Оценка рынка ипотечного кредитования РФ (на примере ОАО Сбербанк России отделение №4682)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 11:37, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы заключается в анализе системы ипотечного кредитования в Нефтекамском отделении №4891 Сбербанка России и выявление основных проблем, сдерживающих ее развитие на современном этапе и возможностей их решения.
В рамках поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть сущность ипотеки и ипотечного кредитования;
- выявить состояние ипотечного кредитования в России;
- рассмотреть методику предоставления ипотечного кредита в РФ;
- проанализировать систему ипотечного кредитования Нефтекамского отделения №4891 Сбербанка России;
- рассмотреть влияние кредитного риска на ипотечное кредитование;
- раскрыть проблемы развития ипотечного кредитования;
- предложить пути оптимизации ипотечной деятельности в России.

Содержание

Введение
1Теоретические аспекты ипотечного кредитования в современной России
1.1 Понятие ипотеки и ипотечного кредитования
1.2Современное состояние ипотечного кредитования в России
1.3 Методика предоставления ипотечного кредита
2 Анализ системы ипотечного кредитования Нефтекамского отделения №4891 Сбербанка России8
2.1 Основные характеристики ОАО Сбербанка России8
2.2 Анализ ипотечного кредитования в Нефтекамском отделении №4891 Сбербанка России
2.3 Оценка ипотечного портфеля рынка жилья г. Нефтекамска
3Проблемы и пути оптимизации системы ипотечного кредитования
3.1 Влияние кредитных рисков на ипотечное кредитование в ОАО Сбербанке России
3.2 Проблемы ипотечного кредитования в России
3.3 Пути оптимизации ипотечной деятельности в России
Заключение
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 1,014.00 Кб (Скачать файл)

Среди макроэкономических факторов, сдерживающих интенсивное развитие ипотечного кредитования в России, можно назвать следующие:

- низкий уровень  жизни населения. Среднедушевые  денежные доходы населения и  среднемесячная начисленная заработная  плата составляют всего около  двух прожиточных минимумов, а  размер пенсий по старости практически соответствует прожиточному уровню. Низкий уровень жизни основной части населения не позволяет говорить о возможности приобретения жилья иначе, как с применением механизмов ипотеки, активного участия государства в формировании программы доступного жилья.

Анализ доходов  населения и сложившихся цен  на рынке жилья показывает, что  сегодня без ипотечного кредитования лишь 1-1,2% населения обладают платежеспособным спросом для приобретения недвижимости; еще 0,3-0,5% населения обеспечиваются объектами недвижимости за счет средств бюджетов всех уровней. В тоже время развитие массового ипотечного кредитования без какой-либо поддержки со стороны государства увеличит платежеспособный спрос населения для приобретения жилья по социальным нормам в 5-6 раз и для улучшения жилищных условий в 10-12 раз;

- небольшой размер  государственного субсидирования  для обеспечения доступности  ипотечного кредита для населения.  Из-за высоких цен на недвижимость  большая часть населения не  может воспользоваться ипотечными кредитами;

- высокие процентные  ставки в связи, с чем ипотечное  кредитование в России не становится  массовым, и большинство россиян  не могут воспользоваться ипотекой  для решения своих жилищных  проблем. Во многом причиной  высоких процентных ставок по ипотечным кредитам является высокая стоимость долгосрочных средств для банков, а также риски ипотечной сделки, которые закладывают кредитные организации;

- ужесточение требований  к заемщикам и отмена (приостановление)  некоторыми банками программ ипотечного кредитования. Кризисные явления послужили причиной ужесточения кредитными организациями требований к андеррайтингу заемщика, что выражается в увеличении первоначального взноса по ипотечному кредиту и минимального возраста заемщика;

- отсутствие источника «длинных денег» в экономике. Принцип работы «длинных денег» на рынке ипотечного кредитования позволяет покупателям стать собственниками недвижимости на условиях отсрочки платежа. Для этого в стране должны существовать источники формирования «длинных денег»;

- сложность привлечения  необходимых ресурсов для долгосрочного  ипотечного кредитования. Слишком  «короткие» и дорогие ресурсы  сильно ограничивают возможности  российских банков при ипотечном  кредитовании. Ни один банк не  в состоянии формировать свой кредитный портфель из долгосрочных кредитов, опираясь при этом на краткосрочные источники. Несоответствие банковских активов и пассивов по срокам, объемам и ставкам рано или поздно приводит банк к потере ликвидности и банкротству.

