Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 12:19, отчет по практике
В настоящее время в России наблюдается активизация банков в области работы с физическими лицами. Это проявляется не только в стабильном росте депозитов, размещенных на счетах коммерческих банков, но и в увеличении объемов предоставленных банками потребительских кредитов. За последние пять лет рынок потребительского кредитования ежегодно удваивался.
Сегодня на рынке уже около 200 банков активно работают в сегменте потребительского кредитования, и конкуренция между ними постоянно растет. Обеспечение нормальной конкурентной среды является необходимой составляющей рынка и служит условием для соблюдения интересов потребителей, повышения количества и качества предоставляемых услуг. Именно конкуренция заставляет банки задумываться о том, что потребности потребителей приоритетны над интересами производителей услуг. Поэтому банки стремятся: во-первых, улучшать условия предоставления кредита, во-вторых, совершенствовать сервис и, в-третьих, постоянно отслеживать политику возможных рисков.
Введение 3
1. Структура ОАО «Альфа-Банк» 3
1.1 Краткая характеристика предприятия 3
1.2 Организационное устройство ОАО «Альфа-Банк» 3
2. Деятельность кредитного отдела 3
2.1 Структура кредитного блока 3
2.2 Кредитные продукты Альфа-Банка 3
3. Управление кредитным риском 3
Заключение 3
Список использованных источников: 3
Решениями Правления к числу кредитных могут быть отнесены другие подразделения Банка.
В Банке установлена четкая процедура принятия решений о предоставлении кредита, оформлении кредита и заведении кредитной сделки, а также пролонгации кредита. Общая процедура выдачи кредитных продуктов регламентируется специальными регламентами и инструкциями.
В общем случае при принятии решения о предоставлении кредита и при его предоставлении участвуют следующие органы, должностные лица и подразделения Банка:
Альфа-Банк предлагает своим Клиентам широкий выбор кредитных продуктов. Воспользовавшись кредитами Альфа-Банка, Клиент может получить денежные средства на любую важную для него цель.
Таблица 2 – Кредитные продукты Альфа-Банка
Кредитные продукты, оформляемые в Дополнительных офисах Банка: |
Кредитные продукты, оформляемые в торговых точках-партнерах Банка: |
Кредит, оформляемый в Центре ипотечного кредитования |
Кредитная карта |
Кредитная карта Visa Classic Unembossed |
Ипотечный кредит |
Кредит наличными |
||
Кредит «Быстро» | ||
Автокредитование | ||
Предодобренные кредитные продукты |
Преимущества оформления кредита в Банке
По сравнению с накапливанием денег:
По сравнению с одалживанием денег у других лиц:
Основные принципы кредитования
Кредитные отношения базируются на определенных принципах кредитования, зафиксированных в общегосударственном и международном кредитном законодательстве.
1) Возвратность кредита
Этот принцип выражает необходимость своевременного возврата полученных от кредитора финансовых ресурсов после их использования Заемщиком.
2) Срочность кредита
Каждый кредит выдается на определенный срок, и пользование кредитом предполагает соблюдение сроков возврата, зафиксированных в договоре.
3) Платность кредита
Для Банка плата за кредит – это доход в виде процентов, получаемый от проводимых операций.
4) Обеспеченность кредита
Этот принцип выражает необходимость обеспечить защиту интересов кредитора в виде поручительства или залога от Заемщика.
5) Дифференцированность кредита
Этот принцип определяет индивидуальный подход со стороны кредитной организации к различным категориям потенциальных Заемщиков.
Кредитные операции – самая доходная статья банковского бизнеса. За счет этого источника формируется основная часть чистой прибыли, отчисляемой в резервные фонды и идущей на выплату дивидендов акционерам банка. Банки предоставляют кредиты различным юридическим и физическим лицам из собственных и заемных ресурсов. Одновременно невозврат кредитов, особенно крупных, может привести банк к банкротству, а в силу его положения в экономике, к целому ряду банкротств, связанных с ним предприятий, банков и частных лиц. Поэтому управление кредитным риском является необходимой частью стратегии и тактики выживания и развития любого коммерческого банка.
Наиболее часто кредитный риск определяют как «риск неуплаты заемщиком основного долга и процентов по обслуживанию кредитов» или «вероятность несоблюдения заемщиком первоначальных условий кредитного договора».
Кредитные операции важны для банков, а, значит, важным становится и разработка комплекса мероприятий по снижению риска кредитных операций и управление кредитным риском. Управление кредитным риском основывается на выявлении причин невозможности или нежелания заемщика выполнять свои обязательства и определении методов снижения риска. Целью управления кредитным риском является снижение вероятности неисполнения заемщиком своих обязательств по кредитному договору и минимизация потерь Банка в случае невозврата кредита.
Кредитный риск зависит от внешних (связанных с состоянием экономической среды, с конъюнктурой) и внутренних (вызванных ошибочными действиями самого банка) факторов. Возможности управления внешними факторами ограничены, хотя своевременными действиями банк может в известной мере смягчить их влияние и предотвратить крупные потери. Однако основные рычаги управления кредитным риском лежат в сфере внутренней политики банка.
