Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:26, контрольная работа
В последние десятилетия во многих государствах наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к территориальным. Поэтому роль территориальных финансов усиливается, а сфера их применения расширяется. Величина территориальных финансов растет, и во многих странах это превалирующая часть финансовых ресурсов государства.
Введение …………………………………………………………………………………………2
1.Содержание финансового регулирования, его формы и методы……………………….…..5
2. Понятие финансового регулирования территориальных пропорций………………….…..6
3.Основы финансового регулирования территориальных пропорций в Российской Федерации………………………………………..………………………………………………8
4.Оценка финансового регулирования территориальных пропорций в Российской Федерации………………………………………………………………………………………14
5. Зарубежный опыт финансового регулирования территориальных пропорций……...….15
Заключение…...…………………………………………………………………………………18
Список используемой литературы…………………………………………………………….20
В России неолиберальная модель экономической реформы потерпела полную неудачу. Спустя 7 лет рыночных преобразований нет ни одной области хозяйства и социальной сферы, состояние которых не было бы намного хуже, чем в дореформенный период. Парадоксально, но это относится даже к банкам и торговле: первые ничего не принесли стране, кроме беспрецедентных финансовых манипуляций для собственной наживы, а вторая при низком платежеспособном спросе населения демонстрирует мнимое “изобилие” товаров (в основном низкокачественного импорта). Плохо решаются и важнейшие задачи и проблемы территориального развития — рационализации межрегиональных пропорций и связей в масштабе экономического пространства страны, выравнивание уровней хозяйственного и социального развития регионов, обеспечение целесообразной специализации, комплексности и диверсификации региональных систем и другие.
Должна быть решительно усилена роль целенаправленного экономического развития регионов на базе комплексного территориального прогнозирования, планирования и программирования в сочетании со стимулирующими рыночными механизмами. Это предполагает переход к государственно-регулируемой (по сути, модернизированной планово-рыночной) модели экономики, подобной китайской, но с заимствованными элементами из советского НЭПа и централизованного планирования.
Усовершенствовать управление развитием регионов и размещением производительных сил могло бы тщательное изучение и критическое использование не только зарубежного, но прежде всего собственного прошлого опыта территориального регулирования. Никакой натяжки или некорректности в такой постановке вопроса нет, наоборот, она полностью оправдана.
Во-первых, ныне в России с традиционно высокой ролью государства в экономике задействован ряд тех же инструментов территориального
регулирования, какие использовались в советское время (прогнозы, программы, налоги и т.д.).
Во-вторых, тогда основное внимание уделялось производственной сфере, регулированию территориального развития реального сектора экономики, что ныне выражено слабо и требует усиления.
В-третьих, в области размещения и регионального развития СССР имел бесспорные крупные успехи, что признано во всем мире.
В-четвертых, советский опыт территориального планирования успешно использовался и используется другими странами, не только социалистическими, но и капиталистическими (программы подъема слаборазвитых регионов и т.д.).
В-пятых, прогресс цивилизации всегда опирается на лучшие достижения науки и практики во всем мире, т.е. достижения как капитализма, так и социализма.
Осуществленные за советский период
в неразрывной связи с
Из предшествующего опыта
Необходимы и новые подходы
в определении стратегии
5. Зарубежный опыт финансового регулирования территориальных пропорций.
Районы же Европейской части
страны призваны стать ядром
наукоемких, высокотехнологичных и
производительных отраслей с
продукцией, конкурентной не только
на внутреннем, но и мировом
рынке. Опорные базы
Принципы формирования. В большинстве зарубежных
стран порядок разработки, рассмотрения
и утверждения проектов региональных бюджетов детально
регламентирован.
В основу расходной части бюджета обычно
закладываются сметы муниципальных департаментов,
составляемые руководителем финансовой
службы с учетом поправок, вносимых главой
исполнительной власти на местах (губернатором,
мэром и т.п.). Проект регионального бюджета на
очередной финансовый год формируется
путем сопоставления смет расходов департаментов
и предстоящих выплат по всем финансовым
обязательствам с ожидаемыми доходными
поступлениями. После обсуждения, организуемого
муниципальным советом, проект бюджета вносится
на утверждение главы исполнительного
аппарата. Одновременно принимаются решения
о налоговых ставках и проектируемых займах.
Региональные органы власти обязаны руководствоваться
законодательно закрепленными принципами
составления бюджета. Основные из них принцип
обеспечения общей сбалансированности
бюджета и принцип полноты бюджета. Иначе
говоря, в его проекте должны фигурировать
все предполагаемые доходы и расходы.
Во многих странах, например в Германии,
Великобритании, Испании, центральные
власти принимают участие также в корректировке бюджетов
региональных властей в части, касающейся
б юджетных налоговых поступлений, ориентируясь
при этом на уровень среднедушевого дохода
в различных административно-
Доходы региональных бюджетов формируются
за счет местных налогов и сборов, неналоговых
доходов, поступлений из вышестоящих бюджетов.
Налоги — главный источник региональных
бюджетов. Все налоги, поступающие в эти бюджеты, можно
разделить на две группы: местные налоги
и поступления из вышестоящих бюджетов.
1. В соответствии с налоговым законодательством
каждой страны местные налоги закреплены
за отдельными видами региональных бюджетов. Ставки
по этим налогам устанавливаются, как
правило, региональными
Местные налоги бывают прямые и косвенные.
К прямым относятся налоги, взимаемые
с доходов или с имущества плательщика
(земельный, промысловый, на профессию,
на прибыль, подоходный на автомобили
и др.). Косвенные — это налоги, взимаемые
при совершении покупки (продажи) товаров,
услуг.
