, государственные обязательства и другие.

Рынок ценных бумаг выступает  составной частью финансовой системы  государства, характеризующейся институциональной и организационно – функциональной спецификой.

Существует два основных рынка ценных бумаг: первичный (размещение ценных бумаг — непосредственная их продажа сразу после эмиссии) и вторичный рынок, на котором обращаются ранее выпущенные бумаги. Вторичный рынок представлен биржевым, внебиржевым рынками, которые в настоящее время дополняются различными системами электронных торгов. Все названные рынки в определенной степени противостоят друг другу, но в то же время взаимно дополняют друг друга.

Развитие рынка ценных бумаг вовсе не ведёт к исчезновению других рынков капиталов, происходит процесс  их взаимопроникновения, взаимостимулирования. С одной стороны, рынок ценных бумаг оттягивает на себя капиталы, но с другой  - перемещает эти капиталы через механизм ценных бумаг на другие рынки, тем самым способствует и их развитию.

Рынок ценных бумаг подвержен  регулированию как со стороны  государства, так и со стороны самостоятельных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг. С помощью операций на рынке ценных бумаг можно произвести финансирование предприятий и дефицита государственного бюджета.

Особенностью современного этапа в развитии фондового рынка является отсутствие большого набора инструментов государственного регулирования вследствие недостаточного по времени развития данного сегмента экономики. Это проявляется и в том, что основной упор в развитии рынка ценных бумаг делается на максимальное саморегулирование со стороны профессиональных участников рынка. Хотя следует признать, что фондовый рынок немыслим без должного государственного регулирования.

В настоящее время  в России существует определенное количество законодательных актов, которые регулируют фондовый рынок, но их явно недостаточно. Такая ситуация во многом генерируется динамичным развитием данного рынка и отставанием от него законодательной деятельности. Наряду с этим можно отметить такой негативный момент, как недостаточная правовая защищенность граждан при совершении ими различных операций на рынке ценных бумаг. Это особенно актуально в связи с тем, что население обладает значительными ресурсами, необходимыми для эффективного осуществления инвестиционных процессов в реальной экономике России.

 Несмотря на многие проблемы, с которыми столкнулся в настоящее время российский фондовый рынок, следует отметить, что это молодой, динамичный и перспективный рынок. Восстановление и регулирование развития фондового рынка является одной из первоочередных задач, стоящих перед правительством.

Информация о работе Особенности рынка ценных бумаг в России