Особенности формирования денежной системы в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 19:57, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель работы заключается в изучении понятия и типов денежных систем, в том числе и национальной денежной системы РК.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
• изучение появления денег, их функций;
• определение понятия денежной системы и ее элементов;
• раскрытие типов денежных систем;
• изучение денежной системы РК.

Содержание

Введение 3

1 Понятие и содержание денежной системы
1.1 История возникновения денежной системы 5
1.2 Виды и типы денежных систем 11

2 Денежная система Республики Казахстан
2.1 Национальная денежная единица - тенге: история создания 15
2.2 Этапы развития национальной денежной системы 16
2.3 Особенности и элементы денежной системы РК 19

3 Проблемы и перспективы развития денежной системы Республики Казахстан, устойчивость тенге
3.1 Проблемы и перспективы денежной системы РК 23
3.2 Внутренняя и внешняя устойчивость тенге 26

Заключение 30

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ДКБ.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

Денежные единицы - это установленный в законодательном порядке денежный знак, служащий для соизмерения и выражения цен всех товаров и услуг. В большинстве стран действуют десятичные системы деления.

Масштаб цен - средство выражения стоимости через весовое содержание денежного металла в выбранной денежной единице ( это определение утратило экономическое значение, т.к. Кредитные деньги не имеют собственной стоимости и не могут быть выразителем стоимости других товаров).

Виды денег, являющиеся законными платежными средствами - это прежде всего кредитные деньги и банкноты, разменная монета, а также бумажные деньги (казначейские билеты).

Эмиссионная система - законодательно установленный порядок выпуска и обращения денежных знаков. Эмиссионные операции осуществляет центральный банк (выпуск банковских билетов) и казначейство (выпуск казначейских билетов, мелко купюрных бумажно-денежных знаков). Эмиссия банкнот осуществляется тремя путями: предоставлением кредитов кредитным учреждениям в форме переучета коммерческих векселей; кредитованием казны под обеспечение государственных ценных бумаг; выпуском банкнот путем их обмена на иностранную валюту.

Регулирование денежного обращения: мерой регулирования прироста денежной массы и кредита является таргетирование, т.е. Установление целевых ориентиров, на которые должны ориентироваться центральные банки. Центральный банк по согласованию с государственными органами определяет сумму увеличения денежной массы, ограничивая ее приростом в реальном исчислении. Однако эффективность такой меры невелика. [ 7 ]

Международная денежная система:

С 1944 г. По 1973 г. По решению бреттон-вудской (США) конференции ООН международная денежная система представляла собой своеобразный межгосударственный золотодевизный стандарт. Ее главными ориентирами были:

  • золото выполняет функцию мировых денег, оно выступает средством окончательных расчетов межу странами и всеобщим воплощением общественного богатства;
  • кроме золота в международном платежном обороте используются доллар США и английский фунт стерлингов;
  • доллар США обменивался на золото по установленному соотношению. Цена золота на свободных рынках складывалась на базе официальной цены США и до 1968 г. не отклонялась от нее;
  • национальные денежные единицы свободно через центральные банки обменивались на доллары, а через доллары - в золото, и между собой по установленным Международным валютным фондом (МВФ) соотношениям.

Денежная система, основанная на использовании доллара как эталона ценностей всех денежных единиц в 1971-1973 гг. Потерпела банкротство. С 1971 г. Прекращен обмен долларов на золото. Роль резервных валют стали выполнять марки ФРГ, японская иена, SDR - специальные права заимствования в МВФ и экю. На смену бреттон-вудской денежной системе пришла ямайская денежная система, оформленная соглашением стран-членов МВФ в г. Кингстоне (о. Ямайка) в 1976 г. В 1978г. Внесены изменения в устав МВФ. Новая денежная система характеризуется следующим:

  • мировыми деньгами являются специальные права заимствования (SDR), которые становились международной счетной единицей;
  • доллар США сохранял важную роль в международных расчетах и в валютных резервах других стран;
  • юридически была завершена демонетизация золота. Золото остается резервом государства и используется для приобретения денежных единиц других стран.

Современная денежная система характеризуется следующим: отменено официально золотое содержание денежных единиц (демонетизировано золото); осуществлен переход к неразменным на золото кредитным деньгам, немногим отличающихся по своей природе от бумажных денег; наряду с кредитными деньгами в денежном обороте некоторых стран сохранены бумажные деньги в форме казначейских билетов; в порядке кредитования государства, а также под прирост официальных золотых и валютных резервом выпускаются банкноты; в денежном обороте преобладают безналичные расчеты; постоянное нарушение соответствия количества денег объективным потребностям экономического оборота и усилением роли государственного регулирования. [ 15 ]

 

2. Денежная система Республики Казахстан

 

2.1 Национальная денежная единица - тенге: история создания

 

