Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 19:11, контрольная работа
В зарубежной литературе появились статьи, доказывающие сложность эффективного управления большими городами как объектами социально-экономического развития. Например, Жаклин Боже-Гарнье и Жорж Шабо пишут о больших городах следующее: "Эти чудовища словно приговорены расти, и породивший их человек с трудом способен сдерживать и контролировать это развитие... Большие города заслуживают уничтожения" [7, с. 190]. Английский архитектор Ф. Гибберд подтверждает сказанное: "Большой город порождает социальное зло... Он отделяет человека от природы. Процесс уплотнения населения городов не приносит ни материальных, ни культурных преимущества населению" [6, с. 27].
Введение
1 Современный город
Понятие современного города
Типология городов
2 Региональная политика по ограничению процессов урбанизации
Заключение
Города, где доля занятых в промышленно-транспортной сфере и в промышленности выше аналогичных среднероссийских значений, относятся к типу городов - индустриальных центров. Города, где показатели занятости в промышленно-транспортной сфере и в промышленности соответственно ниже средне-российских показателей, являются в подавляющем большинстве городами непромышленными.
Существование городов различных типов обусловлено необходимостью иметь различные составляющие экономического организма, как многопрофильные, так и специализированные.
Следует отметить, что
всякая классификация носит условный
характер. Выделение основных функциональных
типов городов не исключает наличия
множества переходов между
2 Региональная политика по ограничению процессов урбанизации
Резкое обострение проблем
крупных городов поставило
Наиболее действенной
оказалась концепция
Для реализации разнообразных
проектов ограничения роста крупнейших
городов применялись
С конца 1980-начала 1990-х годов крупнейшие города стали центрами передачи информации, знаний, оказания профессиональных услуг. В них размещаются учебные и научно-исследовательские учреждения, создаются научные парки. Предприятия обрабатывающей промышленности передислоцируются в пригородные зоны, в провинцию. Города перестраиваются – реконструируются старые кварталы, строятся театры, музеи, концертные и выставочные залы и т.п., меняется архитектурный облик, преобразуется экономический климат (размещаются штаб-квартиры большого бизнеса, капитала, строятся отели, рестораны, расширяется торговая сеть). Городские власти стремятся привлечь на постоянное жительство высококвалифицированных специалистов, которые более мобильны, но предъявляют высокие требования к качеству городской среды.
Эффективным методом ограничения роста крупнейших городов являлось функциональное поясное зонирование территории и тяготеющих к ним районов. Авторами предлагалась принципиальная схема четырехзонного поясного зонирования: 1 зона – устанавливалась по генеральному плану города с выделением резервов для его развития на 40-50 лет; 2 зона – лесопарковый комплекс шириной до 10 км; 3 зона – режимная, в которой не допускалось строительство новых промышленных предприятий (за исключением предприятий, обслуживающих население зоны и работающих на местном сырье), размещаются места отдыха и основные хозяйства пригородной сельскохозяйственной зоны; 4 зона – внешняя зона урбанизированного развития. Ее границы определяются двух часовой транспортной доступностью к центру крупнейшего города. На расстоянии от 100 до 200 км целесообразно развивать большие и крупные многофункциональные города, сдерживающие центростремительные силы крупнейшего города.
Проблемы развития городов
в СССР стали рассматриваться
российскими учеными и
- в 49 городах было
полностью запрещено
- в отношении населения,
начиная с 1930г. действовали
административные ограничения
Однако, несмотря на эти меры продолжало расти число крупных городов: в 59г. -14, в 70г. – 17, 79г. – 26.
Проблемы развития крупных городов в СССР стали выходить на передний план к середине 70-х годов прошлого века. Именно в этот период в экономике крупных городов стали проявляться негативные тенденции:
– увеличение объемов незавершенного строительства;
- отставание социальной сферы;
- хроническое превышение фактической численности населения над расчетной;
- рост удельной стоимости
городского хозяйства, норм
Обострились социальные,
экологические, транспортные и
иные проблемы крупных
С начала 90-х годов
в России произошли кардинальные
социально-экономические измене
- перестройка политической
системы и общественных
- ликвидация
- изменения роли классических внешних и внутренних факторов развития и размещения (экономико-географическое положение, численность населения и трудовых ресурсов, наличие природно-сырьевых ресурсов, административное значение и т.п.);
- появление новых дополнительных факторов (институты местного самоуправления, рыночные структуры, уровень экономической конкурентоспособности, наличие емкого локального и регионального рынков, готовность к реформам со стороны местных и региональных органов власти, принимающих решения и др.)
