Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 21:29, курсовая работа
В связи с этим целью данной научно – исследовательской работы является анализ деятельности исламской банковской системы.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. рассмотреть историю становления исламских банков;
2. рассмотреть механизмы функционирования банков;
3. исследовать развитие исламской банковской системы в мире и в России;
4. изучить классификацию исламских банков в настоящее время и их роль в мировой экономике;
Введение
1. Зарождение исламского банковского дела
2. Механизмы функционирования исламских банков
3. Развитие исламской банковской системы в мире
4. Развитие исламских банков в России
5. Исламские банки: настоящее время
6. Перспективы развития исламских банков в России
Заключение
Список использованной литературы
Относительная устойчивость молодой банковской системы определяется даже не столько по-арабски мудрым, расчетливым подходом к управлению активами и пассивами, сколько желанием верующих людей следовать учению своей религии во всех аспектах их жизни. Праведному мусульманину глубоко небезразлично, где хранить свои деньги, и он готов в ряде случаев принять на себя дополнительный риск утраты денежных средств или предоставлять свои средства бесплатно, чтобы не нарушать каноны мусульманства. И именно за счет этого, религиозно-психологического, фактора “запас прочности” исламской банковской системы высок.
В каких же формах исламские банковские учреждения осуществляют свою деятельность? Именно в специфических формах деятельности банков находят отражения особенности системы. Надо отдать должное мусульманским финансистам и правоведам, которые смогли разработать и внедрить в практику столь большое количество финансовых операций, не противоречащих нормам шариата, но при этом отвечающих современным потребностям экономики. Для осуществления только приемлемых с точки зрения канонов религии операций банки создают специальные шариатские советы, которые определяют, является ли тот или иной тип операций “халал” или “хараам” (допустимый или запретный). Хараам являются любые операции, связанные с взиманием определенного заранее дохода, а также финансированием предприятий свиноводства, производителей алкогольной продукции, игорных домов и казино, а также предприятий, получающих часть доходов за счет процентных платежей по выданным ссудам.
Как правило, исламский банк предлагает своим клиентам два вида счетов: текущий счет (всегда беспроцентный) и инвестиционный (доходность по такому счету зависит от успешности проектов, в которые банк вкладывает деньги).
За счет собственных и привлеченных средств банк осуществляет следующие виды финансирования:
мушарака — совместное предпринимательство,
мудараба — финансирование на основе участия в прибыли (фактически частный случай мушарака),
мурабаха — финансирование торговли,
иджара — сдача в аренду (аналог лизинговой операции),
иджара ва-иктина — лизинговое соглашение, в соответствии с которым клиент получает право выкупить оборудование, строения и другие объекты, когда последовательно накапливаемые выплаты достигают уровня, соответствующего согласованной цене продажи,
истисна — финансирование банком производства специализированного оборудования или продукции при вкладе, сделанном клиентом на базе согласованной цены.
Формы деятельности исламских финансовых учреждений не ограничиваются только приведенными здесь. Но они составляют костяк и ядро исламской кредитно-финансовой системы, в рамках которой существуют и другие разновидности форм взаимодействия с клиентами, партнерами, контрагентами. Эти формы отличаются от перечисленных как сферами применения, так и некоторыми деталями, подходами, трактовками, степенью приспособленности к условиям конкретных территорий и местной практике. Банки также участвуют в благотворительной деятельности, способствуя повышению общественного благосостояния, а так же экономическому и социальному развитию стран, где они осуществляют деятельность.
Некоторые критики (в том
числе представители научных
и банковских кругов) с недоверием
относятся к исламской модели
финансирования как таковой, считая
принципы исламского банковского дела
некой игрой, самообманом, а экономику
и религию – двумя
3. Развитие исламской банковской системы в мире
Сегодня в мире действует около 300 исламских банков с совокупным капиталом более $700 млрд. При этом только рынок суккука - исламских облигаций - оценивается в полмиллиарда долларов. По расчетам Азиатского банка развития, в сфере исламских финансов «крутится» порядка $1 трлн.
Центры исламских финансов - страны Персидского залива, Малайзия. Последняя уже несколько лет позиционирует себя как средоточие исламских финансов в Азии. Сегодня в ней пять банков, предоставляющих исключительно исламские финансовые услуги. Кроме того, девять местных банков и 14 иностранных банков, таких как HSBC, Oversea-Chinese и Standard Chartered, предлагают продукты, отвечающие требованиям шариата.
Изюминка Малайзии - рынок исламских ценных бумаг. В прошлом году на эту страну пришлось 2/3 мирового рынка суккука. В этом году ожидается, что его оборот увеличится на 22%. По прогнозам, к 2015 году исламский финансовый рынок достигнет $2,8 трлн, и правительство Малайзии намерено отвоевать на нем еще большую долю. В частности, предполагается либерализовать биржевые правила, касающиеся исламских продуктов. В первом квартале 2009 года на Куала-Лумпурской бирже ожидается появление двух продуктов. Один будет называться Commodity Murabahah, который позволит вкладывать средства в торговлю пальмовым маслом и получать прибыль, не нарушая исламских законов. Другой позволит занимать и давать взаймы облигации с соблюдением требований шариата.
Активность исламского рынка Малайзии привлекает сюда денежные потоки из региона Персидского залива. В частности, в Куала-Лумпуре открыт филиал кувейтского финансового дома KSC, второго в мире по размеру активов Islamic Bank, а также саудовского AlRajhi Bank.
В процветающую торговлю суккуком включаются и другие страны региона. По данным агентства Moody's Investor Services, ожидается, что в Японии в этом году будет продано исламских облигаций на $500 млн. В Гонконге в прошлом году начал действовать первый исламский фонд, в который уже вложено $45 млн. Сингапур собирается учредить собственную площадку для торговли исламскими облигациями. Индонезия, страна с самым многочисленным исламским населением, также готова включиться в гонку, приняв закон, позволяющий выпускать суверенные облигации на основе шариата.
