Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 21:19, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы обоснована тем, что качественные изменения, которые происходят в стране, затронули все сферы жизнедеятельности российского общества и государства. В связи с этим возникает необходимость пересмотреть устоявшиеся представления о деятельности существующих социальных институтов, их финансовых источников и рационального использования имеющихся средств.
Основной целью работы является изучение роли Пенсионного фонда в в финансировании социальной сферы. В соответствии с целью перед нами ставятся следующие задачи:
В первой главе работы будет проводится ознакомление с организацией пенсионной системы, также в этой главе будет описано современное кризисное состояние системы;

Вложенные файлы: 1 файл

финансы курсовая работа.doc

— 457.00 Кб (Скачать файл)

3) также считается ошибочным отказ в возможности иметь накопительную часть пенсии гражданам 1966 г. р. и старше. Данная категория населения была наиболее активна в плане формирования собственной пенсии, наиболее заинтересована в различных пенсионных программах. Мы полагаем, что решение об отказе таким гражданам в формировании накопительной части пенсии было продиктовано стремлением увеличить отчисления на страховую часть пенсии (в ущерб накопительной) для решения сиюминутных задач покрытия дефицита бюджета ПФР.

 

И самой главной  проблемой, квинтэссенцией кризисного состояния пенсионной системы России является нарастающий дефицит бюджета  Пенсионного фонда Российской Федерации. Дефицит бюджета ПФР является индикатором, который привлекает внимание к проблемам пенсионной системы. Данные о размере дефицита бюджета ПФР приведены в таблице №1.

Таблица 1

Показатели  бюджета Пенсионного фонда России, млрд. руб.7

 

 

Нарастание  дефицита бюджета ПФР может привести к тому, что по оценкам Минфина  России трансферт из федерального бюджета  в пенсионную систему к 2030 г. может составить до 3 % ВВП. Таким образом, к настоящему моменту система пенсионного обеспечения России накопила целый комплекс взаимосвязанных проблем. Предлагается достаточно много вариантов выхода из сложившейся ситуации, во многом противоречащих друг другу. Даже в рамках Правительства РФ нет единодушия, так как различные министерства и ведомства видят выход из кризиса пенсионной системы в диаметрально противоположных действиях. Единственный неоспоримый факт заключается в том, что отсутствие изменений в сложившейся ситуации приведет либо к краху пенсионной системы в целом, либо к серьезному кризису государственных финансов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности доходов и расходов Пенсионного фонда

 

Пенсионный  фонд России выполняет отдельные  банковские операции в порядке, установленном  действующим на территории Российской Федерации законодательством о банках и банковской деятельности. Его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Основными целями Пенсионного фонда России являются аккумуляция, накопление, приумножение страховых взносов и их распределение, а также осуществление контроля за полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов.

Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности», под небанковской кредитной организацией подразумевается организация, которая имеет право осуществлять отдельные банковские операции, определенные в ст. 5 данного Федерального закона.

Небанковские  кредитные организации, в том  числе и Пенсионный фонд Российской Федерации, аккумулируют денежные средства и обеспечивают передвижение капитала посредством инвестирования их в ценные бумаги российских компаний. Пенсионный фонд может выполнять размещение полученных им страховых взносов за свой счет, а также доверительное управление ими как от своего имени, так и от имени управляющей компании. Кроме того, ПФР проводит научно-исследовательскую работу в области государственного пенсионного страхования, разъяснительную работу с населением в сфере пенсионного страхования и другие мероприятия, направленные на развитие пенсионной системы страны. Пенсионный фонд России может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

Основными источниками  денежных средств Пенсионного фонда являются страховые взносы работодателей и индивидуальных предпринимателей, а также бюджетные ассигнования и средства, возмещаемые ПФР Государственным фондом занятости населения Российской Федерации в связи с назначением досрочных пенсий безработным.

Денежные средства Пенсионного фонда расходуются  на выплату государственных пенсий, пособий по уходу за ребенком в  возрасте старше полутора лет, материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам, а также на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и другое.

В состав доходов  фонда, согласно ст. 146 Бюджетного кодекса  Российской Федерации, входят налоговые  доходы (60% минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения) и неналоговые доходы (страховые взносы, доходы от размещения средств ПФР, межбюджетные трансферты, штрафы, пени и др.).

