Отчет по преддипломной практике в "Сбербанке России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 14:30, отчет по практике

Краткое описание

Целью написания данного отчета по практике является подведение итогов прохождения преддипломной практики в Сбербанке РФ.
Задачи прохождения практики:
• рассмотрение основных направлений деятельности Сберегательного Банк России;
• изучение основных показателей деятельности банка;

Содержание

Введение 3

1. Характеристика предприятия 4

2. Экономические показатели деятельности Сбербанка России 6

3. Организация кредитования малого бизнеса в Сбербанке 11

Заключение 26

Список литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 236.65 Кб (Скачать файл)

 

.3. Организация кредитования  малого бизнеса в Сбербанке

 

Традиционно бизнес разграничивает малые, средние и крупные предприятия. В банковской сфере эти формальности являются одним из основных критериев при определении условий и срока кредитования, размера процентной ставки, набора услуг и т.д.

 

Любая классификация призвана упростить и систематизировать процесс, в том числе и процесс кредитования. Конечно, при рассмотрении кредитной заявки Сбербанком к заемщикам осуществляется индивидуальный подход: изучается состояние документов, финансовые показатели, оценивается бизнес-план, перспективность направления и т. д. Однако кредитование малого бизнеса в Сбербанке в рамках специализированной программы малого и среднего бизнеса в Сбербанке осуществляется быстрее и проще, нежели кредитование крупных предприятий. Основное отличие в кредитовании предприятий среднего и малого бизнеса в Сбербанке от кредитования крупного бизнеса — более стандартизированный подход, наличие определенного числа программ с довольно четкими параметрами и требованиями к заемщикам. В то время как при работе с крупными заемщиками преобладает индивидуальный подход к запросам каждого конкретного клиента. К малому и среднему бизнесу Сбербанком применяются технологии, которые могут быть применимы только к этой категории клиентов, за счет такого подхода удается существенно сократить время рассмотрения заявки. Это обстоятельство играет на руку и банку, и заемщикам: банк экономят ресурсы (человеческие и финансовые), а предприниматели в предельно короткие сроки могут решить свои финансовые проблемы. Как правило, именно малые предприятия не имеют строгого бизнес-плана и нуждаются в «срочных» деньгах.

 

Поскольку, на данный момент в российском законодательстве нет четкого разграничения понятий «малый», «средний» и «крупный» бизнес. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» определяет три критерия отнесения предприятий к категориям: средняя численность работников за предшествующий календарный год, суммарная доля участия в уставном капитале и выручка от реализации товаров, работ и услуг.

 

Понятно, что для Сбербанка в первую очередь важны финансовые показатели. Однако эти предельные значения на данный момент еще не установлены Правительством РФ. А количество работников на предприятии, четко определенное в законе, не может служить достаточным аргументом. Поэтому принятие окончательного решения, к какой категории принадлежит предприятие, остается на усмотрение кредитной службы Сбербанка. И определяются Сбербанком исходя из собственного опыта, внутренних нормативных документов и стратегии определяют пороговые значения.

 

При отнесении заемщиков к категории малого и среднего бизнеса Сбербанк руководствуется показателями, общепринятыми в мировой практике, а именно: годовым оборотом предприятия и его потребностью в финансировании. В рамках программы развития малого и среднего бизнеса банк работает с предприятиями и индивидуальными предпринимателями с годовым оборотом до 500 млн. рублей и потребностью в финансировании до 75 млн. рублей.

 

Чем устойчивее и прозрачнее бизнес компании, тем лучше будут условия финансирования и ниже ставки для малого бизнеса, согласно кредитным программам Сбербанка. Крупные компании считаются менее рискованными и предлагаются более либеральные условия.

 

Отнесение предприятия к какой-либо категории является частью процесса кредитования малого бизнеса и не может служить поводом для отказа в обслуживании. Хотя с гигантами банку выгоднее и удобнее работать. Сбербанк может предложить крупному предприятию комплекс услуг и продуктов: зарплатные проекты, кредиты, размещение свободных средств на депозитах и т.д. Однако, как показывает практика, даже самые крупные предприятия не застрахованы от банкротства, дефолта и прекращения существования. Поэтому диверсификация портфеля становится одним из определяющих факторов при работе с клиентами. К тому же все издержки и риски работы с малым бизнесом компенсируются повышенной процентной ставкой.

 

Отнесение заемщика в ту или иную категорию, конечно, влияет на процентную ставку. Чем больше размер кредита, тем меньше процентная ставка. Плюс данную тенденцию подкрепляют риски. По наблюдению, малые предприятия менее стабильны, чем крупные, в их деятельности больше рисков.

 

Так, найдя «слабые» места в финансовых отчетах заемщика, Сбербанк может обезопасить себя, предложив соответствующую продуктовую линейку.

 

Кредитование малого бизнеса сегодня стало одним из приоритетных направлений деятельности Сбербанка. Долгое время это был нетронутый кусок и предприниматели, а также правительство сетовали на то, что кредитные организации не помогают российскому бизнесу встать на ноги.

 

Рынок 2008 года это уже далеко не рынок 2000 или 2005 года. И все происходящие сегодня процессы вполне объяснимы и закономерны: как и полагается, сначала были поделены между основными участниками самые аппетитные куски (ипотека, потребкредитование, корпоративный и средний бизнес), теперь осваиваются остальные.

