Оценка рыночной стоимости государственных ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 11:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть особенности государственных ценных бумаг.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы государственных ценных бумаг;
2. Выявить основные подходы к выпуску и обращению ценных бумаг

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….3
Теоретическая часть……………………………………………..…..….….4
1. Понятие государственных ценных бумаг и их функции …………………....4
2. Общие условия выпуска и размещения государственных ценных бумаг….7
3. Порядок выпуска государственных ценных бумаг………………………....10
4. Особенности исполнения обязательств по государственным ценным бумагам…………………………………………………………………………..13
5. Технология размещения государственных ценных бумаг…………………14
6. Описание видов ценных бумаг региональных органов государственной власти…………………………………………………………………………….20
Практическая часть………………………………………………..….….22
Заключение…………………………………………………………………..….34
Список литературы……………………………………………………………..35

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYa_Semakina_OTsB.docx

— 103.09 Кб (Скачать файл)

Такие меры реально способствовали бы преодолению психологического фактора у населения, пережившего аннулирование государственного долга царской России; массовые добровольно – принудительные займы; послевоенный обмен облигаций по регрессивному соотношению; замораживание долга в 1957 г.; обесценение инвестированных в государственные долговые обязательства средств в условиях реформирования российской экономики; наконец, замораживание долга по ГКО-ОФЗ и августе 1998 г.

Для российского инвестора, знающего много случаев неисполнения государством своих обязательств, вовсе недостаточно общего указания в Бюджетном кодексе РФ, что федеральные и региональные органы власти обеспечивают свои долги всем находящимся в их собственности имуществом.

Наряду с безусловным выполнением государством своих обязательств успешному размещению займов среди потенциальных инвесторов способствует их широкая диверсификация по видам выпускаемых ценных бумаг, срокам их обращения, доходности, способам выплаты дохода, каналам реализации государственных бумаг, их доступность для массового инвестора, ликвидность государственных долговых обязательств.

Под ликвидностью государственного долгового обязательства понимается способность ценной бумаги к быстрой её реализации и превращению в денежные средства без существенных потерь для держателя на колебаниях рыночной стоимости и издержках на ее реализацию.

В глазах инвестора ликвидность долгового обязательства повышается, если государство в условиях финансовой нестабильности устанавливает право уплаты ценными бумагами налоговых платежей, расчетов за поставляемую продукцию из государственных фондов, широкого залога долговых обязательств в кредитных учреждениях.

Диверсификация государственных займов обеспечивает вовлечение в орбиту государственного долга средств многочисленных слоев инвесторов из числа юридических и физических лиц. Займы с разнообразными условиями выпуска и обращения способны привлечь интерес широкого круга кредиторов государства, различающихся по уровню благосостояния и доходов, экономическим интересам и целевым установкам.

Минфин РФ, учитывая, что рынок государственных ценных бумаг относится к числу развивающихся рынков, проводит политику ограничения эмиссии большого разнообразия предлагаемых инвесторам финансовых инструментов. Экономической основой такой политики является желание избежать увеличения доходности по вновь предлагаемым долговым обязательствам и связанных с этим повышенных бюджетных расходов на обслуживание государственного долга, а также излишней конкуренции между финансовыми инструментами одного и того же эмитента.

 

3.  Порядок выпуска  государственных ценных бумаг.

 

Одной из форм государственного кредита выступают государственные займы, при которых свободные денежные средства населения и юридических лиц привлекаются на финансирование государственных потребностей путем выпуска и реализации облигаций и других ценных бумаг.

В соответствии со ст. 75 Конституции РФ порядок выпуска государственных займов РФ определяется на основе федерального закона.

В последнее время на рынке ценных бумаг важное место заняли Государственные облигации, эмитентом государственных облигаций выступает правительственный орган — Министерство финансов РФ.

Наиболее распространенными видами облигаций являются:

1. Государственные краткосрочные  бескупонные облигации (ГКО). Решение  о выпуске ГКО принимает Министерство  финансов РФ. При принятии решения  о выпуске определяются предельный  объем, период его размещения  и потенциальные владельцы. Банк  России является агентом (агент — организация или лицо, уполномоченное кем-нибудь (организацией, предприятием) для выполнения служебных поручений) по обслуживанию выпуска ГКО и гарантирует своевременность их погашения.