Ежегодно бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации  утверждается законодательно на следующий  год и планово на последующие  два года. Согласно Федеральному закону от 30.11.2011 г. № 373-Ф3 «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (далее – Федеральный закон № 373-Ф3), установлены следующие значения показателей (таблица № 2). Динамика доходов и расходов за период с 2000-го по 2010 г. представлена в таблица № 3

Таблица 2

Основные характеристики бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 годов, тыс. руб.8

Таблица 3

Динамика доходов  и расходов бюджета Пенсионного  фонда России. Финансовый результат  по итогам года, млн руб.9

Несмотря на положительные итоги на конец года, необходимо отметить, что в 2005 и 2006 гг., а также в 2008 и 2009 гг. в связи с возникновением недостатка собственных средств ПФР для его покрытия в ПФР были перечислены трансферты из федерального бюджета, доля которых составила 4,3, 6,0, 7,2 и 12,4% в общем объеме средств федерального бюджета, поступивших в ПФР в 2005, 2006, 2008 и 2009 гг. соответственно. Хотелось бы данные посвежее, за 2010-2012 гг

Наличие подобных фактов свидетельствует о несостоятельности  страхового механизма, применяемого Пенсионным фондом Российской Федерации на начальных  этапах своего развития. Это было вызвано неподготовленностью экономики к подобным новшествам в сфере пенсионного обеспечения, отсутствием опыта, узким кругом активов, признанных надлежащими для вложений средств ПФР.

В рамках передачи бюджету ПФР средств федерального бюджета в 2010 г. межбюджетные трансферты составили 2,65 трлн руб. (57,4% общего объема доходов ПФР), увеличившись по сравнению с данными за 2005 г. в 3,8 раза, в то же время численность населения старше трудоспособного возраста выросла всего на 5,5%, а расходы на содержание исполнительного органа ПФР увеличились в 2,7 раза и составили 5,5% суммарного объема расходов. В целом при среднем показателе доходности ПФР, равном 4,5–5% годовых, необходима серьезная работа по оптимизации расходов на содержание административного аппарата, а также в направлении разработки эффективной структуры инвестиционного портфеля ПФР, с возможностью включения более рискованных и прибыльных активов. По результатам 2010 г. доходность инвестиционных вложений ПФР составляла 9,79%, однако по оценкам аналитиков, столь высокий ее уровень вызван благоприятной конъюнктурой рынка, а не повышением эффективности работы ПФР.

С 1 января 2010 г. Пенсионный фонд России может размещать  страховые взносы на накопительную  часть трудовой пенсии на депозитных счетах в российских кредитных организациях, соответствующих определенным требованиям. Но вслед за предоставленной возможностью, в соответствии с денежно-кредитной политикой Российской Федерации постепенно была снижена ставка рефинансирования Банка России, что неизбежно привело к снижению ставок по депозитам. Таким образом, желаемый результат по увеличению доходности вложений пенсионных накоплений не был достигнут.

Основным препятствием для повышения эффективности  работы системы обязательного пенсионного  страхования является отсутствие высокорентабельных инвестиционных активов, как максимум, для реализации права граждан на достойную пенсию и, как минимум, для возможности ПФР рассчитаться по своим обязательствам с переходом на полноценные принципы страхования с учетом демографического фактора (снижения числа работающих, приходящихся на одного пенсионера, и, как следствие, увеличения налоговой нагрузки на одного работающего при низком уровне заработной платы и недостаточности материальных ресурсов для обеспечения им собственного существования и своей семьи). Одной из важнейших задач является увеличение видов прибыльных активов в структуре инвестиционного портфеля ПФР.

В макроэкономическом аспекте инвестирование денежных средств  в промышленный и сельскохозяйственный секторы экономики страны позволит не только приумножить аккумулированные пенсионные денежные средства, но и развивать необходимые долгоокупаемые стратегически важные производства, в том числе и аграрное хозяйство. В развитых зарубежных странах, где пенсионные системы, построенные на страховых принципах, функционируют более столетия (в Великобритании, Франции, Германии), денежные средства, накопленные в пенсионных фондах, порой превышают стоимостной показатель ВВП, и, несомненно, играют решающую роль в развитии экономики и поддержании ее стабильности.

