Прибыль и рентабельность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 20:40, реферат

Краткое описание

Важным условием предпринимательской деятельности является наличие дохода. Предпринимательская деятельность представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли. Следовательно, получение прибыли – это непосредственная цель предприятия. Но получить прибыль предприятие может только в том случае, если оно производит продукцию и услуги, которые реализуются, то есть удовлетворяют общественные потребности.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по Финансам предприятий.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

Аналитический метод  расчета прибыли дает результат, близкий к полученному при расчете прибыли методом прямого счета. Поэтому его целесообразно применять для проверки правильности прямого счета. Расчет прибыли аналитическим методом можно использовать для эко-омического анализа.

Смешанный метод планирования прибыли представляет собой сочетание метода прямого счета с некоторыми элементами аналитического метода.

Если прибыль выражается в абсолютном выражении, то рентабельность – это относительный показатель интенсивности производства. Он отражает уровень эффективности (прибыльности) хозяйственно-финансовой деятельности предприятия относительно определенной базы. Он характеризует уровень отдачи затрат и степень использования материальных, трудовых и денежных средств в процессе производства и реализации продукции. Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.

Показатели  рентабельности (доходности) предприятия позволяют дать оценку его финансовых результатов и, в конечном счете, эффективности. К этим показателям обычно относят уровень рентабельности, который выражается как отношение того или иного вида прибыли к какой-либо базе. Разные показатели отражают разные стороны деятельности предприятия.

Вполне естественно, что  в целом эффективность работы предприятия может определяться лишь системой показателей рентабельности. Она, включает в себя пять групп показателей: рентабельность продукции, продаж, активов, собственного капитала и прочие показатели.

Первая группа показателей  – это рентабельность продукции, которую можно рассчитать как по всей реализованной продукции, так и по отдельным ее видам. Рентабельность единицы продукции (Рпрод) определяется как отношение прибыли (П) к себестоимости (С):

Рпрод = П / С 

Роль этого показателя состоит в том, что с его  помощью дается оценка затрат предприятия  на единицу выпускаемой продукции. Кроме того, с его помощью определяется фактическая рентабельность. В мировой практике этот показатель имеет название «затраты плюс».

Второй способ расчета  показателя уровня рентабельности продукции – это расчет с учетом доходности на вложенный капитал.

Рвк = (ВК х УДвк) / (Сед х ОРнат),

где:

Рвк – рентабельность на вложенный капитал;

ВК – вложенный  в данное производство капитал;

УДвк – уровень  доходности на вложенный капитал, предусмотренный инвестиционным проектом;

Сед – себестоимость  единицы продукции;

ОРнат – объем реализации в натуральном выражении.

Вторая группа показателей  рентабельности – это рентабельность продаж, которая рассчитывается по следующей формуле:

ROS = Прп / В, 

где:

ROS – рентабельность  продаж (Return on Sales);

Прп – прибыль от реализации;

В – выручка от реализации.

Рост этого показателя может отражать рост цен на продукцию  при постоянных затратах или увеличение спроса и соответственно снижении затрат на единицу продукции. Уменьшение этого показателя отражает обратные тенденции. Кроме того, этот показатель показывает долю прибыли в выручке от реализации, следовательно, соотношение в ней при-были и полной себестоимости реализуемой продукции. Именно с помощью этого показателя предприятие может принять решение по поводу

выбора пути увеличения прибыли: или снижать себестоимость, или увеличивать объем производства. Данный показатель, рассчитанный на основе чистой прибыли, называют коэффициентом чистой прибыли.

Третья группа показателей  рентабельности – рентабельность активов (или инвестиций). Этот показатель может встречаться под названием ROI – Return on investment, т.е. рентабельность инвестиций. Он отражает эффективность вложенных в предприятия денежных средств. В зависимости от ситуации может использоваться тот или иной вид прибыли, но в большинстве случаев оценка ведется по прибыли до налогообложения, т.е. по валовой, и по прибыли после налогообложения, т.е. по чистой прибыли.