Облигации приобретаются Банком России у Министерства финансов РФ в пределах лимита, определяемого Законом о государственном бюджете. Банк России приобретает облигации на первичном рынке у Министерства финансов РФ в двух случаях:

1) при принятии решения  Советом директоров Банка России  о предоставлении Министерству  финансов РФ прямого краткосрочного  кредита в виде покупки облигаций; 
2) при предоставлении кредита на покрытие кассовых разрывов, возникающих в процессе выпуска и погашения облигаций.

По поручению Министерства финансов РФ Банк России осуществляет продажу государственных облигаций на первичном рынке через коммерческие банки, куплю-продажу облигаций на вторичном рынке от своего имени и за свой счет, а также операции по погашению облигаций по поручению Министерства финансов РФ. Заключение сделок по купле-продаже облигаций на первичном и вторичном рынке, расчеты по ним организуются Московской межбанковской валютной биржей (ММВБ) на основании соглашения между Банком России и Межбанковской валютной биржей.

Реализация этих облигаций производится посредством проведения аукционов (на первичном рынке) или торгов на вторичном рынке облигаций.

Государственные краткосрочные облигации не изготавливаются в виде бумажных бланков. Каждый выпуск оформляется сертификатом, хранящимся в Банке России. Погашение их производится в безналичной форме путем перечисления владельцам облигаций номинальной стоимости на момент погашения.

Доходом по ГКО считается разница между номинальной ценой и ценой покупки.

Выпускаются облигации Государственного сберегательного займа РФ. Эмитентом облигаций является Министерство финансов РФ. Облигации выпускаются сроком на 1 год на предъявителя. Каждая облигация имеет 4 купона по 3 месяца. Процентный доход по купону определяется Министерством финансов РФ. Продажа облигаций осуществляется банками по рыночным ценам.

При погашении облигаций владельцам выплачивается номинальная стоимость облигации и процентный доход по последнему купону.

Покупатель облигации выступает как кредитор, поскольку эмиссия облигаций является формой заимствования денежных средств. Однако кредит, предоставляемый путем приобретения облигаций, отличается от банковского кредита двумя важными обстоятельствами.

1. При выпуске облигационного  займа коммерческий банк выступает  не кредитором, а, как правило, лишь  посредником, действующим по поручению  другого юридического лица. 
2. В приобретении выпущенных облигаций в качестве кредитора принимают участие значительное число юридических и физических лиц, а не один клиент.

Облигации правительства выпускаются для реализации двух основных целей:

1) для финансирования  текущего бюджетного дефицита; 
2) эмиссия облигаций правительства практикуется в целях погашения ранее выпущенных правительством облигационных займов.

Эмитентом государственных облигаций является Министерство финансов РФ.

Наконец, государство может эмитировать облигации лотерейного типа, когда доход выплачивается в форме выигрышей по отдельным облигациям при проведении тиража выигрышей.

 

 

 

 

 

 

 

4. Особенности  исполнения обязательств по государственным  ценным бумагам.

Способы, порядок и источники финансирования расходов по обслуживанию обязательств Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, возникших в результате эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, регулируются бюджетным законодательством Российской Федерации.

Страхование ответственности эмитента за исполнение обязательств по государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и муниципальным ценным бумагам

1. В случаях, предусмотренных  Генеральными условиями или условиями  эмиссии ценных бумаг субъектов  Российской Федерации и муниципальных  ценных бумаг, эмитент имеет право  осуществить страхование ответственности  за исполнение обязательств по  указанным ценным бумагам в  соответствии с гражданским законодательством  Российской Федерации.

Информация о страховании ответственности должна содержаться в решении о выпуске.

2. В случаях, предусмотренных  Генеральными условиями или условиями  эмиссии ценных бумаг субъектов  Российской Федерации или муниципальных  ценных бумаг, допускается установление  перечня имущества, подлежащего  реализации для исполнения обязательств  по указанным ценным бумагам.

В Генеральных условиях или в условиях эмиссии должен быть определен порядок взаимодействия эмитента и органа, уполномоченного осуществлять управление собственностью соответствующего уровня, по вопросам, связанным с реализацией указанного имущества.

Информация о перечне указанного имущества должна содержаться в решении о выпуске.

 

 

 

 

5. Технология размещения  государственных ценных бумаг.