- отсутствие развитого рынка финансовых ипотечных инструментов. Важнейшим свойством ценных ипотечных бумаг по сравнению с другими ценными бумагами является их надежность, обеспеченная высокой ликвидностью залогов жилой и нежилой недвижимости;

- неразвитость инфраструктуры  рынка жилья и жилищного строительства. Традиционными участниками жилищного рынка являются строительные компании, банки, производители строительных материалов, страховые компании, риэлтерские и оценочные агентства.

При фактическом наличии  данных структур в России не отлажена технологическая схема их взаимодействия и, как следствие, невысока эффективность системы в целом, завышены расходы при совершении сделок;

- психологические  факторы, главным из которых  является национальная особенность  большинства населения - нежелание жить в долг;

- непрозрачные источники  доходов граждан [34, c. 45].

Таким образом, существует масса проблем, которые сдерживают развитие ипотечного кредитования в  России.

В следующей главе  рассмотрим пути решений, возникших  проблем и направления по развитию системы ипотечного кредитования.  

3.3 Пути оптимизации  ипотечной деятельности  в России 

Ипотечный рынок во всем мире работает по двум направлениям: выдача

кредитов и их рефинансирование. Уникальность этого рынка заключается  в том, что он является связующим звеном между двумя огромными экономически важными сегментами: рынком недвижимости и финансовым рынком. На сегодняшний день в мировой практике существует множество инструментов ипотечного кредитования, а также несколько механизмов, с помощью которых кредитные учреждения рефинансируют выданные средства, например: выпуск ипотечных ценных бумаг, создание ипотечных паевых инвестиционных фондов или их аналогов.

Под системой ипотечного кредитования подразумевается создание соответствующих институтов и отработанных механизмов, которые бы обеспечили возможность эффективного ипотечного кредитования[32, c. 23].

Для формирования слаженной  и эффективно функционирующей системы  ипотечного кредитования в первую очередь  необходима действующая система  ипотечных кредитных институтов, включая банки и другие ипотечные кредитные учреждения, непосредственно осуществляющих ипотечные кредитные операции. Эффективность функционирования данной системы в значительной степени зависит от уровня развития инфраструктуры, включающей систему регистрации оборота недвижимого имущества, систему профессиональной оценки стоимости недвижимого имущества, страховые компании, а также институты, организующие деятельность на вторичном рынке ипотечных ссуд, и некоторые другие элементы.

Ставя задачу создания целостной рыночной системы ипотечного жилищного кредитования, ориентированной, прежде всего на использование эффективных стандартных финансовых механизмов, необходимо учитывать возможность применения схем жилищного финансирования, направленных на использование местных ресурсов и отражающих специфику отдельных регионов. В переходных условиях формирования и создания системы ипотечного жилищного кредитования такие схемы могут помочь решению жилищной проблемы определенной части населения, хотя в силу ограниченности местных ресурсов, их ориентации на региональные особенности масштабы их реализации лимитированы [11, c. 28].

Главная цель - создать  работающую систему обеспечения  доступным по стоимости жильем российских граждан со средними доходами, основанную на рыночных принципах приобретения жилья на свободном от монополизма жилищном рынке за счет собственных средств граждан и долгосрочных ипотечных кредитов.

Ипотечные отношения  обладают огромным потенциалом, в полной мере не реализующимся в жилищной сфере, хотя именно эти отношения являются тем действенным средством, которое позволяет решить ряд насущных задач:

- обеспечить долговременную  и прочную интеграцию рынка  недвижимости и финансового рынка;

- обеспечить щадящий  режим приобретения жилья гражданами;

- повысить инвестиционную  активность в капитальном строительстве  [41, c. 58].

В условиях кризиса  имеются три основные стратегии  привлечения банками финансовых ресурсов для ипотечного кредитования:

- ориентация на  «депозитные» источники кредитных ресурсов (депозиты населения и юридических лиц);

- ориентация на  «кредитные» источники (кредитные  линии российских и иностранных  кредитных организаций, средства  институциональных инвесторов, целевые  облигационные займы);

- ориентация на  «государственные» источники (целевые средства государства на ипотечное кредитование).

