Особенности финансирования инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 12:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть особенности финансирования инновационной деятельности.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
- определить сущность понятия инновации;
- проанализировать бюджет развития как механизм финансирования инновационной деятельности;
- рассмотреть проблемы финансирования инновационной деятельности и пути их преодоления.

Содержание

Введение 3
1. Источники и формы финансирования инновации 5
1.1. Сущность и понятие инновации 5
1.2 Источники финансирования инновации 5
1.3 Механизмы и формы финансирования инновации 10
2. Бюджет развития как механизм финансирования инновационной деятельности 13
2.1. Бюджет развития: принципы его формирования и использования 13
2.2. Механизм финансирования инновационной деятельности за счет средств Бюджета развития 15
3. Проблемы финансирования инновационной деятельности и пути их преодоления 18
Заключение 25
Список литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

финансы Особенности финансирования инновационной деятельности.docx

— 48.02 Кб (Скачать файл)

Соответствующей инновационным потребностям формой привлечения финансовых ресурсов, является выпуск облигаций. Их особенностью является длительный срок обращения. Можно утверждать, что для рассматриваемых процессов  финансирование на основе облигационных  займов является наиболее предпочтительным.

Следующей формой является увеличение собственного капитала за счет внешних источников. Особенно важна такая форма для  уже давно функционирующих предприятий, имеющих высокую репутацию и  известность. Они имеют возможности  произвести эмиссию акций и за счет этого нарастить свой капитал. Но не все предприятия пользуются этим механизмом, если даже возможности для этого имеются. Дело в том, в ряде случаев увеличивается количество собственников предприятия, и возникают возможности неуправляемого менеджерами перемещения контрольного или блокирующего пакета акций.

Для вновь  образованных предприятий биржевой механизм не подходит, так как их акции еще не контролируются на фирме. В этом случае необходимо развитие внебиржевого рынка акций, а также  венчурного финансирования.

Стимулирование  инновационной деятельности предполагает создание условий, в которых осуществление  этой деятельности будет выгодным. Степень выгодности может быть измерена размером чистой прибыли, то есть прибыли, остающейся в распоряжении предприятия  после уплаты налогов. Это может  быть достигнуто посредством снижения налоговых платежей при увеличении инновационных и инвестиционных усилий предприятия.

Снижение  налоговых платежей рекомендуется  проводить пропорционально абсолютному  увеличению затрат на НИОКР с установлением  предельного размера снижения налоговых  выплат. С этой целью предоставляется  целесообразно установить долевые  коэффициенты по отношению к приросту затрат на НИОКР для определения  размера уменьшения налоговых платежей. Но поскольку базовые величины затрат на НИОКР могут быть весьма значительными, следует определить предельную долю уменьшения налоговых выплат.

 

 

 

 

 

 

 

2. Бюджет развития как механизм финансирования инновационной деятельности

2.1. Бюджет развития: принципы его формирования и использования

 

Государственная поддержка инвестиционной деятельности представлена комплексом мер, направленных на содействие улучшению результатов  инвестиционной деятельности инновационных  фирм. Одной из таких мер государства, связанных с привлечением дополнительных источников для поддержки инвестиционного  процесса в стране, является Бюджет развития. Бюджет развития - это особая форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственной власти и местного самоуправления [11. C. 98].  Бюджет развития призван аккумулировать слабеющие инвестиционные потоки в экономику и поддерживать перспективные направления ее развития, на которые у государства не хватает средств. Курируют Бюджетом развития - Министерство Экономики (отвечает за практическое применение Бюджета развития и распределение средств) и Министерство Финансов РФ (отвечает за нормативное обеспечение).

Бюджет  развития основывается на следующих  принципах [11. C. 112]:

1. гарантированность  источников образования; 

2. высокую  экономическую эффективность реализуемых  проектов (в т.ч. (проекты должны  обладать максимальным межотраслевым  и мультипликативным эффектом);

3. исключительно  долевой характер финансирования (государство выступает в роли  частного инвестора);

4. диверсификацию  риска государства с частным  капиталом;

5. конкурсное  размещение государственных инвестиционных  ресурсов для реализации проектов, выдвигаемых предприятиями;

6. безусловный  возврат выданных кредитов с  начисленными по ним процентами.

Источниками формирования Бюджета развития РФ могут выступать [11. 114]:

1. связанные  иностранные кредиты, получаемые  под гарантии Правительства РФ;

2. инвестиционные  кредиты Международного банка  реконструкции и развития и  Европейского банка реконструкции  и развития;

3. ассигнования  из федерального бюджета; 

4. централизованная  и перераспределенная часть амортизационных  отчислений (государство имеет достаточно  крупные пакеты акций во многих  акционерных обществах);

5. превышение  возвращаемых кредитов над кредитами,  которые государство выдает из  федерального бюджета ближнему  и дальнему зарубежью (разницу  Минфин показывает в разделе  "Международная деятельность" со знаком "-", никак не отражая  его в доходной части и естественно  распределяет эту сумма по  своему усмотрению, а не в соответствии  с законом о федеральном бюджете);

6. дивиденды  по акциям государственного пакета, часть доходов ЦБ, арендная плата,  доходы от приватизации;

7. другие  источники бюджета (включая доходы  от продажи имущества, находящегося  в государственной собственности).

