Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 20:46, отчет по практике
Сбербанк России на сегодняшний день предлагает своим клиентам следующие услуги:
- размещение денежных средств во вклады;
- операции с ценными бумагами;
- кредитование;
- покупка и продажа иностранной валюты;
- предоставление в аренду индивидуальных сейфов для хранения документов и ценностей;
Введение...................................................................................................................4
1 Кратка характеристика Сберегательного банка и основные направления его деятельности............................................................................................................6
1.1 Цель образования и правовая база...................................................................6
1.2 Организационная структура.............................................................................8
1.3 Управление банком...........................................................................................9
1.4 Функции отдельных подразделений и подотделов......................................10
2 Законодательные и нормативные документы банковской деятельности.....13
2.1 Общая характеристика современного банковского законодательства......13
2.2 Значение банковского законодательства......................................................14
3 Организация бухгалтерского учета в банке.....................................................15
3.1 Организация бухгалтерской работы и документооборота .........................15
3.2 Порядок формирования документов дня......................................................20
4 Кассовые операции.............................................................................................22
5 Расчетные операции...........................................................................................26
5.1 Виды счетов и порядок из открытия.............................................................26
5.2 Формы безналичных расчетов........................................................................29
5.2.1 Платежные поручения..................................................................................31
5.2.2 Платежные требования................................................................................33
5.2.3 Расчеты чеками.............................................................................................36
5.2.4 Расчеты аккредитивами...............................................................................39
6 Операции по корреспондентским счетам банков............................................40
7 Кредитные операции..........................................................................................43
7.1 Основные принципы кредитования...............................................................43
7.2 Основные условия кредитной политики.......................................................45
7.3 Кредитный портфель и его формирование...................................................46
7.4 Порядок предоставления кредита..................................................................47
7.5 Виды кредитов.................................................................................................50
8 Отчетность банка................................................................................................56
9 Анализ финансового состояния банка..............................................................59
9.1 Ликвидность банка и ее взаимосвязь с платежеспособностью...................59
9.2 Прибыль как показатель результативности банка.......................................64
9.3 Пассивы баланса..............................................................................................65
9.4 Нормативы, определяющие ликвидность и финансовое состояние банка.............................................................................................................................66
9.5 Экономические показатели Сбербанка России............................................69
10 Индивидуальный план согласно теме дипломной работы...........................71
Заключение.............................................................................................................72
Список литературы......................................................................
Как правило, мотив отказа от акцепта должен быть подтвержден ссылками на соответствующие пункты договора между поставщиком и покупателем. Никаких споров между поставщиком и плательщиком по существу отказов от акцепта банк не рассматривает. В то же время как согласие на оплату, так и отказ от нее не лишает предприятий права на заявление друг другу претензий, которые рассматриваются судом или арбитражем по иску одной из сторон.
Для акцептования платежного требования плательщику дается 3 рабочих дня (не считая дня поступления его в банк плательщика).
При согласии оплатить полностью или частично платежное требование плательщик оформляет его подписями лиц, уполномоченных распоряжаться счетом в банке, и оттиском печати на всех экземплярах и сдает их в обслуживающий банк, из которых:
1-й экземпляр служит
2-й экземпляр высылается в банк поставщика, где служит основанием для зачисления средств на счет поставщика;
3-й экземпляр возвращается
При частичном отказе от оплаты в платежном требовании в графе “Сумма к платежу” плательщик проставляет ту сумму, которую согласен оплатить на расчетный счет поставщика.
В случае отказа полностью или частично оплатить платежное требование плательщик оформляет сопроводительное письмо (извещение) с мотивировкой отказа от акцепта. Если отказ частичный, то указанное сопроводительное письмо передается плательщиком в обслуживающий его банк вместе с оформленным платежным требованием для пересылки его вместе с последним в банк поставщика.
В случае полного отказа от акцепта платежное требование вместе с сопроводительным письмом об отказе в оплате возвращается плательщиком непосредственно поставщику, минуя банк.
5.2.3 Расчеты чеками
Чек — письменное распоряжение плательщика своему банку уплатить с его счета держателю чека определенную денежную сумму. Различают денежные чеки и расчетные чеки.
Денежные чеки применяются для выплаты держателю чека наличных денег в банке, например на заработную плату, хозяйственные нужды, командировочные расходы, закупки сельхозпродуктов и т. д.
Расчётные чеки — это чеки, применяемые для безналичных расчетов. Расчетный чек — это документ установленной формы, содержащий безусловный письменный приказ чекодателя своему банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Расчетный чек, как и платежное поручение, оформляется плательщиком, но в отличие от платежного поручения чек передается плательщиком предприятию-получателю платежа в момент совершения хозяйственной операции, который и предъявляет чек в свой банк для оплаты.