За неделю до начала торгов эмитент (Министерство финансов РФ) сообщает объем выпуска. После этого, до начала аукциона, участники подают заявки на приобретение облигаций. В каждой i-й заявке указывают число приобретаемых ГКО (Ni) и цену покупки (Pi). Перед самым началом аукциона все заявки ранжируются по цене

В ходе аукциона вычисляется стоимость поданных заявок нарастающим итогом, начиная с заявки с наибольшей ценой. Как только суммарная стоимость заявок достигнет предельной величины (Qотс), устанавливаемой Минфином РФ (в частности, объявленного объема выпуска), проводится так называемая черта отсечения. Заявки, оказавшиеся выше черты отсечения, удовлетворяются по заявленной цене. Заявки, оказавшиеся ниже черты отсечения, не удовлетворяются. Черта отсечения определяет цену отсечения (Ротс), которая, в свою очередь, устанавливает дисконт по размещаемому выпуску ГКО, а следовательно, и доходность облигаций к погашению (dгко): 

где N — номинальная стоимость ГКО (100 %);

m — число дней до погашения данного выпуска ГКО.

 

 Операции по ведению реестра владельцев ценных бумаг.

Правила обращения именных ценных бумаг предусматривают ведение реестра их владельцев. Реестр ведет либо сам эмитент, либо по договору с ним — другое юридическое лицо (держатель реестра, регистратор). Если число владельцев ценных бумаг превышает 500, то в соответствии с законодательством РФ держателем реестра должна быть независимая специализированная организация.

Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг предусматривает осуществление целого ряда операций. Основными среди них являются: сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных, обеспечивающих идентификациювладельцев ценных бумаг и учет их прав в отношении зарегистрированных на их имя бумаг. Эти данные составляют систему ведения реестра владельцев ценных бумаг.

Реестром владельцев ценных бумаг называют часть системы ведения реестра, представляющую собой список зарегистрированных владельцев с указанием количества, номинальной стоимости и категории принадлежащих им ценных бумаг. Реестр составляется по состоянию на любую конкретную дату (например, на дату проведения общего собрания акционеров). Лица, осуществляющие деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, именуются держателями реестра (регистраторами). Регистраторами могут быть только юридические лица. Осуществление деятельности по ведению реестра не допускает ее совмещения с другими видами профессиональной деятельности на РЦБ.

Операции, проводимые на вторичном рынке ценных бумаг

 

 Условия успешного проведения операций.

Данный раздел посвящен операциям на вторичном РЦБ. Так как товаром на форвардном рынке являются также ценные бумаги, но с отсроченным временем поставки [2 – 4], все рассмотренное в значительной степени относится и к форвардному РЦБ. Инвестиции в ценные бумаги, осуществляются посредством их приобретения на биржевом или внебиржевом рынках. Ввиду того что ценные бумаги — это специфический товар, для успешной торговли ими необходимо выполнение целого ряда условий.

Прежде всего требуется свести в единой торговой системе продавцов и покупателей ценных бумаг. То есть необходима информация о том, где и когда будут проводиться торги, какие виды ценных бумаг выносятся на продажу, какова их начальная цена и т.п.

Должен быть установлен (и опубликован) регламент торгов, удобный для участников. Речь идет о времени начала торгов, их продолжительности, перерывах и т.п.

Технология торгов должна быть простой и понятной (прозрачной) для всех участников, чтобы обеспечивать им равные права и возможности, а также способствовать наибольшей интенсивности сделок и, тем самым, повышению ликвидности финансовых инструментов. Кроме того, технология торгов должна предусматривать механизмы надежной регистрации сделок.

Количество инструментов РЦБ велико, они сложны, поведение цен практически непредсказуемо. По этим причинам деятельность на рынке сопряжена с большими рисками. Можно не только понести убыток из-за неправильных действий, но и вообще потерять деньги. В связи с этим участники торгов должны обладать высокой квалификацией, быть настоящими профессионалами.

Для успешной деятельности участники торгов должны быть обеспечены всем необходимым:

- оборудованными рабочими  местами со средствами связи;

- требуемой информацией  для совершения сделок;

- беспристрастным посредником  в сделках (арбитром);

- расчетно-клиринговым  и депозитарным обслуживанием.

Для всех участников торгов должны быть созданы равные условия.

Информация о работе Оценка рыночной стоимости государственных ценных бумаг