Понятие бюджетного процесса и его принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 12:48, реферат

Краткое описание

Государственный бюджет является одним из важнейших звеньев финансовой системы страны. Через бюджет производится мобилизация финансовых ресурсов государства и расходование на цели, определяемые государством в лице соответствующих органов государственной власти.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации,1 бюджет является формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Содержание

Понятие бюджетного процесса и его принципы………...………………… 3
Стадия составления проекта бюджета…………………………..…………. 7
Стадия рассмотрения и утверждения бюджета……………………….….. 10
Стадия исполнения бюджета……………………………...……………….. 17
Отчёт об исполнении………………………………………….……………. 21
Литература……………………………………………………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

Бюджетный процесс, его стадии.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

             Если федеральный закон о федеральном  бюджете на очередной финансовый  год не вступает в силу до  начала года (в случае непринятия  Государственной Думой проекта  федерального закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый год до 1 декабря текущего года, а также в случае невступления в силу закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год по другим причинам до 1 января очередного года), Государственная Дума может принять закон о финансировании расходов из федерального бюджета в перовом квартале очередного финансового года. В этом случае федеральные органы исполнительной власти производят расходование средств федерального бюджета в соответствии с указанным федеральным законом. 19

             В Бюджетном кодексе Российской Федерации урегулированы случаи внесения изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете.20 В частности, в случае изменения финансирования по сравнению с утверждённым федеральным бюджетом более чем на 10 % орган исполнительной власти вносит проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете, который рассматривается в Государственной Думе снова в трёх чтениях в течение 15 дней.

             Если проект закона о внесении изменений и дополнений не принимается в указанный срок, Правительство Российской Федерации имеет право на пропорциональное сокращение расходов бюджета, если в законе о бюджете не предусмотрено иное.21  

 

 

  1. Стадия исполнения бюджета

 

             Практически бюджет исполняется специальными субъектами – участниками бюджетных правоотношений, которые называются:

  • главный распорядитель бюджетных средств;
  • распорядитель бюджетных средств;
  • получатели бюджетных средств.

             Главный распорядитель средств федерального бюджета – орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным  распорядителям и получателям бюджетных средств, определённый ведомственной классификацией расходов федерального бюджета.

             Главный распорядитель средств  бюджета субъекта Российской  Федерации, средств местного бюджета  – орган государственной власти  субъекта Российской Федерации,  орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющее право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской федерации, средств местного бюджета.22

             Распорядитель бюджетных средств  – орган государственной власти  или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.

             Получатель бюджетных средств  – бюджетное учреждение или  иная организация, имеющие право  на получение бюджетных средств  в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.23

             Исполнить бюджет значит обеспечить  полное и своевременное поступление  всех предусмотренных по бюджету  доходов и обеспечить финансированием  все запланированные по бюджету  расходы. 

             Правительство Российской Федерации по согласованию с правительствами республик в составе России и органами исполнительной власти других национально-государственных и административно-территориальных образований устанавливают порядок исполнения бюджетов. Исполнение бюджета обеспечивает в установленном порядке министерство финансов России, вся система органов управления финансами Российской Федерации. В процессе исполнения бюджета органы исполнительной и представительной власти осуществляют корректировку бюджетных назначений с учётом динамики цен и поступлений доходов в федеральный бюджет, осуществляют контроль за исполнением федерального бюджета и целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета предприятиям, учреждениям и организациям.

             Надо отметить, что до 1998 года исполнение бюджета происходило через уполномоченные банки, которые финансировали бюджетные учреждения и мероприятия по общегосударственным и региональным программам в соответствии с ассигнованиями, выделенными бюджету, и в которых открывались специальные бюджетные счета, куда зачислялись налоги, сборы и другие платежи хозяйствующих субъектов и физических лиц для пополнения доходной части бюджета.

             Эта деятельность государства  называется кассовым исполнением бюджета. Но в последнее время она происходит по-другому, так как коммерческие банки не справились задачей исполнения бюджета. Дело в том, что, имея своей основной целью, извлечение прибыли, они использовали пришедшие им на счёта средства, как бюджета, так и поступающих в бюджет налогов в коммерческих целях. В частности, играя на рынке облигаций. В результате этой деятельности в середине 90-ых годов в стране разразился кризис не платежей и задержки заработной платы, который в свою очередь привёл к значительной социальной напряжённости. В целях избежать социального взрыва государство было вынуждено придти к решению аккумулировать и распределять государственные деньги через государственные органы, что, в конце концов и было осуществлено.  

             В настоящее время в Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов. Таким образом, на органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Кроме того, указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счёт бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

             В настоящее время Российская  Федерация полностью перешла  на казначейскую систему исполнения федерального бюджета. Государственный фонд денежных средств почти полностью контролируется государством.24

             Федеральное казначейство регистрирует  все операции, связанные с поступлением  в федеральный бюджет доходов,  а также с санкционированием и финансированием расходов федерального бюджета, в Главной книге Федерального казначейства. Оно также ведёт сводный реестр получателей средств федерального бюджета.25

             В целях перехода на казначейскую  систему исполнения бюджетов всех уровней в Федеральном законе «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 10 сентября 1997 года26 было закреплено положение о том, что в целях управления средствами местной казны и обслуживания исполнения местного бюджета представительный орган местного самоуправления вправе создавать муниципальное казначейство за счёт средств местного бюджета.