Современное законодательство ограничивает круг активов, разрешенных  для размещения накопительной части  пенсии. Федеральный закон от 24.07.2002 г. № 111- Ф3 (ст. 26 гл. 9) устанавливает разрешенные активы (объекты инвестирования):

– государственные  ценные бумаги Российской Федерации;

– государственные  ценные бумаги субъектов Российской Федерации;

– облигации  российских эмитентов;

– акции российских эмитентов, созданных в форме  открытых акционерных обществ;

– паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов;

– ипотечные  ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах;

– денежные средства в рублях на счетах в кредитных  организациях;

– депозиты в  валюте Российской Федерации и в  иностранной валюте в кредитных  организациях;

– иностранная  валюта на счетах в кредитных организациях;

– ценные бумаги международных финансовых организаций, допущенных к размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг.При этом указывается на недопустимость размещения средств пенсионных накоплений в иные объекты инвестирования, прямо не предусмотренные этим Федеральным законом.

С одной стороны, такое ограничение снижает риски, связанные с инвестированием  денежных средств, а с другой –  не позволяет получать высокую прибыль  от инвестирования свободных денежных средств.

Согласно данным Федеральной  службы государственной статистики, в 2010 г. на одного нетрудоспособного  гражданина приходилось 1,6 работоспособного гражданина. Население России в последние  годы сокращается на 170– 180 тыс. человек ежегодно. Анализируя сложившуюся тенденцию и половозрастной состав населения, ученые предполагают, что в скором времени Россия столкнется с демографическим кризисом, который приведет к увеличению количества лиц старше трудоспособного возраста на одного трудоспособного человека и, как следствие, к неспособности ПФР рассчитаться по своим обязательствам.

Перед Пенсионным фондом России и его методологами стоит непростая  задача. Необходимо пересмотреть состав разрешенных инвестиционных активов, пригодных для инвестирования накопительной части пенсии, с учетом соблюдения баланса между их доходностью и риск-составляющей не только в рамках всего фонда, но и в рамках портфельного грамотного распределения активов для обеспечения «подушки безопасности» и максимально возможной прибыльности вложений с помощью эффективного распределения разных видов активов внутри каждого из портфелей.

Проведение подобной работы потребует привлечения и подготовки высококлассных специалистов, что повлечет за собой увеличение расходов фонда. Однако, как отмечалось выше, на огромный аппарат Пенсионного фонда России расходуется более 5,5% доходной части бюджета ПФР. Очевидна необходимость оптимизации численности разросшегося аппарата служащих ПФР, перехода в этих целях на электронную форму принятия отчетности. Основной задачей ПФР остается сокращение расходов на административные цели при повышении качества обслуживания и работы пенсионной системы.

Необходимо ввести личную ответственность руководства ПФР  за финансовый результат работы фонда  за год. Кроме того, важно развивать негосударственное пенсионное страхование, в том числе и корпоративное, призванное обеспечить дополнительные выплаты при наступлении страхового случая.

В этом ключе необходимо проведение работы по следующим направлениям:

1. Обеспечение благоприятного экономического климата в стране для развития независимого страхового рынка в сфере пенсионного страхования, что предусматривает:

– увеличение материального  благополучия граждан в целях  реализации права каждого работающего  гражданина без ущерба для своего материального состояния внести страховые взносы в негосударственные пенсионные фонды;

– материальную поддержку  государством граждан и стимулирование их активности путем увеличения вносимых ими пенсионных страховых взносов  в негосударственные пенсионные фонды;

– страхование ответственности  негосударственных пенсионных фондов с установлением «максимальной» суммы возврата по договорам негосударственного пенсионного страхования в случае их финансовой несостоятельности;

– применение льготного режима налогообложения для компаний, осуществляющих дополнительное страхование работников в негосударственных пенсионных фондах.

2. Создание качественных инвестиционных активов, в том числе инвестиционных проектов по развитию аграрного хозяйства страны, промышленности и других сфер небанковского и неторгового сектора экономики.

Информация о работе Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы