Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 19:57, курсовая работа
Основная цель работы заключается в изучении понятия и типов денежных систем, в том числе и национальной денежной системы РК.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
• изучение появления денег, их функций;
• определение понятия денежной системы и ее элементов;
• раскрытие типов денежных систем;
• изучение денежной системы РК.
Введение 3
1 Понятие и содержание денежной системы
1.1 История возникновения денежной системы 5
1.2 Виды и типы денежных систем 11
2 Денежная система Республики Казахстан
2.1 Национальная денежная единица - тенге: история создания 15
2.2 Этапы развития национальной денежной системы 16
2.3 Особенности и элементы денежной системы РК 19
3 Проблемы и перспективы развития денежной системы Республики Казахстан, устойчивость тенге
3.1 Проблемы и перспективы денежной системы РК 23
3.2 Внутренняя и внешняя устойчивость тенге 26
Заключение 30
Список использованной литературы
Открытость денежно-финансовой системы. Республики Казахстан относится к странам с наиболее высокой степенью открытости экономики, что отражается в соотношении объемов товарооборота и ВВП. Как и всякое большое явление, глобализация несет в себе как позитивные, так и негативность последствия, с одной стороны, глобализация предоставляет возможности для стремительного роста государствам, сумевшим приспособиться с процессом глобализации. С другой стороны, большинство стран, не сумевших полноценно участвовать в глобализации, подвержены маргинализации и разорению. Если на начальном этапе интеграция республики в мировую экономическую систему проходила на уровне товарных потоков и получения внешних займов, как правило, под гарантии Правительства, то сейчас, по нашему мнению, наблюдается этап включения Республики Казахстан в финансовую глобализацию.
Усиление конкуренции между финансовым и нефинансовым секторами за получение кредитных ресурсов на внутреннем финансовом рынке, что в значительной мере отвлекает их от потребностей реального сектора экономики – основы экономического развития. Степень само регуляции и государственного регулирования существенна, различна в разных структурных элементах системы и не всегда адекватна природе финансовых рынков и институтов. Эта дифференция имеет объективную сторону, вместе с тем она обусловлена и субъективными причинами. Само регуляция характерна для кредитной системы, фондового и валютного рынков. Регулирование особенно присуще денежному обращению, налоговой и бюджетной подсистемам. Однако законодательно не определено, что в условиях кризисных ситуаций государственного регулирования резко усиливается. Это актуально, к примеру, для валютного рынка, для формирования эффективного курса национальной валюты. До последнего времени применявшийся режим свободного плавания официального курса национальной валюты не является чистым, а соединял в себе и элементы регулирования со стороны Национального Банка Республики Казахстан.
Согласно законодательству Республики Казахстан, под валютным регулированием понимается деятельность уполномоченных государственных органов по установлению порядка проведений валютных операций, правил владения, пользования и распоряжения валютными ценностями. Законом Республики Казахстан «О валютном регулировании» является основополагающими актом по вопросам валютного регулирования.
Для решения задач валютного регулирования Национальный Банк Казахстана использует следующие основные методы:
а) установления порядка проведения валютных операций, предусматривающего определение субъектов и объектов валютных операций, прав и обязанностей субъектов валютных операций, классификацию валютных операций, установление правил обращения владения, пользования распоряжений валютными ценностями и др.;
б) введение ограничений на совершение определенных валютных операций в зависимости от их характера, субъектов, объектов, объема операций и т.д.; В настоящее время к ним относится следующие ограничения: все платежи по операциям между резидентами должны производиться только в валюте Республики Казахстан, за исключением случаев, предусмотренных нормативными правовыми актами Национального Банка Республики Казахстан, а также налоговым и таможенным законодательством, покупка, продажа и объем иностранной валюты, минуя уполномоченные банки и уполномоченные организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, а так же их обменные пункты запрещены, иностранная валюта получаемая резидентами в качестве оплаты за товары и услуги, а так же в качестве кредита, подлежит обязательному зачислению на их счетах в уполномоченных банках;
в) лицензирование деятельности, связанной с использованием иностранной валюты, которое относится к поведению банковских операций в иностранной валюте, деятельности, связанной с осуществлением розничной торговли и предоставлением услуг за наличную иностранную валюту; открытую резидентами счетов (включая счета в национальной валюте) в иностранных банках и финансовых институтах за границей; операциями, связанными с движением капитала;
г) регистрация валютных операций, связанных с движением капитала, предусматривающих переход (перемещение) средств от нерезидентов в пользу резидентов в сумме, превышающей 100 тысяч долларов США или соответствующий эквивалент в другой валюте;
д) сбор и анализ отчетности о валютных операциях;
е) контроль за соблюдением валютного законодательства.