Формирование независимой финансовой системы Казахстана фактически началось, как считают многие эксперты, еще с Закона «О банках и банковской деятельности в Казахской ССР», который был принят в декабре 1990 года. Закон стал своего рода предтечей национальной валюты, несущей конструкцией всей системы. Это был необходимый шаг, диктуемый ситуацией. Поскольку, с одной стороны, уже был объявлен рыночный курс и наметился переход от планового хозяйства к рынку, а с другой - банковская система оставалась прежней структурой планового хозяйства. Она была представлена Казахским республиканским банком Госбанка СССР и несколькими коммерческими и отраслевыми банками (Сбербанк, Агропромбанк, Промстройбанк, Кредсоцбанк, Внешэкономбанк), подчиненными Москве. Все они работали сами по себе, не имея единого центра в республике. Каждый из них вел свою денежно-кредитную, процентную и расчетную политику, диктуемую из Москвы. У Госбанка не было никаких прав и обязанностей по отношению к ним. Банк лишь отчасти управлял налично-денежным оборотом, и ни о какой стройной банковской системе и речи идти не могло.

В таких условиях по поручению главы государства Нурсултана Назарбаева и Верховного Совета Казахской ССР была начата подготовка проекта закона «О банках и банковской деятельности в Казахской ССР». Это был непростой процесс, боролись разные мнения. Но в итоге закон был подписан Президентом страны 7 декабря 1990 года. В соответствии с документом банковская система стала двухуровневой. Первый уровень представлял Государственный банк Казахской ССР, второй - сеть коммерческих банков. Были прописаны их взаимоотношения. Госбанк республики также объявлялся независимым от исполнительных и распорядительных органов государственной власти, но подотчетным Верховному Совету КазССР. Но было и существенное «но»… Поскольку Казахстан на тот момент не имел своей национальной валюты, пришлось согласиться, что его взаимоотношения с Госбанком СССР по вопросам использования единой денежной единицы и проведения единой денежной политики определяются Союзным договором.

Исходя из сложившихся условий, в середине 1993 года было принято решение о создании госкомиссии по введению национальной валюты. Ее председателем был назначен Премьер-Министр Сергей Терещенко. Разработкой документации занялась специальная рабочая группа во главе с Даулетом Сембаевым. Вся работа по введению тенге велась под ежедневным контролем Президента страны.

К слову, когда шло обсуждение дизайна новой валюты, предлагалось на купюрах увековечить великие исторические личности казахского народа и архитектурные памятники. И на одной из них предлагали разместить портрет Президента Назарбаева. Был даже подготовлен эскиз. Но Глава государства был категорически против этого предложения. Заказ на изготовление банкнот был размещен в одной из английских фирм.

Специалисты изучили опыт проведения денежных реформ и введения собственной валюты в других странах, включая государства СНГ. Национальным Банком было подготовлено 18 документов, регулирующих ход реформ. Ключевым моментом в работе группы была подготовка концепции введения национальной валюты. Президент создал правительственную комиссию, в составе которой была организована рабочая группа, написавшая весь сценарий введения тенге. Это был сложнейший комплекс политических, экономических, технических и организационных мер в условиях, когда в Казахстан хлынул поток купюр старого образца. Накануне введения тенге Нурсултан Назарбаев сам обратился к гражданам страны с разъяснениями. Обмен старых денег на казахстанский тенге был начат в 8 часов 15 ноября 1993 года и успешно закончен в 20 часов 20 ноября 1993 года. Из обращения было изъято 950,6 млрд. рублей. После введения национальной валюты вопрос обеспечения экономики наличными деньгами был снят с повестки дня.

Таким образом, с введением тенге Казахстан получил возможность проводить самостоятельную денежно-кредитную и экономическую политику. В истории финансовой системы страны было еще немало важных решений, но решение Главы государства Нурсултана Назарбаева о введении национальной валюты и дата 15 ноября 1993 года, безусловно, вошли в историю суверенного государства как поворотные.

 

 

2.2 Этапы развития национальной денежной системы

 

Конечно, это был лишь первый шаг. Впереди было еще немало проблем, требовавших столь же четких, грамотных решений. Становление финансовой системы фактически происходило в 1994 году. В тот год удалось приостановить падение курса тенге к доллару, и инфляция по сравнению с предыдущим годом снизилась в два раза - с 2 500% в 1992 году до 1 260% в 1994-м. К концу 1995 года инфляцию удалось сократить до 58%, а затем поддерживать эту тенденцию каждый год.

Один из важнейших финансовых указов Президента Республики Казахстан, определивший не только схему отношений, но и обозначивший финансовую политику и принципы государства, был принят 8 февраля 1994 года. Указом устанавливалось, что приватизация объектов госсобственности всеми юридическими и физическими лицами, в том числе иностранными инвесторами, осуществляется на территории Казахстана только за тенге.

