Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 15:21, отчет по практике
Целью производственной преддипломной практики является закрепление и углубление студентами теоретических знаний, практических умений и навыков, полученных в процессе освоения основной образовательной программы специализации "Банковское дело" и сбор сведений для написания выпускной квалификационной работы (далее по тексту - ВКР) на тему " Рынка банковских карт в России (на примере ОАО "Альфа-Банк")". Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Произвести поиск информации по теме ВКР.
2. Осуществить систематизацию и анализ собранной информации.
3. Дать общую характеристику деятельности ОАО "Альфа-Банк".
4.Изучить нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ОАО "Альфа-Банк".
5. Рассмотреть пластиковые карты в данном банке.
6. Рассмотреть автоматизацию процесса выпуска и обслуживания банковских карт в данном банке.
7. Разработать план ВКР.
Введение…………………………………………………….……………………3
1.Общая характеристика ОАО «Альфа-Банк»…………………………………4
2.Анализ деятельности ОАО «Альфа-Банк» на российском рынке банковских карт………………………………………………………………….15
3.Информационные технологии ОАО «Альфа-Банк»………………………34
Результаты производственной преддипломной практики …………………39
План выпускной квалификационной работы на тему «Рынок банковских карт в России (на примере ОАО «Альфа-Банк»)……………………………………40
Заключение………………………………………………………………………41
Список использованной литературы………………………………………….45
Рисунок 3. Динамика активов ОАО «Альфа-Банк» за 2008-2010гг.
В 2009-2010 гг., несмотря на нестабильность
на мировых финансовых рынках, банку
удалось сохранить
Рисунок 4. Динамика чистой ОАО «Альфа-Банк» за 2008-2010гг.
В 2011 году Альфа-Банк продолжит увеличение своей доли на рынке «до востребования», а также на рынке общего привлечения. Так, к 2012 году, по прогнозам, его доля на рынке вкладов «до востребования» достигнет 5,85%, и в перспективе Альфа-Банк планирует бороться за 2 место по объемам привлечения средств в данном секторе. На рынке общего привлечения перед розничным блоком стоит непростая целевая задача — довести долю рынка до 2%. Планируется увеличение присутствия Альфа-Банка на рынке кредитования физических лиц и агрессивное расширение бизнеса в секторе потребительского кредитования, где планируется двукратное увеличение оборотов, а также рост портфеля кредитных карт и кредитов наличными. Кроме того, в 2011 году будет осуществлен ряд крупных проектов. Так например, завершается очень важный для Альфа-Банка проект по замене программного решения для работы с клиентами во всех отделениях. Впервые в истории Альфа-Банка разработка решения проводилась с привлечением сотрудников отделений, которые пользуются этим программным обеспечением. Программа станет гораздо быстрее и удобнее и сократит расходы Альфа-Банка на открытие отделений. Второй важный проект был начат в начале 2010 года и даст результаты в 2011 году. Он связан с внедрением системы управления базой клиентов (CRM) на операционном и аналитическом уровне. Что касается продуктовой линейки, будет продолжено развитие VIP-сегмента, открыты новые отделения А-Клуба, продолжится строительство VIP-модулей в регионах. Альфа-Банк также продолжит расширение функционала интернет-банка и увеличит на 20-25% число его пользователей. Кроме того, в первой половине 2011 года будет создан интернет-портал для сторонних пользователей. Это инновационный проект, который предполагает оказание услуг и предоставление некоторых решений, доступных клиентам Альфа-Банка, тем, кто ими не является. Он станет дополнительной ступенькой между Альфа-Банком и его новыми, потенциальными клиентами. В 2011 году планируется более ощутимая интеграция с компаниями «Альфа-Групп»: Евросетью, Билайн, X5 Retail Group. Сейчас в разработке находятся несколько проектов, которые могут быть реализованы в следующем году. И, наконец, расширится сотрудничество внутри самого Альфа-Банка, направленное на получение синергетического эффекта от совместной работы корпоративно-инвестиционного и розничного бизнесов. Это касается как реализации зарплатных проектов и проектов расчетно-кассового обслуживания, так и коллективного продвижения продуктов и услуг.
