Особенности эмиссии и обращения государственных ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 18:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – определить особенности эмиссии и обращения государственных ценных бумаг. Задачи работы:
- проанализировать особенности обращения государственных ценных бумаг в зарубежных странах;
- определить особенности выпуска и обращения государственных ценных бумаг в России.
Объект исследования – рынок ценных бумаг.
Предмет исследования – государственные ценные бумаги.

Содержание

Введение 3
1. Особенности обращения государственных ценных бумаг за рубежом 4
1.1 Рыночные ценные бумаги 6
1.2 Нерыночные государственные ценные бумаги 11
2. Особенности эмиссии и обращения государственных ценных бумаг в России 16
Заключение 21
Список литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВИК.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

Облигации, обеспеченные доходами от проекта, выпускаются в США агентствами  или органами власти, созданными в  штатах и городах в соответствии с законодательством, в целях  финансирования инфраструктуры и эксплуатационных расходов.

Муниципальные облигации, обеспеченные доходами от проекта, менее надежны. Однако с их помощью в США были построены сотни больниц, стадионов, студенческих общежитий, гражданских  рынков и других объектов инфраструктуры. Для этих облигаций характерны фиксированные сроки погашения. Обычно они бывают отзывными, т.е. эмитент по истечении определенного срока может погасить облигации (раньше фиксированного срока обращения).

Срок погашения облигаций, обеспеченных доходом от проекта, может составлять от 20 до 30 лет.

Штаты и города нередко испытывают потребность в наличных деньгах, поскольку налоговые поступления  происходят раз в квартал, а иногда и раз в год, а средства для  выплаты заработной платы и других расходов требуются постоянно. Местные органы власти решают эту проблему с помощью краткосрочных ценных бумаг, обычно именуемых векселями, иногда они называются краткосрочными кредитными обязательствами местных органов власти (до момента поступления налогов). Их выпускают по номинальной стоимости с фиксированной купонной ставкой.

В 1990-х годах в США увеличилось  число новых муниципальных организаций, имеющих право выпускать собственные  облигации. Одновременно ужесточилось законодательное регулирование  рынка муниципальных ценных бумаг.

Подобно купле-продаже  государственных ценных бумаг сделки с муниципальными облигациями осуществляются на внебиржевом первичном рынке. Основные владельцы муниципальных  облигаций — банки и другие кредитно-финансовые организации и индивидуальные инвесторы. Вместе с тем доля банков во владении этими облигациями резко снизилась в связи с изменением в 1980-х годах налогового законодательства. Так, были отменены льготы по инвестициям в муниципальные облигации со стороны банков и введены льготы для других инструментов финансового рынка.

Компании по страхованию имущества, вкладывая средства в муниципальные облигации, стремятся получить доход, пользуясь льготами при налогообложении.

В Японии основные цели эмиссии  муниципальных облигаций заключаются  в финансировании сельского хозяйства, образования, строительства, борьбе со стихийными бедствиями. Муниципальные облигации выпускаются на предъявителя; основные эмитенты — власти крупнейших городов и префектур. Правительственные и муниципальные облигации объединены в группу государственных облигаций [9, c. 71].

Доля правительственных  облигаций в общем объеме облигационных  займов составляет 47%, а муниципальных  — 6%.

Минимальный номинал  муниципальных облигаций составляет 10 тыс. иен, а объем выпуска —  от 1до 100 млрд иен. Это облигации  с купонным фиксированным доходом, который выплачивается 2 раза в год. Первичное размещение проходит путем либо открытого предложения через банки и брокерские компании, либо открытого размещения, когда посредниками служат местные банки.

Муниципальные облигации  с 1992 г. выпускаются с условием

частичного или полного  погашения в любое время, причем досрочное погашение осуществляется по цене, немного превышающей текущую  рыночную цену облигаций. Однако досрочное  погашение невыгодно для инвесторов, так как на него требуется специальное разрешение Министерства финансов.

Основные инвесторы  муниципальных облигаций — прежде всего коммерческие банки; за ними следуют правительственные взаимные фонды, корпоративные и индивидуальные инвесторы, доля которых пока незначительна.

Франция по числу муниципальных образований опережает все страны ЕС, вместе взятые. Муниципальные страны имеют право осуществлять заимствование без разрешения центрального правительства при условии, что цель заимствования состоит в финансировании инвестиций, а также обслуживании долга, который закладывается в местный бюджет. В середине 1990-х годов облигационный долг составлял 6,6 млрд долл. — лишь 6,6% всего муниципального долга. Малая доля объясняется прежде всего отсутствием налоговых стимулов (в отличие от США), значительной конкуренцией со стороны банков, имеющих низкие процентные ставки, и рядом других причин.