На рентабельность активов, прежде всего, оказывают влияние две группы факторов, связанных с рентабельностью продаж и оборачиваемостью активов. Обычно при анализе рентабельности активов проводится анализ оборотных активов, т.е. его оборотных средств, так как их влияние на этот показатель значительно зависит от состояния и организации оборотных средств.

Предприятие может аналогичным путем рассчитывать рентабельность и внеоборотных активов (основных средств и нематериальных активов), т.е. первого раздела актива баланса.

Четвертая группа показателей  рентабельности – рентабельность акционерного или собственного капитала. Этот показатель занимает особое место, так как отражает отдачу или доходность главного вида средств, используемых предпринимателем, - собственных средств.

Особенность этого показателя в том, что он, во-первых, показывает эффективность собственных средств, т.е. чистую прибыль, полученную на вложенный рубль, и, во-вторых, степень риска предприятия, отражающую рост ROE (рентабельность акционерного капитала). На основе ROE предприятие может прогнозировать темпы роста своей прибыли.

Во взаимосвязи с ROE может быть использована знаменитая формула Дюпона:

ROE = (ЧП/В) х  (В/Аср) х (Аср/ПIII).

где:

ЧП – чистая прибыль предприятия

Аср – средняя величина активов (имущества) предприятия за определенный период.

ПIII – средняя величина собственного капитала предприятия  за определенный период.

В – выручка от реализации.

Данная формула значительно  расширяет аналитические возможности предприятия, в результате чего оно имеет возможность определить:

- динамику чистой прибыли в выручке от реализации продукции (рентабельность продаж);

 

- эффективность использования  активов на основе выручки  от реализации и существующие тенденции (оборачиваемость активов);

- структуру капитала  предприятия на основе той  доли, которую составляют в активах  собственные средства;

- влияние вышеперечисленных  факторов на ROE.

Вместе с расчетом ROE предприятиям следует рассчитывать рентабельность так называемого перманентного капитала и рентабельность заемного капитала.

Долгосрочный кредит практически используется для формирования внеоборотных активов, способствует высвобождению собственных средств. Тем самым он как бы косвенно увеличивает собственные средства предприятия. Поэтому показатель рентабельности перманентного капитала в более широком смысле отражает рентабельность собственных средств предприятия, или, другими словами, средств, вложенных в предприятие на длительный срок.

Аналогично определяется рентабельность заемных средств, как  долгосрочных и краткосрочных в  целом, так и отдельно краткосрочных  пассивов.

К пятой группе показателей  рентабельности относятся все прочие показатели. Это, прежде всего показатели рентабельности акций.

Вышеописанная система  показателей рентабельности предприятия, дает наиболее точное представление об эффективности его работы и финансовых результатах.

Таким образом, прибыль важный источник расширения производства и других внутрихозяйственных потребностей, главный источник финансирования экономического и социального развития, она служит основным критерием выбора инвестиционных проектов и программ оптимизации текущих затрат, расходов, финансовых вложений.

Также прибыль (и ее относительная модификация – рентабельность) обрела важнейшую роль в новом хозяйственном и финансовом механизме управлением социально-экономическим развитием. Это – база финансовой устойчивости и обеспечения доходов предприятий, государства населения.

 

 

 

 

 

                        СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Моляков Д.С., Шохин Е.И. Теория финансов предприятий. М., Финансы и статистика, 2000 г. – 450 с.

2.Финансы предприятий. Шуляк П.Н. М.: 2001. – 228с.

3.Финансовый менеджмент: Учебник для вузов/Под ред. проф. Г.Б.Поляка. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2001. – 518с.

4.Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова; под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000. – 479 с.

5.Финансово-кредитный энциклопедический словарь. Под ред. А.Г. Грязновой. М., Финансы и статистика, 2002 г.

6.Финансовое управление фирмой/В.И. Терехин, С.В. Моисеев, Д.В. Терехин, С.Н. Цыганков; под ред. В.И. Терехина. – М.: ОАО Издательство «Экономика», 2002. – 350 с.

 

 

 

 




Информация о работе Прибыль и рентабельность предприятия