Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 22:55, отчет по практике
Переход к рыночной экономике требует от предприятия повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и т.д. Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу хозяйственной деятельности предприятий. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляются контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.
Введение…………………………………………………………………………………………..3
1 Технико-экономическая характеристика ОАО «Химпром»…...………………………………….6
1.1 Общие сведения об предприятии ОАО «Химпром»…..…………………………………..6
1.2 Основные технико-экономические показатели ОАО «Химпром»…………………….....9
2 Анализ финансовых результатов ОАО «Химпром»……………………………………...............15
2.1 Анализ прибыли ОАО «Химпром»……………………………………………...…….......15
2.2 Анализ рентабельности ОАО «Химпром»……………………………………………......18
3 Анализ финансового состояния и деловой активности ОАО «Химпром»……………..............23
3.1 Общая оценка динамики и структуры статей бухгалтерского баланса
ОАО «Химпром»……………………………………………………………………….........23
3.2 Анализ имущественного положения ОАО «Химпром»…………………………….……27
3.3 Анализ финансовой устойчивости ОАО «Химпром»…………………………...……….30
3.4 Анализ ликвидности баланса ОАО «Химпром»………………………………………….36
3.5 Анализ состояния дебиторской и кредиторской задолженности
ОАО «Химпром»……………………………………………………………………............40
3.6 Анализ деловой активности ОАО «Химпром»……………………………………….......42
Заключение…………………………………………………………………………………………....49
Литература………………………………………
Анализ состава, структуры и динамики балансовой прибыли ОАО «Химпром» приведен в таблице 2.
Таблица 2 – Анализ состава, структуры и динамики балансовой прибыли ОАО «Химпром» за 2008-2009гг.
Показатель |
Сумма, тыс. руб. |
Удельный вес, % | ||||
2008 |
2009 |
+;- |
2008 |
2009 |
+;- | |
Прибыль от продаж |
31348 |
19596 |
-11752 |
136,87 |
145,39 |
+8,52 |
Проценты к получению |
24 |
48 |
+24 |
0,10 |
0,36 |
+0,26 |
Проценты к уплате |
756 |
468 |
-288 |
3,30 |
3,47 |
+0,17 |
Прочие доходы |
724 |
778 |
+54 |
3,16 |
5,77 |
+2,61 |
Прочие расходы |
8436 |
6476 |
-1960 |
36,83 |
48,05 |
+11,22 |
Прибыль до налогообложения (балансовая) |
22904 |
13478 |
-9426 |
100,00 |
100,00 |
- |
Налоги из прибыли |
5175 |
3513 |
-1662 |
22,59 |
26,06 |
+3,47 |
Чистая прибыль |
15210 |
10057 |
-5153 |
66,41 |
74,18 |
+7,77 |
Данные таблицы 2 показывают, что изменилась структура прибыли: уменьшилась доля прибыли от продаж в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 4 %. Прочие доходы в 2009 году по сравнению с 2008 годом выросли на 2,61%. Прочие расходы увеличились на 11,22 %. Прибыль от продаж в отчетном году выросла на 8,52%.
Рисунок 1-Уровень балансовой прибыли ОАО «Химпром» за 2008-2009 гг.
По данным рисунка 1 видно, что общая сумма прибыли предприятия уменьшилась в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 9426 тыс. рублей.
Это было достигнуто за счет уменьшения прибыли от продаж на 11752 тыс. рублей.
Также увеличилась доля процентов к получению на 0,26%, доля процентов к уплате - на 0,17 %, доля прочих доходов - на 2,61 %, доля прочих расходов - на 11,22 %, доля налогов на прибыль - на 3,47 % и доля чистой прибыли - на 7,77 %.
Преобладающая часть прибыли предприятия получается от реализации продукции от основной деятельности. Прибыль от реализации продукции определяется как разница между валовым доходом от реализации продукции и суммой затрат на ее производство, налога на добавленную стоимость и аналогичных налогов, прочих расходов и отчислений, исключаемых из выручки.
Общая прибыль складывается из прибыли от реализации основной продукции, на которую специализируется предприятие, прибыли от прочей реализации и внереализационной прибыли. Поэтому, разрабатывая меры по увеличению прибыли как конечной цели предпринимательской деятельности, следует увеличивать все составляющие общей, балансовой прибыли.
Важнейшими факторами роста балансовой прибыли являются рост объема производства и продажи продукции, внедрение научно-технических разработок, повышение производительности труда, улучшение качества продукции.
2.2 Анализ рентабельности ОАО «Химпром»
Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. [3]
Показатели рентабельности представляют собой важнейшие экономические характеристики факторной среды формирования прибыли и дохода предприятия, поэтому они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия с различных позиций. Для анализа используют данные формы отчетности № 2-отчет о прибылях и убытках, № 1-бухгалтерский баланс.
Существует множество коэффициентов рентабельности. Их экономическое содержание определяется тем, какие показатели использованы в расчетах. Коэффициенты рентабельности характеризуют прибыльность, или доходность продукции, активов предприятия, собственного капитала и т. д.[16,с.189]
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.
Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) исчисляется путем отношения балансовой (Пб) или чистой прибыли (Пч) к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (З):
где Rз - рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек);
Пб – балансовая прибыль;
Пч – чистая прибыль;
З – сумма затрат по реализованной или произведенной продукции.
Она показывает,с колько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции. [3]
Рентабельность продукции рассчитывается как отношение прибыли от продаж продукции к полной себестоимости этой продукции. Этот показатель используют при контроле за прибыльностью (убыточностью) продукции.