 

Сложилось мнение, что кредитование малого бизнеса является достаточно рискованным и затратным. С одной стороны, для работы с данным сегментом банку необходимо иметь разветвленную филиальную сеть, отлаженную структуру обработки кредитных заявок, а также предлагать клиентам отвечающие рыночным требованиям кредитные продукты с гибкой залоговой политикой. С другой стороны, маржинальный доход при кредитовании предприятий малого бизнеса превышает доход от финансирования крупных корпоративных клиентов. К тому же крупные корпоративные заемщики практически все распределены между банками.

 

Широкое распространение кредитования малого и среднего бизнеса связано с тем, что развитие данного направления находится все еще на начальном этапе своего развития и сулит хорошие перспективы. Сбербанку крайне интересен сегмент МСБ в связи с тем, что крупные клиенты, как правило, уже «разобраны» банками и переманить их можно в основном только более низкими ставками. А МСБ — мобильный, активно развивающийся и быстрорастущий сегмент, поэтому компании с легкостью могут менять банк в случае нахождения более выгодных условий. Конкурентными же преимуществами банка при работе с МСБ становятся не ценовые условия, а специальные, ориентированные на него банковские продукты и сроки принятия решений. Рассмотрим более подробно, кредитование малого бизнеса в Сбербанке.

 

Сведения о динамике движения средств на рублевых расчетных кредитных, текущих счетах по отраслям в 2007 – 2008 гг. Сберегательном банке приведены в таблице 1.

 

Динамика движения средств на рублевых расчетных, кредитных, текущих счетах по отраслям в 2007 - 2008гг.

 
 
 
 
 
 

 

N п/п

 

Наименование отрасли

 
 
 
 
 

 

Кол-во клиентов

 

Среднедневной остаток, тыс. рублей

 

Кредитовый оборот, тыс. рублей


 
 
 
 
 
 
 
 

 

2007

 

2008

 

2007

 

2008

 

2007

 

2008



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

1.

 

Промышленность

 

192

 

200

 

74479

 

86648

 

5298271

 

6268174

 

2.

 

Строительство

 

148

 

198

 

14356

 

15972

 

1053913

 

1114740

 

3.

 

Торговля и общественное питание

 

1139

 

1139

 

21534

 

23210

 

1580875

 

1833815

 

4.

 

Транспорт

 

28

 

30

 

7178

 

7886

 

592828

 

653705

 

5.

 

Сельское хозяйство

 

328

 

350

 

10767

 

12079

 

856307

 

872003

 

6.

 

Связь

 

8

 

8

 

5383

 

5539

 

395220

 

479710

 

7.

 

Общественные организации

 

311

 

330

 

3367

 

3465

 

80768

 

92340

 

8.

 

Образование

 

23

 

23

 

1256

 

1492

 

153211

 

195800

 

9.

 

Здравоохранение

 

32

 

37

 

2691

 

2969

 

301944

 

331584

 

10.

 

Сфера услуг

 

11

 

16

 

192

 

598

 

39521

 

43473

 

11.

 

Предприниматели без образования индивидуальных предпринимателей

 

926

 

986

 

21613

 

24940

 

539030

 

663082

 

12.

 

Прочие

 

54

 

59

 

8078

 

8312

 

2315390

 

2375798

 

 

ИТОГО:

 

3200

 

3376

 

170894

 

193110

 

13207 278

 

14924224


 

Усоскин В. М. Кредитная политика банка: анализ и выбор // Банковские технологии. - № 8. – 2008

 

В таблице 1 приведены данные о количестве клиентов представителей малого бизнеса Сберегательного банка в 2007-2008 годах.

 

Так в 2008 году число клиентов возросло по сравнению с 2007 годом с 3200 до 3376 клиентов, то есть на 5,5%, в том числе:

 

 

в промышленности на 8 или 4,17%;

 

 

в строительстве на 50 или 33,78%;

 

 

на транспорте на 2 или 7,14%;

 

 

в сельском хозяйстве на 22 или 6,7%;

 

 

в общественных организациях на 19 или 6,11%;

 

 

в здравоохранении на 5 или 15,62%;

 

 

сфере услуг на 5 или 45,45%;

 

 

прочих на 5 или 9,26%.

 

 

 

Существенно произошло увеличение клиентов – предпринимателей без образования индивидуальных предпринимателей – на 60. Это составляет 6,48%.

 

Анализ данных позволяет сделать вывод о развитии почти всех секторов экономики.

 

Но заметнее этот рост наблюдался в строительстве (33,78%), активно развивалась сфера услуг (45,45%). На 15,62% увеличилось число клиентов в здравоохранении. Неизменным количество клиентов осталось в торговле и общественном питании, а также в связи.

 

На рисунках 8 и 9 приводится количество клиентов по отраслям в 2007 - 2008 году.

 

 

Рис. 8. Количество клиентов по отраслям в 2007 г.

 

 

Рис. 9. Количество клиентов по отраслям в 2008 г.

 

Важнейшей характеристикой финансовой стабильности предприятий является среднедневной остаток.

 

В таблице 1 приведены абсолютные значения среднедневных остатков по отраслям в 2007-2008 годах, а в таблице 2 – динамика изменения среднедневных остатков в абсолютном выражении и в процентах.

Информация о работе Отчет по преддипломной практике в "Сбербанке России"