Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:26, контрольная работа
В последние десятилетия во многих государствах наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к территориальным. Поэтому роль территориальных финансов усиливается, а сфера их применения расширяется. Величина территориальных финансов растет, и во многих странах это превалирующая часть финансовых ресурсов государства.
Введение …………………………………………………………………………………………2
1.Содержание финансового регулирования, его формы и методы……………………….…..5
2. Понятие финансового регулирования территориальных пропорций………………….…..6
3.Основы финансового регулирования территориальных пропорций в Российской Федерации………………………………………..………………………………………………8
4.Оценка финансового регулирования территориальных пропорций в Российской Федерации………………………………………………………………………………………14
5. Зарубежный опыт финансового регулирования территориальных пропорций……...….15
Заключение…...…………………………………………………………………………………18
Список используемой литературы…………………………………………………………….20
Распределение расходной нагрузки между бюджетами разных уровней должно играть исходную роль в построении системы федеративных бюджетных отношений. Только после того, как распределена ответственность за расходы и стал известен их общий объем на каждом уровне власти, следует приступать к решению вопросов о закреплении и перераспределении доходов между этими уровнями. Считается аксиомой, что наибольшей ответственности в осуществлении той или иной расходной функции можно добиться, если она будет закреплена за низшим из тех уровней власти, которые могут ее выполнить надлежащим образом. При этом услуги, предоставляемые на конкретном уровне, должны финансироваться из бюджета этого уровня.
В целом
перераспределение финансовых ресурсов
между органами власти различных уровней
является обычным элементом «бюджетного
федерализма». Перераспределение по вертикали
обычно предназначено для компенсациисовокупных дисб
Бюджетный федерализм
Бюджетный
федерализм – это форма бюджетного устройства в федеративном
государстве, которая предполагает реальное
участие всех звеньев бюджетной системы в едином бюджетном процессе, в равной
степени ориентированном и на учет общегосударственных ин
Цель бюджетного
федерализма – компромисс интер
Действующая
в настоящее время в
централизованных дотаций из Федерального фонда финансовой
В принципе можно выделить четыре основных направления оказания финансовой поддержки субъектам РФ.
Во-первых, в ходе межбюджетных расчетов через ФФПР выделяются дотации, субвенции, оказывается поддержка завоза продукции в районы Крайнего Севера и др.
Во-вторых, через финансировани
В-третьих, в ходе исполнения различных федеральных программ (особенно это характерно для программ, направленных на социально-экономическое развитие субъектов Федерации).
В-четвертых, через выделение средств из федерального бюджета на возвратной основе (бюджетные ссуды и кредиты, выдача гарантий Правительства РФ под кредитование социальной сферы и др.).
Вместе с тем межбюджетные отношения не исчерпывают всего спектра мер, которые должны быть применены для государственного регулирования территориального развития. Большое значение имеют:
• система налоговых, таможенных, кредитных, ценовых, тарифных и иных льгот и привилегий, предоставляемых регионам;
• инвестирование строительства производственных
объектов, объектов инфраструктуры и соци
• государственные заказы на производство продукции и оказание услуг предприятиям поддерживаемой территории;
• товарные интервенции для ценового регулирования рынков;
• субсидирование научно-исследовательских, проектно-конструкторских, геологоразведочных работ, проводимых для нужд региона.
По своему экономическому смыслу федеральная
финансовая помощь направлена на выравнивание
уровня бюджетных услуг, оказываемых
на территории государства (приложение
Б). Количественная оценка данного уровня
заключается в определении, во-первых,
межрегиональной дифференциации
Выделение трансфертов из Фонда
До недавнего времени основной
формой финансовой поддержки регионов являлись трансфертные платежи, выделяемые
из Фонда финансовой поддержки
Наряду
с трансфертами в течение 1990-х
гг. в Российской Федерации существ
Проведенные реформы системы межбюджетных отношений в 1998-2001 гг. значительно сократили необъективность в распределении финансовой помощи, исключив дублирующие направления ее оказания. Так, например, средства на северный завоз, а также на частичную
целевую помощь субъектам Федерации для обеспечения ими выплат государственных пособий гражданам, имеющим детей, включены в общий объем трансфертов, отменены субвенции Москве и др.
На протяжении
последних лет отмечалось повышение объективности предос
Снижение долей взаимных расчетов и непогашенного
на конец года остатка бюджетных ссуд
в структуре финансовой помощи при практически
неизменной роли трансфертов (в 1996-1997 гг. они
формировались за счет 15 % налоговыхдоходов федерального
В составе расходов федерального
Финансирование федеральных цел
Первые программы социально-
В последующие годы число федеральных целевых программ и подпрограмм
регионального развития постоянно возрастало.
В федеральном бюджете на 1998 г.
было указано 28 таких программ, на 1999 г.
– 36, на 2000 г. – 42, а на 2001 г. – 41 программа.
При этом никаких четких критериев отбора регионов–
объектов федеральных целевых программ не существовало.
Доля федерального бюджета была заложена в размере
не более 20 %, а в последних программах
– 8-10 % общейпотребности в финансирова
Дефицит денежных ресурсов для выполнения
федеральных целевых программ, в частности
регионального развития, вызвал необходимость
сокращения их числа и объемов финансирования. В проекте федерального бюджета
Фонд компенсаций
В составе федерального бюджета н
В 2001 г. субвенции Фонда компенсаций
Фонд софинансирования социальных расходов (ФССР)
ФССР сформирован в составе
федерального бюджета на 2002 г. в целях частичного возмещения расходов консолидированных бюджетов субъектов
РФ в связи с повышением первого разряда
ETC работников бюджетных организаций и предоставления субсидий населе
Предусматривается создание Фонда реформирования (развития) региональных финансов, имеющего стимулирующую направленность в оказании финансовой помощи регионам. Средства фонда предполагается распределять по регионам с целью активизации процессов финансового оздоровления региональных бюджетов, содействия реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса, стимулирования экономических
4.Оценка финансового регулирования территориальных пропорций в Российской Федерации.
Одна из особенностей России состоит в необходимости управления развитием крупных экономических регионов (Северо-Западный, Северный, Центральный, Волго-Вятский, Центральночерноземный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западносибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный) и координации в этом деле. Каждый из них нуждается во взаимной экономической интеграции, т.к. она даст возможность: более рационально использовать природные и сырьевые ресурсы; создать крупные хозяйственные системы, способные ускорить НТП; получить экономическую выгоду от кооперации производства и более полного использования имеющихся трудовых ресурсов.
В каждом экономическом регионе целесообразно развивать такие отрасли, для которых есть благоприятные природные условия (запасы минерального сырья, топлива, воды, земельных угодий), достаточные трудовые ресурсы, а также пути сообщения, позволяющие снизить издержки производства. Например, в Центрально-Черноземном экономическом регионе одно из основных направлений подъема экономики состоит в рациональном сочетании тяжелой промышленности с агропромышленным комплексом. В данном регионе можно значительно поднять урожайность зерновых культур, увеличить производство мяса и других продуктов питания. Здесь есть благоприятные предпосылки для развития фермерских хозяйств и их ассоциации, а также коллективных хозяйств (товариществ с полной и ограниченной ответственностью). Благоприятную перспективу для индустриального развития имеет производственный комплекс Курской магнитной аномалии, специализирующийся на добыче и обогащении железной руды, на производстве электростали и проката черных металлов, а также на использовании для нужд народного хозяйства вскрышных пород и отходов горно-обогатительных предприятий.