Структура корпоративного управления.
В ОАО «Альфа-Банк» существует три основных органа корпоративного управления: общее собрание акционеров, совет директоров и правление.см.рис.5
Рисунок 5. Структура корпоративного управления
Успех Альфа-Банка во многом обусловлен наличием сильной команды менеджеров, которые помимо выдающихся организаторских способностей обладают богатым опытом банковской деятельности как на международном уровне, так и внутри страны. Организационная структура и менеджмент показана на рис.6
Бизнес-блоки |
Корпоративно-Инвестиционный банк |
Розничный банк | ||
Корпоративно-Инвестиционный банк,М.Першин |
Корпоративно-Инвестиционный банк,И.Поз |
Корпоративно-Инвестиционный банк,Э.Кауфман |
Розничный бизнес А.Марей |
Рисунок 6. Организационная структура и менеджмент
Анализ деятельности ОАО «Альфа-Банк» на российском рынке банковских карт
В современных условиях
пластиковые карты получают все
большее распространение в
Пластиковые карты прочно вошли в нашу жизнь. Благодаря надежности и удобству в использовании они применяются во многих сферах коммерческой деятельности. Небольшой кусочек пластика, может исполнять роль универсального платежного инструмента, служить ключом доступа к управлению банковским счетом или использоваться в качестве удостоверения личности гражданина, работника предприятия. Дисконтные карты предоставляют своим владельцам определенные скидки. Они пользуются большой популярностью как средство поощрения постоянных клиентов и привлечения новых, и могут быть выпущены организацией, заключившей договор с торговой точкой или магазином. Клубные карты, подтверждающие права обладателей на льготы, привилегии или услуги, - надежный и распространенный способ идентификации членов разнообразных клубов, элитных дискотек, баров, ресторанов, баз отдыха.
По мнению аналитиков, рынок пластиковых карт в России находится еще на этапе становления. На первое января 2008 года выпущено 103019000 шт. банковских карт, на первое января 2009года – 119019000 шт..А на первое первое января 2010 года в стране числится более 132024000 шт.банковских карт- это на 13005000 шт.больше чем в 2009 году см.рис.7
Рисунок 7. Количество карт в России в 2008-2010гг.
О развитии банковских карт говорят не только количественные показатели, но и расширение ареала его применения. По статистике, в первой половине года с использованием пластиковых карт совершено 958 млн транзакций на общую сумму 9,3 трлн рублей. За год частота использования россиянами карт растет примерно на треть, хотя наблюдатели отмечают, что карта еще не стала для россиян привычным средством платежа. При этом все еще небольшое количество клиентов непосредственно рассчитывается с помощью пластиковых карт, многие предпочитают снимать деньги с карт в банкоматах». Тем не менее, российский рынок карт становится все более цивилизованным. Прежде всего - благодаря изменениям в отношении к этому продукту со стороны самих банков, которые делают возможности клиентов более комфортными - отменяют скрытые комиссии, увеличивают сроки действия карт и льготные периоды кредиток, расширяют список сервисов (таких как «мобильный банк», Интернет-банкинг) и сети банкоматов. Есть и встречное движение – в России практически не осталось супермаркетов, торговых центров и ресторанов, где нет возможности расплатиться банковской картой.