В Западной Европе в системах местного
налогообложения в целом преобладают
прямые налоги: на долю налогов с дохода,
прибыли и собственности приходится в
среднем 70-75% общих налоговых поступлений.
Доля налоговых поступлений от налогообложения
на потребление составляет 3—4%, прочих
налогов — 20-25%.
В Японии на долю прямых налогов приходится
85%, на долю косвенных — 15%.
В рамках прямого налогообложения соотношение
налогов на прибыль и доходы и различных
налогов на собственность отличается
большим разнообразием: в скандинавских странах 80—
90% всех налоговых поступлений приходится
на обложение доходов и прибыли; в Бельгии,
Германии, Австрии аналогичный показатель
также превышает 50%. В других странах основная
часть налоговых поступлений региональных
К местным налогам относятся налоги, взимаемые региональными
Наряду с налогами на доходы, прибыль и
собственность региональные
Во Франции во многих городах установлен
налог на коммунальный общественный транспорт.
Обычно он вводится в городах с населением
более 30 тыс. жителей. Его уплачивают все
предприятия, на которых число занятых
наемных рабочих свыше девяти. Местные
органы власти по согласованию с населением
могут вводить и другие постоянные или
временные налоги — налог на мощение дорог,
укладку тротуаров, уборку улиц и др.
В ряде стран устанавливаются дополнительные
налоги на вывоз мусора, потребление электроэнергии
и т.п. Жесткие санкции к нарушителям правил
дорожного движения и экологических стандартов
в форме штрафов также позволяет пополнить
местные бюджеты. Однако общий размер поступлений
от дополнительных налогов сравнительно
невелик.
2. Поступления из вышестоящих бюджетов включают:
отчисления от суммы отдельных налогов,
мобилизуемых на территории, а также дотации
и субвенции.
Отчисления от налогов, закрепленных за
вышестоящими бюджетами,
В последние десятилетия подобный способ
наделения средствами региональных бюджетов стал
все более распространяться, усиливая
этим зависимость региональных
Важный источник доходов региональных
бюджетов — дотации из вышестоящих бюджетов. Их
удельный вес в доходах региональных бюджетов в
разных странах составляет 20—40%. В состав
этих дотаций входят субвенции, выдаваемые
этимбюджетам на определенные цели.
По экономической сущности дотации и субвенции
близки к налоговым источникам, так как
в их основе лежат налоги.
Дотации и субвенции вызываются
постоянной значительной дефицитностью региональных
бюджетов. Кроме того, предоставляя в таком
виде этим бюджетам средства, вышестоящие
органы имеют возможность оказывать влияние
на экономическую политику на местах,
контролировать использование не только
этих средств, но и собственных ресурсов региональных органов
власти.
3. Неналоговые доходы региональных бюджетов включают
в основном доходы, получаемые от предприятий,
находящихся в муниципальной собственности,
арендных доходов, денежных сборов, всевозможных
штрафов, пошлин, добровольных взносов,
предприятий и населения. Неналоговые
доходы занимают скромное место в общих
доходах региональных бюджетов. Их удельный
вес колеблется в разных странах от 10 до
30% общих доходов.
Расходы региональных бюджетов во многом
зависят от бюджетной политики, проводимой
в государстве, и степени децентрализации
управления социальной сферой. Все это
является решающим фактором, влияющим
на объем финансовых ресурсов, проходящих
по каналам региональных бюджетов, на их
удельный вес в общегосударственных бюджетных
Соотношение объемов расходов, проходящих
через различные виды бюджетов, в странах не
одинаково. Так, в Финляндии, Германии,
Норвегии, Франции за счет территориальных бюджетов
Средства региональных бюджетов используются
как на эксплуатационные, так и на инвестиционные
затраты. Поэтому во всех странах составляется
В расходах региональных бюджетов главенствующее
положение занимают ассигнования на социально-культурные
объекты. Это прежде всего расходы на начальные
и средние школы. В Германии эти расходы
составляют 1/4 расходов местныхбюджетов, в
Японии и Франции — более 1/3, а в бюджетах Великобритании
и США — свыше 40%. В ряде стран (Германии,
США) за счет территориальных бюджетов
За счет региональных бюджетов финансируется
и здравоохранение. Например, в Норвегии,
Швеции, Финляндии эти затраты составляют
более 50% бюджетных расходов.
Важнейшей статьей расходов региональных
бюджетов являются ассигнования на жилищно-коммунальное
хозяйство (жилье, водоканализационные,
транспортные предприятия, городское
благоустройство, дорожное хозяйство).
Из региональных бюджетов финансируются
расходы на содержание местных органов
власти, правопорядка, в некоторых странах —
судов.
Одной из существенных статей бюджетных расходов
являются затраты, связанные с погашением
займов и выплат процентов по ним. Например,
во Франции на выплату процентов по займам
и ссудам приходится выделять более 10%,
а на погашение полученных займов — около
20% всех расходов бюджетов
Заключение
Эффективность процесса финансового
регулирования экономики и
- систематически
- своевременно аккумулировать денежные средства, необходимые для удовлетворения совокупных воспроизводственных потребностей;
- определять направления
- выявлять причины и принимать меры для устранения отклонений фактически складывающихся пропорций формирования и использования средств общегосударственных денежных фондов от требуемых для нормального развития социально-экономических процессов;
- проводить действенный
Для построения эффективной системы
государственного регулирования и
рационального применения финансовых
регуляторов целесообразно
Современный этап развития нашей страны
требует совершенствования
Отечественной системе финансового
регулирования экономики и