             Данное положение закреплено  в статье 215 Бюджетного кодекса  Российской Федерации, где записано: «В Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счёт бюджетных средств и от имени и по поручению бюджетных учреждений».

             По федеральному бюджету в  соответствии с новым Бюджетным  кодексом будет учреждена Главная  книга казначейства, 27где будут регистрироваться все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов и поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также с санкционированием и финансированием расходов федерального бюджета.

             Главная книга казначейства ведётся на основе плана счетов, утверждаемого федеральным казначейством. Записи в Главной книге казначейства осуществляются по факту совершения соответствующих операций в процессе исполнения федерального бюджета, и данные этой книги являются основой для формирования отчётов об исполнении федерального бюджета.      

             Необходимым документом для исполнения  бюджета является бюджетная роспись.  Сводная бюджетная роспись федерального  бюджета составляется Министерством  финансов России и утверждается им в течение 15 дней со дня принятия федерального закона о федеральном бюджете. 28

Она предусматривает поступление  и расходование бюджетных средств  календарно поквартально таким образом, чтобы поступающие в определённые промежутки доходы смогли покрывать предстоящие в данные промежутки времени расходы. Утверждённая сводная бюджетная роспись федерального бюджета, составленная в полном соответствии с Законом о бюджетной классификации, передаётся на исполнение Федеральному казначейству и направляется для сведения в Федеральное Собрание и Счётную палату Российской Федерации.

             Бюджетная роспись – обязательный  документ для практического исполнения  бюджета и для субъектов Федерации,  и для органов местного самоуправления (муниципальных органов).

             Все бюджетные изменения, связанные  с его исполнением, должны обязательно  отражаться через бюджетную роспись.

             Завершается работа по исполнению  бюджета, и это касается бюджетов  всех уровней, 31 декабря. Лимиты  бюджетных обязательств прекращают своё действие также 31 декабря. Принятие бюджетных обязательств после 25 декабря не допускается. Подтверждение бюджетных обязательств должно быть завершено Федеральным казначейством 28 декабря. До 31 декабря включительно Федеральное казначейство обязано оплатить принятые и подтверждённые бюджетные обязательства. Счета, используемые для исполнения федерального бюджета, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.

             Средства, полученные бюджетными  учреждениями от предпринимательской деятельности и не использованные по состоянию на 31 декабря, зачисляются в тех же суммах на вновь открываемые соответствующими бюджетными учреждениями лицевые счета.

             После завершения операций по  принятым бюджетным обязательствам  завершившегося года остаток средств на едином счёте федерального бюджета подлежит учёту в доходах федерального бюджета наступившего финансового года в качестве остатка средств.29

            

 

  1. Отчёт об исполнении бюджета

 

             Бюджетный процесс завершается составлением и утверждением отчёта об исполнении бюджета. Отчёты об исполнении федерального и консолидированного бюджетов за истекший год составляет министерство финансов Российской Федерации и представляет их в Правительство России.

             Отчёт об исполнении бюджета составляется финансовыми органами на основании ведущегося ими через органы казначейства учёта исполнения бюджета и отчётов учреждений и организаций, кредитных учреждений, участвующих в исполнении бюджета.

             Правительство России ежегодно в мае следующего за отчётным года представляет Федеральному собранию отчётный доклад и отчёт об исполнении федерального бюджета Российской Федерации за прошедший финансовый год.

             Отчёт об исполнении бюджета  составляется финансовыми органами, а затем представляется исполнительным органам власти, которые представляют его представительным органам власти. Исполнительный орган власти представляет соответствующему представительному органу власти отчёт об исполнении бюджета в установленный срок.

             Отчёт об исполнении бюджетов  рассматриваются субъектами Федерации  и органами местного самоуправления  в следующие сроки: 

  • представительными органами власти республик не позднее 1 мая года, следующего за отчётным;
  • районными и городскими представительными органами власти не позднее 1 апреля года, следующим за отчётным;
  • представительными органами местного самоуправления не позднее марта года, следующего за отчётным.

             Конкретные сроки определяются соответствующими представительными органами власти в положении о бюджетном процессе на

данной территории.

             Отчёт об исполнении бюджета  должен составляться по всем  основным показателям доходов  и расходов в установленном  порядке с необходимым анализом  исполнения доходов (в том числе по обеспечению уровня закреплённых доходов) и расходования средств.

             Представительные органы власти  по результатам рассмотрения  отчётов об исполнении бюджетов  принимают решения об их утверждении  либо неутверждении. После принятия  решения об утверждении бюджета на следующий финансовый год и отчёта об исполнении бюджета за предыдущий год на очередной сессии представительного органа власти рассматривается информация о консолидированном бюджете на следующий финансовый год и об исполнении консолидированного бюджета за предыдущий год с учётом принятия нижестоящими представительными органами власти решений об утверждении бюджетов и отчётов об их исполнении.  

             Указанные решения нижестоящих  представительных органов власти  направляются ими в соответствующие вышестоящие представительные и исполнительные органы власти в установленные указанными вышестоящими органами власти сроки.

Информация о работе Понятие бюджетного процесса и его принципы