В Великобритании возможность  муниципальных властей занимать необходимые денежные средства напрямую у центрального правительства на довольно большие сроки и под низкие проценты привела к тому, что объем рынка муниципальных облигаций снижается, и за последнее десятилетие выпуск новых муниципальных облигаций почти прекратился.

В Германии рынок муниципальных  облигаций динамично развивается. Его объем составляет 20% всего рынка облигаций страны. часть муниципальных облигаций представлена краткосрочными и среднесрочными облигациями, обычный купон которых 5-10% годовых. Муниципальные облигации пользуются большим доверием немецких и зарубежных банков, инвестиционных фондов, страховых компаний и частных инвесторов.

В современной России муниципальные облигации занимают значительный удельный вес на рынке  облигаций, о чем свидетельствуют  данные табл. 3.

       Таблица 3.Объем облигаций в обращении на 1 января 2008 г., млрд руб.

Крупным заемщиком на рынке муниципальных облигаций  была Москва, однако в последние  годы размещения облигаций не было в связи с наличием достаточного количества бюджетных средств. Ситуация изменилась, и в 2008 г. облигационный  займ Москвы планируется в размере 118 млрд. руб.

2. Особенности эмиссии и обращения государственных ценных бумаг в России

В настоящее  время в России принят закон «Об  особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг». В соответствии с этим законом можно выделить:

    • Федеральные государственные ценные бумаги
    • Государственные ценные бумаги субъектов федерации
    • Муниципальные ценные бумаги.

Государственные и муниципальные ценные бумаги могут  выпускаться в форме облигаций или иных эмиссионных ценных бумаг, именными и на предъявителя. Государственные ценные бумаги могут составлять как внутренний, так и внешний долг и быть номинированы как в рублях, так и в иностранной валюте. Муниципальные ценные бумаги внешний долг составлять не могут и выпускаются только с рублевым номиналом.

До августа 1998 г. рынок государственных ценных бумаг был наиболее развитым сегментом российского фондового рынка. Государство во все времена является одним из крупнейших заемщиков. Даже в Советском Союзе, несмотря на практически полную централизацию финансовых ресурсов в руках государства и отсутствие финансового рынка, тем не менее, осуществлялись выпуски облигаций государственных займов (так, за период с 1922 по 1957 год в СССР было выпущено около 60 государственных облигационных займов, в 1957 – 1990 годах – 5 таких займов). Инвесторами этих займов было население [4].

Рынок государственных  ценных бумаг в России в 90-х годах 20 века развивался стремительно. Приватизационный чек («ваучер») – государственная ценная бумага на предъявителя, появившаяся в 1992 году, стала первой массовой ценной бумагой, стихийный вторичный рынок которой сформировался практически немедленно после выпуска ее в обращение. Именно ваучер «привил вкус» россиянам к операциям на финансовом рынке.

В начале 90-х  годов 20 века Российское государство столкнулось с очень серьезными финансовыми проблемами, одной из которых был колоссальный дефицит федерального бюджета, который покрывался за счет эмиссии денег. В результате Россия оказалась на пороге гиперинфляции, инфляция исчислялась сотнями процентов в год. Попытка найти неинфляционные источники покрытия бюджетного дефицита привела к быстрому развитию рынка государственных ценных бумаг. Было форсировано формирование технологического обеспечения торгов, в результате чего российская торговая система Московской межбанковской валютной биржи, а позднее и региональных бирж, через которую сначала осуществлялись только сделки с государственными краткосрочными обязательствами (ГКО), а позднее и с другими бумагами (облигациями федеральных займов с переменными и постоянными купонами, облигациями акционерного общества «Высокоскоростные магистрали») является одной из лучших в Европе и мире. Этот рынок – «рынок ГКО», быстро завоевал популярность не только у российских, но и у иностранных инвесторов, в первую очередь за счет высокой доходности вложений в эти финансовые инструменты. Однако «перегретый», высокодоходный и, как следствие, высокорискованный рынок ГКО не мог не рухнуть, что и произошло в августе 1998 года. Государство отказалось платить по своим долгам.

Означает ли это, что рынок государственных  ценных бумаг перестал существовать? Конечно же, нет. «Этого не может быть, потому что не может быть никогда» (даже во времена директивной централизованной экономики). Надеемся, этот сегмент финансового рынка будет развиваться более цивилизованно, в строгих рамках закона. И эмитенты, и инвесторы, пережившие ряд дефолтов по внутренним российским долгам, станут «осмотрительнее», решения о выпуске ценных бумаг и инвестировании в них – более взвешенными, основанными на знании (и не только понаслышке) объективных закономерностей развития финансового рынка, а не на стремлении получить деньги любым путем. Ведь рынок государственных ценных бумаг, как и финансовый рынок вообще – объективно необходимый элемент рыночной экономики, механизм перераспределения финансовых ресурсов. И если этот механизм будет работать «как часы», без сбоев и остановок, от этого выиграет и эмитент, и инвестор, и российская экономика в целом.

