Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2014 в 16:07, контрольная работа
Краткое описание
Цель данной работы – изучение и анализ муниципальной финансовой системы, ее функций, целей, задач и основных принципов, а объект – сами муниципальные финансы в целом. Задачи данной работы следующие: • Дать общий обзор муниципальной финансовой системе; • Сформулировать и рассмотреть главные функции и особенности муниципальных финансов; • Определить основные задачи местных органов власти в формировании муниципальной финансовой системе. Данная работа состоит из введения, где определены цель, объект и задачи изучения, четырёх глав, где идет уже более детальное ознакомление с особенностями муниципальной финансовой системы, заключения и списка использованной литературы. В первой главе подробно рассматривается многогранность понятия муниципальных финансов, рассматриваются объект и предмет исследования. Вторая глава посвящена изучению формирования доходов и расходов муниципальных финансов в целом. В третьей главе мы рассматриваем функции и задачи местного бюджета как основного финансового источника. Четвертая же глава посвящена проблемам, которые возникают в современном обществе при развитии сферы муниципальных финансов. В заключении сделаны выводы по проделанной работе и обобщена вся информация.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3 1. Понятие, функции и задачи муниципальных финансов…………………….. 4 2. Формирование доходов, расходов и источников муниципальной финансовой системы……………………………………………………………... 9 3. Проблемы развития муниципальной финансовой сферы в современном обществе………………………………………………………………………….14 Заключение……………………………………………………………………….18 Список литературы………………………………………………..……………..20
Важно отметить тот факт, что
не менее важным является деление расходов
на текущие расходы и расходы на развитие,
так как данная классификация позволяет
увидеть динамику развития муниципального
образования.
Следующим обязательным вопросом
в финансовой муниципальной политике
стоит вопрос о доходах муниципальных
финансов.
Основная проблема, с которой
сегодня сталкиваются руководители муниципальных
образований, - это постоянная нехватка
средств не только на развитие, но и на
текущие нужды. Причем это не является
особенностью России, а присуще всем странам
без исключения. Вопрос об удовлетворении
финансовых потребностей муниципалитетов
– это, прежде всего вопрос о доходной
базе местных бюджетов.
Основные доходные источники,
которыми располагают муниципальные финансы,
могут быть отнесены к четырем категориям:
налоги, неналоговые поступления, доходы
от собственной хозяйственной деятельности
и муниципальный кредит.
Первые две группы доходных
источников являются в той или иной степени
средствами, которые государство собирает
с населения и предприятий.
Третья и четвертая группа напрямую
зависят от ресурсов, имеющихся у муниципального
образования, и способности муниципальных
служб грамотно и рачительно ими распорядиться.
Итак, все четыре источника
дохода зависят также от состояния законодательства,
в котором определяется правоспособность
органов местного самоуправления.
Налоги. Для большинства стран
мира налоги являются основным доходным
источником. По своей природе налоги как
инструмент хозяйственной политики играют
двоякую роль, выступая, с одной стороны,
как источник дохода, а с другой стороны
- как мощный регулятор определенных хозяйственных
и общественных отношений. Изменение ставки
налогообложения может стимулировать
или, наоборот, тормозить определенные
процессы, происходящие в обществе. Налоги
позволяют также систематизировать и
регламентировать определенные виды деятельности.
Поэтому принципиально важно не только
то, какие объемы доходов обеспечивают
налоговые поступления, но и способность
муниципалитетов влиять на формирование
самой налоговой базы.
Неналоговые поступления. К
неналоговым поступлениям обычно относят
следующие источники дохода: городскую
и земельную ренту, доходы от тарифных
платежей за услуги, предоставляемые органами
местного самоуправления и муниципальными
предприятиями и учреждениями, санкционные
(прежде всего штрафы), различные виды
пошлин и сборов.
Городская и земельная рента
активно применяются во многих странах
мира и являются достаточно весомой добавкой
к бюджетам муниципальных образований.
В нашей стране она, к сожалению, не применяется
в связи с тем, что местные органы власти
пока лишены права самостоятельно устанавливать
виды налогов. Не менее проблематичным
в нашей стране является и применение
штрафов, поскольку установлением их видов
и размеров занимаются органы государственной
власти. Подобная практика приводит к
тому, что штрафы (особенно взимаемые с
граждан) практически не применяются,
так как исчезает заинтересованность
в них органов местного самоуправления.
Другим достаточно распространенным
видом неналоговых поступлений являются
тарифные платежи за услуги муниципальных
предприятий. Отличает их от взаиморасчетов
между другими субъектами хозяйственных
отношений то, что тарифы на услуги утверждаются
органами местного самоуправления. К этой
же группе доходных источников относятся
и сборы, которые также являются платой
за услуги, оказываемые органами местного
самоуправления.
