Парижский и Лондонский клуб кредиторов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 10:23, реферат

Краткое описание

Специфика финансовых взаимоотношении многих стран заключается в том, что на данный момент практически все государства вступают в международные отношения на рынке ссудных капиталов: либо в качестве заёмщика, либо в качестве кредитора.
В экономической теории ссудный капитал традиционно рассматривается как совокупность денежных средств, на возвратной основе передаваемых во временное пользование за плату в виде процента. На рынке капиталов ссудный капитал занимает особое место, удовлетворяя потребности национальной экономики в лице государства, юридических и физических лиц в свободных финансовых ресурсах.

Содержание

Введение 3
Парижский клуб кредиторов. 5
Лондонский клуб кредиторов 10
Общие и отличные характеристики лондонского и парижского клубов 12
Заключение 16
Список используемых источников: 18

Вложенные файлы: 1 файл

РГР МФ.docx

— 47.53 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра менеджмента

 

 

 

 

Расчетно-графическая работа

по дисциплине «Международные финансы»

по теме «Парижский и Лондонский клубы кредиторов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Чернова Дарья

Факультет бизнеса

Группа ФБМ-32

Шифр: 090209217

Проверил: Балабин А.А.

Дата сдачи:

Дата защиты:

 

 

 

 

 

 

Новосибирск

2013

 

Оглавление

Введение 3

Парижский клуб кредиторов. 5

Лондонский  клуб кредиторов 10

Общие и отличные характеристики  лондонского и парижского клубов 12

Заключение 16

Список используемых источников: 18

 

Введение

Специфика финансовых взаимоотношении многих стран заключается в том, что на данный момент практически все государства вступают в международные отношения на рынке ссудных капиталов: либо в качестве заёмщика, либо в качестве кредитора.

В экономической теории ссудный  капитал традиционно рассматривается  как совокупность денежных средств, на возвратной основе передаваемых во временное пользование за плату  в виде процента. На рынке капиталов  ссудный капитал занимает особое место, удовлетворяя потребности национальной экономики в лице государства, юридических  и физических лиц в свободных  финансовых ресурсах.

Возникновение международного кредита связано с развитием  международной торговли в XIV—XV вв., особенно после освоения морских  путей из Европы на Ближний и Средний  Восток, а также в Америку и  Индию.

Международный кредит как  разновидность экономической категории  «кредит» представляет собой движение ссудного капитала в сфере международных  экономических отношений, связанное  с предоставлением валютных и  товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности, обеспеченности и уплаты процентов. В качестве кредиторов и  заемщиков выступают банки, предприятия, государства, международные финансовые институты. Условия международного кредита отражают его связь с  экономическими законами рынка и  используются для решения задач  экономических агентов рынка  и государства.

Необходимо заметить, что  международный кредит играет двойную  роль в развитии производства. С  одной стороны, кредит обеспечивает непрерывность воспроизводства  и его расширение, способствует интернационализации  производства и обмена, углублению международного разделения труда; с  другой стороны, международный кредит усиливает диспропорции общественного  воспроизводства, стимулируя скачкообразное расширение прибыльных отраслей, в которые не привлекаются иностранные заемные средства.

Ведущими участниками  международных кредитных отношений  являются Лондонский и Парижский  клубы кредиторов.

Эти организации ведут  обширную деятельность со странами всего  мира, но обе они нацелены на помощь странам, столкнувшимся с серьезными финансовыми проблемами.

 

Парижский клуб кредиторов.

Парижский клуб кредиторов это важнейшее неформальное финансовое объединение лидеров мировой  экономики. Парижский клуб более влиятелен, чем, например, Лондонский клуб, и объединяет в себе представителей банков-кредиторов 19 стран - Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония. Парижский клуб кредиторов был создан в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств.

 




Главная идея деятельности Парижского клуба - проявлять заботу о наиболее бедных странах, имеющих  явно безнадежную внешнюю задолженность. Общественное мнение вполне поддерживает списание беднейшим странам части  долгов. Еще в декабре 1994 года Парижский  клуб решил, что в отдельных случаях  может быть списано до 67 % долга  той или иной страны. В феврале 1995 года Уганда стала первой страной, получившей такую скидку. Сейчас максимальная скидка увеличена до 80 %. Максимальная скидка предоставляется не всем. Для  этого должнику нужно не только быть бедным, но и активно проводить  рыночные реформы. 
В 1995 году Россия вступила в Парижский клуб в качестве кредитора. Членство в Парижском клубе имеет для России неоспоримые преимущества. Развивающиеся страны Парижский клуб чрезвычайно уважают. Только Парижский клуб может при желании списать сколько угодно долгов и выдавать сколько угодно кредитов. И поэтому именно от него в наибольшей степени зависит экономическая политика развивающихся стран. 
Так что, вступив в Парижский клуб, Россия, прежде всего, получила реальную возможность влиять на мировую экономику. Во-первых, контролировать экономическую политику развивающихся и постсоциалистических стран, задолжавших клубу. Во-вторых, на равных разговаривать с МВФ. Вступление в клуб позволит России повысить свой кредитный рейтинг и еще успешнее размещать еврооблигации. 
В настоящее время Россия уже погасила всю свою задолженность перед странами Парижского клуба, и наступит время, когда отношения между Россией и лидерами мировой экономики будут носить партнерский, равноправный характер.