В настоящий  момент в обращении находятся и краткосрочные, и среднесрочные, и долгосрочные государственные ценные бумаги, выпущенные как от имени Российской Федерации, так и отдельных субъектов Российской Федерации, муниципалитетов. Выпускались и облигации Банка России в конце 1998 г. В обращении находятся российские государственные ценные бумаги, номинированные как в российской валюте, так и в валютах других государств (например, в долларах США, немецких марках). В обращении находятся как «обычные» поконструкции купонные и дисконтные облигации, так и более интересные облигации с плавающим купоном, облигации, обращение которых предполагает наличие «особой недели» (Государственный республиканский внутренний заем РСФСР 1991 года), выигрышные облигации. Ранее выпускались «Золотые сертификаты», номинированные в золоте (1993 год), Казначейские обязательства (1994 год), сочетающие в себе свойства облигации, векселя, налогового освобождения [4].

В настоящее  время в обращении находятся  следующие виды государственных  ценных бумаг, выпущенные от имени Российской Федерации:

    • Государственные краткосрочные обязательства (ГКО)
    • Облигации федеральных займов (ОФЗ)
    • Облигации государственного внутреннего валютного займа (так называемые «вэбовки»)
    • Облигации государственного сберегательного займа
    • Еврооблигации – облигации, номинированные в иностранной валюте и обращающиеся на международном рынке.

Государственные краткосрочные обязательства (ГКО) выпускаются в России с 1993 г. как дисконтные именные бездокументарные ценные бумаги. Их конструкция «списана» с казначейских векселей США Торговля ГКО осуществляется только через торговую систему Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ) и системы региональных валютных бирж (в

 С.-Петербурге, Екатеринбурге, Владивостоке, Новосибирске, Самаре, Ростове, Нижнем Новгороде). Срок их обращения – до 1 года.

Облигации федерального займа (ОФЗ) появились в 1995 г. как  среднесрочные именные бездокументарные купонные облигации. Срок их обращения – более 1 года. Доход по этим облигациям выплачивается в виде процентных выплат с разной периодичностью для разных выпусков (1, 2 и 4 раза в год). Купон может быть фиксированным и плавающим. Обращаются ОФЗ, как и ГКО, через торговую систему ММВБ.

«Вэбовки» появились  в 1993 г. В 1991 г. Внешэкономбанк СССР оказался неплатежеспособным, в нем были заморожены валютные счета юридических и физических лиц. В 1993 г. задолженность перед юридическими лицами была оформлена в виде облигационного займа Облигаций государственного внутреннего валютного займа (ОГВВЗ). Данный заем был оформлен как 5 траншей облигаций с разными сроками погашения (от 1 до 15 лет), номинирован в долларах США.

Облигации были выпущены как документарные предъявительские ценные бумаги с ежегодными купонными выплатами в размере 3 %. Позднее выли выпущены еще 2 транша этих облигаций. ОГВВЗ – это пример секьюритизации задолженности.

Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) предназначались  в первую очередь для физических лиц. Впервые они были выпущены в 1995 г.   Это документарные предъявительские купонные облигации со сроком обращения более одного года. Платежным агентом по этим облигациям выступает Сбербанк России, куда инвесторы обращаются для получения процентных платежей и погашения основной суммы долга (самой облигации).

В 1996 г. Россия вышла  на внешний рынок облигационных заимствований – на рынок еврооблигаций. Рынок евробумаг начал формироваться примерно в 60-е годы 20 века. Название «евро» - это дань традиции, поскольку первые такие бумаги появились в Европе. В настоящее время – это поистине мировой рынок ценных бумаг, где и эмитентами, и инвесторами, и посредниками выступают представители самых разных стран.

Евробумаги – это ценные бумаги, выпущенные в валюте, иностранной для эмитента, и размещаемые среди зарубежных инвесторов, для которых данная валюта также является иностранной. Различают евроакции, еврооблигации и краткосрочные евробумаги (простые обращающиеся векселя). Эмитентами этих бумаг могут быть не только государства, но и частные компании.

Основными финансовыми  центрами рынка евробумаг являются Лондон, Люксембург, Цюрих. Расчеты по сделкам осуществляются через две депозитарно-клиринговые системы – Седел и Евроклир (в 2000 г. произошло объединение Седел с клиринговой организацией Франкфуртской фондовой биржи и образовалась суперсистема Клеарстрим).

Информация о работе Особенности эмиссии и обращения государственных ценных бумаг