Отчет по практики в отделении Сбербанка России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 20:46, отчет по практике

Краткое описание

Сбербанк России на сегодняшний день предлагает своим клиентам следующие услуги:
- размещение денежных средств во вклады;
- операции с ценными бумагами;
- кредитование;
- покупка и продажа иностранной валюты;
- предоставление в аренду индивидуальных сейфов для хранения документов и ценностей;

Содержание

Введение...................................................................................................................4
1 Кратка характеристика Сберегательного банка и основные направления его деятельности............................................................................................................6
1.1 Цель образования и правовая база...................................................................6
1.2 Организационная структура.............................................................................8
1.3 Управление банком...........................................................................................9
1.4 Функции отдельных подразделений и подотделов......................................10
2 Законодательные и нормативные документы банковской деятельности.....13
2.1 Общая характеристика современного банковского законодательства......13
2.2 Значение банковского законодательства......................................................14
3 Организация бухгалтерского учета в банке.....................................................15
3.1 Организация бухгалтерской работы и документооборота .........................15
3.2 Порядок формирования документов дня......................................................20
4 Кассовые операции.............................................................................................22
5 Расчетные операции...........................................................................................26
5.1 Виды счетов и порядок из открытия.............................................................26
5.2 Формы безналичных расчетов........................................................................29
5.2.1 Платежные поручения..................................................................................31
5.2.2 Платежные требования................................................................................33
5.2.3 Расчеты чеками.............................................................................................36
5.2.4 Расчеты аккредитивами...............................................................................39
6 Операции по корреспондентским счетам банков............................................40
7 Кредитные операции..........................................................................................43
7.1 Основные принципы кредитования...............................................................43
7.2 Основные условия кредитной политики.......................................................45
7.3 Кредитный портфель и его формирование...................................................46
7.4 Порядок предоставления кредита..................................................................47
7.5 Виды кредитов.................................................................................................50
8 Отчетность банка................................................................................................56
9 Анализ финансового состояния банка..............................................................59
9.1 Ликвидность банка и ее взаимосвязь с платежеспособностью...................59
9.2 Прибыль как показатель результативности банка.......................................64
9.3 Пассивы баланса..............................................................................................65
9.4 Нормативы, определяющие ликвидность и финансовое состояние банка.............................................................................................................................66
9.5 Экономические показатели Сбербанка России............................................69
10 Индивидуальный план согласно теме дипломной работы...........................71
Заключение.............................................................................................................72
Список литературы......................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

отчет по практике 4 курс.doc

— 411.00 Кб (Скачать файл)

- справка о постановке  предприятия на учет в пенсионном  и внебюджетном фондах;

- регистрационная карточка  статистических органов.

Все перечисленные документы сдаются либо главному главному бухгалтеру банка. После соответствующей экспертизы документов банк открывает предприятию расчетный счет (на соответствующем балансовом счете банка) с присвоением номера. Открытие расчетного счета в банке сопровождается заключением между предприятием и банком договора о расчётно-кассовом обслуживании.

В соответствии с названным договором банк берет на себя обязанности по своевременному комплексному расчетно-кассовому обслуживанию в соответствии с действующими нормативными документами (проведение расчетов, выдача денежных и расчетных чековых книжек, а также выписок из лицевых счетов, осуществление почтовых и телеграфных услуг и т. п., оказание консультационных услуг по вопросам ведения счетов и т. п.); по обеспечению сохранности всех денежных средств, поступивших на счет клиента, и возврата их по первому требованию клиента, по конфиденциальности информации о хозяйственной деятельности клиента; по сохранению коммерческой тайны по операциям клиента.

Клиент соответственно обязуется: соблюдать требования действующих нормативных актов, регулирующих порядок осуществления расчетных и кассовых операций; хранить все свои денежные средства только на счете в банке; представлять в банк в установленные сроки бухгалтерскую и статистическую отчетность, отвечающую требованиям Положения о бухгалтерском учете и отчетности, и другие документы, необходимые для организации расчетно-кассового обслуживания; предварительно в письменной форме уведомить банк о закрытии счета, а также, в обязательном порядке, об изменении организационно-правовой формы (с представлением в последующем соответствующих нотариально удостоверенных учредительных документов).

Поскольку расчетно-кассовое обслуживание клиентов осуществляется банками на платной основе, то в договоре предусматривается специальный раздел о стоимости услуг и порядке расчетов за них. В частности, в договорах предусматриваются плата за открытие счета, комиссионные за операции по расчетному счету (в процентах от суммы дебетового оборота или от количества и вида обрабатываемых документов), за кассовое обслуживание клиентов (в определенном проценте от суммы выдаваемой наличности). Некоторые банки в этот раздел включают размер процентной ставки, уплачиваемой ими за стабильный минимальный или средний остаток средств на расчетном счете клиента.

