Понятие ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 10:28, курсовая работа

Краткое описание

Ценные бумаги - необходимый атрибут всякого рыночного хозяйства. Ранее во внутреннем гражданском обороте находилось лишь минимальное количество ценных бумаг, в основном выпущенных государством: облигации, предъявительские сберкнижки и аккредитивы, а в расчетах между юридическими лицами мог использоваться расчетный чек. С переходом к рыночной экономике оборот ценных бумаг резко возрос, стал формироваться их рынок. Правда, он касался лишь так называемых “фондовых”, или “инвестиционных”, ценных бумаг - акций и облигаций, а главное, получил крайне неудовлетворительную правовую регламентацию, недостатки которой составили базу для многих злоупотреблений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...………...….2
Глава 1. Понятие ценных бумаг в российском законодательстве.
1.1. Понятие ценных бумаг……………………………………………...…4
1.2. Классификация ценных бумаг……………………………………..….8
1.3. Виды ценных бумаг…………………………….…………………….14
Глава 2. Современное состояние и перспективы развития ценных бумаг в Российской Федерации
2.1. Современное состояние рынка ценных бумаг в РФ………………...33
2.2. Перспективы развития рынка ценных бумаг в РФ…………………37
Заключение………………………...........................................................................……..42
Список литературы……………………………………………………………….……...44

Вложенные файлы: 1 файл

рцб.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

размер депозита или сберегательного вклада, оформленного сертификатом (прописью и цифрами);

безусловное обязательство  банка вернуть сумму внесенную в депозит или на вклад;

дата востребования  бенефициаром (вкладчиком) суммы по сертификату;

ставка процента за пользование депозитом или  вкладом;

сумма причитающихся  процентов;

наименование  и адреса банка - эмитента и для  именного сертификата - бенефициара (вкладчика).

Подписи двух лиц, уполномоченных банком на подписание такого рода обязательств, скрепленные  печатью банка. Отсутствие в тексте бланка сертификата какого-либо из обязательных реквизитов делает этот сертификат недействительным. Банк, оформляющий сертификат, может включить в него иные дополнительные условия и реквизиты, которые не противоречат действующим правовым нормам. Бланк сертификата также должен содержать все условия выпуска, оплаты, и обращения сертификата (условий и порядка уступки прав требования по сертификату). В случае, если с сертификатом было проведена операция, не предусмотренная условиями, содержащимися на его бланке, такая операция считается недействительной. Выпуск сертификатов может осуществляться как в разовом порядке, так и сериями. Срок обращение депозитных сертификатов (с даты выдачи сертификата до даты, когда владелец сертификата получает право востребования депозита) ограничивается одним годом. Срок обращения сберегательных сертификатов не может превышать трех лет. Обращение депозитных и сберегательных сертификатов осуществляется на основании общих норм гражданского права. При этом сертификаты не могут служить расчетным или платежным средством за проданные товары или оказанные услуги. Денежные расчеты по купле-продаже депозитных сертификатов и выплате сумм по ним осуществляются только в безналичном порядке. Уступка права требования по сертификатам на предъявителя осуществляется простым вручением этого сертификата. Уступка права требования по именному сертификату (цессия) оформляется на оборотной стороне такого сертификата двусторонним соглашением лица, уступающего права (цедента) и лица, приобретающего эти права (цессионария). Соглашение об уступке права требования по депозитному сертификату подписывается двумя лицами, уполномоченными соответствующим юридическим лицом на совершение таких сделок и скрепляется печатью этого юридического лица. Каждый договор об уступке нумеруется цедентом. Договор об уступке права требования по сберегательному сертификату подписывается обеими сторонами лично. При наступлении срока востребования депозита или вклада банк обязан выплатить владельцу ценной бумаги сумму вклада и проценты по ставке, первоначально установленной в условиях выпуска и обращения независимо от времени покупки владельцем данного сертификата. Это означает, что ставка процента, закрепленного на бланке сертификата, не может быть изменена в течении периода обращения сертификата. Платеж производится против предъявления сертификата и заявления владельца с указанием счета, на который должны быть зачислены средства. Для граждан платеж может производится как путем перевода суммы на счет, так и наличными деньгами. В случае досрочного предъявления сберегательного или депозитного сертификата к оплате банком выплачиваются суммы вклада и проценты, выплачиваемые по вкладам до востребования, если условиями сертификата не установлен иной размер процентов. Таким образом, депозитный и сберегательный сертификаты представляют собой письменное свидетельство банка о депонировании денежных средств и о праве вкладчика на получение по истечении установленного срока суммы депозита по нему.

