Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 18:31, курсовая работа
Финансовая система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих сфер и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение, формирования и использование фондов денежных средств. В финансовую систему включаются все финансовые учреждения страны, обслуживающие денежное обращение и регулирование финансовой деятельности
курса ассигнаций соответственно увеличивало убыток казны. Ущерб в доходах
от падения курса ассигнаций царское правительство пыталось возместить за
счёт введения новых налогов. надбавок к податям и пошлинам.
Сперанскому принадлежит идея своеобразной индексации в системе
налогов. Он считал необходимым все подати и налоги «приблизить к тому
исчислению, в котором им по первому их началу быть надлежало».
Главным условием оздоровления финансов Сперанский видел возможность
оздоровления денежной системы за счёт постоянного извлечения из обращения
части ассигнаций либо посредством займов на основе серебра, либо путём
замещения их кредитными деньгами, выдаваемых частными лицами, либо в виде
банковских билетов и казначейских билетов, выдаваемых правительством.
Конечной целью этих мероприятий было выравнивание курсов серебра и
ассигнаций. Теоретической концепцией, которой придерживался М.М. Сперанский
в своих взглядах на сущность денег, была теория трудовой стоимости
классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикардо, и подобно им он был убеждён
в том, что «богатство государства образуется и возрастает с трудом».
Но работы М.М. Сперанского (так же, как и работы министров финансов
царской России Е.Ф. Канкрина, И.А. Вышнеградского и С.Ю.) были не
теоретическим исследованиями, а официальными локументами, подготовленными в
форме планов, записок, проектов, отчётов, адресованных высшему органу
государственного управления, а чаще лично государю-императору.
В этих документах формировались основы экономической и финансовой
политики – программа деятельности российского правительства, задачей которой было развитие производительных формальной
сил, но главной целью на
протяжении XIX – XX вв. оставалось удовлетворение фискальных потребностей
государства, т.е. его финансовые интересы.
С этих позиций и следует рассматривать исторический опыт России в
организации финансовой и денежно-кредитной системы страны. И в этом
отношении М.М. Сперанский является основоположником именно организационной
структуры всех денежных отношений России не только XIX, но и XX в., так как
все преобразования и реформы, проведённые уже после его смерти, воплощали в
той или иной
форме его видение финансовых
проблем и путей их решения.
1.2.Состав финансовой системы Российской Федерации
1.2.1. Звенья
финансовой системы
Состав финансовой системы, сложившейся в Российской Федерации в результате рыночных преобразований 90-х годов ХХ века, и система государственных финансовых органов.
Финансовая система Российской Федерации
Система государственных органов
Кредитно-банковская система
Страхование как сфера особых финансовых отношений
Финансы хозяйствующих субъектов
Государственные и муниципальные финансы
Разграничение финансовой системы на
отдельные сферы (подразделения) и звенья
обусловлено особенностями функционирования
каждого подразделения и использования
фондов денежных средств и, следовательно,
особой ролью в финансовой системе.
1.2.2. Государственные
финансы
Государственные
финансы составляют государственный
и местные бюджеты, государственные внебюджетные
фонды, государственные кредитыю.
Государственный
бюджет — главное звено
финансовой системы.
Он представляет собой
форму образования и
использования централизованного
фонда денежных средств
для обеспечения функций
органов государственной
власти.
Роль
современного государства в экономике
(иными словами - в экономическом
кругообороте) огромна. Государство
активно участвует в
Для
регулирования хозяйственной
Государство регулирует рыночные процессы, противодействуя монополизму и поощряя конкуренцию. Во время кризисов вмешательство государства в экономику смягчает их негативные последствия и ускоряет выход из них. Государство также само участвует в таких видах экономической деятельности, которые жизненно необходимы для всего общества в целом, но из-за малой прибыльности (а иногда и убыточности) не привлекает частный капитал. Для снятия социальной напряженности государство участвует в процессе перераспределения доходов, оказывая помощь малоимущим слоям населения.
Прямое вмешательство оказывает непосредственное воздействие на экономику в целом - на совокупный спрос и совокупное предложение.
Наиболее важной формой прямого вмешательства в экономику является создание государственного сектора. Выражая интересы всех экономических субъектов, государство организует производство и реализацию продукции отраслей, которые не привлекают частный капитал ввиду своей низкой рентабельности.
Госсектор предназначен для обеспечения нормального функционирования хозяйства в целом. Как правило, он менее эффективен, чем частный, и бывает убыточным. Поэтому ему выделяются дотации. В разных странах доля производства госсектора существенно различается (даже в одной стране она не остается постоянной в зависимости от экономической конъюнктуры, а также от целей и задач конкретного курса правительства).
При использовании второй важной формы прямого вмешательства государства в экономику, перераспределения доходов, значительная часть национального дохода целенаправленно перераспределяется, например, в виде субсидий, оплаты научно-исследовательских работ, выплаты процентов по ценным бумагам, пособий по безработице.
Через третью форму своего прямого вмешательства, различные экономические программы, государство содействует серьезным структурным сдвигам в экономике. Приоритетные направления программ обычно финансируются из государственного бюджета.
Косвенные формы государственного вмешательства оказывают непрямое, опосредованное воздействие на экономику, совокупный спрос и совокупное предложение.
Первая из них - кредитно-денежная система - используется для воздействия на экономику через учетную ставку, операции на открытом рынке и систему обязательного резервирования.
Посредством налоговой системы государство влияет на размер доходов, которые направляются на производство, путем манипулировали с налоговой ставкой. Кроме того, многие налоги выступают в качестве ценообразующих факторов и их изменение непосредственно отражается на ценах товаров и услуг.
В
настоящем разделе
Государственные финансы есть совокупность денежных средств (ресурсов), которые государство мобилизует для выполнения своих функций.
Термин "финансы" происходит от латинского корня "финис", что означает "денежный платеж". Величина государственных финансов определяется функциями и ролью государства в обществе: в каждой стране "свои" государственные финансы отражают особенности "своего" государства.
Суть первой из них - экономической - заключается в финансировании регулирующей деятельности государства в национальном хозяйстве (управлении госсектором, программировании и т.п.).
Вторая функция - оборонная - состоит в финансировании армии, полиции и т.п.
Третья - социальная - заключается в оказании поддержки малоимущим слоям населения, финансировании пособий по безработице, инвалидам и больным.
И
наконец, последняя, четвертая
функция, которую выполняют государственные
финансы, является наиболее современной
- это экологическая функция. Она заключается
в предоставлении субсидий для разработки
и внедрения в производство новых технологий,
снижающих его вредное воздействие на
окружающую среду.
1.2.3. Особенности
финансов хозяйствующих
Информация о работе Понятие и структура финансовой системы Р.Ф