Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 22:22, контрольная работа
В силу специфики своей деятельности предприятия финансового сектора не всегда могут оцениваться с помощью традиционных методов оценки. В настоящее время многие аналитики и исследователи занимаются разработкой специальных методов, наилучшим образом отражающих особенности таких предприятий. Однако до настоящего момента не опубликовано никаких универсальных методов, поэтому проблема оценки стоимости предприятий финансового сектора по-прежнему актуальна.
Введение 3
1 Особенности оценки рыночной стоимости коммерческого банка 4
2 Особенности использования затратного подхода при оценке стоимости банка 8
3 Особенности использования сравнительного подхода при оценке стоимости банка 11
Заключение 13
Список литературы 14
Прочие активы оцениваются по их рыночной стоимости.
Определение рыночной стоимости обязательств банка является одним из основных этапов оценки, однако до настоящего момента не имеет четкой методической базы.
При оценке методом чистых активов обязательно требуется учитывать следующие внебалансовые обязательства банка:
1) гарантии и поручительства, выданные в пользу третьих лиц;
2) прочие обязательства внебалансового характера, относящиеся к пассивным счетам (недовнесенная сумма в обязательные резервы по счетам в иностранной валюте и валюте РФ; штрафы, не уплаченные за недовзнос в обязательные резервы, и др.). Прочие элементы внебалансовых обязательств, например, неиспользованные остатки по кредитным линиям и кредитам в форме «овердрафт», нецелесообразно принимать во внимание при расчетах, так как данные обязательства носят как бы «временный» характер и могут быть в любой момент (по заявлению клиента) переведены в задолженность по ссуде, что увеличит совокупную стоимость активов банка. Кроме того, банки, как правило, неадекватно отражают указанные обязательства в финансовой отчетности в целях улучшения обязательных нормативов Банка России (прежде всего, Н1 и Н6) [3, c.84].
В рамках сравнительного подхода при оценке стоимости банка могут быть использованы три основные метода: метод компании-аналога, метод сделок и метод отраслевых коэффициентов. При их практическом применении целесообразно выделить три группы проблем:
1) информационная;
2) выбор мультипликатора;
3) использование банков-аналогов.
Сущность информационной проблемы определяется необходимостью поиска адекватных и репрезентативных данных для проведения расчетов. Представляется, что источниками информации для оценки стоимости банков могут служить данные с фондовых площадок (РТС, ММВБ, западные биржи), специализированные информационные базы данных (AK&M и т. д.). К ним также относятся деловые СМИ («Эксперт», «Ведомости», «Коммерсантъ», «Бизнес и банки», «Финанс», «RBC daily», ежемесячный журнал «РБК»), а также специализированные сайты Интернета.
Адекватность полученной информации почти не зависит от самого ее источника. Имеет значение, насколько она может быть подтверждена альтернативными информационными каналами. Это означает, что следует опираться на свершившиеся факты либо на события, вероятность которых очень высока. Что касается репрезентативности информации, то следует учитывать несколько принципиальных моментов:
а) данные фондовых площадок можно использовать, но только в отношении банков аналогичных размеров и примерно такого же уровня надежности;
б) необходимо обязательно принимать во внимание временной фактор;
в) важно учитывать заинтересованность третьих лиц в сделке, а также иные существенные факторы (масштаб сделки, возможность премии, учет скидки за неконтрольный характер). Существенное значение имеет и то, как Банк России относится к данной сделке [6, c.107].
Выбор мультипликатора для оценки банка является важнейшим этапом, во многом определяющим в дальнейшем обоснованность рассчитанной его рыночной стоимости.
Исключительно для банков можно выделить следующие типы моментных мультипликаторов: «цена / чистые активы», «цена / валовые активы», «цена / собственный капитал по Базелю», «цена / кредитный портфель (юридических и/или физических лиц)», «цена / портфель ценных бумаг (для продажи, инвестиционный, торговый портфель)», «цена / депозиты (юридических и/или физических лиц)».
Перечень интервальных мультипликаторов можно представить как: «цена / процентный доход (либо чистый процентный доход)», «цена / доходы за вычетом расходов с инвестиционными ценными бумагами, торговыми ценными бумагами и иностранной валютой», «цена /комиссионные доходы (либо чистые доходы от комиссионных операций)», «цена / прибыль до налогообложения и резервов, созданных в соответствии с требованиями Банка России», «цена / стоимость клиентелы».
Проблему использования банков-аналогов можно разделить на две составляющие:
1) поиск отечественных,
2) поиск зарубежных аналогов.
Что касается поиска зарубежных банков-аналогов, то представляется целесообразным использовать значения их мультипликаторов с задержкой по временному лагу в 10 – 15 лет.
Оценка банка является одной из наиболее сложных задач при оценке бизнеса. Методология оценки стоимости банков достаточно сложна и мало изучена в России и за рубежом. В зависимости от цели оценки банка банка, выбираются подходы и методы. Затратный, или имущественный, подход в оценке бизнеса определяет стоимость коммерческого банка с точки зрения понесенных издержек. В отличие от методов доходного подхода, которые нацелены на будущие выгоды коммерческого банка, а также основных приемов сравнительного подхода, ориентированных на ретроспективу развития, затратный подход концентрируется на текущей оценке активов и обязательств банка. При оценке стоимости коммерческого банка на основе затратного подхода обычно используют метод чистых активов.
В современных российских условиях метод чистых активов является наиболее распространенным при оценке стоимости коммерческого банка затратным подходом. Экономическая сущность метода чистых активов заключается в поэлементной рыночной оценке активов и обязательств коммерческого банка. Балансовая оценка активов может не отражать их реальной рыночной стоимости, в этой связи для определения рыночной стоимости банка методом чистых активов возникает необходимость предварительного проведения оценки рыночной стоимости каждого структурного элемента активов баланса. Затем определяется текущая стоимость обязательств банка. На заключительном этапе рыночная стоимость коммерческого банка.
Оценка рыночной стоимости активов и обязательств позволяет определить итоговую рыночную стоимость собственного капитала коммерческого банка.