Рынок банковских карт неоднороден. В последнее время наибольшими темпами растет самый перспективный его сегмент - эмиссия кредитных карт. Например, по итогам прошлого года их количество увеличилось на 85%, в то время как дебетовых – лишь на 32%. Сегодня банки расширяют ряды обладателей пластиковых карт за счет двух основных источников - зарплатных проектов и потребительских кредитов с использованием пластиковой карты Рынок банковских карт в России изначально начинался с дебетовых продуктов, в то время как зарубежные рынки начинали с кредитов. Постепенно с ростом кредитной инициативы россиян доля дебетовых карт снижается. Впрочем, дебетовый сегмент по-прежнему расценивается участниками рынка как весьма перспективный. Во-первых, государство, озабоченное проблемой «черной» обналички и отмывания сомнительных денег, судя по всему, готово стимулировать рынок безналичных платежей и в парламентских кулуарах уже лежит несколько законопроектов на сей счет. Во-вторых, самим банкам выгодно стимулировать в клиентах тягу к зарплатным проектам, себестоимость обслуживания которых ниже цены классических кассовых операций. К тому же в условиях затягивания поясов на мировом рынке межбанковских заимствований так называемые «остатки на счетах» (то есть деньги, которые остаются лежать на вашем текущем счете) начинают представлять для банков все больший интерес в качестве удобных оборотных средств.
На сегодняшний день большую популярность у потребителей начинают набирать банковские карты, совмещенные с дисконтными или бонусными программами торговых и сервисных компаний. По данным международной платежной системы MasterCard, в США каждая вторая карта - совместная (кобрендовая), в Европе - каждая третья. Подавляющее число карт (59%) банки выпускают совместно с супермаркетами, на втором месте (9%) карточки для путешественников - с авиакомпаниями. В России каждая шестая карточка совместная, при этом у банков нет ни одного крупного проекта с супермаркетами, а популярнее всего карточки с авиаперевозчиками. Накопив достаточное количество бонусных баллов, их можно обменять на какие-то услуги, то есть вернуть часть потраченных с карты средств. Например программа «Аэрофлот Бонус» Количество карт 910 000.Из них 150 000карт- карты Альфа-Банка.
По данным РосБизнесКонсалтинга (далее РБК) на 1 января 2010года по количеству карт ОАО «Альфа-Банк» стоит на втором месте в России.
На сегодняшний день в ОАО «Альфа-банк» можно открыть кредитные и дебетовые карты. Динамика выпуска пластиковых карт ОАО «Альфа-Банк» представлена на таблице 2., а так же на рисунках 8 и 9.
Таблица 2
Показатель |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Выпущено пластиковых карт, тыс. шт. |
322,2 |
426,2 |
604,9 |
Кредитных карт, тыс.шт. |
113,2 |
173,8 |
365,2 |
Дебетовых карт, тыс.шт. |
209 |
239,7 |
272,4 |
В 2010 году количество кредитных карт резко увеличилось в связи с запуском проекта «Предодобренные кредитные карты» см.рис.8.
Рисунок 8. Динамика выпуска кредитных карт
Динамика выпуска дебетовых карт показана на рис.9.
Рисунок 9. Динамика выпуска дебетовых карт
Соотношения по типам платежных систем в 2010 году составили: 58% Visa; 42% - MasterCard см.рис.10
Рисунок 10. Соотношение платежных систем в выпущенных картах ОАО «Альфа-Банк» в 2010 г.
Кредитные карты это:
Кредитная карта предоставляется в рублях, долларах США или Евро.
Лимит кредитования по Кредитной карте восстанавливается в размере суммы погашения, таким образом, можно многократно использовать кредит по карте в пределах доступных средств и установленного лимита кредитования (возобновляемый тип кредита).
Для открытия кредитной карты клиенту необходимо обратиться в отделение банка. В отделение оформляется анкета-заявление.
Необходим паспорт и один из дополнительных документов:
Если клиент хочет получить кредит с более низкой процентной ставкой и более высоким лимитом кредитования, то необходимо предоставить также дополнительный документ, из следующего перечня:
Приложив к указанным документам Справку 2-НДФЛ, клиент будет иметь возможность получить кредит на еще более выгодных условиях.
Требования банка к клиенту
Ежемесячно до даты окончания платежного периода нужно вносить обязательный минимальный платеж, который составит 10% (или 1/10 часть) от суммы фактической задолженности по кредиту на дату формирования минимального платежа + сумма начисленных процентов. Сумма к погашению не может быть менее 320 рублей/10 долларов США/10 евро.