Принципы организации бюджетной системы и бюджетного устройства в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 17:44, курсовая работа

Краткое описание

Бюджетная система Российской Федерации - это, согласно российскому законодательству, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджетное устройство - организация и принципы построения бюджетной системы, функционирующей в соответствии с бюджетным законодательством.
Законодательный акт, согласно которому функционирует бюджет и который упоминается в предыдущих двух абзацах - Бюджетный кодекс Российской Федерации, принятый в июле 1998 года. Перед тем, как начать говорить о бюджетной системе и бюджетном устройстве, я считаю необходимым выяснить, что представляет собой государственный бюджет.

Вложенные файлы: 1 файл

Тема №6 Виды бюджетов в Российской Федерации.doc

— 242.00 Кб (Скачать файл)

6 мая вступил в силу закон  о скорректированном бюджете  страны на 2009 год. Ситуация, сложившаяся в мировой и российской экономиках, заставила серьезно пересмотреть основные параметры этого документа - и количественные, и качественные.

Теперь каждый седьмой рубль, потраченный  из государственной казны, пойдет на реализацию антикризисной программы. Но при этом новый бюджет сохранил свой главный приоритет - социальную направленность.

Он во многих отношениях принципиально  отличается от тех, которые принимались  в предыдущие годы. Во-первых, мы отошли от только что введенного трехлетнего бюджетного планирования, поскольку сейчас очень велика степень неопределенности экономической ситуации. Во-вторых, в прежние годы поправки в бюджет были связаны с получением дополнительных доходов. Сейчас они внесены в связи с тем, что из-за кризиса доходы, наоборот, резко упали. Кстати, правительство нередко критиковали за то, что оно намеренно занижает прогноз доходов. Теперь мы видим: дело не в этом, а в непредсказуемости цен на нефть.

И, наконец, в-третьих, впервые с 2000 года вместо профицита будет большой  бюджетный дефицит (табл.3).

 

 

Таблица 3.

Профицит, дефицит (-) консолидированного бюджета*

Профицит, дефицит консолидированного бюджета

1970

1980

1990

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

млн. руб. (до 2000 г. - млрд. руб)

0.7

2.1

8.5

-49105

137619

264324

96964

173815

760232

1758992

2250584

1989684

в процентах к ВВП

     

3.4

1.9

2.9

0.9

1.3

4.5

8.1

8.4

6.0


* Источник: Российский статистический ежегодник. М.: Росстат, 2008

 

 

Резко сокращаются нефтегазовые доходы из-за падения цен на нефть. Более того, подешевели практически все товары российского экспорта, увеличился отток капитала из страны, упало производство. К этому добавились меры правительства по снижению налоговой нагрузки на 595 миллиардов рублей.

В результате доходы бюджета оказываются  на 39 процентов меньше, чем в первоначальном варианте. Тем не менее, расходы не снижены, а даже увеличены до 9,7 триллиона рублей. Это ключевой элемент антикризисной политики. Сократив расходы, мы бы дополнительно уменьшили внутренний спрос, усилив тем самым воздействие кризиса на экономику4.

Основные направления бюджетной  политики и развития бюджетной системы были определены в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах от 23 мая 2009.

Бюджетная политика должна быть ориентирована  на адаптацию бюджетной системы  к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период. Сложность современной экономической ситуации и связанные с этим проблемы формирования и исполнения бюджета не должны рассматриваться в качестве основания для отказа от ранее определенных стратегических целей.

Бюджет не должен становиться ни источником финансовой нестабильности, ни дополнительным фактором падения  деловой активности. Бюджетная политика должна создавать источники повышения конкурентоспособности российской экономики, ее модернизации и технологического обновления. Эти обстоятельства требуют значительной реструктуризации бюджетных расходов.

Снижение под воздействием мирового финансового кризиса доходов  федерального бюджета и необходимость  соблюдения объективно обусловленных  ограничений размера дефицита бюджета, а также обеспечение сбалансированности пенсионной системы в условиях ее реформирования определяют потребность пересмотра объемов и структуры бюджетных расходов, что может привести по ряду направлений к сокращению объемов расходов федерального бюджета в 2010-2012 годах по сравнению с 2009 годом.

Эта вынужденная мера должна реализовываться  совместными усилиями всех участников бюджетного процесса, направленными  на оптимизацию бюджетных расходов. Необходимо обеспечить максимально эффективное использование ресурсов, отказаться от реализации задач, не носящих первоочередной характер, пересмотреть сроки реализации и объемы финансового обеспечения ранее заявленных проектов и программ, сократить участие государства в тех сферах, где в необходимых объемах и качественно услуги гражданам могут предоставляться рыночными частными институтами.

Отдельная глава полностью посвящена  политике в сфере межбюджетных отношений.

Несмотря на положительные изменения  в системе межбюджетных отношений  и в организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, достигнутые в ходе реформы межбюджетных отношений, сохраняются существенные диспропорции доходных поступлений и расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Объем принятых на этих уровнях бюджетной  системы расходных обязательств зачастую существенно превосходит  объем располагаемых доходов. В условиях снижения доходов и сохранения практически на прежнем уровне расходных обязательств проблема несбалансированности бюджетов усугубляется.

Действующая система разграничения  расходных обязательств между уровнями власти в ряде случаев не обеспечивает эффективного предоставления бюджетных  услуг.