Президент Республики Казахстан в случае возникновения чрезвычайных ситуаций вправе принять решение по ограничению или приостановлению любых валютных операций. Национальный Банк Республики Казахстан вправе ввести необходимые ограничения на проведение операций в иностранной валюте, в том числе на объемы таких операций и уровень ставок вознаграждения (интереса), согласно режиме обязательной продажи экспортной валютной выручки. [17]
Как видно, валютное регулирование в стране включает целый ряд ограничений и механизмов. В условиях открытости финансового сектора и глобализации стоит проблема существенной либерализации валютных отношений и снятия избыточного регулирования. Для этого законодательства в страну расширения свободы перемещения капитала. В то же время либерализация должна сопровождать усиление ответственности за нарушения установленного режима проведения операций, предоставления сведений и отчетности. Рациональное сочетание экономической свободы и государственного регулирования, возможно на основе не линейного подхода. Индикатором рациональности такого управления денежно-финансовой системой может служить, в частности, уровень возврата капитала в страну. В связи с проведение легализации капитала и имущества предпринимателей увеличивается приток капитала в страну. Косвенным свидетельством продолжения этого процесса служит резкий рост спроса на недвижимость в городах особенно Астане, Алматы, Атырау и др. и объясняемый им скачек цен на жилье. Приток капитала занимает, конечно, определенную долю в динамике спроса наряду с другими факторами.
Устойчивость денежно-финансовой системы в целом подвержена значительным колебаниям (от кризисного состояния до устойчивого развития). Об этом можно судить по показателю общей платежеспособностью всех экономических субъектов. [18 ]
Самое главное, в денежно-финансовой системе инвестиционные, кредитные, иные решения и действия должны предприниматься на основе преимущественно нелинейного подхода, линейного стиля мышления, предполагающего необходимость экономической свободы субъектов, самоорганизации сложной системы при минимальном, самом необходимом государственном регулировании, постоянного приспособления к изменяющимся условиям и факторам.
3.2 Внутренняя и внешняя устойчивость тенге
Наличие собственной валюты позволило Национальному банку проводить независимую денежно-кредитную политику. Была прекращена выдача кредитов на покрытие бюджетного дефицита и директивных займов. Функции кредитования экономики полностью были переданы банкам второго уровня. Национальный банк стал решать свою основную задачу - обеспечение устойчивости национальной валюты. Это сложная задача предполагает одновременное обеспечение низких темпов инфляции и стабильного курса. На первом этапе развития суверенной финансовой системы с национальной валютой в ее основе Национальный банк стал независим в своей деятельности и подотчетен только президенту страны. При этом важно отметить, что за годы независимости тенге неоднократно проходил испытание разного рода кризисами и показал свою высокую устойчивость против них.
Свое первое испытание на прочность тенге прошел в начале 1999 года. Тогда финансовый кризис в России в 1998 году, а также значительная девальвация национальных валют в странах-торговых партнерах Казахстана способствовали существенному снижению конкурентоспособности казахстанских товаров на внутреннем и внешнем рынках, а также ухудшению состояния платежного баланса.
Для предотвращения отрицательных последствий завышенного курса на экономику страны, в апреле 1999 года было принято решение о переходе от регулируемого обменного курса тенге к режиму свободно плавающего. Смена режима валютного курса и последовавшая за этим девальвация тенге позволили устранить переоценку курса тенге, что в целом способствовало восстановлению конкурентоспособности страны на мировом рынке.
Национальный банк значительно сократил свое участие на внутреннем валютном рынке. Действия НБ РК на внутреннем валютном рынке ограничивались недопущением колебаний курса, превышающих рациональные ожидания.
В результате своевременно принятых мер развитие валютного рынка в 1999 году было стабильным и во многом определялось достигнутыми позитивными сдвигами в динамике важнейших макроэкономических показателей и текущей валютной политике Национального банка.
