Понятие, значение, структура, виды и функции рынка ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 18:25, контрольная работа

Краткое описание

Ценные бумаги – это документы установленной формы и реквизитов, удостоверяющие имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при их предъявлении. Данные имущественные права по ценным бумагам обусловлены предоставлением денег в ссуду и на создание различных предприятий, куплей-продажей, залогом имущества и т.п. В связи с этим ценные бумаги дают их владельцам право на получение установленного дохода. Ценные бумаги – это особый товар, который обращается на рынке и отражает имущественные отношения.

Содержание

1 Понятие, значение, структура, виды и функции рынка ценных бумаг
1.1 Понятие и значение рынка ценных бумаг
1.2 Структура рынка ценных бумаг
1.3 Виды рынка ценных бумаг
1.4 Функции рынка ценных бумаг
2 Сравнительная характеристика привлечения капитала из различных источников: выпуск облигаций и IPO
3 Задача №1
4 Задача №2
5 В каких случаях выпускаются привилегированные акции?

Вложенные файлы: 1 файл

Рынок ценных бумаг.docx

— 48.35 Кб (Скачать файл)

По результатам прогнозирования принимается решение о целесообразности  инвестирования. Решение может быть как положительным, так и отрицательным. Кроме того, иногда принимается решение отложить выпуск облигаций до момента улучшения ситуации на фондовом рынке или до повышения финансовых показателей потенциального эмитента до требуемого уровня. 

 

Выпуск облигаций состоит из пяти этапов. 

На первом этапе принимается официальное решение о размещении облигаций. Решение принимается тем органом эмитента, который на это уполномочен в соответствии с его уставом. Это может быть общее собрание акционеров (участников) общества или решение совета директоров. О принятом решении эмитент обязан в течение одного дня опубликовать сообщение в ленте новостей и не позднее двух дней на странице в сети интернет. 

На втором этапе тот же орган утверждает решение о выпуске облигаций и, публикуя принятое решение в ленте новостей и на странице в сети. В решении о выпуске указывается вид облигаций (дисконтные либо купонные), их номинальная стоимость, цена размещения и срок обращения, а также способ размещения (открытая или закрытая подписка). Если облигации будут размещаться путем открытой подписки или путем закрытой подписки, но число подписчиков более пятисот, то утверждается проспект ценных бумаг. Если обязательства по облигациям превышают стоимость чистых активов и размер поручительства, то на титульном листе проспекта наибольшим из используемых шрифтов делается надпись: "Инвестиции повышенного риска".  

На третьем этапе производится государственная регистрация выпуска в Федеральной службе по финансовым рынкам. Формально на регистрацию отводится 30 дней, однако ФСФР имеет право произвести проверку достоверности сведений и продлить срок регистрации на время проверки. Сообщение о государственной регистрации решения о выпуске облигаций публикуется в ленте новостей и на странице в сети  интернет.  

На четвертом этапе производится размещение облигаций среди инвесторов, для чего, как правило, привлекается андеррайтер, если облигации распространяются по открытой подписке. Облигации должны быть размещены не позднее одного года с даты утверждения решения об их выпуске. Обычно размещение облигаций производится в течение одного-двух месяцев.

Размещать большее количество облигаций, чем указано в решении об их выпуске, запрещается. Неразмещенные облигации погашаются.

На этом этапе в ленте новостей и на странице в сети интернет эмитентом размещаются сообщения о начале размещения облигаций, о цене, об этапах процедуры размещения и др. 

На пятом этапе производится регистрация в ФСФР отчета об итогах выпуска облигаций. Сообщение о государственной регистрации отчета публикуется эмитентом в ленте новостей и на странице в сети интернет, а также в периодическом издании с тиражом не менее десяти тысяч экземпляров.

Текст зарегистрированного проспекта ценных бумаг размещается в сети интернет. 

В дальнейшем эмитент производит раскрытие информации, предоставляя квартальные бухгалтерские отчеты, а также сообщения о всех существенных фактах - реорганизации, разовом уменьшении или увеличении чистых активов, сведения о крупных акционерах, общих собраниях, выплате дивидендов, образовании исполнительного органа и др. 

Все описанные процедуры эмитент вправе осуществлять как самостоятельно, так и с привлечением специалистов. Лицензии на осуществление этих работ не требуется.

Помимо официальных обязательных этапов размещения облигаций, необходимо также позаботиться об их свободном обращении на вторичном рынке, поскольку для эмитента это замечательная финансовая реклама, это его престиж и возможность успешных последующих эмиссий. 