Приватизационный  чек - В соответствии с постановлением Верховного Совета РФ "О ходе реализации Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ на 1992 г." от 9 октября 1992 г. №3608-1 и Указом Президента РФ "О введении в действие системы приватизационных чеков в РФ" от 14 августа 1992 г. № 914 с 1 октября 1992 г. в РФ была введена в действие система приватизационных чеков (приватизационных счетов), реализующих механизм бесплатной передачи гражданам РФ имущества в процессе приватизации, которая просуществовала до 1 июля 1994 г. Система использования приватизационных чеков основывалась на следующих принципах:

приватизационный  чек является государственной ценной бумагой целевого назначения и может быть использован при приватизации объектов государственной и муниципальной собственности, жилищного фонда, земельных участков, а также при приобретении акций инвестиционных фондов;

каждый гражданин РФ имеет право получить один приватизационный чек;

выпуск приватизационных чеков производится на основании  указов Президента РФ;

приватизационные  чеки действительны в течении  ограниченного времени с момента  их выпуска;

приватизационные  чеки имеют номинальную стоимость в рублях;

приватизационные  чеки продаются и покупаются гражданами свободно.

Приватизационный  чек является государственной ценной бумагой целевого назначения на предъявителя, имеющей номинальную стоимость  в рублях и используемой как платежной средство для приобретения объектов приватизации. Продажа акций приватизируемых государственных и муниципальных предприятий на аукционе исключительно за приватизационные чеки получила название чекового аукциона. Продажа акций приватизируемых предприятий на специализированных чековых аукционах согласно п.5.4.1 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ на 1992 -1993 г. г. являлась основной формой продажи акций до 1 июля 1994 г. и осуществлялась в соответствии с планами приватизации, утвержденными комитетами по управлению имуществом, и планами-графиками проведения специализированных чековых аукционов. При проведении чековых аукционов акции приватизированных предприятий обменивались в определенной пропорции на приватизационные чеки. Количество акции, приходящееся на один приватизационный чек, определялось в зависимости от количества участников аукциона и предъявленных ими приватизационных чеков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава  2. Современное состояние  и перспективы развития ценных бумаг                               в Российской Федерации.

2.1. Современное состояние рынка ценных бумаг в РФ. 

В России выбрана  смешанная модель фондового рынка, на котором одновременно и с равными  правами присутствуют и коммерческие банки, имеющие все права на операции с ценными бумагами, и небанковские инвестиционные институты. 
Рынок ценных бумаг в России - это молодой, динамичный рынок с быстро нарастающими объемами операций, со все более изощренными финансовыми инструментами и диверсифицированной регулятивной и информационной структурой. 
Современный российский фондовый рынок можно охарактеризовать по следующим параметрам: 
1. Участники рынка: 
2400 коммерческих банков, 
Центральный банк РФ (около 90 территориальных управлений), 
Сберегательный банк (42000 территориальных банков, отделений, филиалов), 
60 фондовых бирж, 
660 институциональных фондов 
более 550 негосударственных пенсионных фондов 
более 3000 страховых компаний 
саморегулируемая организация - Союз фондовых бирж. 
2. Объемы рынка 
Одним из наиболее объемных является рынок государственных долговых обязательств, включающий: 
долгосрочные и среднесрочные облигационные займы, размещенные среди населения (более 30 млрд. руб.); 
государственные краткосрочные облигации различных годов выпуска; 
долгосрочный 30-летний облигационный займ 1991г. (с учетом вложений Банка России 55-60 млрд. руб.);

внутренний  валютный облигационный займ для  юридических лиц (около 35.5 трлн. руб.); 
казначейские обязательства (до 5 трлн. руб.). 
3. Рынок частных ценных бумаг: 
эмиссия акций преобразованных в открытые акционерные общества государственных предприятий (около 800-900 млрд. руб.); 
эмиссия акций и облигаций банков (более 2 трлн. руб.); 
эмиссия акций чековых инвестиционных фондов (2-2.5 трлн. руб.); 
эмиссия акций вновь создаваемых акционерных обществ (75-76 трлн. руб.); 
облигации банков и предприятий (50-60 трлн. руб.). 
Качественные характеристики. 
Российский фондовый рынок характеризуется следующим: 
небольшими объемами и неликвидностью; 
"неоформленностью" в макроэкономическом смысле (неизвестно соотношение сил на фондовом рынке и т.п.); 
неразвитостью материальной базы, технологий торговли, регулятивной и информационной инфраструктуры; 
 
раздробленной системой государственного регулирования; 
отсутствием государственной долгосрочной политики формирования рынка ценных бумаг; 
высокой степенью всех рисков, связанных с ценными бумагами; 
значительными масштабами грюндерства, т.е. агрессивной политикой учреждения нежизнеспособных компаний; 
крайней нестабильностью в движениях курсов акций и низкими инвестиционными качествами ценных бумаг; 
отсутствием открытого доступа к макро- и микроэкономической информации о состоянии фондового рынка; 
инвестиционным кризисом; 
отсутствием обученного персонала и крупных, заслуживших общественное доверие инвестиционных институтов;

агрессивностью  и острой конкуренцией при отсутствии традиций деловой этики; 
высокой долей спекулятивного оборота; 
расширением рынка государственных долговых обязательств и спроса государства на деньги, что сокращает производительные инвестиции в ценные бумаги. 
Несмотря на все отрицательные характеристики, современный российский фондовый рынок - это динамичный рынок, развивающийся на основе: быстро расширяющейся практики покрытия дефицитов федерального и местного бюджетов за счет выпуска долговых ценных бумаг; объявления первых крупных инвестиционных проектов производственного характера; расширяющегося выпуска предприятиями и регионами облигационных займов; быстрого улучшения технологической базы рынка; открывшегося доступа на международные рынки капитала; быстрого становления масштабной сети институтов - профессиональных участников рынка ценных бумаг и других факторов. 
Формирование фондового рынка в России повлекло за собой возникновение, связанных с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования рынка ценных бумаг. 
Нынешнее состояние рынка ценных бумаг в России следует охарактеризовать как тяжелое. Последние полтора года он развивается неравномерно и не соответствует потребностям экономики. Преобладающим сегментом этого рынка до последнего времени являлся сектор государственных ценных бумаг, в основном краткосрочных, которые по традиционным мировым понятиям считаются объектом денежного, а не фондового рынка. В то же время рынок корпоративных ценных бумаг либо стагнирует, либо обслуживает инвесторов, главным образом иностранных. Российское население играет на отечественном фондовом рынке крайне незначительную роль. 
В связи с этим следует провести целевую переориентацию рынка ценных бумаг. Вместо обслуживания быстро растущих финансовых запросов государства, перераспределения крупных портфелей акций и спекулятивного бума вокруг новых торгово-финансовых компаний, не имевших ранее реальных активов, - вместо выполнения этих задач, имеющих вторичное значение, рынок ценных бумаг должен быть направлен на выполнение своей главной функции - на преодоление инвестиционного кризиса, аккумуляцию свободных денежных ресурсов для направления их на цели восстановления и последующего роста производства в России. Большой рынок нуждается в более профессиональном регулировании, в предупреждении крупного падения рынка ценных бумаг. Очевидна необходимость введения уже сейчас элементов долгосрочного, стратегического управления в структуры рынка ценных бумаг на микро- и макроуровне. 
Также необходимо провести укрупнение структур фондового рынка, т.к. в России количество фондовых и товарно-фондовых бирж в несколько раз больше, чем в развитых странах, что при слабости финансовых и информационных связей ведет к раздробленности фондового рынка в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Перспективы  развития рынка ценных бумаг  в РФ.