Укрепление тенге было обусловлено положительным платежным балансом вследствие сохраняющегося оживления мирового производства и конъюнктуры цен на основные статьи казахстанского экспорта. Спекулятивному давлению курс национальной валюты не подвергался, достаточное предложение инвалюты полностью удовлетворяло спрос на нее.Второе испытание тенге было вызвано финансовыми потрясениями в мировой экономике в 2007-2009 годах, который показал подверженность экономики Казахстана внешним рискам. Проявление глобального кризиса на рынках капитала привело к существенному ухудшению условий привлечения внешних ресурсов для казахстанских банков с августа 2007 года и, как следствие, изменению условий функционирования экономики Казахстана в целом.Казахстанские банки, для которых внешнее финансирование являлось важным источником пополнения ресурсной базы, столкнулись с проблемой нехватки текущей ликвидности. Это способствовало нарастанию значительного давления на обменный курс тенге.
Значительному нарастанию негативных девальвационных ожиданий в конце 2008 года - начале 2009 года на внутреннем валютном рынке способствовал ряд факторов. Во втором полугодии 2008 года произошло резкое и значительное падение мировых цен на сырьевые ресурсы, в том числе на нефть и металлы, являющиеся основными товарными позициями казахстанского экспорта. Это привело к снижению поступлений в бюджет и ухудшению состояния платежного баланса страны.
С аналогичной ситуацией столкнулись многие страны, особенно страны, экономика которых зависит от экспорта сырья. Для улучшения экономической ситуации центральные банки как промышленно развитых, так и развивающихся стран были вынуждены прибегнуть к девальвации национальных валют.
Стоит отметить, что Казахстан дольше других стран обеспечивал стабильность национальной валюты. Национальный банк изучил различные варианты смещения акцентов денежно-кредитной политики: от обеспечения стабильности цен и продолжения политики перехода к инфляционному таргетированию к установлению валютного коридора.Анализ мирового опыта продемонстрировал, что единственно правильным решением в сложившихся условиях было проведение единовременной девальвации национальной валюты с последующим удержанием курса на новом уровне. В этой связи Национальным банком в феврале 2009 года был установлен новый коридор обменного курса тенге на уровне 150 тенге за доллар США +/-3%.
Следует отметить, что нарастание девальвационных ожиданий сопровождалось перетоком тенговых депозитов в депозиты в иностранной валюте. При этом самое значительное снижение тенговых депозитов произошло в январе 2009 года, то есть еще до проведения девальвации. Так, доля тенговых депозитов снизилась с 65% в декабре 2008 года до 52% в феврале 2009 года. В последующие месяцы 2009 года доля тенговых депозитов колебалась в пределах от 50% до 55%.
Вместе с тем общего оттока депозитов из банковской системы не произошло. За 2009 год прирост депозитов в банковской системе составил 19,7%, в том числе в национальной валюте - на 4,4%, в иностранной валюте - на 47,6%.
Что касается инфляции, то, вопреки ожиданиям, эффект от девальвации тенге на инфляцию оказался незначительным и непродолжительным. Ускорение инфляционных процессов наблюдалось лишь в феврале-марте 2009 года, в апреле 2009 года годовая инфляция стала постепенно замедляться. По итогам 2009 года инфляция замедлилась до 6,2%.Как показала ситуация в последующие месяцы 2009 года, решение о девальвации было правильным. Установленный коридор на уровне 150 тенге за 1 доллар США с пределом допустимых отклонений в 5 тенге являлся оптимальным с точки зрения поддержки и развития, как реального, так и финансового секторов.
Одномоментное изменение обменного курса позволило значительно снизить девальвационные ожидания, сохранить золотовалютные резервы Национального банка. В результате корректировки обменного курса произошло улучшение конкурентных и финансовых условий хозяйствования предприятий, работающих в экспортном и импортозамещающем секторах.
Общий результат: проведенная девальвация тенге позволила существенно снизить дефицит текущего счета платежного баланса. По итогам 2009 года дефицит текущего счета составил 3,4 млрд долларов США, или 3,2% к ВВП.
Информация о работе Особенности формирования денежной системы в РК