В настоящее время  кредиты, предлагаемые банками на приобретение жилья, доступны ограниченному кругу  лиц. Создание системы ипотечного кредитования со встроенными юридическими и экономическими механизмами ограничения рисков, мобилизации финансовых ресурсов способно существенно удешевить ипотечные кредиты и превратить их в эффективное средство решения жилищной проблемы для граждан России.

Деятельность субъектов  ипотечного рынка, в первую очередь граждан-заемщиков и банков-кредиторов, особенно в период формирования и становления системы ипотечного жилищного кредитования, без специальных мер поддержки муниципалитета практически невозможна.

От внедрения административных основ системы ипотечного кредитования выигрывает территория в целом. Муниципальные органы стимулируют процесс жилищного строительства, а значит, и рост налоговых поступлений, но в то же время минимизируют свои риски, получая при невыполнении гражданином условий кредитования для нужд города либо новую квартиру, либо квартиру повторного заселения.

Развитие ипотечного жилищного кредитования населения  как целостной системы, с одной  стороны, и как составной части  рыночной экономики - с другой, должно строиться на следующих основополагающих принципах:

- система ипотечного  жилищного кредитования должна  быть воспроизводима в любом  регионе страны. Темпы и масштабы  внедрения ипотеки в тех или  иных регионах определяются не  столько субъективными факторами  наличия или отсутствия политической  воли у руководства региона, а объективной экономической ситуацией, наличием платежеспособного спроса на жилье и его предложением;

- одним из ключевых  требований является обеспечение  доступности ипотечных кредитов  для групп населения не только  с высокими, но и со средними доходами. При этом система должна носить рыночный, а не дотационный характер, быть полностью прозрачна и понятна всем участникам процесса ипотечного кредитования;

- обязательное условие  - постоянное развитие системы,  опора на эффективное использование привлеченных финансовых ресурсов граждан, коммерческих банков-кредиторов, инвесторов, а не на финансирование со стороны государственного бюджета;

- при создании системы  ипотечного жилищного кредитования  в России необходимо учитывать  имеющийся международный опыт. Вместе с тем следует исходить из российских макроэкономических условий и законодательной базы, принимать во внимание то, что население России пока еще с настороженностью воспринимает ситуацию длительной зависимости от банка-кредитора при ипотечном кредитовании;

- особое требование - многовариантность, незамкнутость  системы;

- исключительно важным  аспектом государственной политики, направленной на развитие ипотечного  кредитования, является формирование  макроэкономических условий и  институциональной среды, способствующих повышению доступности ипотечных кредитов для заемщиков. Имеется в виду комплекс мер по контролю за уровнем инфляции, динамикой обменного курса рубля, по снижению процентных ставок, реструктуризации банковской системы, развитию нормативно-законодательной базы;

- решение жилищной  проблемы и координация деятельности  всех субъектов рынка жилья  в существенной мере зависит  от деятельности органов исполнительной  власти на всех уровнях. В  связи с этим возрастает роль  региональных и местных органов власти на этапе создания системы ипотечного кредитования[13, c. 25].

Становлению и поступательному  развитию системы долгосрочного  ипотечного жилищного кредитования мешает целый ряд проблем:

- высокие ставки  рефинансирования;

-высокая стоимость кредитных ресурсов коммерческих банков; отсутствие вторичного рынка закладных (ипотечных кредитов);

- высокая стоимость  кредитов для заемщика;

- недостаточное развитие  оценочного и страхового дела;

- несовершенство законодательства;

- неэффективность системы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в учреждениях юстиции;

- отсутствие специализированных  ипотечных банков;

- отсутствие эффективных  механизмов ограничения рисков  банков и покрытия со стороны  государственных органов; 

- низкие доходы преобладающей части населения по сравнению со стоимостью жилья;

- недостаток бюджетных  средств для предоставления жилищных  субсидий социально незащищенным  гражданам, которые позволили  бы снизить кредитную нагрузку  при приобретении жилья; 

- несовершенство налогообложения, недостаточное количество стимулов для вложения гражданами средств в жилье [26, c. 46].

Эксперты предлагают следующие основные направления  решения указанных проблем:

- создание и внедрение  универсального механизма обеспечения  притока долгосрочных финансовых ресурсов;

- создание равных  условий для свободной конкуренции  между субъектами рынка ипотечных  кредитов;

Информация о работе Оценка рынка ипотечного кредитования РФ (на примере ОАО Сбербанк России отделение №4682)