Отнять у Малайзии первенство
надеется регион Персидского залива.
Здесь ожидается появление
Исламское банковское дело набирает
обороты и завоевывает
В Европе с удивлением наблюдают за динамичным ростом рынка исламских финансов, памятуя, что около 15% жителей Старого Света - мусульмане. Только в странах ЕС проживает более 16 млн последователей Ислама.
Стать центром исламских финансов стремится Лондон, в котором уже действуют пять исламских банков. В правительстве активно обсуждают вопрос о выпуске суккука. Созданный в 2002 году Islamic Bank of Britain намерен открыть свой офис в Швеции и уже ведет переговоры с шведским Управлением по контролю над финансовой деятельностью. В Швейцарии первое исламское финансовое учреждение - Faisal Bank - открылся в 2006 году. Его примеру решил последовать и другой исламский банк National Bank of Kuwait. Его председатель правления Ибрахим Дабдуб утверждает, что «Швейцария все еще остается раем для людей, предпочитающих хранить деньги за рубежом».
Свои услуги, не противоречащие исламу, готов продвигать и гонконгский HSBC, играющий заметную роль в международных консорциумах, выпускающих исламские облигации. Сейчас он пристально следит за происходящим в Турции, где готовится законодательство о суккуке.
Интересуются исламскими финансами и на пространстве СНГ. В частности, в Азербайджане открывается исламский банк. В Кыргызстане «исламский» проект в банковской сфере курирует сам президент Курманбек Бакиев.[9]
4. Развитие исламских банков в России
Что касается исламской банковской системы в России, то речь идет скорее о менталитете и готовности мусульман этой страны переходить на такую форму банковского обслуживания. В Европе мусульманские общины представлены в основном мигрантами, а поэтому более сплоченны, обособлены от представителей других конфессий и, как результат, более строго следуют правилам и традициям, что обусловливает рост подобных финучреждений, скажем в Британии или Франции. В то же время в России мусульмане являются коренным населением, проживающим вместе с представителями других религиозных конфессий. Незначительный период, прошедший с распада Союза, который можно считать началом формирования негосударственной банковской системы, еще не дал возможности прижиться такой форме, как islamic banking. Однако можно утверждать, что со временем данная форма организации банковского бизнеса станет популярной и в России.
Есть вероятность, что
в будущем крупные исламские
финансовые учреждения, действующие
на Ближнем Востоке, выйдут и на российский
рынок. Было бы наивно предполагать, что
исламский капитал по первому
зову хлынет рекой в Россию. Безусловно,
возможное становление
В перспективе подобное сотрудничество
возможно. Конечно, первоначально следует
решить ряд проблем, препятствующих
притоку исламского капитала в нашу
страну. Из политических проблем особо
следует выделить напряженную ситуацию
в Чечне и Осетии, на которую, ни
для кого не секрет, исламский мир
реагирует крайне негативно. Сюда же
можно отнести традиционное противостояние
между странами арабского мира и
Израилем, у которого с Россией
налажены относительно весьма эффективные
экономические и культурно-
В России в течение 15 лет действовал исламский банк «Бадр-Форте», который был заметным звеном в отношениях со сторонами Организации Исламская конференция, куда Россия вступила в качестве наблюдателя. Однако в декабре 2006 года лицензия у него была отозвана. В сообщении ЦБ утверждалось, что банк не отправлял в срок сообщения об операциях, подлежащих обязательному контролю. Только в мае-августе 2006 года по счетам клиентов банка проведены операции в размере 33,8 млрд руб., имеющие признаки сомнительных сделок.
Однако председатель правления банка Адалет Джабиев утверждал, что банк не допускал серьезных нарушений. По его мнению, деятельность единственного исламского банка в России «оказалась неугодна определенным кругам».[10]
5. Исламские банки: настоящее время
Исламские финансисты не торопятся
завоевывать мир, тем не менее, они
постепенно укрепляют взаимодействие
с родственными исламскими институтами,
наращивают опыт практической деятельности,
разрабатывают механизмы
Исламские банки демонстрируют
в последние время
Некоторые европейские и американские банки даже открыли специальные отделения, которые обслуживают свою клиентуру по исламским нормам (среди них Гриндланс Банк, АБН АМРО, ЭйчЭсБиСи, Ситибанк и Юнион Банк оф Свизерленд).
Ныне действующие исламские
банки можно сгруппировать
1. Банки, осуществляющие операции в странах, где вся банковская система базируется на принципах ислама, и за деятельностью которых наблюдают специальные религиозные органы. (Пакистан)
2. Банки, действующие в мусульманских странах, где они конкурируют с обычными банками. (Египет, Иордания)
3. Исламские банки, функционирующие в немусульманских странах, финансовые органы которых не рассматривают их в качестве исламских. (Великобритания, ЮАР)
4. Исламские банки в немусульманских странах, законодательные органы которых признают за ними исламский характер. (Дания)
5. Исламский Банк Развития
Исламские банки получили развитие благодаря межгосударственной кооперации, проявившейся в организации Исламского Банка Развития, который мог бы играть более важную роль, как кредитор исламских банков, но его руководство пока на это не соглашается. Основной движущей силой развития исламских банков выступает частный сектор, играющий важную роль в экономическом развитии мусульманских стран.
Исламские банки подразделяются на пять групп:
• Группа Дар аль-Маль аль-Ислями (Фейсал/ДМИ)
• Группа Даля аль-Барака (Аль-Барака)
• Банки стран Персидского залива
• Суданские банки
Информация о работе Перспективы развития исламских банков в России