В платежном обороте Российской Федерации используются расчетные чеки единого образца с грифом “Россия”. Эти чеки используются в расчетах только на территории Российской Федерации.
Расчетные чеки с грифом “Россия” могут быть покрытыми и непокрытыми. Покрытые расчетные чеки— это чеки, средства по которым предварительно депонированы клиентом-чекодателем на отдельном счете, что обеспечивает гарантию платежа по данным чекам.
Непокрытые расчетные чеки— чеки, платежи по которым гарантируются банком. В этом случае банк гарантирует чекодателю при временном отсутствии средств на его счете оплату чеков за счет средств банка. Сумма гарантий банка, в пределах которой могут быть оплачены чеки, учитывается на счете в банке-гаранте.
В настоящее время согласно указаниям ЦБ РФ предусматривается использование в расчетах только покрытых расчетных чеков.
Для получения расчетных чеков клиент обращается в обслуживающий его коммерческий банк с заявлением по установленной форме, где указываются количество чеков и сумма общей потребности в расчетах чеками. На основании этих данных определяется лимит одного чека, который должен быть проставлен на оборотной стороне каждого чека. Заявление на выдачу чеков подписывается руководителем предприятия, главным бухгалтером и заверяется печатью.
Одновременно с заявлением клиент представляет в банк платежное поручение на перечисление заявленной денежной суммы с его расчетного счета.
Документооборот при расчетах чеками сводится в целом к следующему. Чекодатель при приобретении товаров, работ, услуг выписывает расчетный чек, проставляя в нем следующие данные:
- сумму платежа (цифрами и прописью);
- наименование получателя платежа; место выписки чека;
- дату совершения платежа (при этом месяц указывается прописью).
Выписанный чек заверяется подписью чекодателя непосредственно в момент совершения оплаты (вручения чека получателю платежа).
Предприятие, принимающее в оплату расчетный чек (чекодержатель), должно убедиться в следующем:
- сумма чека не превышает предельной суммы, обозначенной на его оборотной стороне и в чековой карточке;
- номер счета чекодателя, проставленный в чеке, соответствует обозначенному в чековой карточке;
- подпись чекодателя, проставленная в чеке, идентична подписи, проставленной в чековой карточке.
Представитель поставщика расписывается на обороте чека и проставляет оттиск штампа. Далее поставщик как чекодержатель может предъявлять этот чек в свой банк для получения платежа. Срок предъявления чека в банк — 10 календарных дней (не считая дня выписки).
Чекодержатель сдает чеки в банк при реестре в 4 экземплярах, который должен содержать полную информацию о чеках: номера чеков, счетов чекодателя и чекодержателя, а также обслуживающих их банков, сумму чеков. Реестр заверяется подписями двух первых лиц чекодержателя и печатью
Зачисление средств на счет чекодержателя производится обслуживающим его банком только после поступления средств от чекодателя и обслуживающего его банка. Расчеты между банками чекодателя и чекодержателя идут через РКЦ и Центральный банк России.
Наряду с использованием в расчетах чеков с грифом “Россия” на территории России для расчетов за товары (услуги) применяются чеки из лимитированных чековых книжек.
Лимитированная чековая книжка представляет собой сброшюрованные в виде книжки расчетные чеки (по 10, 20, 25 либо 50 листов), которые могут быть выписаны предприятием на общую сумму, не превышающую установленный по этой книжке лимит. Лимит чековой книжки ограничен суммой предварительно депонированных в банке средств на отдельном банковском счете. Депозит создается на основании представленных предприятием в банк заявления и платежного поручения о списании соответствующей суммы с его расчетного счета либо за счет банковского кредита.
Однако в отличие от прежнего порядка средства по таким чекам зачисляются получателю на основании кредитового авизо только после списания средств со счета чекодателя.
Это происходит следующим образом. Клиент, с которым рассчитались чеком из лимитированной чековой книжки, представляет его в свой коммерческий банк. Тот, в свою очередь, посылает чек почтой в банк плательщика. Там на основании этого документа составляется кредитовое авизо и отправляется обратно в банк клиента — получателя чека. Только тогда средства зачисляются на расчетный счет предприятию-поставщику.
5.2.4 Расчеты аккредитивами
Аккредитив — это поручение банка покупателя банку поставщика об оплате поставщику товаров и услуг на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя против представленных поставщиком соответствующих документов.
Аккредитив может быть предназначен для расчетов только с одним поставщиком. Срок действия аккредитива устанавливается в договоре между поставщиком и покупателем. При данной форме расчетов платеж совершается по месту нахождения поставщика. В отличие от других форм безналичных расчетов аккредитивная форма гарантирует платеж поставщику либо за счет собственных средств покупателя, либо за счет средств его банка.