Законодательство допускает к привлечению заимствований посредством облигаций любые предприятия, однако на практике такой способ привлечения денежных средств доступен для бизнеса, ведущего хозяйственную деятельность более трех лет и стоящего больше трех миллиардов рублей. При недостатке собственных средств возможно использование поручительства третьих лиц, к которым предъявляются практически те же требования по раскрытию информации, что и к эмитенту.    

Первый выпуск облигаций может представлять определенные сложности, однако последующие выпуски осуществляются относительно легко и вполне компенсируют первоначальные трудозатраты. С момента, когда для предприятия будет открыт публичный рынок, оно получает доступ к денежным средствам такого размера, который банковское кредитование не может обеспечить в принципе. А если облигации размещаются на западном рынке, то они обеспечивают приток очень дешевых денег (6-8 процентов годовых). 

Кроме того, постоянное упоминание эмитента во внебиржевых сводках и котировальных листах, в обзорах состояний рынка ценных бумаг, в лентах новостей, публикующих существенные факты, в интернете, в печатных СМИ и на телевидении в посвященных бизнесу программах, а также в сводках, которыми ежедневно обмениваются брокеры по всей России, делает эмитента известным на федеральном уровне, а затем и на мировом уровне, обеспечивая выгодное партнерство во всех областях. 

Как показывает практика, общества, научившиеся привлекать деньги с фондового рынка, в дальнейшем никогда не прибегают к банковским кредитам. Более того, зачастую они сами становятся инвесторами, вкладывая привлеченные средства в конкретный бизнес, и такие доходы от посредничества со временем становятся основными, как это уже произошло с фирмами, являющимися носителями мировых брендов.    

 

IPO (Initial Public Offering) - это первая публичная продажа акций на фондовом рынке. IPO производится для того, чтобы владелец бизнеса мог полностью или частично выйти из него, реализовав принадлежащие ему акции с наибольшей выгодой для себя. Другой причиной выхода на IPO является размещение дополнительного выпуска акций, эмитированных специально для публичной продажи.

Цель проведения IPO

Существует несколько основных целей проведения IPO, важность которых может отличаться в зависимости от конкретного случая:

  1. Привлечение капитала в компанию: проведение IPO позволяет компании получить доступ к капиталу гораздо большего круга инвесторов.
  2. Наличие акций, торгуемых на рынке капитала дает наиболее объективную оценку стоимости компании, которая может использоваться как инструмент оценки деятельности и мотивации менеджеров, или ориентир для сделок слияния и присоединения.
  3. Акционеры компании получают возможность продать все или часть своих акций и тем самым капитализировать ожидаемые будущие доходы компании.
  4. Ликвидность капитала акционеров после проведения IPO также резко повышается, например, банки гораздо охотнее выдают кредиты под залог акций котируемых (публичных) компаний, чем закрытых (частных) компаний.
  5. В российских реалиях наличие большого количества инвесторов после проведения IPO служит также в некоторой степени защитой от противоправных действий государства и потенциальных рейдеров.

После проведения IPO компания становится публичной, отчётность — ясной и прозрачной, что является приоритетом большинства компаний 

Процедура выхода на IPO во многом похожа на публичное размещение облигаций и требует тех же действий по приданию компании публичности и открытости, однако требует больших расходов и большего времени для подготовки к публичной продаже. Даже при самых благоприятных условиях, срок подготовки компании для IPO будет не менее одного года, но в большинстве случаев необходимо ориентироваться на 2-3 года.  

Хотя юридически объём эмиссии акций для IPO не регламентируется, на практике публичное размещение акций целесообразно осуществлять в том случае, когда стоимость компании не менее 100 миллионов долларов, а пакет размещаемый акций составляет 20-25% её стоимости. 

Расходы на организацию IPO составляют порядка 5 миллионов долларов и мало зависят от номинала и количества продаваемых акций. 

При подготовке к IPO наибольшее внимание необходимо уделять инвестиционному меморандуму, который должен показать инвестиционную привлекательность компании. Необходимо четко обозначить точку роста и мотивировать её происхождение: будет ли это следствием обладания новыми технологиями или выпуском уникальной продукции, результатом освоения нового рынка сбыта или чего-то еще, что должно быть четко очерчено и проиллюстрировано во взаимосвязи с привлекаемыми инвестициями. 

Развитие компании после получения инвестиций должно быть динамичным, поскольку, в отличие от приобретателя векселей и облигаций, стратегический инвестор распространяет свои интересы только на будущее, допуская периоды падения доходности во имя будущего подорожания акций компании на фондовом рынке. 

Помимо чисто экономических интересов, IPO значительно упрощает взаимодействие с иностранными партнерами, которые во многих случаях ставят проведение IPO с размещением акций на западных фондовых биржах как обязательное условие сотрудничества.