Муниципальный кредит. По своей
природе кредитные ресурсы всегда носят
возвратный характер и, следовательно,
должны использоваться лишь на развитие
муниципального образования. Источниками
муниципального кредита могут выступать
население, государство, частные кредитные
учреждения, другие органы местного самоуправления
(взаимный кредит).
Таким образом, от формирования
доходов и расходов муниципальных финансов,
а так же от источников этой сферы зависит
не только экономический уровень отдельных
хозяйственных единиц, но и экономический
уровень всей страны, поэтому следует
внимательно подходить к регулированию
основных источником муниципальной финансовой
сферы.
3. Проблемы развития муниципальной
финансовой сферы в современном обществе
Рассмотрение и определение
сущности местных финансов в современной
финансовой науке является одной из важнейших
проблем, острота которой подчеркивается
новизной ее восприятия и безотлагательной
необходимостью подвести теоретическую
базу под уже реально формирующуюся систему
финансовых отношений.
Эти отношения складываются
в процессе осуществления властных полномочий
на местном уровне не через органы государственной
власти, а через создающиеся и функционирующие
органы, не входящие в систему государственной
власти. Однако разработка этой теоретической
базы наталкивается сегодня на нерешенность
вопросов сущности и функций финансов
на общетеоретическом уровне. Следует
отметить также отсутствие пока единой,
общепринятой научной терминологии и
перспективность теоретико-методологических
исследований в этой сфере.
Период экономической и социальной
трансформаций, переживаемый нашим обществом,
сопровождается радикальным изменением
механизма образования и распределения
муниципальных финансов, которые, как
и любое нововведение, встречают на своем
пути ряд задач и проблем.
Жизнь и закон распорядились
так, что за все это отвечают органы местного
самоуправления и муниципальная финансовая
система. Иначе это называется «передачей
с федерального и субфедерального уровней
государственной власти расходных полномочий
на уровень органов местного самоуправления».
В реальности же получается большая несправедливость
и неразбериха, так как полномочия сверху
вниз передаются, а деньги – нет. Граждане
требуют (совершенно законно и справедливо)
реализации своих прав, в том числе в судах.
Граждане выигрывают дела, а платят за
все опять же органы местного самоуправления.
Чиновники, получающие зарплату из федерального
бюджета, пользуются всеми услугами городских
служб на льготных условиях, но вплоть
до начала 2001 года никто и никогда не возмещал
муниципалитетам эти расходы.
То есть одной из главных проблем
муниципальной сферы является чрезвычайная
запутанность всей финансовой системы
России, которая проявляется в слабости
и некой фантастичности всего законодательства.
Другая явная проблема, которая
стоит на пути муниципальной финансовой
сферы – это проблема «тающих доходов».
Это выражается в том, что объем «расходных
полномочий» непрерывно растет, а доходы
местных бюджетов – неуклонно сокращаются.
Основу доходов местных бюджетов составляют
отчисления (постоянно меняющиеся год
от года) от налога на прибыль предприятий,
подоходного налога на физических лиц,
акцизов, платежей за пользование природными
ресурсами, налога с продаж, на вменённый
доход и нескольких других. Большинство
из них являются федеральными или региональными
и влиять на их ставки и долю отчислений
местные власти не могут.
Однако процесс становления
механизма сбора и обработки информации
о личных доходах населения в нашей стране
растянулся на несколько лет и, несмотря
на это, все еще далек до совершенства.
При этом глубокий и всесторонний анализ
этого вопроса, безусловно, требует не
только четкой и направленной системы
первичной статистической информации,
но и разработки новой и совершенствования
существующей комплексной системы показателей,
а также методов исследования для оценки
деятельности домашних хозяйств, и, прежде
всего, их доходов. Поэтому важно детально
изучить и упорядочить систему формирования
и сбора информации об общем состоянии
муниципальных финансов.
Так же нужно акцентировать
внимание на укреплении самостоятельности
и независимости муниципальной сферы
и законодательства в целом, а для этого
важно:
укрепление финансовой самостоятельности
субъектов Российской Федерации;
создание стимулов для увеличения
поступлений доходов в бюджеты субъектов Российской
Федерации и местные бюджеты;
создание стимулов для улучшения
качества управления государственными
и муниципальными финансами;
повышение прозрачности региональных
и муниципальных финансов;
оказание методологической
и консультационной помощи субъектам
Российской Федерации в целях повышения
эффективности и качества управления
муниципальными финансами, а также в целях
реализации реформы местного самоуправления.