Все это сказалось на функционировании и развитии городов, в том числе и крупных, обострив старые и породив новые проблемы. Прежняя многолетняя тенденция – постоянный рост числа крупнейших городов, увеличение в них численности – сменилась с начала 1990 г. на противоположную. Из 11 городов-миллиоников, начиная с 1992 года, 8 уменьшили численность своих жителей. За 1991-2002 гг. численность населения этой группы городов сократилась на 293 тыс. чел., однако их удельный вес в общей численности населения страны остался неизменным – на уровне 8.7%.
Заключение
Конечно, урбанизации сопутствуют не только позитивные перемены в жизни людей, но и отрицательные. Можно долго перечислять те негативные факторы, которые сегодня связывают с неконтролируемой урбанизацией. Экологическая ситуация меняется в худшую сторону. Города ведут себя как гигантские монстры роста, пожирая все на своем пути. Миллионы людей умирает каждый год от причин, непосредственно связанных с загрязнением воздуха. Загрязнение воды, вызванное деятельностью человека, оказывает негативное влияние на озера, реки, океаны, грунтовые воды. Отрасли промышленности сливают отходы, включая тяжелые металлы, органические токсины и масла. Визуальное загрязнение - непривлекательные или неестественные визуальные элементы пейзажа. Также определенным минусом является перенаселенность и возникающие в связи с ней "кварталы бедных" в городах- мегаполисах, повышенная преступность и многие другие нежелательные явления.
Идея ограничения крупных городов была центральной в советском градостроительстве. Она восходит к первому генеральному плану Москвы 1935 года. Перспективная численность населения столицы устанавливалась этим генпланом в размере 5 млн. человек против 3,7 млн. в 1935 году. При этом все занятое население должно было проживать в самом городе. Как показала перепись 1959 года, в границах Москвы, определенных в 1935 году, действительно, проживало чуть более 5 млн. человек, но Москва фактически перешагнула за эти границы, и в 1960 году пришлось их раздвинуть, включив в число москвичей еще 1 млн. человек. Кроме того, почти каждый пятый (18%) работающий в столице проживал в пригороде, за пределами новых границ.
Потерпев фиаско в попытках остановить рост Москвы путем предотвращения дальнейшей концентрации промышленности в городе, власти прибегли к административному регулированию, запретив в 1956 года свободную прописку (получение права на постоянное жительство) в Москве иногородним гражданам. Потеряли право на свободную прописку также и москвичи, выехавшие ранее по каким-либо причинам из города и желающие вернуться. Отныне граждане СССР могли поселиться в столице собственной страны лишь по особому разрешению. Ограничения прописки породили много проблем: от фиктивных браков до коррупции на почве прописки и хронической нехватки рабочих рук. Москвичи, со своей стороны, стали бояться выехать из города, дабы не потерять право на прописку. Это обернулось обособлением столицы и ограничением ее культурного воздействия на развитие страны.
Несмотря на то, что идея ограничения роста крупных городов неоднократно провозглашалась в директивах съездов КПСС, она никогда не была реализована, так как противоречила реальным процессам. В 60-е годы было принято решение сдерживать рост Москвы путем создания вокруг нее в пределах Московской области около 10 городов-спутников, которые должны были взять на себя часть экономической нагрузки столицы, уравновесив ее рост. Предполагалось переселить в города-спутники часть москвичей. Однако концепция городов-спутников оказалась нежизнеспособной, так как была чревата значительными затратами, и производственники фактически ее саботировали. Не поддержали ее и москвичи, боясь потерять право на московскую прописку, они не захотели выезжать из города. Поэтому единственный из построенных спутников – Зеленоград – пришлось включить в юрисдикцию Москвы и распространить на его жителей московскую прописку. Только при этих условиях москвичи, действительно, соглашались туда переехать.
Наряду с официально декларируемой концепцией административного ограничения роста крупных городов, поддерживавшейся и рядом ученых, в СССР существовала и противоположная точка зрения, признающая за крупными городами право на естественное развитие, определяемое потенциалом города и его социально-экономическими функциями. В этой связи следует упомянуть А.С. Ахиезера, Д.И. Богорада, А.Г. Вишневского, Л.Б. Когана, Г.М. Лаппо, В.И. Переведенцева, О.С. Пчелинцева, О.Н. Яницкого и др. Дискуссии велись в контексте сущности урбанизации, которую одни понимали как процесс, «характерного для капитализма», плод «буржуазной теории», а другие - как прогрессивный и универсальный путь эволюции современного общества.
Казалось бы, советский опыт –
достаточно продолжительный и
Информация о работе Политика по ограничению роста крупнейших городов