Этапы IPO

Отчуждение ценных бумаг эмитента в пользу приобретателей в результате сделанного первичного публичного предложения является заключительной стадией целого ряда действий и процедур, которые совершает эмитент с целью максимально эффективной продажи предлагаемых ценных бумаг на рынке. В общих чертах, IPO включает в себя следующие этапы:

  • Предварительный этап — на данном этапе эмитент критически анализирует своё финансово-хозяйственное положение, организационную структуру и структуру активов, информационную (в том числе, финансовую) прозрачность, практику корпоративного управления и другие аспекты деятельности и по результатам этого анализа стремится устранить выявленные слабости и недостатки, которые могут помешать ему успешно осуществить IPO; данные действия обычно совершаются до окончательного принятия решения о выходе на публичный рынок капитала.
  • Подготовительный этап — если по итогам предварительного этапа с учётом устранённых недостатков перспектива IPO оценивается эмитентом положительно, то процесс IPO переходит на новый этап — подготовительный, во время которого:
    • Подбирается команда участников IPO (выбирается торговая площадка, партнеры (консультанты, брокеры, андеррайтеры), с которыми окончательно согласовывается план действий и конфигурация IPO.
    • Принимаются формальные решения органами эмитента, соблюдаются формальные процедуры (например, осуществление акционерами преимущественного права покупки) и составляются формальные документы (проспект ценных бумаг).
    • Создается Инвестиционный меморандум — документ, содержащий информацию, необходимую инвесторам для принятия решения (например, цена за акцию, количество акций, направление использования средств, дивидендная политика и т. п.)
    • Запускается рекламная кампания (в том числе, «гастроли» (road-show) ) с целью повышения интереса потенциальных инвесторов к предлагаемым ценным бумагам. Road-show - серия встреч представителей компании с потенциальными инвесторами, на которых осуществляется презентация компании, основных показателей её деятельности и характеристик размещения акций.
  • Основной этап — во время основного этапа происходит собственно сбор заявок на приобретение предлагаемых ценных бумаг, прайсинг — определение цены (если она не была заранее определена), удовлетворение заявок (аллокация) и подведение итогов публичного размещения (обращения).
  • Завершающий этап (aftermarket) — начало обращения ценных бумаг и, в свете него, окончательная оценка эффективности состоявшегося IPO.

Как правило, первичное размещение акций проводится с привлечением:

  • инвестиционных банков или инвестиционных компаний в качестве андеррайтеров и организаторов размещения;
  • юридических компаний в качестве консультантов организаторов и/или эмитентов;
  • аудиторских компаний;
  • коммуникационных агентств в качестве PR/IR консультантов размещения.

Ещё один элемент, предшествующий IPO — публичное объявление о размещении.

 

 

 

 

 

Задача №1

 

Рассчитать уровень маржи (в процентах), требуемый брокерской конторой , если она покрывает ссудой  2 тыс. руб.  Клиент покупает 100 акций компании «М»  по цене 50 руб. за штуку

 

Решение:

УМ = (ЛСП)/(ДС + ЦБ)х100%

где: 

ЛСТ (ликвидационная стоимость портфеля) = ДС + ЦБ - ЗК 

ДС - денежные средства

ЦБ - ценные бумаги

ЗК - задолженность клиента перед брокером по денежным средствам и ценным бумагам, проданным без покрытия. 

 

УрМ =((3000+5000-2000)/(3000+5000))*100% = 75%

 

Ответ: Уровень маржи равен 75%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача № 2

 

Цена на акции корпорации «Х»  равна 100 руб.  Банковский процент – 20% годовых. Средний процент годовых дивидендов – 10%. До  окончания срока фьючерского контракта остается 60 дней. Определить стоимость фьючерского контракта.

 

Решение:

Рассчитаем стоимость фьючерского контракта по формуле

 

Где:

 Са - стоимость фьючерсного контракта на биржевой актив;

Ца - рыночная цена актива на физическом рынке;

П- банковский процент по депозитам;

Па - средний размер дивиденда по акции или процента по облигации

Д- число дней до окончания срока действия фьючерсного контракта или его закрытия.

Са = 100 + 100*(0,2 - 0,1 )* = 101,67 руб.

Ответ: стоимость фьючерского контракта составляет 101,67 руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 В каких случаях выпускаются привилегированные акции?

 

Увеличение выпуска привилегированных акций или их доли в уставном капитале акционерного общества – это мера, к которой прибегают общества, которые:

– желают быстро увеличить собственный капитал для реализации крупного проекта;

Информация о работе Понятие, значение, структура, виды и функции рынка ценных бумаг