Таким образом, в целях расширения
самостоятельности и повышения ответственности
органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного
самоуправления в сфере бюджетного планирования
и управления необходимо уточнить состав
бюджетной классификации, групп и подгрупп
классификации доходов бюджетов и источников
финансирования дефицита бюджетов, разделов
и подразделов классификации расходов,
групп и статей операций сектора государственного
управления, а также установить предельный
срок внесения изменений в бюджетную классификацию.
Еще одна явная проблема в муниципальной
финансовой сфере – это проблема представления
прозрачной и достоверной информации
о деятельности органов государственной
власти субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления.
Основой процесса решения данной
проблемы должны стать требования к публичному
раскрытию информации о планах, условиях
и результатах деятельности органов государственной
власти субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления.
Важно отметить тот факт, что
прозрачность облегчает контроль со стороны
общества за эффективностью управления
муниципальными финансами, повышает ответственность
органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного
самоуправления за принятые решения, содействует
укреплению внутренней дисциплины в муниципальных
учреждениях.
В настоящее время в открытом
доступе на регулярной основе существуют
отдельные элементы статистической информации
о состоянии региональных и муниципальных
финансов, в числе которых присутствует
отчетность об исполнении бюджетов субъектов
Российской Федерации и местных бюджетов.
Исходя из этого, Министерство
финансов Российской Федерации должно
разработать порядок формирования, ведения
и распространения единой информационной
базы, характеризующей состояние и качество
управления бюджетами субъектов Российской
Федерации и местными бюджетами, обеспечить
свободный доступ к этой базе через сеть
Интернет.
Кроме того, для решения данной
проблемы должны быть разработаны единые
принципы составления статистической
информации на всех уровнях государственной
власти в целях составления региональных
и муниципальных показателей их социально-экономического
развития по одинаковой методологии и
достижения их согласованности с показателями
федерального уровня.
Таким образом, наряду с развитием
муниципальной финансовой сферы приходится
сталкиваться и с рядом проблем, которые
тормозят развитие экономики не только
отдельных регионов, но и страны в целом,
потому что муниципальные финансы – основа
бюджета России. Поэтому для решения всех
выше перечисленных проблем необходимо
сначала детально изучить предпосылки
их возникновения, а потом уже переходить
к корректировке курса экономического
развития, разработке новых планов и идей
и воплощения их в действительность.
Заключение
Проанализировав информацию,
изложенную в данной работе можно прийти
к некоторым выводам и умозаключениям.
Во-первых, на всем протяжении
экономического развития мы можем проследить
стремление муниципальных финансов расширить
свои возможности не только за счет привлечения
дополнительных ресурсов и источников,
но и за счет построения правильной тактики
и стратегии построения местного бюджета.
Во-вторых, муниципальные финансы
имеют сложную комплексную природу и являются
составной частью экономической и финансовой
системы.
Важно отметить тот факт, что
муниципальные финансы являются фундаментом
бюджетной системы Российской Федерации.
Не укрепив фундамент, нельзя кардинально
улучшить всю систему. При этом в муниципальных
финансах сосредоточена основная часть
бюджетных расходов на социальную сферу.
Вопросы регулирования межбюджетных отношений
в социальной сфере, в условиях, когда
основные социальные функции, - образование,
здравоохранение, обеспечение жильем,
выплата детских пособий, пособий по нуждаемости
и др., - передаются с федерального уровня
на региональный и далее в ведение муниципалитетов,
приобретают особенно важное значение
и требуют детальной проработки.
В-третьих, муниципальная финансовая
система выполняет определенные функции,
благодаря которым человек и общество
в целом может принимать более рациональные
решения и искать новые пути расширения
и получения доходов.
Институт местного самоуправления
нужно укреплять и развивать не только
ввиду его необходимости для оперативного
и качественного решения локальных проблем
и в частности проблем социального развития,
но и по причине его крайней полезности
для государственного строительства в
целом - как противовеса центробежным
устремлением регионов. Задача первостепенной
важности - добиться формирования полноценных
органов местного самоуправления повсеместно
на всей территории России.
Таким образом, мы приходим
к выводу о том, что только в результате
детального изучения, подробного анализа
и осуществления всех этих мер может быть
выстроена сложная система взаимного
сбалансированного контроля региональных
и местных органов власти, способствующая
стабилизации всего финансового механизма
Российской Федерации.
доход расход
Список литературы
Подъяблонскя Л.М. Государственные и муниципальные финансы. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 560 с.
Вахрин П.И. Финансы. – М.: Дашков и К, 2003. – 531 с.
Бабун Р.В. Организация местного самоуправления. – СПб.: Питер, 2005. 192
Климович В.П. Финансы, денежное
обращение и кредит. – М.: ФОРУМ-ИНФРА-М,
2006. 256 с.
Циммерман Х. Муниципальные финансы. – М.: Дело и Сервис, 2003. – 352 с.