В настоящее  время в России, как и во многих других странах, наблюдается тенденция  расширения банковских операций с ценными  бумагами. Однако суммарная рыночная капитализация российских банков (стоимость всех видов ценных бумаг, выпущенных банками) все еще несравненно мало в сопоставлении с другими, в том числе развивающимися, странами, млрд. долл.: США - 850, Англия - 350, Япония - 350, Китай - 200, Россия - 20. 
 
Начиная с середины 1999 г. в России быстро развивался рынок корпоративных облигаций. Можно говорить о возникновении нового сегмента отечественного рынка, не менее привлекательного, чем рынок государственных ценных бумаг. Расширяется сектор долгосрочного привлечения ресурсов, а также оказание посреднических услуг при первичном размещении ценных бумаг (андеррайтинг). 
 
Быстрыми темпами развивался и вторичный рынок корпоративных облигаций. На ММВБ в середине 2001 г. ежедневный объем оборота этих инструментов занимал в среднем 40% оборота рынка государственных бумаг, составлявшего около 500 млн. руб. К началу 2003 г. было достигнуто равенство этих показателей. 
 
Для дальнейшего развития этого рынка необходимо существенное снижение затрат на эмиссию ценных бумаг. До 2005 г. в РФ размер налога составлял 0,2% объема эмиссии против 0,026% в США, например. Затем он был заменен государственной пошлиной, размер которой зависел от вида действий ФСФР при регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг. 
 
Продолжает сохраняться ограниченность инструментария российского рынка ценных бумаг. На биржевом рынке по-настоящему ликвидными могут считаться акции лишь пяти-семи компаний и менее 10 выпусков государственных и корпоративных облигаций. Это существенно ниже, чем в других странах: в США число эмитентов, чьи акции котируются на национальных фондовых биржах, составляет 8000, в Англии - 3000, Китае - 1100, Южной Корее - 700.  
 
Поэтому одним из главных направлений развития российского рынка ценных бумаг является существенное увеличение числа обращающихся инструментов. Для этого необходимо: 
 
1. расширение операций кредитования под залог государственных и корпоративных ценных бумаг (операций репо), в частности продажи Банком России бумаг из собственного портфеля с обязательством обратного выкупа; 
 
2. развитие рынков биржевой торговли инвестиционными паями ПИФ, ипотечными облигациями, срочными производными инструментами; 
 
3. организация международного сектора рынка ценных бумаг, т.е. осуществление на российских биржах листинга и обращения акций и долговых бумаг, входящих в расчет фондовых индексов Dow-Jones, Nikkei и др. 
 
В соответствии с принятыми Правительством РФ основными направлениями экономического развития требуется законодательное закрепление возможности обращения иностранных ценных бумаг на российском рынке. Необходимо также принятие законов об инвестиционных фондах, об эмиссионных ипотечных ценных бумагах; изменение закона об ипотеке (залоге недвижимости); внесение поправок в ГК РФ, земельное законодательство и др. 
 
Среди других перспективных задач развития отечественного рынка ценных бумаг - преодоление синдрома недоверия к нему инвесторов. В развитых странах главная составляющая структуры всех инвесторов - физические лица, действующие напрямую или через пенсионные и паевые фонды, брокерские фирмы и банки и др. В Российской Федерации численность инвесторов этой категории составляет лишь несколько десятков тысяч обеспеченных граждан. 
 
Одним из важных направлений в решении этой задачи можно считать развитие использования автоматизированных систем фондовой торговли, реализуемых через Интернет. 
 