Основаниями для поддержания инвестиционной деятельности за счет средств Бюджета  развития служат [11. C. 116]:

1. характер  производства, принадлежность инновационной  фирмы к кризисным отраслям (конверсионное  производство, угольная промышленность, аграрно-промышленный комплекс);

2. характер  продукции, намечаемой к выпуску  при реализации высокоэффективны  коммерческих проектов (уникальная, экспортная, импортозамещающая, пользующаяся  спросом на внутреннем рынке);

3. характер  хозяйственной деятельности (субъекты  малого и среднего предпринимательства).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что бюджет развития - это расходы бюджета, обеспечивающие инвестиционную деятельность органов государственной власти и местного самоуправления.

 

 

2.2. Механизм финансирования инновационной деятельности за счет средств Бюджета развития

 

Средства  Бюджета развития предоставляются, в частности, только тем инновационным  фирмам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным  из федерального бюджета средствам  на возвратной основе, а также находящимся  в стадии реорганизации, ликвидации или банкротства. Фирма-претендент на государственную финансовую поддержку  должна представить к конкурсу бизнес-план проекта или проектов установленной  формы. После проведения конкурса заемщик  должен провести тендер среди поставщиков  и составить график выплат. Пройдя конкурсный отбор с положительным  результатом, инновационная фирма  может выбирать из следующих возможных  форм поддержания инвестиционной деятельности предприятий за счет Бюджета развития:

1. субсидирование  бесприбыльных проектов за счет  средств, полученных от международных  организаций;

2. приобретение  на ограниченный срок государством  части пакета акций, выпущенного  предприятием в связи с реализацией  конкретного инвестиционного проекта;

3. предоставление  льготного инвестиционного кредита  или конверсионного кредита;

4. гарантирование  частичного возмещения кредиторам  средств, потерянных заемщиком  (по не зависящим от него  причинам) при реализации инвестиционного  проекта;

5. гарантирование  погашения связанных кредитов, предоставленных  фирмам иностранными банками.

Бюджет  развития является реальным финансовым инструментом активизации инвестиционной деятельности в стране. Предоставляя кредиты фирмам, разрабатывающим  инновационные товары и услуги, государство  косвенно обеспечивает структурную  перестройку экономики при условии, что полученная прибыль реинвестируется  в национальное производство. Таким  образом Бюджет развития является эффективной  формой образования и расходования денежных средств для получения  прибыли и косвенно для повышения  уровня НТП в стране - с точки  зрения государства и для финансирования деловых операций - с точки зрения фирмы.

Перед тем  как обратится в банк фирма, выходящая  на рынок с новым товаром или  услугой, обычно сама оценивает свои инвестиционные проекты и выбирает из них самые эффективные. Банк смотрит  расчеты, подготовленные специалистами  фирмы и делает выводы на основе построения собственных моделей. В  случае принятия решения о кредитовании банк заключает с фирмой кредитный  договор, где фиксируются суммы  выдаваемых ссуд, сроки и порядок  их использования и погашения, процентные ставки и другие выплаты за кредит, формы обеспечения обязательств и т.д. Условно, все проекты по видам финансирования делятся на инвестиционное кредитование (кредитная  линия по нецелевому кредиту) и проектное  финансирование (кредитная линия  по целевому кредиту). При инвестиционном кредитовании источником возврата средств  является вся хозяйственная деятельность заемщика, включая доход, который  приносят проект. При проектном финансировании источником погашения средств кредита  является сам проект. Проектное финансирование более рискованно по сравнению с  обычным инвестиционным кредитованием. Предпочтения отдаются так называемым концевым проектам, когда основной объем инвестиций уже осуществлен за счет собственных средств, и требуется кредит на завершение производства и выпуска продукта или услуги на рынок. Считается, что фирме рационально брать кредит по частям и на меньший срок каждая и заключать с кредитором соглашение о выделении "кредитной линии" (иными словами, лимита суммы кредитов, кредитного "потолка"), поскольку уменьшает стоимость и облегчает обслуживание кредита и попросту делает более реальным вообще получение кредита. Тем не менее, данный метод является рискованным и практически недоступным малым инновационным фирмам, поскольку для них единственной формой обеспечения обязательств является их собственность (недвижимость, товары, оборудование), т.е. в случае неудачи они могут разориться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проблемы финансирования  инновационной деятельности и  пути их преодоления

 

Главной проблемой поддержки и развития научно-технического потенциала остается проблема инвестирования средств в НИОКР. В настоящее время в качестве основных источников средств, используемых для финансирования инновационной деятельности выступают [6. C. 332]:

- бюджетные  ассигнования, выделяемые на федеральном  и региональном уровнях; 

- средства  специальных внебюджетных фондов  финансирования НИОКР, которые  образуются инновационными предприятиями  (ИП), региональными органами управлениями;

- собственные  средства предприятий (промышленные  инвестиции из прибыли и в  составе издержек производства);

- финансовые  ресурсы различных типов коммерческих  структур (инвестиционных компаний, коммерческих банков, страховых обществ, ФПГ);

- кредитные  ресурсы специально уполномоченных  правительством инвестиционных  банков;

- конверсионные  кредиты для ИП оборонного  комплекса; 

- иностранные  инвестиции промышленных и коммерческих  фирм и компаний;

- средства  национальных и зарубежных научных  фондов; - частные накопления физических  лиц. 