В договоре на расчетно-кассовое обслуживание предусматривается ответственность обеих сторон за невыполнение взятых на себя обязательств. Например, банк несет ответственность за несвоевременное или неправильное списание средств со счета клиента или зачисление банком сумм, причитающихся клиенту. Клиент несет ответственность за достоверность документов, представляемых для открытия счета и ведения операций по нему; за несвоевременное предоставление кассового прогноза на предстоящий квартал; за нарушение сроков оплаты услуг, оказываемых банком; за неполучение наличных денег, забронированных банком для него в день, указанный в заявке, и т. п.

В договоре фиксируются размеры штрафов за каждое из перечисленных нарушений как с одной, так и с другой стороны. В договоре предусматриваются порядок разрешения споров, срок его действия и особые или дополнительные условия.

 

 

5.2 Формы безналичных расчетов

 

Преобладающая часть платежного оборота приходится на расчеты по товарным операциям, т. е. на платежи за товары отгруженные, выполненные работы, оказанные услуги.

Остальная часть платежного оборота— это расчеты по нетоварным операциям, т. е. расчеты предприятий и организаций с бюджетом, органами государственного и социального страхования, кредитными учреждениями, органами управления, судом, арбитражем и т. д.

 Безналичные расчеты за товары  и услуги, а также в связи  с финансовыми обязательствами осуществляются в различных формах, каждая из которых имеет специфические особенности в характере и движении расчетных документов.

Форма расчетов представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, к числу которых относятся способ платежа и соответствующий ему документооборот.

Документооборот — это система оформления, использования и движения расчетных документов и денежных средств, куда входят: выписка грузоотправителем счета-фактуры и передача его другим участникам расчетов; содержание расчетного документа и его реквизиты; сроки составления расчетного документа и порядок предъявления его в банк, а также другим участникам расчетов; движение расчетного документа между учреждениями банков; порядок и сроки оплаты расчетного документа, перевода и получения денежных средств; порядок использования расчетного документа для взаимного контроля участников расчета и осуществления мер экономического воздействия.

В соответствии с действующим законодательством в современных условиях допускается использование следующих форм безналичных расчетов:

- платежные поручения;

- платежные требования-поручения;

- чеки;

- аккредитивы.

Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются ими самими в хозяйственных договорах (соглашениях).

Расчётные документы, используемые при действующих формах расчетов, принимаются Сбербанком к исполнению только при их соответствии стандартизированным требованиям и, следовательно, обязательно должны содержать следующие данные:

- наименование расчетного документа; номер расчетного документа, число, месяц, год его выписки;

- способ платежа;

- ИНН и наименование плательщика, номер его счета в банке, ИНН, БИК и банка плательщика, номер его корреспондентского счёта;

- ИНН, наименование получателя  средств, номер его счета в  банке, ИНН, БИК, наименование банка, номер корреспондентского счёта; назначение платежа (в чеке не указывается); сумма платежа (цифрами и прописью). Первый экземпляр расчетного документа должен быть обязательно подписан должностными лицами, имеющими право распоряжаться счетом в банке и иметь оттиск печати. Списание средств со счета плательщика производится только на основании первого экземпляра - расчетного документа.

Расчетные документы (кроме чеков) выписываются, как правило, с использованием технических средств в один прием под копирку. Чеки выписываются от руки чернилами или шариковыми ручками.

Расчетные документы принимаются банком к исполнению в течение операционного дня. В соответствии со сложившейся практикой в большинстве отделениях Сбербанков операционный день устанавливается с 9 до 15 часов. Документы, принятые банком от клиентов в операционное время, проводятся им по балансу в этот же день.

 

 

5.2.1 Платежные поручения

 

Платёжное поручение представляет собой письменное распоряжение владельца счета банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета (расчетного, текущего, бюджетного, ссудного) на счет другого предприятия — получателя средств в том же или другом учреждении банка.

Возможности применения в расчетах платёжных поручений многообразны. С их помощью совершаются расчеты в хозяйстве, как по товарным, так и по нетоварным операциям. При этом все нетоварные платежи совершаются исключительно платежными поручениями.

В расчетах за товары и услуги платежные поручения используются в следующих случаях:

- за полученные товары и оказанные  услуги (т. е. путем прямого акцепта товара) при условии ссылки в поручении на номер и дату товарно-транспортного документа, подтверждающего получение товаров или услуг плательщиком;

- для платежей в порядке предварительной  оплаты  услуг (при условии ссылки в поручении на номер договора, соглашения, контракта, в которых предусмотрена предварительная оплата);

- для погашения кредиторской  задолженности по товарным операциям;

- при расчетах за товары и  услуги по решениям суда и  арбитража;

- по арендной плате за помещения; платежи транспортным, коммунальным, бытовым предприятиям за эксплуатационное обслуживание и другие.