Так как прибыль связана с себестоимостью и ценой продукции, то рентабельность продукции часто рассчитывают как отношение прибыли от продаж к выручке от продаж. Рентабельность продукции, рассчитанную таким образом, также называют рентабельностью продаж (оборота).
На уровень рентабельности продукции, исчисленной как отношение прибыли от продаж к выручке от реализации влияют изменение цены на продукцию и изменение себестоимости продукции.
Методом факторного анализа определяется влияние этих факторов на изменение рентабельности продукции. Для расчета используют модель:
где ОР – выручка от реализации продукции, товаров (работ, услуг);
С – себестоимость продукции.[16с.189]
Этот показатель очень важен для принятия текущих и стратегических решений. Указанный показатель в ходе анализа показывает рентабельность или убыточность производимой продукции, степень их рентабельности и убыточности. В рынке, где цель предпринимательской деятельности - получение максимума прибыли, предприятие после такого анализа должно принять соответствующее решение - избавиться от убыточных и малорентабельных изделий и, наоборот, увеличить высокорентабельные виды продукции. Если же отрасль дотационная или отдельные изделия дотируются, то следует сделать определенные корректировки.
Анализ рентабельности отдельных видов продукции, а также всей совокупности её, поможет выявить внутренние резервы снижения себестоимости продукции, пути повышения качества продукции для возможного соответствующего увеличения цен, что в любом случае повысит рентабельность продукции, а значит улучшить Финансовое, социально-экономическое положение предприятия отрасли.
Рентабельность (доходность) капитала исчисляется отношением балансовой (чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного, производственного капитала. [3]
В мировой практике для характеристики использования финансовых ресурсов используют показатель рентабельности вложений (активов). Рентабельность вложений в предприятие в общем виде определяется по стоимости всех активов, имеющихся у предприятия.
Рентабельность производственных активов (доходов) экономически тесно связана с рентабельностью реализации и ресурсоотдачей, что прямо указывает на пути повышения рентабельности: при низкой прибыли от продаж необходимо стремиться к ускорению оборота производственных активов.
Для факторного анализа рентабельности активов используют формулу:
Ракт=НП/А , (6)
где Ракт – рентабельность активов (вложений);
НП – прибыль до налогообложения:
А – среднегодовая стоимость всех производственных активов (итог баланса). [16,c.192]
Аналогично осуществляется анализ рентабельности совокупного капитала. Балансовая прибыль предприятия зависит от объема реализованной продукции, ее структуры, себестоимости, среднего уровня цен и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг.
Анализ рентабельности ОАО «Химпром» приведен в таблице 3.
Таблица 3 – Анализ рентабельности ОАО «Химпром» за 2008-2009 гг.
Показатель |
2008 г. |
2009 г. |
+, - |
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. |
595278 |
540913 |
-54365 |
Полная себестоимость проданной продукции, тыс. руб. |
563930 |
521317 |
-42613 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
31348 |
19596 |
-11752 |
Балансовая прибыль, тыс. руб. |
22904 |
13478 |
-9426 |
Среднегодовая стоимость совокупного капитала, тыс. руб. |
101951,5 |
112446,5 |
+10495 |
Окупаемость издержек, % |
5,56 |
3,76 |
-1,8 |
Рентабельность оборота (продаж), % |
5,27 |
3,62 |
-1,65 |
Рентабельность капитала (активов), % |
22,47 |
11,99 |
-10,48 |
Рентабельность производственной деятельности в 2009 году по сравнению с 2008 годом снизилась на 1,8% за счет снижения балансовой прибыли на 9426 тыс. рублей и за счет снижения затрат по реализованной продукции, что свидетельствует о снижении эффективности производственной деятельности. Рентабельности оборота снизилась на 1,65 % за счет уменьшения прибыли от продаж на 11752 тыс. рублей и снижения выручки от продаж на 54365 тыс. рублей. Это свидетельствует о снижении эффективности предпринимательской деятельности. Снизилась рентабельности капитала на 10,48 % за счет снижения балансовой прибыли на 9426 тыс. рублей и снижения стоимости совокупного капитала на 10495 тыс. рублей. Это свидетельствует о снижении доходности капитала предприятия.
Анализ рентабельности ОАО «Химпром» приведен в рисунке 2.
Рисунок
2 – Анализ рентабельности ОАО «Химпром»
за 2008-2009 гг.
Снижение показателей рентабельности свидетельствует, что снизилась эффективность производственной и предпринимательской деятельности и доходность капитала предприятия.
Увеличению показателей рентабельности способствует увеличение прибыли. Основными источниками резервов являются: увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение цен, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта , реализация в более оптимальные сроки.
Основными источниками резервов повышения уровня рентабельности продукции является увеличение суммы прибыли от реализации продукции, снижение себестоимости товарной продукции.
Необходимо сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции:
где Ri- уровень рентабельности отдельных видов продукции;
Цi- среднереализационная цена единицы продукции;
Сi- себестоимость единицы продукции. [14,с.524]
Необходимо также более детально изучить причины изменения среднего уровня цен и рассчитать их влияние на уровень рентабельности. Затем необходимо установить за счет каких факторов изменилась себестоимость единицы продукции и определить их влияние на уровень рентабельности. Такие расчеты делаются по каждому виду товарной продукции, что позволяет более точно оценить работу предприятия и полнее выявить внутрихозяйственные резервы роста рентабельности на анализируемом предприятии. [14,с.525-526]