Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 09:59, курсовая работа
Актуальность темы исследование состоит в высокой значимости финансовых отношений на коммерческих предприятиях, т.к. организация хозяйственной деятельности требует соответствующего финансового обеспечения, т. е. первоначального капитала, который образуется из вкладов учредителей предприятия и принимает форму уставного капитала. Это важнейший источник формирования имущества любого предприятия.
Цель данной курсовой работы – углубление знаний о структуре финансов и финансовых отношений коммерческих организаций (предприятий).
Введение……………………………………………………………………..…..….3
Глава 1. Финансы и финансовые отношения коммерческих предприятий
и организаций
1. 1 Сущность, принципы и особенности организаций финансов
коммерческих предприятий…………………………………….….…5
1. 2 Законодательно – нормативная база, функция коммерческих
организаций……………………………………………………………11
Глава 2. Финансовые ресурсы коммерческих предприятий и
организаций ЧР «Евростиль»
2. 1 Понятие и классификация финансовых ресурсов, порядок их
формирования…………………………………………………..……....14
2. 2 Анализ финансовых потоков и направления их использования…....19
Глава 3. Перспективы и пути совершенствования формирования и
использования финансовых ресурсов коммерческих организаций,
Российский и зарубежный опыт…………………………………….…..27
Заключение………………………………………………………………….…...…..28
Список использованной литературы…………………………………………..…..30
Принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности за ведение и результаты финансово-хозяйственной деятельности. Финансовые методы реализации этого принципа различны и регламентируются российским законодательством. Предприятия, нарушающие договорные обязательства, расчетную дисциплину, сроки возврата полученных кредитов, налоговое законодательство и т.п., уплачивают пени, штрафы, неустойки. К нерентабельным предприятиям, не способным отвечать по своим обязательствам, может быть применена процедура банкротства.
К отдельным работникам предприятий и организаций применяются система штрафов в случаях допущения брака, лишение премии, увольнение с работы в случаях нарушения трудовой дисциплины.
Принцип обеспечения финансовыми резервами диктуется условиями предпринимательской деятельности, сопряженной с определенными рисками невозврата вложенных в бизнес средств. В условиях рыночных отношений последствия риска ложатся на предпринимателя, который добровольно и самостоятельно на свой страх и риск реализует разработанную им программу.
1. 2 Законодательно – нормативная база, функция коммерческих
организаций
Основой организационно-правового регулирования отношений, связанных с созданием и функционированием ассоциаций (союзов), служат Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации". Рабочим документом является Федеральный закон "О некоммерческих организациях", в котором речь идет о правовой базе создания органов хозяйственного управления, о принципе "бесприбыльной" деятельности, применяемом в отношении учредителей ассоциации (союза). Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации"» № 73-ФЗ от 11.06.03 были внесены положения, касающиеся ведения предпринимательской деятельности ассоциацией кооперативов.
Так, в случае, если по решению членов союза (ассоциации) на последний возлагается ведение предпринимательской деятельности, такой союз (ассоциация) преобразуется в хозяйственное общество или в товарищество в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или может участвовать в таком обществе (ст. 5, п. 2).
Однако действующая нормативно-правовая база не позволяет в полной мере организовать эффективную хозяйственную иерархию. Для этого необходимо совершенствование законодательной базы по следующим направлениям:
Ассоциации и союзы как формы некоммерческой организации добровольно создаются участниками (собственниками) для осуществления управленческих функций. Им следует придать официальный статус органов хозяйственного управления.
Отраслевые ассоциации (союзы) должны выступать как система, созданная от района до федерации, как единая хозяйственная вертикаль. Но на каждом уровне она представляется как самостоятельное юридическое лицо, характеризующееся региональной спецификой. Эту особенность следует отразить в новом законодательстве.
В Законе "О некоммерческих организациях" деятельность ассоциаций и союзов ограничивается координацией предпринимательской деятельности участников и защитой их интересов, однако этого недостаточно. В новом законодательстве необходимо детально развить понятия "координация" и "защита", обосновать задачи, функции, права и ответственность отраслевых ассоциаций (союзов) на каждом уровне применительно к условиям АПК. Необходимо четко разобраться с вопросом, касающимся ассоциаций и союзов, сочетающих управленческую и предпринимательскую деятельность.