 

 

Основные принципы работы Парижского клуба

В своей работе Парижский  клуб руководствуется тремя основными принципами: наличие непосредственной угрозы прекращения платежей, обусловленность реструктуризации долга обязательством должника проводить определенную экономическую политику и равномерное распределение бремени невыплаченных долгов среди кредиторов. Первые два принципа — это условия, которые страна-должник обязана выполнить, прежде чем вопрос о пересмотре старых условий погашения кредита может быть рассмотрен Парижским клубом. Третий принцип относится к позиции кредиторов и не является обязательным: он гласит, что в распределении между собой бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения кредитов, кредиторы должны действовать сообща и координировать свои действия и требования.

  1. Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей по погашению задолженности.

Для того чтобы условия  погашения кредита могли быть пересмотрены, должнику следует доказать, что без этого он не в состоянии  выполнить свои обязательства по выплате внешнего долга. Как правило, наличие крупных задолженностей по платежам в погашение внешних  кредитов является для Парижского клуба  достаточным доказательством того, что эти платежи вскоре будут  прекращены. Кроме того, Парижский  клуб может проанализировать степень  серьезности проблем данной страны с помощью прогноза МВФ о состоянии  платежного баланса страны на будущий  год. 
Такие договорные обязательства по платежам, как правило, относятся к кредитам или особым финансовым условиям, предоставленным либо непосредственно правительству страны-должника, либо его уполномоченным учреждениям и ведомствам (долг государственного сектора), либо частным юридическим лицам, если они поместили сумму в местной валюте, равную сумме задолженности, в отечественный коммерческий банк или в центральный банк данной строены, и перевод средств иностранному кредитору в конвертируемой валюте не был осуществлен из-за нехватки иностранной валюты (долг частного сектора). Неспособность частного должника привлечь достаточные средства в национальной валюте для приобретения необходимой суммы в иностранной валюте (чтобы потом выплатить долг иностранному кредитору) не считается наличием непосредственной угрозы прекращения выплат по погашению задолженности. Такая ситуация представляет собой реализацию коммерческого риска и не влечет никакой ответственности со стороны государства.

  1. Условия погашения для должников.

Смягчение условий погашения  задолженности путем отсрочки платежей направлено на то, чтобы должнику восстановить кредитоспособность через осуществление  всеобъемлющих реформ и преобразований. Поэтому государства- кредиторы идут на пересмотр графиков погашения задолженностей лишь при условии принятия странами-должниками программ макроэкономических преобразований, финансируемых при помощи дополнительных ссуд от МВФ. Данному факту государства-кредиторы придают большое значение. Обычно, в согласованном протоколе о пересмотре условий погашения задолженности содержится такое замечание: «Положения настоящего протокола сохраняют силу до тех пор, пока Республика Х имеет договоренность с Международным валютным фондом о дополнительных ссудах».

У должников, испытывающих финансовые трудности, зачастую накапливаются  большие суммы неплатежей по погашению  задолженности не только перед официальными и частными кредиторами, но и перед  МВФ. Устав МВФ запрещает предоставлять  таким странам новые кредиты  и ссуды и, следовательно, заключать  с ними соответствующие дополнительные договоренности. А это, в свою очередь, лишает страны-кредиторы Парижского клуба возможности урегулировать  финансовые отношения с такими странами.

Чтобы вырваться из этого  заколдованного круга, Парижский клуб разработал специальную стратегию, согласно которой страна-должник  должна осуществлять программу макроэкономических преобразований в соответствии с  требованиями, которые предъявляются  к получателям дополнительных ссуд от МВФ. По мере успешного внедрения  такой программы страна постепенно завоевывает право на получение  финансовой помощи Фонда. И тогда  эти права используются для погашения  имеющихся задолженностей. К моменту  завершения указанной программы  страна-должник должна полностью  рассчитаться с долгами и приобрести право на получение кредитов от МВФ  в обычном порядке.