В последние  годы возникла тенденция уменьшения доли бюджетных ассигнований в структуре  источников инновационного финансирования при одновременном увеличении нагрузки на собственные средства предприятий. Положительным направлением является также увеличение доли внешних источников инновационного инвестирования в российскую инновационную сферу. Таким образом, прямое бюджетное финансирование научно-технического потенциала теряет свое первостепенное значение в связи с организацией в стране достаточного числа крупных внебюджетных фондов и привлечением новых источников инвестиций. В таких условиях представляет значительный интерес опыт и политика, проводимая в США.

Механизм  финансирования инновационной деятельности и научных разработок в США  осуществляется через контракты  и гранты, но под жестким государственным  надзором [8. C. 365]. Контрактная система и система грантов являются ключевыми направлениями в инновациях в США и делают эту систему достаточно гибкой, что позволяет предприятиям самим планировать и определять направления приоритетов в области инноваций и научно-технической деятельности. Финансовые источники предприятий появляются из денежных средств, высвобождаемых в процессе производства. К ним относятся: фонд предприятия, предназначенный для обновления, расширения и восстановления производства; часть оборотного капитала в денежной форме, высвобождаемая в процессе реализации продукции и осуществления материальных затрат; прибыль, идущая на обновление и расширение производства [8. C. 368]. В случае недостатка своих финансовых средств предприятия в США обращаются к прямому финансированию, используя возможности финансового рынка в виде получения займа с последующим возвратом этих финансовых средств в полном объеме, с процентами и в установленные сроки. Государственная финансовая поддержка инновационной сферы проявляется в создании финансового рынка, доступ к которому позволяет предпринимателям развивать исследовательскую деятельность и наращивать технологическое производство. Еще одним государственным финансовым источником являются различные кредитные программы, средства по которым могут предоставляться под залог имущества для развития и реконструкции предприятий, поддержки малого предпринимательства [8. C. 372]. Таким образом, в США сложилась хорошо отлаженная система доступа инновационных предприятий к различным формам финансирования.

В России же неработающая финансово-кредитная  система и отсутствие рынка капитала не позволяют увеличить объемы негосударственных  капиталовложений в развитие инноваций, а также и объемы государственных  средств, обеспечиваемых бюджетом. То, что нужно России, чтобы она  пошла по наукоемкому пути развития, – это финансовый рынок. Общий  объем направляемых в инновации  финансовых потоков существенно  меньше такого же показателя США.

В России не развит финансовый рынок и не используются существующие в мировой  практике и приносящие значительный экономический эффект финансовые инструменты и операции. Процесс накопления капитала в РФ не закончен, он остановился на самой первой стадии, - стадии перераспределения государственной собственности, которая завершилась образованием небольшого слоя капиталистов.

Неработающий  капитал, обращение которого затруднено отсутствием в государстве развитого  финансового рынка, в том числе  рынка ссудных капиталов, не приносит дохода и не умножается. Для создания любого инновационного продукта необходим  целый инновационный процесс, где  на каждой стадии предприниматель, внедряющий инновации, осуществляет различные  затраты (аренда зданий, оборудования и т.п.).

Таким образом, инновационная деятельность питает финансовыми средствами бюджеты  различных уровней, внебюджетные фонды  и одновременно позволяет физическим и юридическим лицам накапливать  финансовые средства в качестве вклада в коммерческие банки, венчурные  фонды, являющиеся, в свою очередь, источниками  финансирования научно-технической деятельности.

На сегодняшний  день в России наконец-то сложился нормальный для любой цивилизованной страны паритет, когда существуют предприятия, имеющие потребность в капитале для реализации инвестиционных проектов, и инвесторы, готовые вкладывать в проекты с длительным сроком реализации, но с высокой рентабельностью.

Возможность для компании привлечь финансирование является критической составляющей процесса коммерциализации результатов  НИОКР. В то же время целью любого инвестора является получение дохода от инвестиций. Такие инвестиции могут  быть осуществлены через финансирование компании, реализуемое следующими способами: кредиты; государственное финансирование; венчурный капитал; целевые инвестиции.

Венчурные инвестиции подразумевают длительные временные рамки, элемент риска  и партнерство с руководством, а также доход в виде стоимости  доли в акционерном капитале, а  не в виде дивидендов. В отличие  от кредитования венчурные инвестиции не требуют залога (обеспечения).

Информация о работе Особенности финансирования инновационной деятельности