Законом предусмотрено, что некоммерческая организация при определенных условиях может осуществлять предпринимательскую деятельность, поэтому целесообразно законодательно предусмотреть право ассоциаций и союзов создавать не только некоммерческие организации, но и коммерческие и участвовать в деятельности не только в некоммерческих структурах, но и в коммерческих организациях, с указанием условий, при которых это допускается.
В Законе "О некоммерческих организациях" структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организации, порядок принятия ими решений и другие управленческие позиции даны в общем плане и не дают ответа на многие практические вопросы управления отраслевой ассоциацией (союзом), что затрудняет их создание и функционирование. В этой связи необходимо:
- конкретизировать и расширить
полномочия общего собрания
- уточнить статус постоянно
действующего коллегиального
В Законе предусматривается наличие исполнительных органов управления (рабочего аппарата), но необходимо определить их функции и условия, при которых они создаются; представить механизм принятия коллективных решений по подобию Федерального закона "Об акционерных обществах"; унифицировать название освобожденной должности руководителя исполнительного органа - генеральный директор, директор, президент или др. Необходимо также определиться с названием должности руководителя, возглавляющего ассоциацию (союз), и постоянно действующего коллегиального органа управления (председатель совета директоров, он же председатель совета). При этом важно добиться унификации наименований однотипных должностей.
Глава 2. Финансовые ресурсы коммерческих предприятий и
организаций (на примере предприятия ЧР)
2. 1 Понятие и
классификация финансовых
формирования
Финансовые ресурсы коммерческой организации – это часть денежных средств в форме доходов и внешних поступлений, предназначенных для выполнения финансовых обязательств и осуществления затрат по обеспечению расширенного воспроизводства.
Финансовые ресурсы и капитал представляют собой главные объекты исследования финансов предприятия. В условиях регулируемого рынка чаще применяется понятие "капитал", который является для финансиста реальным объектом и на который он может воздействовать постоянно с целью получения новых доходов предприятия. В этом качестве капитал для финансиста-практика – объективный фактор производства. Таким образом, капитал – это часть финансовых ресурсов, задействованных коммерческим предприятием в оборот и приносящих доходы от этого оборота. В таком смысле капитал выступает как превращенная форма финансовых ресурсов.
Магазин «Евростиль» расположен по адресу Грозный, улица Тбилисская, 2 . К сфере деятельности группы компаний «Евростиль» относятся:
– Оптовая торговля строительными материалами.
– Сеть магазинов «Все для сухого строительства», в которую и входит магазин «Евростиль».
– Строительные и ремонтные работы.
– Цех по производству сложных элементов интерьера.
Магазин «Евростиль» основан в 2009 году. В настоящий момент в магазине работают 4 человека: управляющий, бухгалтер-кассир, кладовщик и грузчик.
Магазин арендует помещение площадью 99 м2. В составе арендуемых площадей числятся:
– торговый зал - 29 м2;
– склад - 62 м2;
– подсобное помещение - 8 м2;
В магазине представлен широкий ассортимент строительных материалов для наружных и внутренних работ, призванный удовлетворить комплексные потребности строительных фирм и частных лиц. Строительные материалы условно разбиты на группы по их назначению:
– Гипсокартон.
– Шпатлевки.
– Штукатурки.
– Крепеж.
– Инструмент.
– Электроинструмент.
– Герметики, монтажные пены.
– Водоэмульсионные краски.
– Эмали.
– Обои.
– Клеи.
– Утеплители.
– Модульные гипсокартонные системы.
– Гипсовые профильные конструкции.
– Гнутый(арочный) профиль.
В работе магазина практикуется оптовая и розничная торговля, торговля по предварительным заказам, по каталогам, доставка продукции.
В целях лучшей информированности населения о деятельности магазина широко используются возможности рекламы. Магазин дает рекламу в журналах «Стройка», «Торговый Дом», а также на рекламных щитах. В помещении магазина и на прилегающей территории размещены рекламные атрибуты фирм - поставщиков строительных материалов, демонстрируются рекламные буклеты. Постоянным (корпоративным) клиентам магазина выдаются дисконтные карточки, по которым предоставляются скидки в зависимости от объемов закупок. Кроме того, практикуется система сезонных скидок.