Обусловленность кредитов обязательствам должников проводить определенную экономическую политику не является строгим юридическим термином. Определения  этого принципа нет даже в Договорах  о Международном валютном фонде и о Всемирном банке. Некоторые страны-должники утверждают, что обусловленность кредитов МВФ обязательством проводить определенную экономическую политику лишь усугубляет экономические трудности.

План преобразований МВФ, который излагается в письме-обязательстве  страны- заемщика, включает в себя, как правило, следующие требования:

  • ограничение роста денежной массы,
  • сокращение дефицита государственного бюджета,
  • контроль над предоставлением кредитов, совершенствование политики обменного курса национальной валюты (речь идет об устранении искусственного завышения курса путем девальвации),
  • устранение контроля над ценами, совершенствование торгового баланса,
  • ограничение вмешательства государства в экономику.

Однако в практическом плане программы преобразований МВФ связаны с сокращением  расходов на социальные нужды (образование, здравоохранение и т.п.) и отменой  государственных дотаций на производство продуктов питания и других товаров  и услуг первой необходимости. Выполнение таких программ во многих случаях  приводило к беспорядкам и  политической нестабильности, так что  при осуществлении подобных планов стабилизации правительство страны- должника нередко вынужденно прибегать к репрессивным мерам против собственного народа. 
Бывают и исключения из этого правила: если страна-должник не является членом МВФ, она обсуждает необходимые преобразования непосредственно с кредиторами. Как правило, страны-кредиторы направляют в эту страну группу экспертом для оценки, реальной экономической обстановки. Такие группы были направлены в 1994 году в Польшу и Мозамбик до того, как эти государства вступили в МВФ. Такой же подход был принят и в отношении Кубы, а эта страна не является членом МВФ. Кроме того, кредиторы утверждают, что страны- должники неохотно идут на такие условия; ведь в отличие от МВФ Парижский клуб не в состоянии предоставить новые кредиты в качестве стимула к проведению экономических реформ.

  1. Равномерное распределение бремени непогашенных долговых обязательств среди кредиторов.

Данное правило называют еще принципом равных условий. Оно  обеспечивает равномерное распределение  среди кредиторов бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения долговых обязательств. В целях упрощения этой работы кредиторы Парижского клуба, как правило, договариваются о том, что для всех кредитов, предоставленных данной стране до определенного срока, будет установлен один и тот же льготный период и срок погашения. 
Указанный принцип распространяется и на кредиторов, не участвующих в переговорах в рамках Парижского клуба. Официальные кредиторы не хотят, чтобы уступки, предоставляемые Парижским клубом, использовались должниками для покрытия долговых обязательств перед другими категориями кредиторов. Поэтому в протоколе о пересмотре условий погашения задолженностей содержится требование в адрес страны-должника о необходимости добиваться аналогичных уступок по условиям погашения внешних задолженностей и от других кредиторов. Соответствующее положение протокола гласит: «В целях обеспечения равных условна для государств-кредиторов от частных кредиторов, правительство Республики «икс» обязуется добиваться от иностранных кредиторов, в том числе от банков и фирм-поставщиков, отсрочек и условий рефинансирования аналогичных изложенным в настоящем протоколе в отношении кредитов с аналогичным сроком погашения, с тем чтобы не допустить возникновения неравных условии для различных категории кредиторов». 
Переговоры в Парижском клубе не требуют больших затрат, однако для представителей стран-должников эта процедура унизительна и неприятна. Как правило, переговоры в Парижском клубе завершаются в течение одного дня, но иногда бывают более продолжительными. Самые короткие за всю историю клуба переговоры были в октябре 1983 г., когда для достижения договоренностей с делегацией Малави потребовался всего один час. Случается, что переговоры занимают довольно много времени, а бывает, что и заходят в тупик.

 

Лондонский клуб кредиторов

Лондонский клуб, официально известный под названием «Консультативный комитет коммерческих банков», представляет собой форум, на котором происходит реструктуризация долгов, предоставленных коммерческими банками (без гарантий со стороны правительств стран-кредиторов). Как и в случае Парижского клуба, у него нет устава, а состав членов изменяется в меру необходимости. Первое заседание Лондонского клуба состоялось в 1976 г. в контексте переоформления задолженности Заиру. В период, который предшествовал мексиканскому долговому кризису 1982 г., переоформление обычно охватывало просроченные платежи в счет погашения основной суммы долга без предоставления новых средств. После долгового кризиса в Мексике банки начали многочисленные чрезвычайные операции по переоформлению, во время которых к должникам применялись серьезные санкции. С 1985 г. банки осознали, что репрессивные мероприятия уменьшают вероятность платежей и, таким образом, только ухудшают положение. С этих пор условия реструктуризации были смягчены путем уменьшения спредов и удлинение как периода консолидации, так и периода погашения.

Информация о работе Парижский и Лондонский клуб кредиторов