Широкое развитие систем фондовой торговли с использованием Интернета и других прогрессивных технологий способно обеспечить доступ на российский рынок ценных бумаг существенно большего круга граждан страны и зарубежных инвесторов. Однако и здесь имеются нерешенные проблемы: 
1. ограниченность юридического обеспечения, в частности наличие нерешенных вопросов оформления сделок (например, электронная подпись); 
2. фискальный характер налогового законодательства, в частности удержание налога на доходы физических лиц с оборота совершенных сделок, независимо от их прибыльности или убыточности и др. 
В недалекой перспективе фондовые операции, очевидно, не будут приносить высоких прибылей, поэтому их экономическая эффективность приобретет первостепенное значение. Вероятно, усложнится организационная структура российского рынка, произойдет дальнейшее совершенствование правовой основы его функционирования и т.д. 
Однако не следует забывать, что в данной момент наша страна, как и многие другие, находится в условиях мирового финансово-экономического кризиса, проявившегося в 2008 году в форме ухудшения основных экономических показателей в большинстве стран, и последовавшая в конце того же года глобальная рецессия (некритический спад производства или замедление темпов экономического роста; чаще всего ведет к массивным падениям индексов на бирже). 
Отечественный рынок ценных бумаг явился одним из лидеров падения. Так, по итогам 2008 года, российские фондовые индексы потеряли больше чем американские и европейские, заняв тем самым одно из самых высоких мест с отрицательным результатом. Если проследить динамику значения отечественных биржевых индексов, то стартом кризиса российского фондового рынка необходимо считать середину мая 2008 года, поскольку именно в мае биржевые индексы перестали расти, и началось стремительное и устойчивое падение. Поначалу динамика российских фондовых индексов практически не отличалась от динамики фондовых индексов других стран, то есть российский кризис был лишь составляющей общего кризиса. Изменилось все в середине июля, когда индекс РТС за один день упал на 4,5% при незначительных колебаниях индексов мирового фондового рынка и развивающихся рынков. Импульсом к обрушению фондового рынка стал российско-грузинский военный конфликт в августе. Таким образом, происходящее в России не является исключительным событием и укладывается в тенденцию на глобальных финансовых рынках, однако российский фондовый рынок продемонстрировал худшие результаты. 
Не может не беспокоить тенденция, возникшая во второй половине 2008 года, - российский фондовый рынок снова перетекает на европейские биржевые площадки. Текущая ситуация проредила сообщество участников рынка ценных бумаг, исключив значительный объем краткосрочных инвесторов, спекулянтов и участников торговавших с использованием заемных средств. А в условиях ослабления рубля по отношению к доллару США нерезиденты интенсивно выводят активы с российского фондового рынка, оказывая дополнительное давление на цены. В итоге биржевые курсы акций сейчас ничего не отражают, а фондовые индикаторы не показывают реального состояния компаний и экономики в целом. Ликвидность российского рынка заметно снизилась, снизились обороты, что в свою очередь вызвало рост волатильности. Соответственно, ценовая динамика фондового рынка не поддается анализу какими-либо формальными методами. В условиях паники возможно формирование любых ценовых уровней активов, даже ниже ликвидационной стоимости активов эмитента. 
В качестве последствий кризиса для экономики России в первую очередь выделяют существенное замедление темпов экономического роста в 2009 году. По оценкам международных экспертов, российская экономика сможет полностью преодолеть последствия кризиса не ранее 2012 года. Экономисты Всемирного банка отмечают, что применительно к России стоит говорить не о длительном спаде, а о продолжительном восстановлении экономики страны. В дальнейшем, в середине 2010 года, скорее всего, ожидается начало восстановительных тенденций в российской экономике. В развитых странах ситуация останется сложной в течение нескольких лет. Таким образом, для России кризис, все-таки, будет более краткосрочным, чем для Америки и Европы.  

Информация о работе Понятие ценных бумаг