Снижение объемов продаж, начиная с сентября 2008 года, связано с сезонными колебаниями спроса на строительные материалы (завершением строительного сезона).
Проанализируем формы денежных расчетов, используемые на предприятии.
В своей работе предприятие использует, как наличные, так и безналичные формы расчетов.
В магазине «Евростиль» используются следующие виды наличной формы расчетов:
– Прием денежных средств от покупателей за строительные материалы.
Оплата за приобретаемые в магазине «Евростиль» строительные материалы осуществляется через контрольно-кассовый аппарат. Деньги принимаются бухгалтером-кассиром.
– Сдача наличности в банк. В дальнейшем полученные денежные средства сдаются в банк на основании расходного кассового ордера.
– Выплата заработной платы персоналу магазина.
Выплата заработной платы сотрудникам магазина «Евростиль» осуществляется наличными 2 раза в месяц 15-го и 30-го числа. Заработная плата, как правило, выплачивается из денежных средств, поступивших в кассу предприятия. Выдача зарплаты фиксируется расходным кассовым ордером на всю сумму заработной платы. Остатки не полученной зарплаты сдаются в банк с оформлением расходного кассового ордера и указанием в ведомости факта депонирования. Основным недостатком этой системы является несвоевременная выплата заработной платы, в случае недостаточного количества денежных средств в кассе в дни выплат.
Для оптимизации процесса выдачи зарплаты необходимо выдать сотрудникам магазина «Евростиль» пластиковые карточки и перечислять деньги сотрудникам непосредственно с банковского счета предприятия.
– Расчеты с подотчетными лицами.
Денежные средства выдаются подотчетным лицам на хозяйственные нужды. Бухгалтер-кассир выдает подотчетному лицу денежные средства на основании письменного распоряжения управляющего магазином. Денежные средства выдаются из кассы предприятия с оформлением расходного кассового ордера.
Все остальные денежные операции предприятия осуществляются в безналичной форме. К ним относятся:
– Расчеты с поставщиками.
Можно выделить следующие этапы организации процесса закупок в магазине «Евростиль»:
1. Сбор и обработка информации о конъюнктуре оптового рынка строительных материалов и действующих условиях торговли, доставки, хранения и т.д.
2. Выбор поставщиков.
3. Размещение заказов и их реализация.
4. Организация делопроизводства по учету товаров и расчетам за приобретенные строительные материалы.
5. Поддержание отношений с
При выборе поставщиков предприятие руководствуется следующими основными критериями:
– финансовое положение поставщика;
– возможность поставлять продукцию на условиях отсрочки платежа или ее оплаты после продажи;
– возможность предоставления поставщиком товарного кредита;
– повышение качества выпускаемой продукции;
– удаленность поставщика от потребителя.
Размещением заказов и контролем за ходом их выполнения занимаются управляющий магазина и начальник отдела продаж группы компаний. Договора на поставку заключаются от имени начальника отдела продаж группы компаний.
Контролем за сроками расчетов с поставщиками занимается управляющий магазина, принятием решения по оплате - начальник отдела продаж группы компаний. К сожалению, это приводит к несогласованности операций и несоблюдению сроков оплаты, и, как следствие, к ухудшению деловых отношений с поставщиками.
Для оптимизации расчетов с поставщиками необходимо объединение всех процессов, связанных с закупкой товаров, в рамках одной структуры. Оптимальным здесь является расширение полномочий управляющего магазином и предоставление ему права принимать решения на всех стадиях процесса, начиная от сбора информации и заканчивая оплатой за товар. При этом со стороны начальника отдела продаж группы компаний необходим всесторонний контроль за работой управляющего по его организации закупочной деятельности в магазине. Целесообразно также установить предел суммы закупок, по которым решение принимается управляющим (например, 200000 рублей). Суммы закупок большего объема должны предоставляться им на утверждение начальнику отдела продаж группы компаний.