Аккредитивы могут открываться двух видов: покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные). Покрытым считается аккредитив, при котором плательщик предварительно депонирует средства для расчетов с поставщиком. В этом случае банк плательщика (банк-эмитент) списывает средства с расчетного счета плательщика и переводит их в банк поставщика (исполняющий банк) на отдельный балансовый счет 40901 “Аккредитивы к оплате”.
6 Операции по корреспондентским счетам банков
В условиях существования множества коммерческих банков и их филиалов в экономике страны объективно необходимо установление взаимных связей между ними, которые реализуются через систему корреспондентских отношений.
Корреспондентские отношения, выражая определенную степень доверия между банками - корреспондентами, опосредуют реализацию взаимных поручений банков.
Корреспондентскими отношениями предусматривается большой набор взаимных банковских услуг. Межбанковские расчеты, являясь одним из видов отношений между банками, связаны в основном с выполнением поручений клиентов банков по переводу денежных средств на счета, открытые в других банках (оплата товаров, услуг и работ, осуществление нетоварных платежей), а также собственных операций банка. К организации межбанковских расчетов предъявляются высокие требования с точки зрения четкости их проведения, сокращения времени и трудоемкости совершения.
Корреспондентские отношения начинаются с открытия корреспондентского счета. Корреспондентский счёт – счёт, на котором отражаются расчёты, произведенные одним кредитным учреждением по поручению и за счёт другого кредитного учреждения на основе заключенного корреспондентского договора.
Счёт НОСТРО – это счёт нашего банка в банке-корреспонденте, а счёт ЛОРО – счёт банка-корреспондента у нашего банка. На этих счетах отражается взаимный зачёт поручений банков.
Взаимные расчеты между банками осуществлялись до последнего времени с использованием системы межфилиальных оборотов (МФО). Эта система расчетов между банками позволяла достаточно эффективно проводить учет и контроль данных операций и отражала процесс перераспределения средств между учреждениями банков в рамках единого банка, действующего на основе государственной собственности. Изменение формы собственности в банковском деле — создание акционерных и паевых банков — потребовало разграничения собственности и в сфере расчетов между банками.
Действующая система межбанковских расчетов базируется на осуществлении платежей через корреспондентские счета коммерческих банков, открытые в учреждениях Центрального банка Российской Федерации — расчетно – кассовых центрах (РКЦ), а также корреспондентские счета банков, открытые на основе прямых корреспондентских соглашений между банками.
Основной функцией расчетно-кассовых центров является проведение межбанковских расчетов с открытием корреспондентских счетов банков, а также проведение эмиссионно-кассовых и некоторых других операций.
Корреспондентские отношения между РКЦ и коммерческим банком оформляются корреспондентским соглашением. Плата за расчетное обслуживание коммерческих банков не взимается. Проценты на остатки средств на корреспондентском счете в РКЦ не начисляются.
Платежи с корреспондентских счетов (субсчетов) коммерческих банков (их филиалов) в РКЦ осуществляются в пределах остатка на корреспондентском счете (субсчете). Списание денег осуществляется на основе платежного поручения банка. Подкрепление корреспондентских счетов производится посредством зачисления на них средств, поступающих в адрес банка и его клиентов, привлечения межбанковских кредитов, в том числе получения кредитов Центрального банка России, зачисления инкассированной банком денежной выручки. Источником подкрепления корреспондентского субсчета филиала банка может быть также перевод средств с корреспондентского счета банка.
Банки обеспечивают своевременное поступление на свой корреспондентский счет (субсчет) средств в размерах, необходимых для проведения платежей. При недостатке средств на корреспондентском счете (субсчете) в РКЦ платежи с корреспондентского счета осуществляются в установленной очередности списания средств, а неоплаченные документы помещаются в картотеку просроченных; коммерческому банку направляется извещение о суммах неоплаченных документов. При наличии у коммерческого банка картотеки просроченных документов в течение пяти дней Центральный банк РФ предъявляет требования к коммерческому банку о пополнении остатка средств на корреспондентском счете в РКЦ. При невыполнении этих требований к коммерческому банку могут быть применены санкции вплоть до отзыва лицензии на осуществление банковских операций.
7 Кредитные операции
Кредит – это форма движения ссудного капитала, особая форма движения денег на условиях возвратности, срочности, платности. Термин «кредит» происходит от латинского «kreditum» (ссуда, долг), часто переводится как «верю, доверяю».
В соответствии со ст. 819 Гражданского кодекса РФ по кредитному договору банк обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за нее.
7.1 Основные принципы кредитования
Кредиты предоставляются клиентам на основании следующих принципов:
Информация о работе Отчет по практики в отделении Сбербанка России