Неоправданно возросло число субвенций  и субсидий, не связанных с реализацией национальных приоритетов, что, с одной стороны, усложняет их администрирование, с другой - ограничивает самостоятельность и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, приводит к дублированию и распылению бюджетных средств. Софинансирование со стороны Российской Федерации, по сути, превращается в финансирование того или иного расходного обязательства субъекта Российской Федерации.

Ответственность органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления за обеспечение эффективного расходования средств, создание базы для расширения собственного доходного потенциала снижается. В ряде субъектов Российской Федерации и муниципальных образований управление бюджетным процессом остается на низком уровне, не внедряются в бюджетный процесс принципы бюджетирования, ориентированного на результат, отсутствует система оценки эффективности бюджетных расходов.

Причины существования и роста  неэффективных расходов ясны - сохранение устаревшей системы финансирования сети учреждений исходя из фактических затрат, отсутствие конкуренции и барьеры на пути привлечения частного сектора к оказанию бюджетных услуг.

В целях решения проблем в  сфере межбюджетных отношений следует  действовать в следующих направлениях:

инвентаризация, анализ финансового  обеспечения и оптимизация публичных  обязательств;

обеспечение режима экономного и рационального  использования бюджетных средств, оптимизация расходов на содержание органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

обеспечение реструктуризации бюджетной  сети при сохранении качества и объемов  государственных и муниципальных  услуг, разработка критериев качества предоставления услуг, методик расчета  финансового обеспечения государственных и муниципальных заданий, переход от финансирования бюджетных учреждений к финансированию предоставления государственных и муниципальных услуг;

при значительном снижении доходов  бюджетов субъектов Российской Федерации  и местных бюджетов (более 30 процентов по сравнению с аналогичным периодом предыдущего финансового года), что требует предоставления финансовой помощи из вышестоящих бюджетов, необходимо усиление механизмов финансового администрирования, предусматривающих подписание соглашений между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления об объеме и направлениях расходов бюджетов соответствующих публично-правовых образований, в которых произошло снижение доходов;

создание стимулов для повышения  качества управления бюджетным процессом  на региональном и местном уровнях, включая создание системы мониторинга  и оценки качества управления бюджетным процессом в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, разработка показателей оценки качества такого управления;

выделение субсидий субъектам Российской Федерации исключительно в случаях, когда они направлены на снижение значительных различий между субъектами Российской Федерации в обеспечении предоставления отдельных государственных (муниципальных) услуг, а также на повышение качества (объема) отдельных государственных (муниципальных) услуг в целом по Российской Федерации;

переход в ряде случаев от предоставления субсидий к конкурсной системе выделения  грантов из федерального бюджета  и бюджетов субъектов Российской Федерации на структурные преобразования;

активное расширение региональных и местных полномочий с учетом принципа закрепления за каждым уровнем власти тех из них, которые могут быть наиболее эффективно выполнены на данном уровне власти;

дальнейшее усиление стимулов для  увеличения собственной доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации  и местных бюджетов, прежде всего за счет развития и поддержки малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, проводимая бюджетная  политика дает возможность реализовывать  на практике принципы организации бюджетной  системы и бюджетного устройства, совершенствовать их для организации эффективной бюджетной системы.

Все вышесказанное еще раз доказывает, насколько важна бюджетная система  для государства, насколько она  влияет на экономическое благополучие и процветание его граждан. Надежная бюджетная система является одной из важнейших структур государства, поэтому, для достижения главной цели государству необходимо постоянно развивать и совершенствовать бюджетную систему.

 

Список литературы

 

  1. Конституция РФ принята 12.12.1993
  2. ФЗ № 145 от 31.07.1998 Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ).
  3. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального ​закона "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 ​и 2011 годов" от 12.09.2008 № 34К (611).
  4. Бюджетное послание президента российской федерации федеральному собранию российской федерации от 23.06.2009г.
  5. Бюджетная система РФ / Богословцева Л.В. - Ростов-на-Дону: РГЭУ РИНХ, 2007.
  6. Бюджетная система Российской Федерации / Вахрин П.И. - М.: Дашков и Ко, 2002.
  7. Евсей Гурвич Второе дыхание бюджета // Российская газета. №79, май, 2009.
  8. Нестеренко Т. Новый вариант антикризисного бюджета // Бюджет. №5, май, 2009.
  9. Стрельникова С. Вызовы кризисного года // Бюджет №4, апрель, 2009.
  10. Финансы и кредит / Перекрестова Л.В., Романенко Н.М. - М.: Издательский центр "Академия", 2004
  11. Финансовая система и пропорциональность российского бюджета/ Ржевская Т.Г. - М.: ЮНИТИ, 2008.
  12. Официальный сайт Федеральной Службы Государственной Статистики http://www.gks.ru.
  13. Официальный сайт справочной системы "КонсультантПлюс" http://www.consultant.ru.
  14. Официальный сайт Российской Газеты http://www.rg.ru.
  15. Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации http://www1. minfin.ru/ru.
  16. Официальный сайт Википедии, свободной энциклопедии http://ru. wikipedia.org.
  17. Официальный сайт журнала "Бюджет" http://bujet.ru.
  18. Официальный сайт Бюджетной системы Российской Федерации http://www.budgetrf.ru.

1 «Бюджетная система Российской Федерации» Вахрин П.И. – М.: Дашков и Ко, 2002.

2 Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ

3 Финансы и кредит / Перекрестова Л.В., Романенко Н.М. – М.: Издательский центр «Академия», 2004

4 Евсей Гурвич Второе дыхание бюджета//  Российская газета. №79, май, 2009.


Информация о работе Принципы организации бюджетной системы и бюджетного устройства в Российской Федерации