В эти непростые годы система проверялась на способность реагировать на те или иные изменения и при этом оставаться устойчивой при форс-мажорных внешних или внутренних обстоятельствах. Так, серьезным испытанием для национальной валюты стал российский «черный вторник» 1994 года, который провел окончательный «водораздел» между тенге и рублем и фактически покончил с трехвалютной системой, при которой рубль все еще имел хождение в Казахстане, особенно на севере республики. Сегодня экономисты сходятся во мнении, что появление тенге и в основном последовательное построение финансовой системы положили начало макроэкономической стабилизации в стране.

Еще один важный указ Президента 1994 года - создание государственного Банка развития. Именно он был уполномочен осуществлять долгосрочное кредитование эффективных инвестиционных проектов в соответствии с определяемыми Правительством приоритетами экономического развития страны. Затем в ходе реформы в банковском секторе он был присоединен к государственному Экспортно-импортному банку Республики Казахстан. Эксперты отмечают, что тенденция к упорядочению, ужесточению контроля была предопределена системообразующими законодательными актами 1994 года.

В частности, в 1993-1994 годах численность коммерческих банков превышала 150 банков, причем многие из них были финансово несостоятельными. Необходимо было оздоровить банковский сектор. К решению этой задачи Национальный Банк приступил уже в 1995 году, получив полномочия по регулированию банковской деятельности по Указу Президента «О Национальном банке РК». Так, в 1995 году началась реструктуризация банковской системы, которая и сейчас, пройдя испытание мировым кризисом, является одной из самых устойчивых на постсоветском пространстве.

Еще одно позитивное событие 1995 года - замедление темпов экономического спада и значительное снижение уровня инфляции. Итоги года показали, что с помощью инструментов денежно-кредитной политики можно влиять на уровень инфляции, снижая ее монетарную составляющую. Функция кредитования экономики перешла от Национального банка к банкам второго уровня. А Национальный Банк стал выполнять характерные для центральных банков функции денежно-кредитного и валютного регулирования, прекратил прямое кредитование дефицита республиканского бюджета. В этот год при участии Президента была открыта и собственная Банкнотная фабрика.

Важнейшие события произошли в 1997 году. Во-первых, была создана накопительная пенсионная система. Также в тот год руководством страны была прекращена приватизация, поскольку стало ясно, что приватизаторы не торопились поднимать производства. И страна пошла по пути привлечения иностранных инвесторов. В Казахстан нужно было заводить деньги для реализации экономических задач. Местные банки на роль инвесторов не годились в силу их маломощности. Самый большой банк тогда имел капитал не более 400 млн. долларов. Это был мизер. И прямые инвестиции пошли в республику. Роль, которую в этом вопросе играл и играет Глава государства, трудно переоценить, поскольку инвесторы вкладывали деньги в экономику Казахстана, входили в проекты во многом благодаря личному авторитету Президента страны. Сейчас республика по привлечению прямых иностранных инвестиций на душу населения входит в первую тройку в мире. Причем этот статус Казахстан удерживает последние десять лет. Инвесторы с мировыми именами и брендами поднимали крупные предприятия, восстанавливали производства, несли технологии, опыт создавали рабочие места, учили нашу молодежь. Компании-инвесторы сыграли большую роль в развитии нефтяного, горнодобывающего, перерабатывающего секторов экономики. Объем привлеченных инвестиций в 2009 году достиг отметки в 50 млрд. долларов. Поток ПИИ практически не снижался и в кризисные годы, достигнув годового максимума. А последний Совет инвесторов при Президенте Казахстана показал, что интерес инвесторов к стране сохраняется. Сегодня и в перспективе они готовы на взаимовыгодных условиях реализовывать различные проекты. Соседняя Россия тогда пошла по другому пути: дальнейшему развитию приватизации. Но эффективность принятых тогда решений двух стран характеризуют цифры: в 2009 году уровень добычи нефти в России оставался на отметке 1991 года, в то время как Казахстан с 1991 года нарастил объемы добычи этого сырья втрое. Поэтому для нас так важен 1997 год, который обеспечил задел и возможности развития на 30 лет вперед.

Непростым для экономики и общества оказался 1999 год, когда был введен режим свободно плавающего обменного курса тенге. Довольно болезненная, но, как показало время, эффективная мера, поскольку возобновился рост производства, казахстанский экспорт восстановил позиции на мировом рынке, значительно возросло предложение инвалюты на внутреннем рынке, а ситуация на финансовом рынке стабилизировалась. Уже в следующем году Национальный Банк досрочно погасил все свои обязательства перед МВФ в 390,5 млн. долларов. Отсутствие внешних долгов Национального Банка способствовало росту рейтинга страны. Национальный Банк и страна вышли на новый уровень взаимоотношений с МВФ, которые позитивно отразились и на развитии отношений с другими международными организациями.

Информация о работе Особенности формирования денежной системы в РК