Расчетах по нетоварным операциям платежные поручения используются для:

- платежей в бюджет;

- погашения банковских ссуд  и процентов по ссудам; перечисления  средств органам государственного  и социального страхования;

- взносов средств в уставные  фонды при учреждении АО, товариществ  и т. п.;

- приобретения акций, облигаций, депозитных  сертификатов, банковских векселей; уплаты пени, штрафов, неустоек и т. д.

Платежное поручение выписывается плательщиком на бланке установленной формы, содержащем все необходимые реквизиты для совершения платежа, и представляется в банк, как правило, в 4 экземплярах, каждый из которых имеет свое определенное назначение:

1-й экземпляр используется в  банке плательщика для списания  средств со счета плательщика и остается в документах для банка;

4-й экземпляр возвращается плательщику  со штампом банка в качестве  расписки о приеме платежного  поручения к исполнению;

2-й и 3-й экземпляры платежного  поручения отсылаются в банк  получателя платежа; при этом 2-й экземпляр служит основанием для зачисления средств на счет получателя и остается в документах для этого банка, а 3-й экземпляр прилагается к выписке со счета получателя как основание для подтверждения банковской проводки.

Платежное поручение принимается банком к исполнению только при наличии достаточных средств на счете плательщика. Для совершения платежа может использоваться также ссуда банка при наличии у хозоргана права на ее получение.

После проверки банком правильности оформления поручения производится списание средств со счета плательщика.

Расчеты платежными поручениями имеют ряд достоинств по сравнению с другими формами расчетов: относительно простой и быстрый документооборот, ускорение движения денежных средств, возможность предварительной проверки плательщиком качества оплачиваемых товаров или услуг, возможность использовать данную форму расчетов при нетоварных платежах, что делает расчеты платежными поручениями наиболее перспективной формой расчетов.

 

 

5.2.2 Платежные требования

 

Платёжное требование представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании приложенных к нему отгрузочных и товарных документов стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

Платежное требование выписывается поставщиком на основании фактической отгрузки продукции или оказания услуг на стандартизированном бланке в 3 экземплярах и вместе с отгрузочными документами направляется в банк покупателя для оплаты. Возможен прием требований-поручений и на инкассо (в банке поставщика).

Инкассо — это банковская операция, посредством которой банк по поручению своего клиента получает причитающиеся ему денежные средства от других предприятий и организаций на основе расчетных, товарных и денежных документов. При инкассовой услуге банк поставщика сам пересылает платежные требования в банк плательщика через органы связи спецпочтой. При взаимной договоренности между поставщиком и покупателем и их банками в целях ускорения расчетов почтовая пересылка документов из банка поставщика в банк плательщика заменяется передачей их содержания по телефаксу. Инкассовые услуги банка поставщика предоставляются клиенту за комиссионное вознаграждение.

Поскольку инициатива в расчетах платежными требованиями исходит от поставщика, то оплата этих документов может быть произведена только с согласия (акцепта) покупателя. С этой целью поступившие в банк покупателя платежные требования регистрируются в специальном журнале и передаются банком непосредственно плательщику под расписку для акцепта.

Отечественная банковская практика знает разные формы акцепта: положительный и отрицательный, предварительный и последующий, полный и частичный.

Положительный акцепт — форма акцепта, при которой плательщик обязан по каждому расчетному документу, содержащему требование поставщика на оплату, заявить в письменной форме либо свое согласие на оплату, либо отказ от акцепта.

Отрицательный акцепт — форма акцепта, при которой плательщик письменно уведомляет банк только об отказе от акцепта. Не заявленные в обусловленный срок отказы расцениваются банком как согласие плательщика на оплату.

Предварительный акцепт означает, что плательщик свое согласие на оплату требования поставщика дает до списания денег с его счета. При этом расчетный документ считается акцептованным, если плательщик не заявил банку отказ в течение трех рабочих дней. При этом день поступления расчетного документа в банк в расчет не принимается. Оплата производится на следующий день по истечении срока акцепта.

Последующий акцепт предусматривает немедленную оплату расчетных документов по мере их поступления в банк в течение операционного дня банка. При этом за плательщиком сохраняется право заявления последующего отказа от акцепта в течение 3 рабочих дней.

Заявляемый плательщиком отказ может быть полным или частичным и обязательно должен быть мотивирован.

Традиционными мотивами отказов от акцепта являются: товар не заказан; счет бестоварный; товар ранее оплачен; отсутствует согласованная цена; отгрузка по ненадлежащему адресу, а также другие мотивы, связанные с нарушением договорных обязательств со стороны поставщика.

Информация о работе Отчет по практики в отделении Сбербанка России