Управление кредитным риском является основным содержанием работы банка в процессе осуществления кредитных операций и охватывает все стадии этой работы – от анализа кредитной заявки потенциального заемщика до завершения расчетов и рассмотрения возможности возобновления кредитования. Управление кредитным риском составляет органичную часть управления процессом кредитования в целом.
Управление кредитным риском осуществляется в следующей последовательности:
1. Идентификация кредитного риска.
2. Качественная и количественная оценка риска.
Цель качественной оценки риска – принятие решения о возможности кредитования, приемлемости залогов и т.п. Количественная оценка заключается в присвоении количественного параметра каждому кредиту с целью определения предела потерь по каждой операции.
3. Лимитирование риска. Лимиты кредитования каждого заемщика устанавливаются в банке на основании анализа объективных данных о его кредитоспособности.
4. Оценка стоимости кредита – является одной из важных составляющих процесса управления кредитным портфелем банка.
Процесс управления кредитным риском включает в себя определение ставки кредитования. В результате отказа банков от принципа обеспеченности кредита (в его «чистом виде»), банки повышают кредитный процент при определении ставок потребительского кредитования, чтобы минимизировать потери при выдаче кредитов некредитоспособным заемщикам. При рассмотрении вопроса размера платы за кредит, банки должны учитывать следующие факторы:
1) ставка рефинансирования ЦБ РФ;
2) средняя процентная ставка привлечения;
3) структура кредитных ресурсов (чем выше доля привлеченных средств, тем дороже должен быть кредит);
4) спрос на кредит со стороны потенциальных заемщиков (чем меньше спрос, тем дешевле кредит);
5) срок, на который испрашивается кредит, вид кредита, а точнее степень его риска для банка в зависимости от обеспечения;
6) стабильность денежного обращения в стране (чем выше темп инфляции, тем дороже должна быть плата за кредит, т.к. у банка повышается риск потерять свои ресурсы из-за обесценивания денег).
Определение процентной ставки производится в соответствии с реальными границами кредитного риска, возникающего при кредитной сделке. Банковский процент отражает стоимость кредитных ресурсов, выступая в виде определенной суммы денежных средств, получаемой банком от заемщика за право пользования денежными средствами. При этом надбавка за риск выступает как определенная компенсация потенциальных потерь банка, вследствие невыполнения заемщиком своих обязательств. Надбавка за риск, устанавливаемая банком, отражает уровень кредитного риска конкретного заемщика.
Прямым источником получения прибыли для банков являются активные операции, основу которых составляют операции по кредитованию. Выдача кредитов банком влечет за собой риск невозврата предоставленных средств, поэтому для успешного осуществления дальнейшей деятельности банку необходимо принимать необходимые меры по уменьшению кредитного риска.
Управление проблемной задолженностью явлется одним из наиболее важных аспектов банковской практики. Существуют большое разнообразие методов управления проблемной задолженностью в коммерческом банке. От правильности выбора метода работы с проблемными кредитами зависит не только успешность разрешения отдельной конфликтной ситуации, но и стабильность и репутация самого банка. Каждый банк выбирает свои пути решения проблемной задолженности согласно политике, проводимой внутри организации. Оценка наиболее эффективных методов управления проблемной задолженностью имеет огромное значение в системе принятия управленческих решений.
Чтобы заранее предупредить риск невозврата предоставленного кредита необходимо провести качественную оценку кредитоспособности заемщика. Оценить все сильные и слабые стороны в отношении принятых долговых обязательств.
Среди активных операций коммерческих банков значительную долю занимает кредитная деятельность. Кредитные вложения должны быть для банка надежны и рентабельны. Задача банка заключается в достижении оптимального сочетания рискованности и прибыльности своих активов.
1. Андреева Г.В. Скоринг как метод оценки кредитного риска // Банковские технологии. – 2002. - № 7. – С. 50-56.
2. Ли В.О. Об оценке кредитоспособности заемщика (российский и зарубежный опыт) // Деньги и кредит. – 2005. – №2. С. 50-54.
3. Едронова
В.Н. Стимулирование повышения
4. Герасимова Е.Б. Анализ качества банковских услуг // Финансы и кредит. – 2004. - №16. – С. 19-24.
5. Жуков Е.Ф. Максимова Л.М. и др. Банки и банковские операции: Учебник для вузов / Под ред. профессора Е.Ф. Жукова. – М.; Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997 г. – 471 с.
6. Иода Е.В.,
Мешкова Л.Л., Болотина Е.Н. Классификация
банковских рисков и их
7. Киселева И.А. Коммерческие банки: модели и информационные технологии в процедурах принятия решений. – М.: Едиториал УРСС, 2002. – 400 с.
8. Лаврушин О.И. Банковские риски: Учебное пособие. – М.: КноРус, 2007. – 232 с.
9. Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки: Учебник для вузов. – М.: КноРус, 2005. – 506 с.
10. Орлова Н.В., Новикова Н.А. Потребительский кредит: актуальные вопросы, образцы документов. – М.: Юрайт, 2007. – 177 с.
11. Регламентные
документы ОАО «Альфа-Банк», Блок
«Потребительское кредитование»